Проект "Моя семья"
проект (старшая группа)

Заседателева Оксана Анатольевна

Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является.  Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких.       И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. К сожалению, в настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание.

Цель проекта: Формирование понятия «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _moya_semya_.docx556.59 КБ

Предварительный просмотр:

                

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение № 23 «Улыбка»

г. Дубна Московской области

ПРОЕКТ

 «Моя семья»

Воспитатели: Заседателева Оксана Анатольевна

Боталова Татьяна Анатольевна

2022 год

Тип проекта: информационно – творческий;

Участники.

Воспитанники старшей группы, воспитатели группы, родители.

Продолжительность.

Долгосрочный (сентябрь – май)

АктуальностьСемья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является.  Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких.       И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. К сожалению, в настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание.

Цель. Формирование понятия «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.

Задачи:

  1. Способствовать сплочению и единению представителей разных поколений
  2. Воспитывать у детей чувство привязанности, любви, уважения к членам своей семьи
  3. Расширять представления детей о своей семье, родственных отношениях, профессиях членов своей семьи

Проблемная ситуация.

В результате работы было выявлено, что дети имеют элементарные    представления о своей   семье, не все знают, кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей знает свою родословную, уходят в прошлое семейные праздники и традиции. Как изменить такое положение?
      Считаю что именно мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому. Любовь к близким людям, детскому саду, родному городу играет огромную роль в становлении личности ребенка.  

Проблемы, на решение которых направлен проект:

  1. Утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей;
  2. Недостаток знаний у дошкольников о своей семье;
  3. Разобщенность между семьей и детским садом.

Предполагаемый результат.

  1. Воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам,

знать семейные традиции и праздники,

  1. Повысить уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей.
  2. Установить с родителями доверительные и партнёрские отношения.

Связь с другими видами деятельности.

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

развитие речи:
- чтение художественной литературы, разъяснение и заучивание пословиц, поговорок, стихов о семье; Л. Толстой "Рассказы для маленьких детей".

- беседы по картинам «Как хорошо играть всем вместе», «Моя дружная семья» , "Наша группа",  "Выходной день в моей семье", "Я буду мамой (папой) ",
- составление рассказов по темам “Моя дружная семья”, “Папа – мой лучший друг” и др.;

- конкурс стихов о маме;
- рассматривание семейных фотографий. Составить словарик имен членов семьи "Что означают имена".

-тематические занятия «Права и обязанности в семье», «Мое имя!», «Прощание с осенью».

Игровая деятельность:
- дидактические игры «Как мы помогаем родным», «Родство», «Семья», лото «Моя семья», “Кто ты для…”, “У кого сегодня день рожденья?”, “Кем ты приходишься своим родителям?”, “Кто ты для бабушки?”, Огорчится ли мама, если…” др.;
- Сюжетно-ролевые игры “Семья”, “Дочки-матери”, «День рождения»;
- Строительные игры «Дом для кукол», «Мебель для дома»;
- Театрализованные игры: драматизация русских народных сказок.
Творческая деятельность:
- выставка рисунков «Моя мама», «Мой папа»;
- стенгазеты «Какая у меня мамочка», «Как я провел лето», «Папа – мой лучший друг»; 
- художественное творчество с детьми по теме проекта: изготовление подарков для пап и мам к празднику; участие в  выставках «Осень Золотая», «Елочные украшения», «Зимний городок», конкурс новогодних костюмов; «До свидания, Детский сад!», Рисование "Семейные портреты".

-Выставка семейных работ по теме «Семейные традиции», «Семейные увлечения»
Культурно–досуговая деятельность:
- праздники «День матери», «День защитника отечества», «Международный женский день»; «День именинника» (по сезонам)
- спортивный семейный досуг «Весёлые старты»;
- прогулки-походы.

Сотрудничество с семьёй:
- Консультации для родителей: «Родословная – моя гордость», «Рекомендации для заботливых родителей», «Права ребёнка»;
- Родительское собрание: «Игры всей семьёй», «ФГОС - для заботливых родителей»
- Создание альбомов «Моя семья», «Генеалогическое древо моей семьи», «Профессии моих родителей», «Мои домашние питомцы», «На службе России», «Мой край родной», «Это –Я», «Пять счастливых лет!»
- организация дня открытых дверей «Добро пожаловать»

-Сочинение родителей и детей «Один день с мамой»

- анкетирование «Какой вы родитель», «Уровень педагогических возможностей родителей»

- Любимые блюда для нашей семьи - рецепты

Блок « Презентация»

- слайд-шоу « Моя семья- моя радость»

- слайд-шоу «Моя семья – узнаем вместе»

Этапы работы над проектом:

  1. Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «Моя семья», составление  плана мероприятий по организации детской деятельности – сентябрь.
  2. Основной (или этап реализации проекта): проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение, анкетирование родителей, консультации для родителей) – октябрь - апрель.
  3. Заключительный: подводятся итоги, подготавливается презентация, итоговая беседа – май .

