Литературный досуг для детей старшей группы «Добрая, мудрая русская сказка»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Журавлева Ольга Юрьевна

Литературный досуг для детей старшей группы «Добрая, мудрая русская сказка» с использованием технологии "СИНКВЕЙНА" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnyy_dosug.docx326.3 КБ

Предварительный просмотр:

Литературный досуг для детей старшей группы

«Добрая, мудрая русская сказка»


Предварительная работа: 

  • Чтение детям русских народных сказок, беседы о сказках, рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам разных художников.
  • Рисование героев русских народных сказок, деревьев и сказочных домиков.
  • Словесные игры и упражнения («Кто это? Что это?», «Отгадай загадки», «Узнай по описанию», «Скажи, какой? какая? какое? какие?», «Подбери признаки», «Кто что делает?» и другие.)
  • Дидактические игры «Кто что делает?», «Слова с противоположным значением» и др., «Один начинает, другой продолжает», «Найди ошибки в стихотворении»,
  • Подвижные игры «У медведя во бору», «Волк и зайцы», «Лиса и куры» 
  • Разыгрывание этюдов, рисование масок к сказкам, создание костюмов героям сказки (привлечение родителей), создание афиш к сказкам, игровые задания «Салат сказок», слушание сказок на аудиокассетах, слушание песен, музыки из сказок.

Цель:

  • создание условий для развитие эмоциональной сферы детей,

саморазвития и раскрытия творческого потенциала каждого воспитанника;

Задачи: 

Образовательные: 

  • Закреплять и обобщать знания детей о русских народных сказках.
  • Совершенствовать умение разгадывать загадки.

 Развивающие: 

  • Формировать эмоциональную отзывчивость на народное литературное творчество.
  • Развивать монологическую речь детей.
  • Развивать познавательный интерес, желание узнавать новое.
  • Развивать умение критически мыслить, самостоятельно рассуждать, классифицировать, делать обобщения и выводы.

Воспитательные: 

  • Воспитывать интерес к сказкам, стихам, загадкам, к наследию своего народа.
  • Воспитание умения коллективной работы, внимательного отношения друг к другу, взаимопомощи.
  • Воспитывать патриотизм и гордость за свою Родину.

Ход досуга:

В оформленный по теме зал заходят дети и под сказочную музыку из передачи «В гостях у сказки» их встречает ведущая – Сказочница.

Сказки любят все на свете,

Любят взрослый и дети!

Сказки учат нас добру

И прилежному труду,

Говорят, как надо жить,

Чтобы всем вокруг дружить!

Ведущая: Ребята, а любите ли вы сказки?

Дети: …………………

Ведущий: А какие сказки вы знаете?.....................

- Какие молодцы!  Много сказок вы знаете. Я приглашаю вас в гости в сказку. Но у меня для вас есть задание.  И находится оно в моем «Волшебном сундучке».

В волшебном сундучке находятся предметы из разных сказок. Я буду вынимать предметы, а вы будете отгадывать из какой сказки данный предмет. Кто отгадает получает жетон, он потом нам пригодится.

1. Яйцо – «Курочка Ряба».

2. Стрела – «Царевна-лягушка».

3. Ключ – «Приключение Буратино».

4. Щука – «По щучьему веленью».

5. Корзина с пирожками – «Красная Шапочка и серый волк».

6. Репа - «Репка»    

- Я предлагаю вам сегодня побыть поэтами?

- А кто такие поэты?

- Мы с вами будем сочинять стихи при помощи СИНКВЕЙНА.

-Давайте вспомним, что такое синквейн? (короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк)

2. Основная часть

- Но сначала я загадаю вам загадку, а вы ее отгадайте.

Что за домик на опушке

Дал приют лисе, лягушке,

Мышке, волку, зайчику?

Из трубы идет дымок –

Этот домик?.......(Теремок)

(Воспитатель обращает внимание детей на интерактивную доску, на экране которой появляется картинка теремка на опушке леса)

https://sun9-10.userapi.com/c855236/v855236199/1a1ba3/WFL06jVFSwg.jpg

- Ребята, посмотрите, мы попали с вами в сказочный лес, на опушке которого стоит теремок.

- Сейчас я предлагаю вам небольшую разминку. Мы вместе попробуем составить синквейн про теремок. В помощь вам схема составления синквейна.

(на экране появляется схема синквейна)

Модель синквейна (условные обозначения):

1 строка – заголовок, 1 слово-предмет

(вопросы: Кто?,Что?)

2 строка – два слова-признака этого предмета (вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?)

3 строка – три слова-действия

(вопросы: Что делает? Что сделает?)

4 строка – фраза, в которой человек высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата, пословица.

