Проект "Юные волонтеры"
проект (подготовительная группа)

Коровина Наталья Владимировна

Определение волонтерства. Актуальность для работы с детьми дошкольного возраста.Новизна для ДОУ. Цели и задачи проекта "Юные волонтеры".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_yunye_volontery.docx398.67 КБ

Предварительный просмотр:

Проект  «Юные волонтеры»

                                                                                  Выполнил: воспитатель IКК

                                                                                                           Коровина Н.В.

                                     г. Воронеж 2022г.

Пояснительная записка

«Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра»

Человек – существо социальное. С первых дней своей жизни он окружен себе подобными. С самого начала своего пути он включен во взаимодействия. В процессе взаимодействия человек приобретает социальный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. Процесс социализации неразрывно связан с общением, совместной деятельностью людей, приносящей пользу обществу.

В настоящее время большое значение в социальном обществе уделяется добровольческому труду. Институт волонтерства широко распространен во многих странах. Причем труд добровольцев с каждым годом становится все более значимым в городах России.

Волонтёр (фр. volontaire - доброволец) — любое физическое лицо, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, которое вносит свой вклад в развитие волонтёрства, осуществляя волонтерскую деятельность.

Волонтёрская деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение.

Волонтерство основывается на добровольном труде, не требующем оплаты. Следовательно, его мотивы - не в материальном поощрении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей. Волонтерская деятельность это:

•        посадка цветов, кустов и деревьев;

•        помощь таким социальным категориям граждан как: престарелые, беспризорные дети, молодежь и студенты, бездомные, люди с ограниченными возможностями (инвалиды), мигранты, беженцы, бывшие заключенные и другие;

•        благоустройство и обустройство дворов, участков, городских улиц;

•        помощь животным;

•        просветительские беседы;

•        благотворительные концерты и театральные выступления;

•        экологические марши, уборка мусора и загрязнений;

•        пропаганда здорового образа жизни; и др.

 Для волонтера ценны такие качества личности как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие, сформированная  потребность к здоровому образу жизни.

Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики: труды В.А. Сухомлинского, П.П. Блонского, А.С. Макаренко. Немаловажное значение имеют исследования Я.З. Неверович, Т.А. Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым.

И.А. Княжева в своей диссертации «Педагогические условия воспитания и развития милосердия у детей старшего дошкольного возраста» рассматривает милосердие   как умение пожалеть несправедливо обиженного, слабого, маленького, больного, независимо от их внешней привлекательности; бескорыстно помочь нуждающимся без напоминания и подсказки; отказаться от чего-то значимого, интересного для ребенка.

          Формирование у дошкольников доброжелательности рассматривалось в работах  Л.М. Шипицыной, О.В. Заширинской, Е.И. Кульчицкой. П.Г. Саморукова изучала бережное отношения дошкольников к природе.

     Дошкольный возраст характеризуется, как период сенситивности, для развития всех психических функций, а также как важный этап развития, формирования личности ребенка. Это и послужило стимулом для создания волонтерского движения в детском саду, ведь именно в дошкольном возрасте формируются вышеперечисленные личностные качества детей.

  Новизна состоит в том, что организация волонтерского движения предполагается в  условиях детского сада.

Проблема:Отсутствие опыта у детей старшего дошкольного возраста в проявлении социально нравственной позиции  связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Цель проекта: Организация в детском саду № 20 волонтерского движения «Юные волонтеры » через объединение активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста и их  участие в добровольческих мероприятиях.

  Задачи:

  1. расширить представления о волонтерском движении у детей 6-7 лет, педагогов детского сада, родителей  воспитанников детского сада № № 20;
  2. дать практические навыки участия в волонтерском движении всем участникам образовательного процесса;
  3. сформировать  инициативную группу педагогов и родителей, участвующую в данном движении;
  4. создать методические рекомендации  по организации волонтерства в детском саду и распространить опыт работы в других детских садах;
  5. составить план мероприятий и реализовать его в течение 2021-2022 учебного года.

Вид проекта:образовательный, творческий.

Продолжительность:долгосрочный. 2021-2022 гг.

Участники:дети, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители воспитанников.

Образовательная область:социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Тип проекта: групповой, информационно- просветительский, индивидуально - развивающий.              

Основная часть

 Свою деятельность мы начали с изучения отношения педагогов и родителей учреждения к волонтерской деятельности. В сентябре 2021 года был проведён опрос 38 человек, из них: педагогов - 10 человек и родителей – 28. Анализ ответов позволил сделать следующие выводы: было выяснено, что 10% опрошенных принимают участие в волонтерской деятельности, 90%  респондентов готовы принимать участие в волонтерстве, вместе с детьми в добровольческом движении согласились принимать участие 100% всех опрошенных.

     Взрослые неоднозначно относятся к волонтерской деятельности. Одни считают ее неотъемлемой частью жизни, другие как способ времяпрепровождения. Несмотря на это, все исследуемые положительно отнеслись к созданию волонтерского движения в детском саду.

          Детский сад комбинированного вида № 20 - социальный институт, в котором работают люди определенного общественного склада, умеющие выстраивать рейтинг духовных ценностей, для которых понятия «помощь» и «быть нужным» являются не пустыми словами. Приоритеты специалистов детского сада  расставлены в пользу нравственных идеалов.

