Статья "Духовно - нравственное воспитание детей в условиях перехода на ФГОС дошкольного образования"
статья на тему

Мигалева Марина Владимировна

Статья предназначена для воспитателей и педагогов дошкольных образовательных организаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_pechati.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                 Мигалева Марина Владимировна

                                         воспитатель

                                                                 МБДОУ ДС №72 «Акварель»

Духовно – нравственное воспитание детей в условиях перехода на ФГОС дошкольного образования

По мнению исследователей в настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – в разрушении личности.

        Следует отметить, что материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека без которых, накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого – эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

        По мнению психологов, дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо всегда как бы не менялось общество.

 Анализ подходов к духовно – нравственному воспитанию показывает, что на сегодняшний день проблема духовно – нравственного воспитания у детей дошкольного возраста является актуальной проблемой нашей страны.

        Советская педагогика определяет нравственное воспитание как активный, целенаправленный процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения с первых лет жизни.  И определяет следующие задачи  нравственного воспитания детей дошкольного возраста:  воспитание начал гуманизма, гуманных отношений между детьми и взрослыми;  воспитание коллективистических взаимоотношений детей; воспитание любви к Родине, уважение и симпатия к трудящимся разных национальностей. Особо важной задачей является воспитание у детей трудолюбия.

        Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста рассматривалась в трудах А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, В.Г. Нечаевой, Р.И. Жуковской, Л. А. Пеньевской,  Т.А. Марковой, С.А. Козловой,          Н.Ф. Виноградовой и других.

         В отличии от советской политики основной  задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно – нравственного развития и воспитания личности и гражданина России.

        Современные ученые и практики духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения рассматривают на основе «Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Данная концепция разработана в соответствии с Конституцией  РФ, Законом РФ «Об образовании», на основе ежегодных посланий президента России Федеральному собранию РФ.

        В настоящее время, когда начинается процесс возрождения России, с    1 января  2014 года вступил в силу федеральный государственный стандарт дошкольного образования, который закрепляет приоритет духовно – нравственного воспитания дошкольников.

         Анализ ФГОС ДО показывает, что одной из задач стандарта  является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества.

        Анализ и содержание материалов показал, что общего понимания духовно – нравственного воспитания в научно педагогическом сообществе пока не сложилось. В таблице представлены мнения разных авторов дающих свое определение духовно – нравственному воспитанию.

             Авторы

Определение понятия

  И.А. Галицкая, И.В. Метлик

Духовно – нравственное воспитание заключается в освоении в процессе обучения и воспитания мировоззренческих знаний и формирование соответствующих нравственных качеств в целях личностной самореализации, приобщения к культуре своей семьи, народа, мировоззренческой группы, социализации в современном обществе.

   Л.Ф. Островская

Духовно – нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

 Мнение автора

Духовно – нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к ценностям конкретного общества.

 

Каждая дошкольная организация, разрабатывая основную общеобразовательную программу, должна включать задачи духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста и согласовывать их с родителями (законными представителями) детей, посещающих детский сад.

Важно помнить, что духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста  в условиях перехода на новые ФГОС ДО осуществляет следующие задачи:  формирование начал патриотизма и гражданственности; формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;  формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности  к культурному наследию своего народа;  уважение к своей нации; понимание своих национальных особенностей;  формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа; уважение к представителям других национальностей;  формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений;  воспитание уважительного отношения к труду.

Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в дошкольных организациях с учетом национальных и региональных особенностей.

Рассмотрим на примере Белгородской области реализацию работы по духовно – нравственному воспитанию подрастающего поколения. Выберем категорию дошкольный возраст.

Необходимым условием для духовно – нравственного воспитания детей является создание предметно – развивающей среды. Интерьер большинства дошкольных организаций Белгородской области способствует успешному освоению ребенком традиционной культуры народов России. Во многих детских садах имеются специально организованные помещения по ознакомлению детей с традициями и бытом народов России. Наиболее распространены мини – музеи «Светлица», «Русская изба», где дети могут заниматься, слушать сказки, проводить экскурсии, посиделки.Такие мини – музеи способствуют воспитанию патриотических чувств и расширению кругозора. Кроме мини – музеев в садах Белгородской области оборудованы уголки православной культуры, где собраны теоретические и практические материалы: литература для детей («Детская Библия», рассказы и стихотворения для детей); литература для родителей (памятки, консультации  о православных праздниках); игры по духовно – нравственному воспитанию; иллюстрации.

В дошкольных организациях  нашей области проводятся народные праздники и развлечения: Масленица, Осенины, Сороки, Рождество, праздник Ивана Купала, также организовываются тематические выставки детских работ, постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших).

Таким образом, переход на ФГОС в системе российского образования обозначает инновационную работу по совершенствованию воспитания подрастающего поколения. Одним из направлений является духовно – нравственное воспитание. Организация работы в данном направлении особое значение приобретает в системе дошкольного образования. Требования к организации духовно – нравственного воспитания задает Федеральный  государственный стандарт и  «Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Литература

  1. Алешина Н.В.  Патриотическое воспитание дошкольников – М., 2006.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте – М., 2008.
  3. Галицкая И.А., Метлик И.В. Понятие «духовно – нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике // Педагогика  2010 №10.
  4. Концепция духовно – нравственного воспитания и развития личности гражданина РФ.
  5. Нравственное воспитание в детском саду / Под редакцией  В.Г. Нечаевой и Т.А. Марковой. М.: «Просвещение», 2006.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание детей в условиях перехода на ФГОС ДО.

«Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печется...

Проектирование образовательного процесса в ДОУ в условиях перехода на ФГОС дошкольного образования

Проектирование образовательного процесса в ДОУ в условиях перехода на ФГОС дошкольного образования...

Презентация "Деятельность руководителя физического воспитания ДОУ в условиях перехода на ФГОС ДО"

В данной презентации представлены формы организации физкультурно-оздоровительной работы руководителя физического воспитания с детьми дошкольного возраста в условиях перехода на Федеральный государстве...

Духовно-нравственное воспитание детей в условиях реализации ФГОС

Духовно-нравственное воспитание детей в условиях реализации ФГОСКлючевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспита...

Духовно-нравственное воспитание детей в условиях реализации ФГОС ДО

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добр...

Духовно- нравственное воспитание детей в условиях реализации ФГОС

Духовно-нравственное воспитание -это целленаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формированиегармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, пос...

Проект «Методическое сопровождение педагогов ДОУ на пути перехода к ФГОС дошкольного образования»

Введение в действие ФГОС ДО предполагает наличие у педагогов компетенций, необходимых для ууспешной разработки и последующей реализации названного докукмента....