Этапы реализации проекта.

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность

ребенка

Взаимодействие с родителями

I. Подготовительный этап

  • Беседа о семье.
  • Подбор наглядно – дидактических пособий, игр, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования.
  • Составление настольно - печатных игр:  «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Мои хорошие поступки», «Как мы живем в детском саду», «Моя семья, моя родословная», «Дарю подарки», «Мое имя», «Моя комната», «Найди предметы»,  «Чьи детки?», «Кем быть», «Кому, что нужно для работы».
  • Изготовление атрибутов к драматизации:

Сюжетно-ролевых игр: «Дом», «Семья», « Детский сад», «Кто работает в детском саду?», «Профессия моих родителей», «День рождения». «В гости к бабушке», «Папин праздник», «День рождение мамы»

  • Поиск и оформление информации для родителей по теме «Моя Семья».
  • Оформление стены, уголка  «Моя семья», папок передвижек, буклетов.
  • Организация тестирования и анкетирования  родителей на темы «Анкета для выявления

уровня педагогических возможностей родителей, «Какой вы родитель».

  • Предложение родителям создать видеона тему «Моя семья».

  • Участие в беседе на тему «Моя семья».
  • Сбор информации по данному проекту совместно с родителями.
  • Создание совместно с родителями видео на тему «Моя семья».
  • Участие в беседе на тему «Моя семья».
  • Прохождение тестирования и анкетирования на темы «Анкета для выявления уровня педагогических возможностей родителей», «Какой вы родитель».
  • Изучение информации в уголке для родителей по данной теме проекта.
  • Ознакомление с информацией консультаций, папок передвижек и буклетов на тему проекта.
  • Сбор информации по проекту совместно с ребенком.
  • Создание совместно с ребенком альбома на тему «Моя семья».

II.

Практический этап

•        Показ сюжетных картин: «Моя семья», «У мамы день рождения», «С папой в магазин»,

«Мы в детском саду тоже одна семья» и т.д.

•        Загадывание загадок на тему: «Семья», «Родной дом», «Детский сад».

  • Чтение произведений: С.Капутикян «Моя бабушка», В.Чёрная «Хорошая внучка», Э.Успенский «Если был бы я девчонкой», Е.Благинина «Посидим в тишине», В.Осеева «Сыновья»,  А.Кымытваль «Песенка бабушки про непоседу», С.Баруздин «Мамина работа» а так же произведения  Н. Носова, А. Барто, С. Маршака, К. Ушинского, В. Осеевой. Обсуждение прочитанного материала.
  • Проведение беседы на темы: «Как росли родители, дедушка, бабушка»,

 «Кто такие -  родные, друзья, соседи», «Кто рядом с нами в детском саду».

  • Чтение пословиц и поговорок о семье.
  • Проведение занятия рисования на тему:  «Наша дружная семья», «Учимся правильно рисовать человека», «Поможем маме постирать платочки».
  • Проведение беседы на темы: «Любимый отдых членов семьи», «Как я помогаю дома», «Наш домашний праздник», «Выходной день с мамой и папой», «Мои бабушка и дедушка», «Традиции нашей семьи»
  • Организация и проведение познавательных занятий: «Состав семьи», «Работа моих родителей», «С кем я живу».
  • Проведение занятия аппликации : «Мой дом – моя крепость», «Подарок папе», «Подарок

маме», «Посадил дед репку»,

«Испекла бабушка баранки», «Испекла бабушка колобок».

  • Составление рассказов на тему:, «Мои папа, мама, бабушка, дедушка», «Моя комната», « Мое любимое занятие», «Мой лучший друг», «Чем я люблю заниматься в детском саду и дома», «Каким я хочу быть», «Как мы отдыхаем всей семьей».

  • Организация и проведение игр: «Назови ласково», «С днем рождения».
  • Плоскостное  моделирование –

составление сюжетов из палочек на семейную тематику.

  • Чтение и беседа по пословицам о семье.
  • Загадывание загадок о семье.
  • Консультация родителей на темы: «Влияние семьи на развитие ребенка», «Семья глазами ребенка».

  • Рассматривание сюжетных картин: «Моя семья», «У мамы день рождения»,

«С папой в магазин», «Мы в детском саду тоже одна семья» и т.д.

•        Отгадывание загадок на тему: «Семья», «Родной дом», «Детский сад».

  • Слушание произведений: Обсуждение прочитанного материала.
  • Участие в беседе на темы: «Как росли родители, дедушка, бабушка»,

 «Кто такие -  родные, друзья, соседи», «Кто рядом с нами в детском саду».