5 строка – итог, заключение в форме слова-ассоциации

https://cf.ppt-online.org/files1/slide/n/neXxRtZA7NQivdyGmS4skfjU0crp1uwE8DH6gYCKT/slide-7.jpg

Совместно с педагогом дети составляют синквейн про теремок:

  1. Теремок (что стоит на опушке?)
  2. Невысокий, деревянный (какой Теремок?)
  3. Стоял, заселились, сломался (подберите слова-действия для слова Теремок)
  4. Стоит на опушке леса (какое предложение можно составить про Теремок?)
  5. Домик (подводим итог, слово-ассоциация)

- Разминка закончилась Молодцы!

-Сейчас вы будете сочинять синквейн по сказочных героев, которые жили в теремке.

- Назовите животных, которые   в нем жили.

(Дети перечисляют: мышка, лягушка, зайчик, волк, лиса, медведь)

Под музыку в зале появляются персонажи сказки Теремок (переодетые взрослые или дети-школьники)

- Здравствуйте ребята! Мы услышали, как вы про нас говорите и решили зайти. А что вы здесь делаете?

Дети: Мы сочиняем стихи.

Звери: здорово! А вы можете нас научит сочинять стихи?

Водящая: конечно, смогут.

Но чтобы начать сочинять, я предлагаю детям объединиться в пары. Те ребята, у кого имеется жетон за первое задание будут выбирать себе пару.

(дается время, чтобы дети нашли себе пару)

(На столе приготовлены картинки с изображениями животных, они перевернуты изображением вниз)

- Сейчас один человек от пары подойдет и возьмете картинку на столе. Какое животное вам достанется о том и будете составлять синквейн и этого героя берете в свою команду.

(ребенок идет выбирать картинку)

После того, как как дети разобрали картинки, начинается работа в парах+герой из сказки. Звучит тихая музыка, дети выполняют задание.

Примеры получившихся синквейнов

  1. Мышка
  2. Маленькая, серенькая
  3. Пищит, бегает, грызет
  4. Она живет в норке
  5. Грызун
  1. Лягушка
  2. Зеленая, скользкая
  3. Прыгает, квакает, плавает
  4. Любит есть разных насекомых
  5. Квакушка

  1. Зайчик
  2. Пушистый, трусливый
  3. Боится, дрожит, убегает
  4. Он любит есть морковку
  5. Зверь
  1. Лиса
  2. Рыжая, хитрая
  3. Обманывает, притворяется, крадет
  4. У нее красивый хвост
  5. Плутовка

 

  1. Волк
  2. Серый, голодный
  3. Рыщет, воет, охотится
  4. Он живет в лесу
  5. Хищник
  1. Медведь
  2. Косолапый, большой
  3. Рычит, переваливается, лакомится
  4. Спит зимой в берлоге
  5. Топтыгин

Дети рассказывают свои синквейны и показываю картинку животного.

Другой вариант: не говорить самое первое слово, а только следующие четыре строчки. Остальным надо отгадать, о каком животном синквейн. Ответы сверяются с картинкой.

 

- Молодцы ребята! Вы настоящие поэты.

(Обращается к зверям) А вам понравилось сочинять синквейны?

Звери: Да. Очень понравилось. Мы теперь тоже умеем сочинять стихи. Спасибо вам большое.

Рефлексия

(В зале заранее приготовлен макет теремка)

-Прикрепите картинки с животными к теремку, заселите его.

Сказки дарят нам чудеса,

Без сказки людям прожить нельзя.

Пора со сказкой прощаться нам.

До встречи скажем мы всем друзьям!!!

Подарить угощения от сказочных героев или

Танцевальный флеш–моб по музыке из мультфильмов и сказок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный досуг для детей старшей группы

Материал для  ознакомления  детей с творчеством детских писателей: А. Барто, С. Михалкова, Е. Благининой,  Н. Носова,  К. Чуковского,  З. Александровой,  С. Маршака,...

Литературная викторина для детей старшей группы на тему: «Удивительные сказки Корнея Чуковского»

Формировать и развивать навыки доброжелательного общения, взаимодействия детей с взрослыми и сверстниками на примере героев произведений К. Чуковского....

Литературная викторина для детей старшей группы «В гостях у сказки».

Задачи:1. Развивать четкую выразительную речь, интерес к чтению, память.2. Обогащать словарный запас.3. Выявить знания детей по сказкам.4. Воспитывать умение работать в команде.5. Привлечь к совм...

Литературная викторина для детей старшей группы "В гостях у сказки"

Литературная викторина для детей старшей группы "В гостях у сказки"Задачи:- показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту;-активизировать детское чтение;-вспомнить ...

Конспект литературного досуга для детей старшей группы на тему,,Отправляемся в путешествие,,

Конспект может быть полезен воспитателям доя проведения литературного досуга по произведениям Маршака. Фото прилагаются....

Литературная викторина для детей старшей группы "В гостях у сказки"

Равитие познавательных способностей у детей старшей группы с помощью сказок. Учить детей работать в команде....