Сообщение «Инновационные подходы в реализации эколого – краеведческого направления в воспитании детей дошкольного возраста»
статья

Шуклина Анастасия Алексеевна

Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не даётся от рождения в готовом виде, а воспитывается. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Инновационные подходы в реализации эколого – краеведческого направления в  воспитании детей дошкольного возраста»

Шуклина Анастасия Алексеевна, МБДОУ «Детский сад «Антошка».

Воспитатель, I кавалификационная категория.

Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не даётся от рождения в готовом виде, а воспитывается. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей. Цель экологического воспитания – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Мой опыт показывает, что в  дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной увлекательной форме и если учитывается интерес ребёнка к природным явлениям.

Природа – великий учитель!  Экологическое воспитание очень тесно связано с нравственным воспитанием – это воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе,  людям,    которые живут рядом.

 Одним из важнейших условий реализации системы эколого-краеведческого образования является организация предметно-развивающей среды. В нашей группе я постаралась создать среду таким образом, чтобы она способствовала развитию ребенка, формировала его как личность, а также создала условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения. Поэтому процесс обучения стараюсь строить таким образом, чтобы основные экологические и краеведческие знания дети получали наглядным методом.    Живая природа состоит из двух основных частей: растительного и животного мира. Мы – люди, относимся к живому миру. Моя задача состоит в том, чтобы сформировать у детей осознания себя частью природного мира. В экологическом образовании дошкольников значимое место занимают модели и таблицы. Использование их дает возможность демонстрировать процессы, которые нельзя показать в природе и запомнить последовательность действия. Преимущество данного способа заключается в том, что он позволяет изучить биологические закономерности.

Для систематизации полученных знаний я использую чтение художественных произведений, беседы, рассматривание картин и иллюстраций. Просмотр фильмов. Все это помогает детям вновь испытать и переосмыслить увиденное на природе, расширить свои представления о ней. Дети стали более эмоционально отзывчивы, они умеют видеть красоту окружающих объектов и выражать свое отношение в художественно-творческой деятельности. В процессе работы у детей развиваются также важнейшие черты личности как самостоятельность, любознательность, общительность, умение находить компромисс, считаться с мнением других, которые характеризуют уровень воспитанности ребенка как личность.

В своей работе применяю такую инновационную технологию как виртуальная экскурсия. Виртуальная экскурсия в работе с дошкольниками позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства. Достоинства данных экскурсий в том, что воспитатель сам отбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям и интересам детей.

Огромную роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Дети не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском информации. Это достигается путём постановки проблемных вопросов перед экскурсией либо получением определённых творческих заданий. Использование виртуальных экскурсий формирует у детей потребности в получении информации при помощи доступных средств, повышает мотивацию к познанию, формирует активную личностную позицию в окружающем мире. Во время виртуальных экскурсий меняется взаимодействие педагога с воспитанниками: его активность уступает место активности воспитанника, задача взрослого – создать условия для их инициативы. Воспитанники выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт взрослого, побуждает воспитанников к самостоятельному поиску, исследованию.

Реализацию задач по краеведению осуществляю двумя путями: выделением предмета "Краеведение", который входит в структуру познавательных занятий, и вкраплением регионального содержания в традиционные занятия. Успех зависит от форм и методов обучения и воспитания. Предпочтение при их выборе отдают  тем из них, которые имеют многофункциональный характер, способствуют развитию у детей познавательной активности и их самореализации, органически вписываются в современный воспитательно-образовательный процесс. Циклы занятий, включающие разные виды деятельности на основе единого содержания.

- Экскурсии обеспечивают знакомство детей с социальным и культурным разнообразием города.

- Праздники, развлечения - народные, обрядовые, посиделки, день рождения города, края,  дети знакомятся с культурой и традициями нашего народа, города.

- Прогулки, путешествия, походы, экологическая тропинка - эти формы незаменимы в краеведческой работе. Воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой, погружения в ее мир. Данная форма организации занятия дает образец гуманного отношения ко всему живому.

Вовлечение дошкольников в самостоятельную поисковую деятельность повышает познавательную и эмоциональную активность детей. Наибольший эффект дает такой метод, как постановка проблемы или создание проблемной ситуации. Занятие, начатое с проблемной ситуации, взятой из реальной жизни, требует от детей умение использовать имеющие знания для ее решения.  Игровая мотивация присутствует на каждом занятии.

Так же особое место занимают краеведческие игры, которые дают возможность приобщить ребенка к  природе. Итогом любой игры будет активная познавательная и увлеченная деятельность. Краеведческие игры можно использовать как форму проверки знаний детей по данной теме или на итоговых занятиях.

Ознакомление с родным краем - это стержень, вокруг которого интегрируются все виды детской деятельности. Перспектива, направленная на последующую деятельность, может иметь и обратную связь не только от занятия к игре, труду, но и обратно. Полученные новые знания сделают игру интереснее, а трудовую деятельность целенаправленной и увлекательной.

Эколого - краеведческая работа в ДОУ невозможна без сотрудничества  с родителями, без их поддержки. Ежегодно родители активно участвуют в проведении акции «День Земли»,  «День Птиц». Охотно участвуют родители в проведении наших традиционных праздников «Масленица», «Осенины», помогают шить костюмы, записывают их на видео.

Таким образом, можно сказать о том, что экологические и краеведческие  знания, доведенные до самостоятельности, могут выступать средством воспитания осознанного отношения  дошкольников к окружающей действительности.

Список литературы

  1. Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.- С. 16-20.
  2. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001. - 128с.
  3. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы. - М.: АРКТИ, 2004.
  4. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы реализации познавательно-речевого направления развития детей дошкольного возраста в ДОУ

Целью познавательно-речевого развития является: -Всестороннее развитие личности ребенка,-приобщение к общечеловеческим ценностям,-формирование творческого воображения, развитие любознательности, ...

Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...

"Комплексный подход к реализации ФГОС, обеспечивающий развитие личности детей дошкольного возраста"

Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти "себя" и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, спос...

Инновационный подход к развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Проблема развития математических способностей  детей дошкольного возраста является одной из актуальных в педагогике, в том числе в контексте преемственности дошкольного и начального школьного общ...

«Инновационные подходы в реализации эколого – краеведческого направления в воспитании детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» (из опыта работы)

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «в...

«Инновационные подходы в работе по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города, Нижневартовска, России....