  • Слушание пословиц и поговорок о семье.
  • Активно участвует на занятии рисования на тему: «Наша дружная семья», «Учимся правильно рисовать человека», «Поможем маме постирать платочки».
  • Участие в беседах на темы: «Любимый отдых членов семьи», «Как я помогаю дома», «Наш домашний праздник», «Выходной день с мамой и папой», «Мои бабушка и дедушка», «Традиции нашей семьи»
  • Участие в познавательных занятиях: «Состав семьи», «Работа моих родителей», «С кем я живу».
  • Активное участие на занятии аппликации: «Мой дом – моя крепость», «Подарок папе», «Подарок маме», «Посадил дед репку», «Испекла бабушка баранки», «Испекла бабушка колобок».
  • Составление рассказов на тему: «Мои папа, мама,

бабушка, дедушка», «Моя

 комната», « Мое любимое занятие», «Мой лучший друг», «Чем я люблю заниматься в детском саду и дома», «Каким я хочу быть», «Как мы отдыхаем всей семьей».

  • Участие в играх: «Назови ласково», «С днем рождения».
  • Плоскостное  моделирование – составление сюжетов из палочек на семейную тематику.

  • Слушание и участие в беседах по пословицам о семье.
  • Отгадывание загадок о семье.

  • Творческий досуг с ребенком
  • Активное участие и помощь ребенку в выполнении творческих работ.
  • Чтение ребенку на досуге произведений на тему семьи: С.Капутикян «Моя бабушка», В.Чёрная «Хорошая внучка», Э.Успенский «Если был бы я девчонкой», Е.Благинина «Посидим в тишине», В.Осеева «Сыновья»,  А.Кымытваль «Песенка бабушки про непоседу», С.Баруздин «Мамина работа» а так же произведения  Н. Носова, А. Барто, С. Маршака, К. Ушинского, В. Осеевой.
  • Консультация родителей на темы: «Влияние семьи на развитие ребенка», «Семья глазами ребенка», «Семейные традиции. Культура общения».

III. Заключительный этап

  • Предложение родителям  создать альбом на тему «Это моя семья».
  • Предложение родителям и детям создать макет на тему «Родословное дерево»
  • Составление презентации по проекту. Фотоотчет о проделанной работе. Показ родителям презентации по проекту «Моя семья».
  • Создание совместно с родителями альбома на тему «Это моя семья».
  • Создание совместно с родителями макета на тему «Родословное дерево»
  • Просмотр презентации по проекту. Просмотр фотоотчета о проделанной работе.
  • Создание совместно с ребенком альбома на тему «Это моя семья».
  • Создание совместно с ребенком макета на тему «Родословное дерево»
  • Просмотр презентации по проекту. Просмотр фотоотчета о проделанной работе.

Результаты по реализации проекта «Моя семья»

Ребенок:

  1. Дети получили необходимую информацию о своей семье.

О том, что такое семья, что у семьи есть история и традиции.

  1. Имеют представление о родственных отношениях.
  2. Проявляют уважительное отношение и любовь к родным и близким, к окружающим людям.

Родители:

  1. Повышается компетентность родителей в вопросах семейного воспитания.                                                                              
  2. Повышается уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей.
  3. Происходит обмен опытом семейного воспитания и традиций.
  4. Поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями.

Приложение № 1.

  1. Анкета для выявления уровня педагогических возможностей родителей

Уважаемые родители!

Просим вас заполнить анонимную анкету.

1.Где вы черпаете педагогические знания:

а. используете собственный жизненный опыт, советы знакомых;

б. читаете педагогическую литературу;

в. используете советы воспитателей;

г. слушаете радиопередачи и смотрите телевизионные передачи;

2. Какие методы воспитания вы считаете наиболее результативными:

а. убеждение;

б. принуждение;

в. требование;

г. поощрение;

д. наказание;

е. обучение и личный пример;

3. Какие виды поощрения вы используете чаще:

а. словесные;

б. подарки;

в. развлечения;

4.Какие виды наказания, на ваш взгляд, наиболее эффективны в воспитании;

а. запугивание;

б. проявление неодобрения (словесно, мимикой или жестами)

в. физическое наказание;

г. лишение развлечений или обещанных подарков;

д. словесная угроза;

5.Единодушны ли члены вашей семьи в своих требованиях к ребенку:

а. единодушны всегда;

б. иногда расходятся во мнениях;

в. единодушия не бывает никогда;

                                                    Спасибо!

2.  Тест «Какой вы родитель?»

 Инструкция: отметьте фразы, которые Вы часто используете в общении с детьми (в скобках указывается количество баллов).

1.     Сколько раз тебе повторять? (2)

2.     Посоветуй мне, пожалуйста…  (1)

3.     Не знаю, что бы я без тебя делала? (1)

4.     И в кого ты такой уродился?!  (2)

5.     Какие у тебя замечательные друзья!  (1)

6.     Ну на кого ты похож (а)?   (2)

7.     я в твои годы!..  (2)

8.     Ты моя опора и помощник (ца)!  (1)

9.     Ну что за друзья у тебя?  (2)

10. О чём ты только думаешь?   (2)

11. Какая (ой) ты у меня умница!  (1)

12. А как ты считаешь, сынок  (доченька)?  (1)

13. У всех дети как дети, а ты…  (2)

14. Какой  ты у меня сообразительный (ая)!   (1)

Оценка результатов:

5 – 7 баллов: Вы живёте с ребёнком душа в душу. Он искренне любит и уважает, ваши отношения способствуют становлению его личности.

