"Пути, средства и методы патриотического воспитания детей с ОВЗ"
календарно-тематическое планирование

"Пути, средства и методы патриотического воспитания детей с ОВЗ"

В.А. Сухомлинский писал: "Познание, постижение человеком своей Родины, становление в нашей душе патриотической серцевины, патриотическое воспитание в годы детства, отрочества и ранней юности, духовнро богатая, деятельная, самоотверженная жизнь патриота - это самые тонкие, самые сложные вещи в том безгранично сложном переплетении идей, поступков, убеждений, мыслей,  стремлений, которое называется патриотическим воспитанием"

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Начальная школа-детский сад № 235»

654044  г. Новокузнецк, ул. Новосёлов, д. 14А                       8(3843)32-01-91

Выступление   на педсовет  «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей с ОВЗ»

по теме  «Патриотическое воспитание детей с ОВЗ. Анализ результатов и пути развития»

Составитель: 

воспитатель

Маркевич Марина Николаевна

                                   Новокузнецкий городской округ,  2022

 «Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, свою страну и ее народ, а так же своих соседей, другие народы и весь земной шар – и нашу большую Родину»

Д.С. Лихачев

         Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Большое изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У современных детей отсутствует представление о патриотизме.

Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, мы считаем, что формирование личности дошкольника невозможно без воспитания любви к ближнему и к Родине.

Успех патриотического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома. Часто родители не уделяют должного внимания данной проблеме, так как считают основной своей задачей образовательную (подготовка ребенка к школе).

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.

Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства у него проявляются через восхищение своим городом, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть сами по себе. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту .

В семье зарождаются симпатии, потребности, интересы ребенка, обозначается его характер, поэтому жизнь семьи, ее традиции, идеалы влияют на его дальнейшую судьбу. Через призму отношения ребенка к его близким можно прививать детям самые лучшие нравственно-патриотические качества. В своей работе с семьёй мы опираемся на родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправных участников формирования детской личности .

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует воспитанию бережного отношения к традициям, сохранению вертикальных семейных связей .

Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в особой организации образовательного процесса. Формирование патриотическогосознания, способов грамотного поведения в обществе с целью нравственной социализации имеют общие задачи и выделяют частные:

Формирование патриотических понятий;

Формирование патриотических суждений;

Формирование патриотических навыков и убеждений.

Формирование патриотического осознания.

Дети с ОВЗ являются неотъемлемой частью общества и способны внести свой вклад в окружающую их действительность. Их поведение должно соответствовать всем моральным, этическим и правовым нормам.

Одной из задач патриотического воспитания является формирование у детей представления о человеке не как о хозяине, а как о части жизни, существующей на сегодняшний день. Необходимо искоренять потребительское отношение человека к обществу. Все, что есть в окружающей среде, служит какой-либо цели. Этому способствуют и многие произведения, и мультипликационные фильмы. Во многих из них хищники изображены злыми и желающими съесть «хороших» зайчиков, поросяток и т.д. Поэтому многие дети убеждены, что хищники – это плохо и такие звери вообще не нужны в природе, а значит и в жизни. Однако, с точки зрения экологии, в природе нет хороших или плохих животных. Каждое растение, каждый живой организм выполняет важную задачу, играет свою роль в природе. Лес без хищников не был бы уравновешенной экосистемой. Важно показать взаимосвязь животного и растительного мира: кролик ест морковку, курица клюет зерна, корова кушает траву. Это их еда, и ни одно животное не должно голодать. Следовательно, одной из важных задач нравственного воспитания является выработка одинаково бережного отношения Родине, природе, людям независимо от того, нравятся они нам или нет.

Для решения проблемы патриотического воспитания у детей с ОВЗ недостаточного эпизодического включения. Необходим комплекс мероприятий и условий их реализации.

Патриотическое образование должно проводиться на отдельных занятиях, но элементы патриотических знаний дети могут получать и на других занятиях (изобразительной деятельности, речевом развитии, музыкальной деятельности и т.д.).

Обязательное условие всей работы – учет ведущего вида деятельности дошкольника, а это – игровая деятельность. Не секрет, что в дошкольном возрасте ведущей является игровая деятельность. Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно (действия людей с предметами быта, трудовые процессы, отношения людей друг к другу, их отдых развлечения и т.д.). В таких играх тема, содержание, последовательность отражаемых явлений не заданы заранее взрослыми, они основываются на жизненном опыте детей, правила как бы скрыты в содержании отражаемых событий (водитель ведёт машину, машинист -паровоз).

От правильно разработанных сюжетно-ролевых игр зависит, насколько эффективным будет патриотическое воспитание.

Дети очень любят играть! Но, чтобы игра помогла заложить основы нравственного воспитания, мы должны играть вместе – воспитатели, родители, дети.

Игра изменяет реальные отношения детей и взрослых, они становятся теплее, ближе, появляется общее дело, тем самым устанавливаются взаимоотношения, взаимопонимание. Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитаем настоящего патриота, любящего свою Родину. К каждому ребенку индивидуальный подход.

Применение дидактических игр дают свой результат. Дети научаются назвать свой домашний адрес, фамилию, профессии и т.д.

Положительное влияние оказывает художественная литература. Целенаправленное и системное использование произведений художественной литературы является не только благоприятным средством для развития речи дошкольников, но и способствует нравственному воспитанию детей.

В.А. Сухомлинский писал: «Познание, постижение человеком своей Родины, становление в нашей душе патриотической сердцевины, патриотическое воспитание в годы детства, отрочества и ранней юности, духовно богатая, деятельная, самоотверженная жизнь патриота - это самые тонкие, самые сложные вещи в том безгранично сложном переплетении идей, поступков, убеждений, мыслей, стремлений, которое называется патриотическим воспитанием


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»

Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...

Консультация для воспитателей. Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста.        Одной из основных задач дошкольного образования является нравственно - пат...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ПУТИ, СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ФГОС»

Человек как личность формируется в дошкольном возрасте. Это в полной мере относится и к таким качествам, как нравственность и патриотизм. В дошкольном возрасте закладывается личностная культура, мален...

Консультация для педагогов "Пути, средства и методы патриотического воспитания у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС"

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на обеспечение формирования в детях нравственности, интеллекта, физической культуры и эстетических качеств. Образ...