Эти мудрые русские сказки!
план-конспект занятия (старшая группа)

Закутилина Валентина Дмитриевна

 

 

Цель: Способствовать развитию интереса сказками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eti_mudrye_russkie_skazki.docx28.47 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ: Эти мудрые русские сказки!

Образовательная область:  « Познавательное развитие»

Возрастная группа: подготовительная группа

ФИО и должность автора: Закутилина Валентина Дмитриевна, воспитатель

Территория: г. Саяногорск

Место работы: МБДОУ детский сад №  20«Дельфин»

Дата проведения занятия 15.02.2022г

Тип занятия: актуализация ранее полученных знаний.

Вид занятия: занятие-путешествие.

Цель: Способствовать развитию интереса сказками.

Задачи:

  • познакомить с величайшим богатством русской народной культуры – сказками,
  • развивать интерес к русским сказкам,
  • воспитывать желание читать их, понимать глубокий смысл.

Методы и приемы:  беседа, наглядный показ, игровые ситуации, художественное слово, вопросы, пояснения, педагогическое объяснение, использование художественного слова; дидактические игры.

Оборудование: Сказочная и волшебная музыка, ИКТ.

Педагогические технологии: здоровьесберегающие, игровые

Здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, подвижная игра

Индивидуальная работа: Привлекать мало активных детей, добиваясь полных ответов на заданный вопрос.

Ход образовательной деятельности

Этапы

образовательной

деятельности

Организация рабочего

пространства

Деятельность

взрослого

Деятельность

детей

Условия социальной

ситуации развития и психолого-

педагогические условия

Вводная часть

(Организационный и мотивационный моменты)

Звучит музыка

Ребята! Сегодня мы отправимся в удивительное путешествие туда, где сказки по земле ходят, где Емеля на печке к царю ездит в гости, где Иван Царевич смерть Кощееву ищет, а в садах яблоки молодильные растут.

Сказка по лесу идет,

Сказка  за руку ведет,

Из реки выходит сказка, из трамвая, из ворот.

И за мной, и за тобой сказки бегают гурьбой,

Обожаемые сказки слаще ягоды любой.

В сказке солнышко горит,

справедливость в ней царит,

 Сказка умница и прелесть,

ей повсюду путь открыт.

Как у наших у ворот сказка нынче в гости ждет.

Русская народная, но доселе модная!

- Ребята, вы любите сказки?

Дети слушают, отвечают на вопросы, предлагают варианты ответа.

 

Обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с детьми.

Основная часть

Показ иллюстраций к сказкам

Игра

Детям  предлагается схема сказки «Теремок»

Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»

Игра

Игра

Подвижная игра

Игра интерактивная

Русский народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок.

- Назовите сказки, какие вы знаете?

- В сказках совершаются чудеса. Богатая русская фантазия оживила весь окружающий мир.

- Вспомните сказки, где мы встречаем животных и птиц, которые живут жизнью людей, так же одеваются, имеют свой дом, разговаривают, переживают?

- А теперь вспомните, в каких сказках оживают небесные светила?

- В сказках даже простые вещи и предметы думают, мечтают, совершают различные поступки.

- Назовите, в каких сказках мы встречались с такими чудесами?

- Для сказки нет ничего невозможного. Одним словом или жестом можно умертвить или оживить, превратить в зверя или птицу, в чудовище или в камень.

Приведите примеры, в каких сказках случались такие чудеса?

- Ребята, а можно ли сказку назвать воспитательницей? Почему?

- Давайте подумаем, чему учит русская народная сказка

«Гуси лебеди»?

- А чему учит сказка «Хаврошечка»?

- У русского народа всегда была тяжелая, трудная жизнь. Люди с утра до вечера трудились, терпели нужду, обиды, но духом не падали и всегда творили доброе дело. Например, в сказке «Царевна - лягушка» царевич шел несколько дней по земле, голод томил его, а он терпел, никого не убивал на своем пути: ни зайца, ни медведя, ни сокола, ни щуку… За свое милосердие потом он получил большую награду – помощь от зайца, от медведя, от сокола, от щуки…

- Ребята, читая сказки, мы должны с вами научиться всему самому хорошему, но только надо видеть главное – смысл сказки и чему она учит.

Угадайте, что это за сказка?

- Как важно научиться жить мирно под одной крышей! Хотя герои все с разными характерами, но каждый житель теремка нужен, чтобы вести общее хозяйство. Вот если бы все люди с детства научились жить мирно под одной крышей, тогда бы никто из соседей не ссорился, не воевали бы на планете разные народы.

Любая сказка учит самой главной мудрости в жизни – добру и любви.

Будь добр в самом малом: к травинке, к мышке, к березке, к ручейку, к старичку…

И даже к Кощею Бессмертному. И добро твое умножится и вернется к тебе.

 (Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок, Колобок - румяный бок.

Есть Снегурочка - краса,

Три медведя, Волк - Лиса.

Не забудем Сивку - Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар - птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад.

В круг вставайте дружно,

В сказки поиграть нам нужно!

А теперь давайте поиграем. Будем превращаться в различных сказочных героев, мимикой и жестами попробуем передать их внутренний характер.

Предлагаю  изобразить Илью Муромца, царевну Несмеяну, мачеху,

Кота ученого, Василису Премудрую и т.д.

«Знаешь ли ты сказки?»

1. Героям, каких сказок помогли животные?

2.Каким заветным словом они их призывали ?

3. В какой сказке волк испугался зайца?