8 – 10 баллов: У вас сложности во взаимоотношениях с ребёнком, непонимание его проблем, попытки перенести вину за недостатки в его развитии на него самого.

11 баллов и выше: Вы непоследовательны в общении с ребёнком. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

Приложение № 2.

Картотека

пальчиковой гимнастики

 к проекту

«Моя семья»

http://thelib.ru/books/00/10/43/00104305/i_042.jpg

Описание: http://thelib.ru/books/00/10/43/00104305/i_042.jpg«Моя семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик я,

Вот и вся моя семья!!!

(Поочередное сгибание пальцев. Сначала на одной руке, затем на другой. В конце игры пожать себе руки)

«Мальчик-пальчик»

(пальцы сжаты в кулачок)

- Мальчик-пальчик, где ты был?

(разгибается большой пальчик)

- С этим братцем в лес ходил,

(разгибается указательный пальчик)

- С этим братцем щи варил,

(разгибается средний пальчик)

- С этим братцем кашу ел,

(разгибается безымянный)

С этим братцем песни пел.

(разгибается мизинец)

(Модификация: Большой палец соприкасается, по ходу стихотворения, со следующими пальцами)

«Если мама месит тесто»

Если мама месит тесто,

Это очень интересно

(левая рука сжата в кулачок, словно держит кастрюльку, правой - делаем движения как будто месим)

Ладушки, ладушки

(хлопаем в ладоши)

Что пекли? Оладушки!

(правой рукой держим воображаемую сковородку, левой льем на нее тесто)

Раз – оладушек для мамы,(раскладываем оладушки по тарелкам)

Два – оладушек для папы,

Три – оладушек для бабы,

Четыре – оладушек для деда.

А Ванюшечка дружок

Получает пирожок!(сцепить кисти рук )Ах, как вкусно!

Приложение № 3.

ПРОЕКТ «МОЯ СЕМЬЯ»

Уважаемые родители, для наглядности и лучшего представления ребенка о вашей семье, предлагаем сделать вместе с ребёнком мини-альбом «Это моя семья».  Творчество приветствуется.

Он может выглядеть примерно так:

                                               malchik_bbw

                                 Это Я!                          

                           Меня зовут…

Number_1_Dad                                  HHD014C-HOLIDAYS-clipart-desk-gallery-gif

Это мой папа.                                 Это моя мама

Его зовут… он работает…       Ее зовут… она работает…

94777165                                            devochka_bbw

Это мои бабушка и дедушка          Это моя сестра, брат

Их зовут… они…                           Ее (его)зовут… Она(он)…

Альбом «Это Я»

1.Это Я (Фотографии и/или рисунок);

2.Меня зовут … (Имя, аппликация с именем, значение имени);

3.Мои родители (Имя, фотографии и или/рисунки);

4. Мои родственники (аналогия)

5.Придумать герб семьи (рисунок и рассказ)

6. Я живу…;

7. Мой портрет в лучах солнца или какой Я? (ладошка ребенка – в сердцевине маленькая фотография, на каждом пальчике указана хорошая черта (характеристика));

8. Я люблю…;

9. Я – красивый (фотографии и рассказ);

10. Я – сильный и ловкий (фотографии и рассказ);

11. Я сообразительный (рисунок и рассказ);

12. Я – умный ( рисунок и рассказ);

13. Я хочу … (рисунок и рассказ);

14. Я научился (рисунок и рассказ);

15. Я хожу в детский сад… (рисунок и рассказ);

 16. Я увлекаюсь…(рисунок и рассказ);

Приложение 4.

Приложение  № 5.

Консультация для родителей

«ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА»

Семья для ребёнка - это место его рождения и основная среда, где он растёт и развивается. Она определяет в жизни ребенка очень многое. Недаром говорят: "Яблоко от яблони недалеко падает", "Родители трудолюбивы и дети не ленивы". Одна из наиболее сильных человеческих связей - это связь между родителями и детьми.

Ребёнок будет благополучен, если в семье доброжелательная атмосфера и такие семейные отношения, которые дают чувство защищенности, любви и принятия. Это стимулирует и направляет его развитие.

            Незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребёнка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе и позитивного восприятия мира - родительская любовь. Народная мудрость гласит: "У отца с матерью за пазухой и на морозе тепло", "Коли есть отец и мать, так ребёнку благодать". Не забывайте говорить своим детям, что вы их любите, им важно слышать это. Не бросайтесь словами: "Всё - я тебя не люблю. Если ты не сделаешь то, что я тебя прошу - я тебя любить не буду". Эти слова заставляют ребёнка сомневаться в вашем отношении к нему и зарождают в нем страх потерять вашу любовь, что ведет к невротизации, неуверенности в себе, возникновению различных страхов.

