Мастер – класс для воспитателей «Использование технологической карты для организации сюжетно-ролевой игры с целью формирования инициативности и самостоятельности детей».
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Цель: привлечение интереса к использованию технологической карты сюжетно-ролевой игры в работе с детьми дошкольного возраста и побудить к дальнейшему применению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_dlya_vospitateley_po_s.r._igre.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для воспитателей «Использование технологической карты для организации сюжетно-ролевой игры с целью формирования инициативности и самостоятельности детей».

Цель: привлечение интереса к использованию технологической карты сюжетно-ролевой игры в работе с детьми дошкольного возраста и побудить к дальнейшему применению.

Задачи:

- Систематизировать знания педагогов о сюжетно-ролевой игре.

- Познакомить с технологической картой сюжетно-ролевой игры.

- Формировать у педагогов позитивного настроения, инициативы в творческом процессе.

Комплексно-методическое обеспечение:

- Готовая карта- схема по игровой роли – автомойщик;

- Карточка – задание;

- Маркеры, фломастеры, лист бумаги А4;

- Технологические карты по сюжетно-ролевым играм.

Ход мастер-класса.

Педагог. Добрый день, уважаемые коллеги. Приветствую вас на мастер-классе, надеюсь на плодотворное сотрудничество. Приходите, рассаживайтесь по два человека за рабочие столы. Чтобы узнать тему мастер-класса прошу вас ответить на вопрос: что является средством развития личности дошкольников и средством их общения. Что можно назвать формой организации детского общества, а также способом обучения и самообучения. Это может быть средством коррекции развития ребенка, диагностическим средством и даже психотерапевтическим. (ответы участников)

    Совершенно верно – это игра. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Основным видом игровой деятельности дошкольников является сюжетно-ролевые игры и игры с правилами. Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию у дошкольников таких качеств как инициативность, самостоятельность, способность выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности. Именно на это ориентирует педагогов ФГОС ДО.

       Как часто вы играете со своими воспитанниками в сюжетные игры? (ответы участников)

       Какие трудности вы испытываете при организации сюжетно-ролевой игры? (ответы участников- например: отсутствие мотивации, нет коммуникативных навыков, не умеют договариваться, распределять роли, подбирать игрушки-заместители, доводить игру до логического завершения).

Педагог. Конечно, и я сталкивалась с такими же проблемами. Как правило, все из них сводятся к основной проблеме – проблеме организации сюжетной игры. Основными методами педагогического руководство детской сюжетной-ролевой игрой является метод диалога, создание проблемных ситуаций, прямые и косвенные воздействия на игру и играющих.

       Кроме этих методов, я в своей практике использую технологические карты сюжетно-ролевой игры. Этим я хочу с вами поделиться, именно поэтому тема моего мастер-класса «Использование технологической карты для организации сюжетно-ролевой игры с целью формирования инициативности и самостоятельности детей».

       Что такое технологическая карта? (ответы участников: это схема игры, поэтапное описание игры).

        В толковом словаре дается такое определение.

Технологическая карта- форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников и т.п.

       А я предлагаю составить и использовать технологическую карту игры – пошаговую инструкцию для педагогов и детей по организации сюжетной игры. Технологическая карта предлагает новый подход организации сюжетной игры путем ее моделирования. В технологической карте присутствуют все основные шаги. Для каждого игрового сюжета и для каждой возрастной группы содержание этого этапа будет разное.

       Давайте составим технологическую карту сюжетно-ролевой игры «Автосервис».

Первых два человека напишут цель и задачи игры.

Например.

Цель: Продолжать обогащать содержание сюжетных игр на основе знакомства с явлениями социальной действительности и отношениями людей в ходе совместной деятельности с дошкольниками; формировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Автосервис».

Задачи:

- Организовать развивающую среду для активной самостоятельной творческой игры детей на тему автомобильной мастерской.

- Пробудить игровое творчество детей, желание вносить в игру новое.

- Упражнять детей в придумывании новых сюжетов, ролевых диалогов, элементов игровой обстановки.

- Учить использовать в игре разнообразные постройки и предметы, связанные с автомобильной мастерской.

- Учить детей самостоятельно договариваться друг с другом об общем игровом замысле.

- Стимулировать дошкольников к созданию и использованию в игре игрушек самоделок (самодельные талоны на бензин, бутафорские продукты для кафе, водительские удостоверения, макеты диагностических приборов и др.)

- Поощрять умение детей общаться по поводу игры (называть свою роль, определять словесно изображаемые события).

Вторая пара напишет предварительную работу к игре.

Например.

Предварительная работа:

- Рассматривание тематических альбомов «Автомастерская».

- Экскурсия в автомастерскую (просьба к родителям)(наблюдения: за работой мастера; за машинами).

- Беседа о работе автомастерской.

- Игры-имитации «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем» (на тему автомастерской).

- Изготовление атрибутов к игре.

- Конструктивные игры «Построй автомобиль», «Угадай, какой автомобиль я построил» и др.

- Режиссерские игры с машинками и игрушками «Автомастерская» (отработка диалогового взаимодействия).

