Проект "Рождественские колядки"
проект

Исследовательско - творческий проект "Рождественские колядки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Рождественские колядки"243.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 20 городского округа Вичуга

C:\Users\Home\Desktop\5c1a43dc17592.jpg

                                               

  Автор: музыкальный руководитель

Белова Алла Александровна

Цель: Приобщить детей к русской традиционной культуре, познакомить их с обрядом колядования на Руси.

Задачи:

  • Поддерживать интерес детей и родителей к истокам русской национальной культуры;
  • Познакомить детей и родителей с рождественскими  обрядовыми песнями;
  • Разучить музыкальный фольклорный материал, использовать его в повседневной жизни;
  • Побуждать детей и родителей к совместной познавательной и творческой деятельности;
  • Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.

Тип проекта:

Вид проекта: исследовательско - творческий.

Продолжительность проекта: средней продолжительности.

Участники проекта: педагоги, дети, родители.

Предполагаемый результат: тематический  вечер «Колядки».

Интеграция с образовательными областями:

Музыка, познание, развитие речи, художественное творчество.

Актуальность. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Колядки были важной частью древнего фольклора.  Они исполнялись на традиционном празднике языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием, позднее приуроченный к Рождеству и Святкам. Неотъемлемыми атрибутами Святок являлись переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов), колядование, колядные песни, одаривание колядовщиков, молодёжные игры, гадания.  Дети с огромным удовольствием распевают колядки, т.к. они близки им своим веселым содержанием, незатейливой мелодией. Поэтому и  возникла идея в  проведении тематического вечера «Колядки» силами педагогов, родителей и ребят.

Проблема проекта: К сожалению,  мы отходим от народных традиций в проведении календарных праздников, в том числе и исполнении колядок, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Участники проекта: Музыкальный руководитель.

                                Воспитатели старшей, подготовительной групп.

                                Родители.

                                Дети старшей, подготовительной групп 5-7 лет.

Сроки реализации проекта – два месяца (декабрь, январь).

Ожидаемые результаты проекта:

  • Приобщение детей и родителей к традиции проведения народного праздника через исполнение колядок, сопереживание и непосредственное участие их в общем действии, изготовление костюмов и атрибутов.
  • Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному фольклору.
  • Повышение познавательного интереса среди детей и родителей к родной истории.

Планирование работы над проектом:

1-й этап: подготовительный – сбор информации, материала.

2-й этап: организационный – разработка плана проведения праздничной недели.

3-й этап: формирующий – проведение мероприятий согласно плану с детьми и родителями.

4-й этап: итоговый (анализ полученных результатов, обобщение опыта).

Достигнутые результаты:

        Внедрение проекта в образовательный процесс помогло обогатить его содержание, обеспечило развитие у детей и родителей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка различных  колядок, закличек и игр-инсценировок на развитие двигательных и музыкальных  способностей, дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

        Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Приложения к проекту:

  1. План проведения проекта «Рождественские колядки».
  2. Приложение:
  • Организованная образовательная деятельность по теме «Колядки».
  • Наглядный материал.
  • Консультация для родителей «Колядование на Руси».
  • Консультация для родителей «Игры и забавы на улице. Народные приметы, поговорки».
  • Консультация для воспитателей «Подвижные народные игры и забавы на улице».
  • Творческая мастерская «Изготовление шумовых инструментов в совместном творчестве взрослого и ребёнка».
  • Сценка для кукольного театра «Небылицы».
  • Сценарий театрализованного представления «Колядки».
  • Рисунки конкурса: «Весёлая Коляда».

Оборудование:  

Костюмы для взрослых: русские сарафаны, кокошники.

Костюмы для детей: русские сарафаны, кокошники, косоворотки, фуражки, костюм Медведя, костюм Козы.

Музыкальные инструменты: ложки, бубны, колокольчики, трещотки, свистульки.

Самодельные музыкальные инструменты, изготовленные в творческой мастерской (для шумового оркестра): коробочки, погремушки, доски.

Атрибуты: мешок для угощения, куклы би-ба-бо, ширма.

Папка передвижка, иллюстрации, аудиозапись русских наигрышей.

Технические средства обучения: музыкальный центр, ноутбук.

Музыкальный репертуар:  

Колядки: «Авсень», «Тётенька добренька», «Сею-вею», «Прощальная», русские народные наигрыши.