            Семья должна обеспечивать чувство безопасности - это одно из основных условий нормального развития ребёнка. Ребёнок должен иметь возможность без опасений и страха взаимодействовать с внешним миром, осваивать новые способы его исследования и реагирования.

            Родители являются источником необходимого жизненного опыта. Дети учатся у них определенным способам и моделям поведения. Поощряя или осуждая определенные поступки, а также применяя наказания и определяя приемлемую для себя степень свободы действий ребенка, родители формируют и влияют на его поведение.

             Общение в семье формирует мировоззрение ребёнка, позволяет ему вырабатывать собственные нормы, взгляды, идеи. Морально-психологический климат семьи - это школа отношений с людьми.

            В настоящее время всё больше внимания, в том числе и на государственном уровне, стали уделять семье. 2008г. был объявлен годом семьи, появился своеобразный праздник семьи -  День Петра и Февронии. На телевидении всё больше становится социальной рекламы, программ и передач, направленных на то, чтобы люди задумались о семейных ценностях. Поэтому одним из приоритетных направлений работы нашего детского сада является  взаимодействие с семьёй.

Консультация для родителей

«СЕМЬЯ ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА»

Что значит семья в жизни ребёнка?

Семья – единый организм.

Об этом мы можем узнать из разговоров с детьми, рисунков и детских сочинений, а можно вспомнить своё детство, вспомнить родительский дом. У каждого из нас он свой, но есть и то общее, что связывает нас всех: здесь сказали свои первые слова, сделали первые шаги и совершили первые в своей жизни открытия.  Дом  – начало начал. Здесь рождается Любовь и Ненависть, Добро и Зло, Хамство и Порядочность; Невезение и Успех берут своё начало тоже здесь. Во всех испытаниях и бедах родной дом – убежище для души. Каждый дом похож на своих создателей.

В семье ребёнку нужны оба родителя – любящие отец и мать. Они как две ноги, на которых он идёт по жизни. Как же идти по жизни ребёнку, если у него нет одного  из родителей? Ребёнок должен знать своих родителей, даже если они не живут вместе. А нерешённые супружеские проблемы, хотя и спрятанные под семью замками, способствуют появлению психологических проблем у ребёнка. Нарушение эмоционального состояния ребёнка, его “плохое” поведение, является симптомом других семейных болезней. Самая хорошая профилактика – оздоровление, улаживание супружеских отношений, решение собственных проблем. Они не изолированы, а прямо вплетены в ваши отношения с ребёнком. Ваши супружеские и собственные проблемы – не только ваше личное дело, но важный фактор развития личности вашего ребёнка.

Считается, что дети – это маленькие взрослые, просто размером поменьше

и с опытом покороче. Веками к ним так и относились: растили, воспитывали, иногда баловали, но в целом исходили из правил “ты должен” и “делай, как я”, поэтому многие поколения родителей растили детей так же, как растили их самих - по стандарту, по трафарету. Дети терпели и росли.  Находились правда такие, которые упорно выбивались из этой наезженной колеи. Но судьба большинства из них оказалась незавидной: их брали в оборот, и так или иначе приводили к общему знаменателю. Те, которые не перевоспитались, уже вполне самостоятельно шли двумя путями: или опускались на дно, или становились первопроходцами (в науке, в искусстве, в семейной жизни). Но наступили времена, когда взрослые вдруг с изумлением обнаружили, что дети – другие, у них интересы другие, потребности другие, и вообще –голова у них работает как –то иначе. Человек не бывает так деятелен, пытлив и инициативен, как в детстве.

“Необходимо больше быть с детьми”, - пишут в многочисленных педагогических статьях. Однако, если спросить ребёнка, сколько времени в выходной он провёл с мамой или папой, он вряд ли будет точен. Зато он подробно расскажет, что именно он делал с родителями и было ли ему приятно.

Ребёнку важно не количество проведённого  с ним времени, а как оно проведено.

Иногда десять минут, проведённые в сердечной беседе, для ребёнка значат гораздо больше, чем целый день, проведённый вместе с вами. Ребёнок получает удовольствие от совместного общения, он чувствует, что вы его любите, и сам начинает испытывать к вам более тёплые чувства.

Великое искусство - жить вместе, любя друг друга нежно. Это должно начинаться с родителей.

Хочу рассказать вам притчу

Притча “Богатство, Удача и Любовь”

Глухой ночью в дом, находящийся в лесной глуши, где жил лесник с женой и дочерью, постучали. Жена лесничего открыла дверь и увидела на пороге трёх дам. Их лица закрывали тёмные вуали.

- Мы Богатство, Удача и Любовь, - сказали они. – Вы можете впустить в свой дом только одну из нас. Решите, кого вы хотите видеть в своём доме. Жена лесничего попросила их немного подождать: “Я должна с семьёй посоветоваться”. Во время семейного совета она сказала:

- Я впустила бы Удачу, ведь она нам поможет наладить наши дела.

