Конспект занятия по развитию речи "Культура моего края"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Загирова Самиле Гасраталиевна

Беседа о севере

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок» г. Надыма»

МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма»

                                           

                                              «Культура моего края»

    «БЕСЕДА О СЕВЕРЕ»

Конспект занятия по развитию речи

в подготовительной группе

                 

                                                                                                                                   Составила воспитатель                                                                                                                                                                                                                    

                                                                                                                 Загирова С.Г.                  

                 

                                                                  НАДЫМ 2021 Г.

  Тема : « Ку льтура моего края»

Программное содержание: расширить представление детей о нашем крае – Севере, развивать ие

Побеседовать с ребёнком на тему: «Наш северный край».

грамматически правильно отвечать на вопросы.

Словарная работа: упражнять в применении в речи слов «масленица», «ягушка», «кисы», «ягель», /мох/, «оленевод», « мягкое золото» /пушнина/, «черное золото» /нефть/, «живое серебро» /рыба/, «нарты», «чум», «обласок» /лодка/, «майна» /прорубь/, «ханты», «манси», «чукчи», «коми», «ненцы».

Воспитательное задание: воспитывать интернациональные чувства, любовь к родному краю.

Индивидуальная работа: добиваться полных ответов от Альберта Б., Антона З., Айдара Д., активизировать Гюнель М., Юлю А., Настю Б., Сережу О.

Предварительная работа: рассказ воспитателя о Севере, о жизни коренных жителей до и после революции, рассматривание картин, одежды, жилища; заучивание стихов о Севере; чтение ненецких сказок; чтение книг о нефтяниках, о Крайнем Севере; рассматривание открыток городов Севера, альбом «Орнаменты Севера» и «Северный край».

Методические приёмы:

Прослушивание по магнитофонной записи стихотворения И. Истомина «Мы на Севере живем».

Беседа о Севере по форме вопрос – ответ и обобщение самими детьми. Уточнить о коренных жителях Севера, об их жизни раньше и теперь, об их жилище, одежде, занятиях и празниках.

Загадки о животных.

Чтение стихов детьми «Олень», «Новый день», «Родное».

Подведение итога занятия. Обобщение.

Прослушивание по грамм. Записи национальной песни Севера.

Материал: книги о Севере, «Ненецкие сказки», картины, кукла в национальном костюме, чум, нарты, картинки зверей, в магнитофонной записи стихи, в грамм. Записи песня.

Ход занятия:

- Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на занятии развития речи?

- О Севере.

- Послушайте стихотворение И. Истомина «Мы на Севере живем» (магнитофонная запись).

- Как называется наша страна?

- Россия.

- Ребята, а в каком месте России мы с вами живем?

- На Крайнем Севере

- Как называется наш округ?

- Ямало – Ненецкий автономный округ

- В какой области мы живем?

- В Тюменской области

- Почему область называется Тюменской?

- Потому что главный город нашей области г. Тюмень

- Какие северные города вы еще знаете?

- Сургут, Салехард, Тобольск, Надым….

- А в каком городе мы живем?

- В городе Ноябрьске

- Ребята, перечислите: люди каких национальностей живут в северных городах.

- Русские, украинцы, армяне и другие.

- Почему люди со всех концов нашей страны едут на север?

- Потому что стране нужна нефть, здесь нужны рабочие руки, строители, нефтяники, чтобы строить города в Сибири и добывать нефть, газ.

- А кто назовет мне коренных жителей Севера?

- Ханты, манси, чукчи, коми, ненцы.

- Назовите основные занятия этих людей?

- Рыболовство, а у женщин – рукоделие, /показ картинок/

- Чем богат северный край?

- Нефтью, газом, лесами, рыбой, зверьем.

- Какие самые распространенные профессии на Севере?

- Нефтяники, строители.

- Почему?

- Потому что надо строить города и добывать нефть и газ. Это нужно для нашей страны. А в Сибири много нети, газа.

- У нефтяников и буровиков трудная работа, но и очень почетная. Как по другому называют нефть и почему?

- Нефть – черное золото. Это богатство нашей страны. Нефть нужна не только всей нашей стране, но и для обмена с другими странами.

- Как называется самая полноводная река Сибири?

- Обь.

- Какая рыба водится в ее водах?

- Щука, язь, налим, остер, ряпушка, пыжьян, окунь, сырок, муксун.