Музыкальные и подвижные игры: «Прятки», «Гори ясно», «Катание с горки», «Жмурки», «Горшки», «Звонарь», «Карусель», «Бабка-Ёжка», «Коза» и т.п.

Используемая литература:

Материалы из периодических изданий

1. Журнал Музыкальный руководитель № 8-2008.

2. Журнал Музыкальная палитра № 6-2008 г., № 7-2009 г., №7-2010.

3. Журнал Дошкольное воспитание № 10-1993 г., № 12-1993.

4. Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада.-М.: Просвещение, 1988.

5. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении.  ООО «Гном-Пресс» 2000.

6. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.

7. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб., 2002.

8.  Битютская Н.П. Система педагогического проектирования. Учитель, 2012.

План подготовки к итоговому мероприятию: тематическому вечеру «Колядки»

п/п

Совместная деятельность

Цель

Ответственные

1

2

3

4

1 неделя

- Организованная образовательная деятельность  на тему:  «Колядки»;

-  Консультация для воспитателей «Поиграем, позабавимся!»;

- Подвижные игры на прогулке «Змея», «Звонарь» и т.п.;

-  Консультация для родителей «Колядование на Руси»;

- Привлечение родителей к изготовлению костюмов.

Повышать познавательный интерес среди детей к родной истории.

Приобщать  родителей к традиции проведения народного праздника – Колядки.

Воспитатели, музыкальный руководитель  

2 неделя

- Разучивание закличек, колядок, пословиц, поговорок, игр;

 - Подвижные игры на прогулке «Горелки», «Горшки» и т.п.

Учить эмоционально и выразительно исполнять колядки,  развивать ритмический слух и двигательную активность.

Музыкальный руководитель, воспитатели

3 неделя

-  Кукольный театр «Небылицы»;

- Народные подвижные игры на прогулке: «Бабка Ёжка», «Карусель», «Жмурки» и т.п.

Расширять кругозора детей.

Воспитатели, музыкальный руководитель

4 неделя

- Закрепление музыкального репертуара;

- Подвижные игры на прогулке «Прятки», «Катание с ледяной горки» и т.п.

Побуждать детей проявлять инициативу.

Формировать эмоционально и выразительно исполнять колядки.

Музыкальный руководитель, воспитатели

5 неделя

- Театрализованное представление «Колядки»;

- Выставка детского рисунка;

- Выставка коллективных работ «Рождественский пряник»;

- Подвижные игры на прогулке «Перетяжка», «У дядюшки Трифона» и т.п.;

-  Консультация для родителей «Поделки вместе с мамой».

Стимулировать творческую активность;

Воспитывать уважение к народным традициям.

Музыкальный руководитель, воспитатели

6 неделя

- Мастер-класс для родителей по изготовлению шумовых музыкальных инструментов;

-  Консультация для родителей «Игры и забавы на улице. Народные приметы».

Развивать творчество и воображение в совместной деятельности детей и родителей.

Музыкальный руководитель, воспитатели, родители

7 неделя

- Беседа по теме «Что вы узнали о Колядках»;

- Подвижные игры по желанию детей;

- Самостоятельная игровая деятельность.

Стимулировать творческую активность;

Закреплять пройденный материал;

Воспитывать уважение к народным традициям

Музыкальный руководитель, воспитатели


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему:"Колядки,колядки,собрались ребятки"

Непосредственная образовательная деятельность с детьми младшей и подготовительной группы в рамках партнёрского проекта....

Конспект занятия на тему:"Колядки,колядки,собрались ребятки"

Интегрированное занятие с детьми младшей и подготовительной группы в рамках партнёрского проекта...

«КОЛЯДКИ-КОЛЯДКИ - ИГРАЮТ РЕБЯТКИ»

Цель: Воспитывать любовь и интерес к народным праздникам.          Создавать радостное, праздничное настроение....

«Колядки, колядки –собрались ребятки»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13907043","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]]...

"Как пришли святки - мы поем колядки"Рождественские колядки. Сценарий фольклорного тематического праздника.

quot;Как пришли святки - мы поем колядки". Рождественкие колядки, сценарий фольклорного тематического праздника....

Сценарий развлечения для детей младших и средних групп детского сада «Колядки, колядки, собрались ребятки»

Сценарий развлечениядля детей младших и средних групп детского сада«Колядки, колядки, собрались ребятки» ЦЕЛЬ: Приобщение детей к русской традиционной культуре.ЗАДАЧИ:1.Познакоми...