- Игровые задания в уголке ИЗО «Почини (дорисуй) сломанный автомобиль», «Мастерская по покраске автомобилей», «Придумай необычную раскраску автомобиля».

- Игры на внимание «Какой части автомобиля не хватает в рисунке?».

- Школа вежливых наук «На заправочной станции», «В придорожном кафе», «Автомобильный слесарь и водитель» и др.

- Подвижная игра «Таксисты» (с обручами).

- Рассматривание сюжетных картин по темам «Шофёры», «Автомастерская», «Ремонт автомобилей», «Какие разные машины».

- Рассматривание иллюстраций в альбоме «Все работы хороши» (профессии: механик, сварщик, автослесарь, диагностик, шиномонтажник и т.д.).

- Беседа с детьми: «Для чего нужен автосервис», «Что такое гараж», «Какие профессии вы знаете?».

- Чтение художественной литературы: «Гараж», «Ремонт машин».

Следующие педагоги подберут атрибуты и материал к игре.

Например.
Материалы и оборудование:

- Наборы слесарных инструментов;

- Модульный центр «Автосервис, Мойка машин, Автомагазин»;

- Макеты приборов диагностики неисправности автомобилей;

- Губки и флаконы для мойки автомобилей;

- Макет автозаправочной установки с гибким шлангом;

- Игрушки-автомобили или другие виды транспорта, деньги,  водительские удостоверения,  фартуки и нарукавники, кепки;

- Атрибуты для магазина автозапчастей (кассовый аппарат, чеки, инструменты и автозапчасти и т.п.);

- Тематические альбомы по теме «Транспорт», журналы об автомобилях,

- Схемы с образцами постройки автомобилей из стульев, крупного строителя и др., макеты автомобилей.

И последняя пара распишет игровые роли, и совместные сюжетные игры.

Например.

Роли в игре:

- Администратор

- Клиент

- Диагностик

- Автослесарь

- Продавец автозапчастей

- Шиномонтажник

- Автомойщик

- Заправщик на бензоколонке

- Кассир

Совместные игры: «ГИБДД», «Автокофе», «Семья».

Педагог. Но как дети смогут «прочитать» технологическую карту? Конечно, только если они сами ее и составят.

Попробуйте догадаться о какой роли нарисовано у меня на схеме? (схема в виде мнемосхемы). Автомойщик: 1картинка – встречается с клиентом, 2картинка – моет машину, 3 картинка – протирает губкой, 4 картинка – передает автомобиль клиенту, 5картинка – выписывает чек.

         А теперь я предлагаю вам самим составить и нарисовать схемы по определенной профессии. У вас есть описание ролевых действий, ваша задача изобразить их графически. Все необходимое у вас на столах. Для выполнения задания вам надо объединится в три группы.  По окончанию работы каждая группа представит полученный результат. На работу вам дается 10 минут. Приступайте к работе.

Одна группа разработает схемы игровых действий шофера:

- Обнаруживает неполадки в машине.

- Приезжает на автомобиле в автосервиз.

- Делает заказ.

- Ждет.

- Благодарит за работу.

- Расплачивается.

Вторая группа разрабатывает схемы для автослесаря:

- Готовит инструменты.

- Принимает заказ.

- Проводит техосмотр.

- Ремонтирует автомобиль.

- Передают автомобиль клиенту.

- Выписывает квитанцию.

Третья группа разрабатывает действия кассира:

- Принимает плату за товар или услугу,

- Дает сдачу, выдает чек.

- Продает необходимые запчасти для ремонта автомобилей.

- Делает заказ по телефону.

Уважаемые коллеги, представляйте свои технологические карты. (Презентация участников)

Педагог. Как вы считаете – такая технологическая карта поможет воспитателю организовать сюжетно-ролевую игру с детьми (ответы участников).

    Наш мастер-класс подошел к концу. Надеюсь, применение технологических карт по сюжетно-ролевым играм вам пригодится в работе.  Желаю творческих успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование технологической карты для организации сюжетно – ролевой игры с целью формирования инициативности и самостоятельности детей»

Привлечение интереса к использованию технологической карты сюжетно – ролевой игры в работе с детьми дошкольного возраста и побудить к дальнейшему применению....

мастер-класс «Использование технологической карты для организации сюжетно – ролевой игры с целью формирования инициативности и самостоятельности детей»

В презентации рассмотрены трудности при организации сюжетно- ролевых игр, приемы руководства сюжетно- ролевой игрой.  Представлены виды и особенности технологических карт, их значение для детског...

Мастер-класс для педагогов "Использование технологической карты для организации сюжетно-ролевой игры"

В данной методической разработке представлено описание мастер-класса по организации сюжетно-ролевой игры, использование технологических карт. Мастер-класс будет интересен педагогам дошкольных образова...

«Использование технологической карты для организации сюжетно – ролевой игры»

Приветствую вас на мастер – классе. Сегодня, я хочу вам предложить составить технологическую карту для организации сюжетно – ролевой игры....

Мастер -класс для педагогов"Использование технологической карты для организации сюжетно-ролевой игры"

Игра рассматривается  как  важное  средство  социализации   ребенка,   его развития.  Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию у дошкольников таких к...