- Кто ловит рыбу?

- Рыбаки

- Где ловят рыбу?

- В реках, озерах, морях.

- На чем плавают рыбаки по рекам летом?

- На лодках. Раньше они выдалбливали лодку из одного бревна, и называлась она обласок.

- Для чего ловят рыбу?

- Из рыбы делают консервы, сушат, вялят ее и отправляют во все концы нашей страны, а также обменивают консервы рыбные на другие товары с другими странами.

- Как зимой ловят рыбу?

- Прорубают прорубь – майну.

- Как по – другому называют рыбу?

- Живое серебро.

- А теперь давайте вспомним, какие звери живут в северных лесах? (загадки, картинки)

Зимой белый, а летом серый. (заяц)

Стройный, быстрый, рога ветвисты.

Пасется весь день.

Кто же это? (олень)

На ветке не птичка,

Зверек – невеличка.

Мех теплый, как грелка.

Кто же это? (белка)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка.

Хвост пушистый – краса.

Кто же это? (лиса)

Разбойник он серый,

нет ему веры.

Все клыками щелк.

Кто же это? (волк)

Косолапые ноги,

зиму спит в берлоге.

Догадайся, ответь.

Кто же это? (медведь)

- Каких зверей мы не называли?

- Соболь, писец.

- Чем ценны эти звери?

- Это пушные звери, у них очень красивый, пушистый и теплый мех.

- Как по-другому называют пушнину? И почему?

- Мягкое золото. Это ценный мех, Россия обменивает его за границу на другие товары.

- Ребята, а какое самое основное занятие коренных жителей Севера?

- Оленеводство.

- На чем ездят люди на Севере?

- Основным транспортом являются олени и собаки, на труднодоступные места летают вертолеты, ходят вездеходы и аэросани. (по картинам)

- Как называются сани, в которые впрягают оленей и собак?

- Нарты.

- А какие виды нарт вы знаете?

легковые, для катания;

грузовые, для тяжестей;

специальные для перевозки дров;

- А почему на севере не ездят на лошадях?

- Потому что олень легче лошади, он не проваливается глубоко в снег благодаря своим широким копытам.

- Чем питаются олени?

- Они питаются мхом/ягелем, который вырывают из-под снега широким копытом, словно лопатой.

- Какую пользу приносят олени?

- От оленей получают вкусное мясо, тёплые шкуры и красивые рога, из которых любители-косторезы делают различные поделки-сувениры.

- Дети, как называется жилище ненцев, хантов?

- Чум.

- Из чего его делают?

- Сначала устанавливают каркас чума, потом покрывают его летом берестой, а зимой оленьими шкурами.

- Почему раньше жили в чумах?

- Потому что раньше они не жили на одном и том же месте, а кочевали. Чум легко собирается и разбирается, очень удобное жильё.

- Из чего ханты и манси шьют себе одежду?

- Из оленьих шкур.

- Как называется такая одежда?

- У мужчин малица, у женщин ягушка.

- Чем отличается она?

- И малица, и ягушка сшиты из оленьих шкур, но малица покрыта сверху широкой однотонной сорочкой, а ягушка расшита красивыми узорами из ярких цветных кусочков ткани.

- Как называется меховая обувь и из чего она сшита?

- Кисы сшиты из оленьих лап.

- Что можно скачать об одежде ханты и манси?

- Малица тёплая, мягкая, пушистая. Малица красивая, особенно женская ягушка. Она тёплая, расшита национальным орнаментом из кожи, ткани, бисера. Узоры красны, как солнце, белы как снег.

- Ребята, вспомните, как жили люди Севера раньше?

- Они были не грамотны. В банях не мылись, не расчёсывались. Жизнь ханты и манси была очень тяжёлой, их обманывали богатые купцы, за бесценок забирали пушнину. Школ не было.

- А как живут ханты и манси сейчас?

- Они живут в домах, квартирах. Их дети ходят в школы, посещают детские сады. Они грамотные, работают врачами, учителями, инженерами. Есть среди них ученые, поэты, писатели, художники.

- Дети, давайте вспомним стихи о Севере. Дети, читают стихи.

- О ком и о чём мы беседовали сегодня?

- О севере, о народах Севера.

- Чем же богат наш край?

- Нефтью, газом, лесами, рыбой, зверями.

