Доклад на тему «Создание современной среды в ДОУ по духовно- нравственному воспитанию в соответствии с приоритетными задачами Стратегии развития образования Белгородской области»
консультация (старшая группа)

Лариса Викторовна Колосова

В целях создания нормативных правовых и методических условий реализации приоритетных направлений «Стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2023-2027 годы», утвержденной постановлением Правительства Белгородской области департаментом образования области разработаны методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания на основе традиций и культуры в дошкольных образовательных организациях.

      Формирование духовно-нравственного потенциала развивающейся личности возможно на основе тех духовных ценностей, которые являются неотъемлемой частью историко-культурного и социального наследия нашей страны, нашего края. В настоящее время в Белгородской области сложился определенный опыт духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе традиций русской культуры. Знания, получаемые детьми на ступени дошкольного образования, являются важными при изучении истории родного края, отечественной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_doklad.docx25.15 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему

«Создание современной среды в ДОУ по духовно- нравственному воспитанию в соответствии с приоритетными задачами Стратегии развития образования Белгородской области»

В целях создания нормативных правовых и методических условий реализации приоритетных направлений «Стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2023-2027 годы», утвержденной постановлением Правительства Белгородской области департаментом образования области разработаны методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания на основе традиций и культуры в дошкольных образовательных организациях.

      Формирование духовно-нравственного потенциала развивающейся личности возможно на основе тех духовных ценностей, которые являются неотъемлемой частью историко-культурного и социального наследия нашей страны, нашего края. В настоящее время в Белгородской области сложился определенный опыт духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе традиций русской культуры. Знания, получаемые детьми на ступени дошкольного образования, являются важными при изучении истории родного края, отечественной культуры.

В образовательном процессе детских садов региона используются различные концептуальные подходы к духовно-нравственному воспитанию личности ребенка:

  1. Подход гуманитарного, светского содержания, основанный на традициях народной культуры и современной культурной практике. При этом для решения задач духовно-нравственного воспитания обеспечивается взаимодействие участников образовательного процесса при реализации образовательных программ социально-нравственного развития дошкольников. Опорой для содержания данных программ являются произведения литературы и искусства.

Педагогический подход, с опорой на традиционное мировоззрение, нравственность и праздничную культуру предполагает определение содержания и методики духовно-нравственного воспитания детей в ДОУ.

В целях создания многоуровневой преемственной системы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в Белгородской области реализуется «Региональная модель духовно-нравственного воспитания детей в системе дошкольного образования».

Реализуемый в регионе комплекс мер по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, позволяет достичь положительных результатов:

- формирование гражданской принадлежности и патриотических чувств детей во многих ДОУ области является приоритетным направлением деятельности по реализации основных образовательных программы дошкольного образования;

- программно-методические материалы «теоцентрической» направленности реализуются в дошкольных образовательных организациях муниципальных образований региона;

- системно организованная работа по использованию этнокультурного материала осуществляется в ДОУ.

В соответствии с ФГОС ДО содержание духовно-нравственного воспитания детей отражено в таких образовательных областях как «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Реализация отдельных положений регионального компонента дошкольного образования возможна в рамках реализации содержания образовательной области «Познавательное развитие: формирование первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Реализация программы по духовно-нравственному воспитанию, имеет информативный характер. В настоящее время в образовательных организациях Белгородской области, ФОП дошкольного образования, продолжается реализация существующей модели духовно-нравственного воспитания детей, основанной на региональных приоритетах (традиционная культура, гражданское, патриотическое воспитание).

Духовно-нравственного воспитание в ДОУ это:

  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • создание воспитательной среды, способствующей духовному развитию ребенка, в соответствии с возрастными, индивидуальными, психологическими и физиологическими особенностями детей и исключающими умственные и физические перегрузки;
  • развитие нравственных качеств, таких как послушание, терпение, трудолюбие, милосердие, целомудрие, доброжелательность, отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей и пр.;
  • привитие интереса, уважения к другим культурам для всестороннего развития ребенка;
  • развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нормах этики;
  • воспитание уважительного отношения к труду как заповеданной человеку обязанности, привитие чувства благодарности к людям за их труд, умение трудиться в коллективе и для коллектива.

Одним из приоритетных направлений работы ДОУ является приобщение воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства; приобщение к культурно – историческим православным традициям русского народа. В связи с чем система духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста строится на приобщении его к культурному наследию своего народа. Русская культура всегда отличалась высокой духовностью. Её исторические корни уходят вглубь веков. И во все времена, времена взлета и падения, русская культура помогала своему народу не только выжить, но и сохранить свое лицо, самобытность, высокую духовность и нравственность. Приобщение к культуре развивает ум, формирует душу, обогащает речь, мотивирует добропорядочное поведение.

Для детей дошкольного возраста важное значение имеет окружающая среда. Организация развивающей предметно – пространственной среды – это:

- создание благоприятных условий развития детей;

- обогащение духовно-нравственного опыта ребенка;

- формирование чувства сопричастности окружающей действительности;

- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс, на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей.

