перспективный план по правовому воспитанию в младшей группе
методическая разработка (младшая группа)

Коваленко Евгения Викторовна

Наши дети нуждаются в развитие правового сознания личности, как субъекту социально-правовых отношений.  Правовое воспитание дошкольников в учебном учреждении, нацелена на ряд задач:

  • Дать детям представление о собственных правах и обязанностях;
  • Учить оценивать свое поведение и свои поступки в рамках правовых норм;
  • Воспитывать в детях самостоятельность, инициативность, активность, вежливость, уважение к другим людям.
  • Развивать интерес к себе, к своему внутреннему миру, что впоследствии, поможет ребенку развиваться.
  • Знакомить с правовыми документами, которые координируют отношения между людьми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_meropriyatiy.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад совхоза «Вторая пятилетка»

Утверждено

заведующий МКДОУ «Детского

 сада совхоза «Вторая пятилетка»

Внуковой О.С.

Перспективный план по правовому воспитанию во второй группе раннего возраста «Птенчики»

Воспитатель:

Коваленко Е.В.

Наши дети нуждаются в развитие правового сознания личности, как субъекту социально-правовых отношений.  Правовое воспитание дошкольников в учебном учреждении, нацелена на ряд задач:

  • Дать детям представление о собственных правах и обязанностях;
  • Учить оценивать свое поведение и свои поступки в рамках правовых норм;
  • Воспитывать в детях самостоятельность, инициативность, активность, вежливость, уважение к другим людям.
  • Развивать интерес к себе, к своему внутреннему миру, что впоследствии, поможет ребенку развиваться.
  • Знакомить с правовыми документами, которые координируют отношения между людьми.

Процесс дошкольного правового воспитания включает в себя такие компоненты:

- информационно - познавательный;

- эмоционально - оценочный;

- поведенческое - деятельный.

Реализуя процесс правового воспитания в дошкольном учреждении, педагог применяет различные методы, средства и формы деятельности.

  1. Включение в занятие игрового компонента. К детям приходят сказочные персонажи или животные, которым они помогают решить проблему. Герой может рассказать им удивительную историю (Буратино жалуется, что папа Карло не хочет покупать ему Азбуку). Персонаж может быть сквозным на всех занятиях по праву: например, это маленький человечек, который попадает в различные ситуации.
  2. Основной принцип правового воспитания — познание социальных норм на основе конкретных примеров и поступков. Это реальные ситуации из жизни, а также материал художественной литературы, в частности, сказок (хороший вариант — сказочные видеосюжеты).
  3. Решение проблемных ситуаций, в том числе вымышленных. Например, чтобы ты попросил у золотой рыбки для всех людей или каким образом поступил бы, если б нашёл цветик - семицветик?
  4. Метод наблюдения. Воспитатель предлагает дошкольникам проследить, как близкие относятся друг к другу, прощают ли взаимные обиды, что их может порадовать и огорчить (конечно, проще всего это сделать на уровне семьи, наблюдая за папой и мамой).
  5. Метод драматизации. Позволяет детям «прочувствовать» другого человека, войти в его положение (например, если бы я был зайчиком, которого лиса выгнала из избушки, или Золушкой, которой мачеха не даёт отдохнуть). Такой приём воспитывает в малышах чуткость, способность более остро реагировать на проблемы окружающих людей.
  6. Проблемно-поисковый метод. Продуктивная деятельность. Коллективное создание альбомов и плакатов, изготовление эмблем и символов (воспитанники старшей и подготовительной групп могут сами делать карточки для дидактических игр).
  7. Воспитатель совместно с детьми может периодически организовать в группе выставки любимых вещей (игрушек, книг, рисунков любимого блюда и пр.). При отборе экспонатов у ребят закрепляется понятие и том, что каждый человек имеет свои личные вещи и дорожит ими. Эти предметы и увлечения требуют бережного, уважительного отношения со стороны окружающих. Каждому воспитаннику предлагается рассказать о своём экспонате, объяснить, чем он ему так нравится.
  8. В группе должна быть развивающая среда в свободном доступе, каждый ребенок должен иметь доступ ко всем игрушкам, книгам, конструкторам.
  9. Поскольку правовые понятия достаточно сложны для дошкольников, то на занятиях должно присутствовать максимум наглядности: различные картинки, плакаты, схемы и пр.
  1. Словесные игры.

Одно из самых простых понятий для ребенка – это право на имя.

Примеры таких игр:

- «Назови ласково» - воспитанник называет своё имя, а затем рассказывает, как родители ласково называют его дома. В каждом случае может быть не один, а несколько вариантов. За каждый ответ педагог вручает фишку, и в финале игры подводятся итоги — определяется имя-победитель.

- «Позови ласково» - воспитанник должен назвать уменьшительно - ласкательно рядом стоящего ребёнка (таким образом, закрепляется знание права на имя и воспитывается вежливое, уважительное отношение друг к другу).