- Да, наш край удивительно богат: о нём пишут в газетах и журналах, передают по радио, показывают по телевидению. Наш край награждён правительственными наградами – Орденом Дружбы народов, Орденом Трудового Красного Знамени.

- Многие писатели и поэты посвятили свои рассказы и стихи Северу. Есть и свои сказки у народов Севера, вот например, “Ненецкие сказки”, которые мы с вами читали и ещё будем читать.

- Народы Севера отмечают такие праздники, как День рыбака и День оленевода. У них свои национальные песни и танцы. Послушайте песни чукчи.

Олень.

Друг мой, олень, белоснежный бок.

Статен, крутоног, лёгок, быстроног.

Я возьму хорей сяду в нарты: “Гей!”

И олень рванёт, полетит вперёд,

Через снег и лёд,

Зарябит в глазах, задымится след.

Замолчи, метель, нам преграды нет!

Друг ты мой олень белоснежный бок.

Статен, круторог, лёгок, быстроног.

Новый день

Новый день с зарёю встречу,

Радость мне расправит плечи.

Вся страна передо мной

Так светла, как бор весною!

Рано начали сегодня

Труд нефтяник и охотник.

Край мой северный, олений,

Нефтяной, лесной, весенний.

Вышек яркими глазами

Смотрит в космос вместе с нами.

Родное.

Здравствуй, край ты мой родимый.

Алый лаг на небосводе. Пусть, разламывая льдины,

Песни хлынут половодьем.

И в тайге, среди заносов, я храню лесной обычай.

Мои лыжи остроносы и легки совсем по-птичьи.

Я выслеживаю зверя, будь то белка или соболь.

Не подвластный суеверьям,

Я не жду судьбы особой. Здравствуй, мой народ свободный

Край, где в чаще небосвод, по-над Обью полноводной

Песни моего народа.

Задания:

Назвать, запомнить коренное население севера.

Вспомнить, выучить какие ягоды, грибы растут в нашем северном крае.

Прочитать стихотворение «Клюква» Л. Татьяничева.

Как в сахарной пудре,

В мелком снегу

Найти тебя в тундре

Не сразу смогу.

Любишь понежиться,

Выждать свой срок.

Прыгай подснежница

В мой туесок.

Ответь на вопросы по содержанию стихотворения:

а) Почему про клюкву говорят, что она любит понежиться, выждать свой срок.

б) Почему клюкву называют подснежницей.

Объяснить значение слов:

КИСЫ – меховые сапоги из оленьих шкур.

МАЛИЦА – верхняя одежда из шкур с капюшонов и рукавицами.

ЧУМ – жилище в форме конуса, покрытое оленьими шкурами или берестой.

ТУЕСОК – ведерко.

Выучить стихотворение «Лиса».

В наших северных лесах

Есть красавица в мехах

Чёрно – серебристая

Шубонька пушистая,

Пышный хвост – её краса

Чёрно – белая лиса.

Нарисовать чум.

ЛИТЕРАТУРА

Дудников Н.Е. Мой дом Север. - М., 1998

Журналы "Северный меридиан".

Каталог детских рисунков "Рисуют дети ЯМАЛА". - Салехард, "Домино", 1996.

Копцева Т.А. Природа и художник. - М.: ТЦ "Сфера", 2001.

Набор фотографий "Северный край"

Приложение к журналу "Северные просторы" № 3-4, 1996.

Турутина П.Г. По тропам моих предков и моего детства. - Челябинск.: ПО "Книга", 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»

Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...

НОД Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: Профессии моих родителей.

Родители с удовольствием рассказывают о своей работе, профессии....

Конспект занятия по развитию речи" Красноярск, город детства моего…»

Формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников; воспитание чувства любви к своему городу....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Мебель в моем доме»

Цель: Расширение представления детей о мебели, откуда она поступает в магазины, из какого материала сделана.Задачи:Образовательные : Обогащать и активизировать словарь;учить употреблению сущ...

Конспект занятия по развитию речи старших дошкольников на тему: «Край Донской-казачий край».

Предлагаю вам конспект занятия для детей старшей группы с ОНР. Это конспект занятия по развитию речи, направленный на воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, к своему городу, Донск...

Конспект занятия по формированию КГН «Моем, моем трубочиста»

Конспект занятия по формированию КГН «Моем, моем трубочиста»...