Организация развивающей предметно – пространственной среды предусматривает накопление материала по направлениям: социально – коммуникативное, экологическое, краеведческое, гражданско – патриотическое, духовно – нравственное.

Социально – коммуникативное направление предусматривает оборудование материалами и пособиями, ориентирующих воспитанников на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

Экологическое направление предусматривает наличие материалов, дидактических пособий по формированию первоначальной системы ценностных ориентаций, умений и навыков. Краеведческое направление ориентирует на знакомство детей

- с природой и особенностями родного края,

- с символикой родного города,

- со святыми местами родного края,

- с подвигом защитников Белогорья;

- с жизнью, трудом и творчеством земляков,

- с традициями белгородцев.

Гражданско – патриотическое направление направлено на формирование представлений:

- о России, ее природе, городах и реках, морях и океанах, столице;

- о символах государства герб, флаг, гимн;

- о героических и трудовых подвигах русского народа;

- о декоративно – прикладном, музыкальном и изобразительном творчестве.

Духовно – нравственное направление способствует правильному формированию мировоззрения, гражданской позиции, семейных ценностей, духовно – нравственных ориентиров. Развивающая среда направлена на познание русской культуры и традиций, содействие приобретению детьми духовно – нравственного опыта. Народный компонент в современном дошкольном образовательном учреждении способствует решению таких задач, как:

- формирование личности ребенка путем приобщения к традиционным духовным ценностям;

- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

- создание воспитательной среды, способствующей духовному развитию ребенка, в соответствии с возрастными, индивидуальными, психологическими и физиологическими особенностями детей и исключающими умственные и физические перегрузки;

- развитие нравственных качеств, таких как послушание, терпение, трудолюбие, милосердие, целомудрие, доброжелательность, отзывчивость, скромность, честность, понимание и сопереживание чувствам других людей;

- развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нормах человеческой этики;

- воспитание уважительного отношения к труду, привитие чувства благодарности к людям за их труд, умение трудиться в коллективе и для коллектива.

При построении развивающей предметно - пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении соблюдаются принципы: открытости, гибкого «зонирования, стабильности – динамичности, полифункциональности, гендерного подхода.

Организация и обогащение развивающей предметно – пространственной среды находится в прямой зависимости от содержания образовательного процесса, возраста и уровня развития детей, организации различных видов детской деятельности. Развивающая среда в группах целесообразна, настраивает на эмоциональный лад, обеспечивает гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром, предоставляет ребенку свободу, оказывает влияние на самочувствие, физическое и психическое здоровье. Среда имеет открытый характер, она регулярно обновляется и пополняется. Значительно обогатилась электронная база, которая включает в себя: видео фильмы «Наше родное Белогорье», «Любимый город Старый Оскол», видео экскурсии «По улицам родного города»,  презентации «Светлая Пасха», «День семьи, любви и верности», «Защитники Отечества», «Знаменательные дни России», «По сказкам А. С. Пушкина», «Чему учат сказки?», «Быть добрым – здорово!» Технические средства обучения делают процесс познания более интересным, содержательным, ярким, запоминающимся.

Наглядные и дидактические пособия:

- картотеки стихов, загадок, устного поэтического творчества: «Заклички», «Считалки», «Потешки», «Русские народные игры», «Символы России».

- дидактические пособия «Защитники Отечества», «Дмитрий Донской», «Спешим делать добро».

- репродукции картин «В. Васнецов «Богатыри».

- фотографии с изображением памятных мест города и области.

- альбомы «Золотая Хохлома», «Веселая Дымка», «Гжельские узоры», «Изделия Городца», «Русская вышивка», «Старооскольская глиняная игрушка», «Изделия из соломки».

- плакаты «Русские полководцы», «Защитники земли русской», «Золотое правило нравственности», «Родословная моей семьи», «Семейные реликвии», «Мы вместе».

В ДОУ создана детская библиотечка с наличием книг современных изданий, которая регулярно пополняется. Это «Детская библия», русские народные сказки и сказки авторские (А. С. Пушкина, П. Ершова, рассказы К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, В. Осеевой, Н. Носова, М. Пришвина, В. Бианки, Д. Мамина – Сибиряка, стихи Б. Заходера, И. Токмаковой, А. Барто, и т. д.

Постепенно обновляется база изделий народных умельцев, приобретаются произведения русского декоративно-прикладного искусства: Дымки, Хохломы, Гжели. По мере необходимости вносятся предметы «из бабушкиного сундука»: рушники, скатерти, платки, шали, тряпичные куклы, предметы русского костюма (рубашки, сарафаны, кички, кокошники).

Оформлены центры: «Мой дом», «Моя семья»; «Мой город», «Родной край», «Россия – Родина моя!», «Русские сувениры», «Золотые руки народные». Также, имеется книжный уголок, в котором сосредоточены книги с учетом возрастных особенностей детей и учетом удовлетворения читательских потребностей каждого ребенка. Регулярно оформляются тематические выставки (к юбилею автора, к празднику). Очень важно, что РППС в группе предусматривает самостоятельную деятельность детей:

- продуктивную: лепку, рисование, аппликацию, ручной труд,

- театральную, игровую деятельность: сценки и спектакли духовной тематики,

- познавательную деятельность: чтение исторической литературы, сказок.