 Как это случилось?

4. Где хранилась смерть Кащея в сказке «Царевна-лягушка»?

5. Героиня какой сказки и за что получила в награду кусок льда?

 6.Как называется сказка похожая на «Теремок»?

- Ребята, вам нравится сказка про Бабу- ягу? А почему? А какая Баба- яга в сказках?

- Баба – яга в сказках бывает разная. Давайте вспомним сказки, где Баба – яга страшная, коварная, злая? («Сестрица Аленушка и братец

Иванушка» и т. д.)

- А теперь вспомните, где Баба – яга была справедливая, гостеприимная. («Финист – Ясный Сокол») Вот какая разная Баба – яга.

А теперь проведем конкурс на самую страшную и самую добрую Бабу – ягу. (Дети изображают)

(Самая страшная Баба – яга выходит в центр с метлой) Дети ее дразнят:

Баба – яга, костяная нога,

С печки упала,

Ногу сломала.

Пошла в огород,

Испугала народ.

Побежала в баньку,

Испугала зайку.

(Баба – яга скачет на одной ноге и осаляет метлой каждого – тот замирает)

- Самая добрая Баба – яга всем помогает, кормит, расспрашивает, дает советы, защищает, дает различные добрые волшебные предметы, награждает добрых и наказывает злых.

«Народные сказки»

1. Как ласково называют деда Мороза в некоторых русских сказках?

- Морозилка,  Морозко, Морозец, Холодец

2. Какая волшебная скатерть встречается в русских народных сказках?

- Самоварка, Самокрутка, Самобранка,  Самостирка

3. Сколько зверей так и не попробовали Колобка, пока его не съела Лиса?

- Один,  Два, Три,  Четыре

4. Что в сказке «Маша и медведь» хотел съесть медведь, присев на пенёк?

- Колобок,  Пирожок, Кашу, Машу

5. Какая русская сказка существует?

- «Утки-аисты», «Куры-индейки», «Гуси-лебеди», «Орлы-соколы».

6. Кого Морозко сначала чуть не заморозил, а потом наградил?

-Снегурочку,-Золушку, Падчерицу

7. В каком сосуде Журавль выставил угощение Лисе?

- В кувшине, В тарелке, В миске, В блюдце.

8. Какой вопрос НЕ задавали три медведя в русской народной сказке?

- Кто спал на моей кровати?- Кто сидел на моём стуле?

- Кто ел из моей чашки?- Кто надел мои тапки?

9. Встреча с кем круто изменила жизнь Царевны-Лягушки?

-С Ильёй Муромцем, С Иваном-царевичем.

- С Емелей,  С перелётными утками.

10. Чем печь угощала девочку в русской сказке «Гуси-лебеди»?

-Блинами, Колобком, Пирожками, Кашей.

11. Чудо-юдо рыба из русских народных сказок – это…

-Щука, Сом, Кит, Акула.

Ответы детей

Дети слушают, отвечают на вопросы

Дети слушают, отвечают на вопросы, предлагают варианты ответа.

Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом.

Создание условий для развития коммуникативных способностей детей

Заключительная часть

Как вы думаете, зачем люди сочиняют сказки?

- Правильно, люди сочиняют сказки, чтобы рассказывать их своим детям, учить в жизни различать добро и зло. Недаром в сказках (почти всегда) зло наказывается, а добро побеждает. Сказка учит мудрости, что добро в ответ рождает добро. Человек должен расплачиваться за все свои ошибки, поступки, желания, и только доброта и любовь сделают жизнь счастливой.

- А что будет, если у народа не будет сказок?

- Да, жизнь людей потускнеет, не смогут люди передать своим детям, внукам, правнукам свой жизненный опыт, предостеречь от ошибок, показать путь добра и света, по которому следует решительно идти, преодолевая трудности.

Дети слушают, отвечают на вопросы, предлагают варианты ответа.

Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом.

Рефлексия

Воспитатель: Молодцы! Я хочу сказать вам спасибо от всех сказочных героев. Вы хорошо знаете русские народные сказки, но, думаю, у каждого из вас есть самая любимая сказка.

Я предлагаю нарисовать свою любимую сказку.

Словесный метод, позволяющий привлечь внимание детей и дающий положительный, эмоциональный настрой

Литература:

  1. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 5-7 лет. Методические рекомендации. М.:ТЦ Сфера, 2010.-224с.
  2. «Ознакомление дошкольника с художественной литературой и развитием речи» О. С. Ушакова, ООО ТЦ Сфера, 2011 г.
  3.  «Знакомим дошкольника с литературой» ООО ТЦ Сфера, 2012 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта"Эти мудрые русские сказки"

В презентации даны цели, задачи проекта, планируемый результат при работе со сказкой....

Занятие по познавательному развитию в старшей группе.Тема: "Эти мудрые русские сказки!"

Интегрированное занятие по познавательному развитию с конструированием из природного материала....

Проект «Эти мудрые русские сказки»

Корреккция речевого развития детей старшего дошкольного возраста на материале русских народных сказок,приобщение детей к миру художественной литературы, развитие интереса к чтению русских народн...

Конспект занятия по речевому развитию на тему «Эти мудрые русские сказки» для детей старшей группы

Познакомить детей с величайшим богатством русской народной культуры – сказками....

Литературный досуг для детей старшей группы «Добрая, мудрая русская сказка»

Литературный досуг для детей старшей группы «Добрая, мудрая русская сказка» с использованием технологии "СИНКВЕЙНА"...