Лесничий изъявил желание впустить в дом Богатство:

- Оно решит все наши финансовые проблемы, ведь нам так трудно живётся. Услышав это, дочь взмолилась:

- Давайте впустим любовь! Это – моя мечта!

Отец и мать, пошептавшись, решили, что они своё уже отжили, и если уж дочь мечтает о любви, то пусть хотя бы она будет счастлива. Жена лесничего открыла дверь дома и объявила дамам своё решение:

- Пусть войдёт Любовь.

Любовь вошла в дом, и в нём стало невероятно светло, как днём. А вслед за ней, взявшись за руки, в дом вошли Богатство и Удача.

Я желаю вам всем, чтобы в вашем доме навсегда поселилась любовь!

Консультация для родителей

«СЕМЬЯ ГЛАЗАМИ РЕБЁНКА»

   С того момента, как ребёнок родился и начал обживаться в мире, он начал обучаться. Обучаясь, ребёнок постоянно воспитывается. Процесс воспитания направлен на формирование социальных качеств личности, на создание и расширение круга её отношений к окружающему миру — к обществу, к людям, к самому себе.

   Никто не рождается на свет с готовым характером, интересами, склонностями, волей. Все эти свойства вырабатываются и формируются постепенно, в ходе всей жизни, с момента рождения и до зрелости.

   Особую роль в жизни человека, формировании и удовлетворении духовных потребностей, а также в его первичной социализации играет семья. Уровень нравственной культуры родителей, их жизненные планы и устремления,

социальные связи, семейные традиции имеют решающее значение в развитии личности сначала ребёнка, потом молодого человека. В семье ребёнок приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые для нормальной жизни в обществе. Именно в семье проявляется в наибольшей степени индивидуальность ребёнка, его внутренний мир. Родительская любовь помогает раскрыть, обогатить эмоциональную, духовную и интеллектуальную сферу жизни детей.

   Традиционно семья — главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится значительную часть своей жизни. В семье закладываются основы личности. Семья создаёт у человека понятие дома не как помещения, где он живёт, а как ощущение места, где его ждут, любят, ценят, понимают и защищают.

   В процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сёстрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребёнка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности. В семье формируется личность не только ребёнка, но и его родителей.

    Семья для ребёнка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальной стадии жизни ребёнка намного превышает другие воспитательные процессы. Родители, как первые воспитатели, имеют самое сильное влияние на детей. Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надёжности. Ребёнок видит семью в качестве окружающих его близких людей: папы и мамы, бабушки и дедушки, братьев и сестёр. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно, в какой семье воспитывается ребёнок: в благополучной или неблагополучной, полной или неполной.

   В нашем обществе всё заметнее становится кризис семьи, который выражается в том, что семья всё хуже реализует свою главную функцию — воспитание детей, отсюда — появление «трудных детей».

 

 Воспитание детей в семье — сложный социально-педагогический процесс. Он включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребёнка. Личный пример родителей — важнейшее средство влияния на воспитание детей. Не имея достаточных знаний и опыта, ребёнок копирует взрослых, подражает их действиям. Характер отношений родителей, степень их взаимного согласия, внимания, чуткости и уважения, способы решения различных проблем, тон и характер разговоров — всё это воспринимается ребёнком и становится образцом для его собственного поведения. Таким образом, окружающая социальная микросреда, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и личность самих родителей отражаются как на ребёнке, так и на особенностях его характера. Если семейная атмосфера неблагоприятна для психического развития ребёнка, то вполне вероятно, что и сформированные черты его личности тоже будут патологичны. Некоторые родители, впрочем, об этом забывают.

   Уже в дошкольном возрасте взрослые должны различать потребности ребёнка и его капризы, которые должны пресекаться, Если действия ребёнка выходят за границы дозволенного, надо приучать ребёнка понимать и беспрекословно подчиняться слову «нельзя». В дошкольном возрасте основным видом деятельности является игра. Дети предпочитают строительные и бытовые игры. Ситуации для игр ребёнок также берёт из жизни. Таким образом, дошкольники

получают в семье первый нравственный опыт, учатся уважать старших, считаться с ними, учатся делать людям приятное, радостное, доброе.

   В этом возрасте закладываются правильные отношения между мальчиками и девочками — отношения товарищества. Взаимного внимания и заботы. Лучшим средством воспитания правильных отношений является личный пример отца и матери, их взаимное уважение, помощь и забота, проявление нежности и ласки. Если дети видят хорошие отношения в семье, то, став взрослыми, и сами будут стремиться к таким же красивым отношениям. В детском возрасте важно воспитать чувство любви к своим близким — к родителям, к братьям и сёстрам, чтобы дети чувствовали привязанность к кому-либо из сверстников, привязанность и нежность к младшим. Семья — это первая школа общения ребёнка. В семье ребёнок учится уважать старших, заботиться о престарелых и больных, оказывать посильную помощь друг другу.

         Дети особенно чувствительны к взаимоотношениям со взрослыми, не терпят нравоучений, резкостей, приказов, тяжело переживают грубость старших, недоверие и обман, контроль и подозрительность, нечестность и неискренность родителей.