- музыкальную творческую деятельность: танцы, пение, музыкальные сказки,

- духовно – нравственную деятельность: уроки доброты и любви, знакомство с русскими традициями и ценностями.

- совместную деятельность детей и родителей, направленную на духовное развитие семьи, укрепление семейных ценностей, уважение и взаимопонимание (выставки предметов, творческих работ, организацию конкурсов, занятий и пр.).

Самым действенным методом познавательной деятельности в дошкольном возрасте является игра. В образовательном процессе используются различные виды игр хороводные, сюжетные, подвижные, дидактические, словесные, которые стимулируют знакомство детей:

- с трудом, бытом, традициями и обычаями русского народа («Дедушка Сысой», «А мы просо сеяли», «Бояре», «Венок», «Горшки», «Кузнецы», «Капуста», «Огородник и воробей»);

- с русским народным поэтическим и музыкальным народным творчеством («Во поле береза стояла», «Травушка – муравушка», «Плетень», «Как на тоненький ледок», «Сахаринка»);

- народными праздниками, традициями их проведения («Чье яйцо дольше прокрутится?», «Облупа», «Что лишнее?», «К какому празднику – картинка?», «Чье ремесло?», «Речевая шкатулка», «Заморочки из бочки», «Что мы знаем о русском сувенире?».

- знаменательными днями (День семьи, любви и верности; День матери; День Защитника; День славянской письменности и культуры; Пушкинский день в России).

Дидактические игры по духовно – нравственному воспитанию большим интересом пользуются у детей– пазлы «Памятники нашего города», «Любимые места Белгородской области», игры с картинками «Подбери картинку к празднику», «Что лишнее?», «Что мы знаем о родном городе?», игры – ходилки  Путешествие по любимым местам», «Кто мой друг».

Содержание среды в группе пополняется материалами по краеведению, ознакомлению с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России; предусматривается работа по народному календарю. Макеты родных мест позволяют знакомить детей с городской архитектурой, памятными местами родного города и края.

В группе оформляются выставки изделий декоративно – прикладного искусства. Изделия народных мастеров помогают детям понять, как приятно делать красивые и нужные вещи для людей, радовать своих близких, родных и друзей. Доброй традицией стало в группах оформлять различные тематические выставки оригинальных предметов, которые стимулируют развитие любознательности и познавательных интересов у воспитанников. Темы выставок самые разнообразные: «Города России», «Русская вышивка», «Русское гостеприимство», «Рождественские сувениры», «Светлая Пасха». Для того, чтобы оформить выставку, педагоги соблюдают правила оформительского искусства, законы композиции и стремятся к креативному подходу в оформлении. Используются натуральные предметы (изделия Хохломы, Гжели, самовары, рушники, расписные яйца, колокольчики, подсвечники, магниты (города, иллюстрации, календари, книги. В результате, выставки не оставляют равнодушными и родителей, так как они принимают участие в их организации; они становятся значимыми, регулярными, интересными.

Педагоги оформляют наглядную информацию для родителей, в которой решаются задачи информационно – ознакомительного и информационно – просветительского «диалога». Создается общение педагогов с родителями - через буклеты, памятки, фотогазеты, папки-передвижки. Родители узнают о событиях группы, подготовке к значимым мероприятиям, а также – о самих предстоящих событиях в нашем городе.

Патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, духовные ценности невозможно воспитать или сформировать за день, за год. Это кропотливая ежедневная работа педагогов по разным направлениям.

Развивающая предметная среда, своевременно и целесообразно оформленная, является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта, средством формирования патриотических чувств, нравственности и духовности.

Главное богатство реализуемой ФОП в ДОУ – это педагоги, ее реализующие, которые понимают значение данной работы. От их профессионального уровня, творческого подхода и активности и зависит результаты образовательной работы с детьми. Поэтому среда в нашем ДОУ выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, фактором гармоничного развития, но и показателем профессионализма педагогов, замечательного творческого коллектива единомышленников.

Литература:

1. Программа: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

 О. Л. Князева, М. Д. Маханева.

2.Комарова, О. А. Развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка в условиях введения ФГОС ДО / О. А. Комарова, В. Ю. Комарова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2015. - № 3. - С. 18-26.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДЕТСКОМ САДУ"

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников путем создания здоровьесберегающей среды  - главная задача, осуществляемой педагогами ДОУ, позволяет эффективно решать вопросы полноценного физическ...

Статья "Духовно - нравственное воспитание детей в условиях перехода на ФГОС дошкольного образования"

Статья предназначена для воспитателей и педагогов дошкольных образовательных организаций....

Доклад по теме «Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ на современном этапе развития образования»

Доклад по теме «Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ на современном этапе развития образования»Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для формирования здорового ...

Опыт работы авторского коллектива "Использование метода проектов как средства гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста" на конкурс "Элита Российского образования"

Методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания, которая опр...

"Использование современных педагогических технологий в целях духовно-нравственного воспитания дошкольникрв".

В статье рассматривается проблема духовно-нравственного воспитания в ДОУ ....