- «Как растёт имя» - воспитатель показывает ребятам свои детские фото и рассказывает, как с годами изменялось её имя (например, Иришка — Ира — Ирина — Ирина Петровна). Затем ребята также должны видоизменить своё имя — определить, как оно будет звучать, кода они станут взрослыми.

- «Как зовут моих маму и папу» - передавая друг другу мячик или флажок, дошкольники быстро должны назвать имя и отчество родителей.

Игры на закрепление других правил:

  • Право на жилище:

- «Кто в каком доме живёт» - воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, называя животное или насекомое, а дошкольник должен в ответ назвать его жилище (например, пчела — улей, медведь — берлога и т. д.).

- «Мой домашний адрес» - ребята по очереди (передавая флажок по кругу) называют свой домашний адрес. Как вариант можно сначала всем назвать только улицу, затем — дом, этаж, номер квартиры.

  • Право народов на самоопределение:

- «Кто где живёт» (право народов на самоопределение). Педагог называет воспитаннику какую-нибудь страну, а он — её жителей (Франция — французы, Япония — японцы и т. д.).

  1. Настольно-печатные игры:

- «Поступаем правильно»;

- «Хорошо и плохо»;

- «Я имею право…».

  1. Подвижные игры:

- «Прогулка по ручью» (право каждого на отдых, уметь отдыхать совместно). На полу изображается ручеёк, его ширина меняется (с помощью верёвочек или вырезанный из обоев). Дети (это туристы) становятся «паровозиком» (руки кладутся на плечи идущему впереди) и по ходу движения расставляют ноги на нужную ширину. Оступившийся ребёнок отправляется в конец «паровоза»;

- «Спасатели» (закрепление права на жизнь). В обруч кладутся игрушки: они оказались на необитаемом острове либо в горящем доме. Воспитатель даёт задания добираться до обруча и поочерёдно спасать игрушки. Каждый раз дети передвигаются разными способами (можно провести эстафету между двумя командами с двумя обручами): «паучком», парами, держась за руки, с закрытыми глазами и пр.

- Пантомима «Я помогаю родителям по дому» (закрепление понятия обязанностей). Дошкольник движениями тела показывает, как он делает какую-то работу по дому. А остальные ребята должны отгадать, что именно имеется в виду.

  1. Игра – драматизация или на воображение:

- «Попроси вежливо» (право на владение имуществом и его неприкосновенность). Ребёнку предлагается попросить у товарища на время его игрушку. Сделать это нужно вежливо, взамен можно предложить поиграть со своей вещью.

- «Сказка наизнанку» (любой человек имеет право на своё личное мнение). Это настольный либо кукольный театр по мотивам знакомой сказки. Дошкольники могут придумать свой вариант с изменёнными характерами персонажей и разыграть его. Сюжеты могут быть самыми неожиданными. Например, колобок будет злым, хочет отравить лесных жителей, а лиса, наоборот, доброй, стремится спасти их. Или добрый волк и сердитая Красная Шапочка.

- «Сказка идёт по кругу» (право иметь своё мнение и свободно выражать свои мысли). Дошкольники все вместе придумывают сказку: один её начинает, а остальные поочерёдно сочиняют продолжение.

  1. Работа с родителями:

- родительские собрания «Знаем ли мы права ребенка?»,  «Защита прав и свобод ребенка», « Создание благоприятной семейной атмосферы».

- информационные стенды и консультации «Права ребенка», «Права и обязанности родителей», «Понимаем ли мы своих детей?».

- памятки для родителей «Если ребенок провинился...», «Наказывая ребенка, нужно помнить».

- семейные праздники;

- анкетирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по правовому воспитанию. Подготовительная группа.

Данный план работы будет интересен педагогам....

Перспективный план по нравственному воспитанию. 1 младшая группа "А" "Солнышко"

Дошкольный возраст является тем периодом в жизни ребенка, когда родители и воспитатели могут сделать значительный вклад в становление нравственных черт его характера. Суть патриотического воспитания в...

Перспективный план по патриотическому воспитанию вторая младшая группа

Перспективный план по патриотическому воспитанию вторая младшая группа...

Перспективный план по нравственному воспитанию в младшей группе

Дать общее представление о детском саде (функции, для чего нужен детский сад).Развивать элементарные представления о дружеских отношениях.Знакомить с малыми фольклорными формами (потешки, песенки, заг...

Перспективный план по патриотическому воспитанию. 2 младшая группа, 2022-2023 год.

laquo;В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро, - сколько возможно больше и с...

Перспективный план по правовому воспитанию в подготовительной группе

План работы по правовому воспитанию детей подготовительной группы на год...

Перспективный план по патриотическому воспитанию в младшей группе

Перспективный планпо патриотическому воспитаниюв младшей группе...