   Родители являются самыми близкими и дорогими людьми для детей, поэтому дети хотят подражать отцу или матери, быть похожими на них. Дети видят в родителях советчиков во всех своих делах, истинных друзей, с которыми можно поделиться и радостями, и заботами.

    Известная педагогическая мудрость: «Всё хорошее и всё плохое человек получает из семьи!» Воспитательный процесс в семье происходит не только тогда, когда родитель разговаривает с ребёнком, объясняет что-либо, поучает его. Этот процесс происходит каждую секунду, каждый момент вашего с ребёнком совместного времяпровождения. Ребёнок — это чистый лист бумаги, готовый к заполнению. Ребёнок смотрит на вас, впитывает в себя ту информацию, которую вы даёте своим поведением. Дети, словно губка — воду, впитывают в себя всю информацию вашего поведения. Любое ваше недостойное поведение отразится на воспитании ребёнка.

    Вся жизнь в семье — это образовательный процесс для ребёнка и педагогический для родителя. Учите своим примером! Семья первая, кто приобщает ребёнка к разным видам деятельности — познавательной, предметной, игровой, творческой, образовательной, коммуникативной. Семья поддерживает ребёнка, стимулирует и развивает в нём то, что находится в зачаточном состоянии.

   Самое главное в этом — не забывайте поощрять своего малыша, хвалить, даже награждать за какое-либо действие, поступок. Старайтесь как можно меньше ругать его, тем более не делайте это публично.

    Никогда нельзя забывать о том, что семья — первая и самая важная школа, основа основ, для маленького, но уже — человека.

Консультация для родителей

«СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ: КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ»

Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, учим ли мы этому своих детей?

Семья – это  первая  школа  общения  ребёнка. В  семье ребёнок  учится  уважать  старших, заботиться  о  престарелых  и  больных, оказывать  посильную  помощь  друг  другу. В  общении  с  близкими  ребёнку людьми, в  совместном  бытовом  труде  у  него  формируется  чувство  долга, взаимопомощи. Лучшим  средством  воспитания  правильных  отношений  является  личный пример  отца  и  матери, их  взаимное  уважение, помощь  и  забота, проявления  нежности  и  ласки. Если  дети  видят  хорошие  отношения  в семье, то, став  взрослыми, и  сами  будут  стремиться  к  таким  же красивым  отношениям. В  детском  возрасте  важно  воспитать  чувство  любви к  своим  близким – к  родителям, к  братьям  и  сёстрам, чтобы  дети  чувствовали  привязанность  к  кому-либо  из сверстников, привязанность  и  нежность  к  младшим.

Дошкольники  получают  в  семье  первый  нравственный опыт, учатся  уважать  старших, считаться  с  ними, учатся  делать людям приятное, радостное, доброе. Нравственные  начала  у  ребёнка  формируются  на  основе  и  в  связи  с интенсивным  умственным  развитием  ребёнка, показателем  которого  являются его  действия  и  речь. Поэтому  важно  обогащать  словарь  детей, в разговоре  с  ними  подавать  образец  хорошего  произношения  звуков  и  в целом  слов  и предложений. С  целью  развития  речи  родители  должны  учить детей  наблюдать  явления  природы, выделять  в  них  сходное  и  различное, слушать  сказки  и  рассказы  и  передавать  их  содержание, отвечать  на вопросы  и  задавать  свои. Развитие  речи  является  показателем  повышения общей  культуры  ребёнка, условием  его  умственного, нравственного  и эстетического  развития.

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ: ПРАВИЛЬНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ

Благополучие семьи и успешное воспитание в семье зависят и от формирования правильного (оптимального) режима дня с учетом  жизненных ситуаций каждой семьи и его соблюдения каждым членом семьи. Режим  дня семьи включает  весь  распорядок  дня    в течение  суток – время  на  полноценный  сон, закаливающие  процедуры, на упорядоченный  приём  пищи, на  все  виды  труда  и  отдыха. При  этом учитываются  возраст  и  состояние  

здоровья  детей. Режим  дня  семьи должен иметь  воспитательное  значение, что  возможно  лишь  при  обязательном привыкании  детей к  его  выполнению  без  напоминания  взрослых. Со стороны старших  должен  осуществляться  контроль  за  качественным  выполнением режимных  моментов и  трудовых  поручений, оценка  их, помощь  при  возникших затруднениях.

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ: ПРАЗДНИКИ

Семейные  праздники  по случаю  дня  рождения  взрослых  и  детей, а также других знаменательных дат, как День свадьбы родителей, День памятного события в жизни членов семьи (поступление в школу, победа на конкурсе и др.) имеют значительный воспитательный потенциал. К  семейным праздникам также относятся  проведения в доме   общественных  праздников как  День матери, День отца, День семьи, профессиональные праздники взрослых.   Подготовка  детьми  и  взрослыми предстоящего праздника (придумывание сценария, стенгазеты, приготовление праздничных угощений), вручение  подарков  при  особом  эмоциональном  подъёме  создают  ту атмосферу  торжественности, радости  и  счастья, которая  формирует  духовную культуру, сплачивает  семью  как  коллектив.

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ: ЧТЕНИЕ

Чтение занимает особое  место  в  воспитании  ребёнка  в  семье. В  дошкольном  возрасте  ребёнок  особенно  любит  слушать  сказки, которые ему  читают  взрослые, рассказы  из  жизни  людей  и  животных. Из  книг  он узнаёт  о  хороших  людях, об  их  делах,   о  животных, растениях. В сказке  побеждает  всегда  сильный, ловкий, справедливый, честный  и трудолюбивый  человек, а  злой, недобрый  карается  людьми  и  обществом. Слушая  сказку, ребёнок  не  остаётся  равнодушным  к  судьбе  героя: он переживает, волнуется, радуется  и  огорчается, то  есть  у  него  формируются чувства, постепенно  зарождается  интерес  к  книге. В дальнейшем, когда  ребёнок сам  научится  читать, важно  

закрепить  интерес  и выработать  навык  самостоятельного  и  систематического  чтения. Этот  навык не  появляется  сам  по  себе, нужна  согласованная  и  умелая  работа семьи. Только  это  приобщит  ребёнка  к  чтению,  и  он  начнёт  считать книги  своими  спутниками  в  приобретении  новых  знаний.  Зародившийся интерес  к  чтению  приведёт  ребёнка  в  библиотеку, в  книжный  магазин. У него  будут  свои  герои, которым  он  будет  подражать.

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ: СОВМЕСТНЫЕ ПОХОДЫ

Экскурсии  и  походы  всей  семьёй  в  лес, на  речку, за  грибами  и ягодами, на  

рыбалку  оставляют  неизгладимые  впечатления, которые  пронесёт ребёнок  через  всё  жизнь. При  общении  с  природой  ребёнок  удивляется, радуется, гордится  тем, что  он  видел, слышал  пение  птиц, - в  это  время и  происходит  воспитание  чувств. Чувство  «прекрасного»  помогает  воспитать  потребность -  беречь  окружающую среду. Экскурсии  и  походы  всей  семьёй  являются также хорошим  средством  патриотического воспитания  детей. Приобщение  к истории родного края, в том числе к истории рода и семьи   как её составной части, способствует  формированию  гражданина, учит детей к ответственности перед прошлым и будущим.

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ: СОВМЕСТНЫЙ ТРУД

Совместный труд является основой организации  жизни  и  быта  семьи, в  основе  которой  лежит равенство  всех  членов, привлечение  детей  к  решению  хозяйственных вопросов  жизни  семьи, ведению  хозяйства, к  посильному  труду. Дети непосредственно  вовлекаются  в  бытовой  труд, учатся  обслуживать  себя, выполнять  посильные  трудовые  обязанности  в  помощь  отцу, матери. От того, как  будет  поставлено  трудовое  воспитание  детей  до  школы, зависит  их  успех и  в  учении, а  также  в  общем  трудовом  воспитании. В  дошкольном  возрасте  дети  очень  подвижны, не  могут  продолжительное время  сосредоточиваться  на  одном  деле, быстро  переключаться    с  одного вида  занятий  на  другое. Школьное  обучение  потребует  от  ребёнка сосредоточенности, усидчивости, прилежания. Поэтому  важно  ещё  в дошкольном  возрасте  приучать  ребёнка  к  тщательности  выполняемых поручений, учить  его  доводить  начатое  дело   до  конца,

проявлять  при  этом  упорство  и  настойчивость. Вырабатывать  эти  качества необходимо (кроме игры) и в процессе  бытового  труда, включая  ребёнка  в  коллективный труд  по  уборке  помещения, на  огороде.

Наличие  у  детей  такого  важного  качества  личности, как  трудолюбие, есть хороший  показатель  их  нравственного  воспитания. По  тому, как  ребёнок  будет  относиться  к  труду, какими трудовыми  умениями  он  будет  обладать, окружающие  будут  судить  о  его ценности в обществе. Любовь к труду, умение работать в коллективе – залог успеха наших детей в их будущей жизни.

Кроме того, трудно  переоценить  значение  труда  в  жизнедеятельности  человека. Физический труд  обеспечивает  высокий  жизненный  тонус  мышц  и  всех  органов человека: улучшает  все  физиологические  процессы  в  организме – правильное дыхание, кровообращение,   обмен  веществ, рост  всего  тела  и  отдельных  органов.     Физический  труд  является    средством  борьбы  с  утомлением,  особенно  для  лиц занимающимся  умственным  трудом. Формирование культуры труда, смена  видов  труда, разумное  их сочетание  в  режиме  дня  ребёнка  обеспечивают  его  успешную  умственную деятельность  и  сохраняют  работоспособность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»

Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...

«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»

  Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...

План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!

План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель:  создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...

Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"

Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....