Таким образом, волонтерство в нашем детском саду направлено на развитие нравственных качеств ребенка в образовательной среде, способствующее формированию у детей адекватной самооценки; навыков общения и социальной гибкости к меняющимся внешним социальным условиям, помощь таким социальным категориям граждан как:  престарелые,  люди с ограниченными возможностями (инвалиды); повышение специальных знаний педагогов по волонтерской деятельности; знакомство родителей  воспитанников 6-7 лет с методикой работы волонтерского движения в детском саду.

 В зависимости от выбора основных объектов волонтерского движения мы выделили следующие блоки работы:

•        работа с детьми  6-7 лет (волонтёрское движение);

•        работа с педагогами;

•        работа с семьёй.

     Рассмотрим основные психолого-педагогические аспекты деятельности в блоке “Работа с детьми”:

•        формирование милосердия.

•        развитие трудолюбия

•        воспитание потребности к здоровому образу жизни.

•        Формирование  толерантности

•        Формирование сознательного, непрагматичного  отношения к природе,

•        Формирование доброжелательности в общении со сверстниками.

Эффективное осуществление процесса воспитания и развития вышеперечисленных качеств у старших дошкольников в волонтерской деятельности возможно в контексте обшей системы нравственного воспитания при следующих педагогических условиях: использовании педагогами комплекса воспитательных средств и методов, способствующих проявлению милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности, создания в детском коллективе атмосферы, стимулирующей воспитание и развитие этих качеств, преодолении отчуждения между воспитателями, детьми и родителями, привлечении семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольного учреждения; организация самостоятельной деятельности детей, обеспечивающей проявление милосердия, доброты, толерантности и любви к природе в добровольческой деятельности.

     Таким образом, волонтёры - это, во – первых, дети - старшие дошкольники, которые прошли отбор и подготовку. Во – вторых, это активные творческие педагоги образовательного учреждения и родители воспитанников.

     Работа с педагогами  и родителями предполагает 3 этапа:

     1 этап. Формирование волонтёрского движения в детском саду № 20.

     2 этап. Социально-психологическая подготовка волонтёров.

     3 этап. Развитие волонтёрского движения.

     На 1 этапе у педагогов и родителей воспитанников формируются представления о роли и месте добровольчества в современном обществе, а детям дается определение понятия «волонтёр».

     На 2 этапе проходит тренировка навыков эффективной коммуникации, развитие уверенности в себе, разработка атрибутов волонтёрского движения.

     На 3 этапе происходит разработка, подготовка и проведение просветительско-профилактических мероприятий; привлечение общественности родительского и педагогического контингента к поддержке развития волонтёрского движения.    

Руководители волонтерского движения в нашем детском саду - это   воспитатель подготовительной группы, который координирует всю деятельность, организует работу волонтёров по различным направлениям, обеспечивает связь с городским волонтёрским движением и осуществляет планирование деятельности.

     Таким образом, формирование новых видов деятельности в старшем дошкольном возрасте оказывает существенное влияние на развитие нравственных качеств детей. Прогрессивные  процессы  всех сторон жизни, протекающие сегодня в нашем обществе, с одной стороны способствуют раскрепощению, самораскрытию, творческому самовыражению личности, а с другой - высветили дефицит таких духовных качеств человека, как доброта, милосердие в отношении людей друг к другу. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что организация деятельности волонтёрского движения  в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка.

Практическая значимость проекта:

Успешная реализация проекта может стать прецедентом  в организации волонтерского движения в дошкольном образовательном учреждении. В результате реализации проекта воспитывающие взрослые и старшие дошкольники получат новые знания о волонтёрском движении, а также приобретут опыт участия в добровольческих мероприятиях. Мероприятия в рамках проекта позволят сформировать такие качества личности дошкольника как трудолюбие, толерантность, потребность в здоровом образе жизни, доброжелательность, бережное отношение к природе,  милосердие, что будет являться основой волонтёрской направленности личности ребёнка в дальнейшем. Предложенная система работы по организации волонтёрского движения может быть использована в ДОУ любого  вида и типа, при условии заинтересованных активных,  искренних, целеустремленных лидеров.

Мероприятия волонтерского движения в детском саду

С детьми подготовительных к школе групп:

  • Дать  детям представление о волонтерской деятельности в городе, в детском саду через беседы, чтение художественной литературы;
  • Изготовить с детьми поделки к различным праздникам для пожилых людей;
  • Организовать и провести концерт для одиноких и пожилых людей в детском саду;
  • Привлечь детей старшего возраста помогать малышам одеваться на прогулку и убирать игрушки на место.

С педагогами:

  • Организация тематических концертов (День пожилого человека, 9 мая, День матери и т.д.);
  • Пропаганда здорового образа жизни  через организацию социальных акций: «Здравствуйте!», «На зарядку становись!».

С семьями:

  • Облагораживание территории детского сада - «Подари детям красоту»;
  • Участие в акциях «Дари добро», «День Победы», «День защиты детей».

План работы волонтерского движения

детского сада №20 с детьми:

Сентябрь:

«Что в тебе и во мне общего» - доброжелательное отношение к окружающим людям;

«Делу – время, потехе – час» - воспитание трудолюбия;

«Будь здоров!» - воспитывать потребность здорового образа жизни;

«Совершай добро» - учить детей бережно относиться к природе.

Октябрь:

«Мы  - веселые ребята», «Дружба» - доброжелательное отношение к окружающим людям;

«Я умею делать сам» - воспитание трудолюбия;

«Веселый старт» - воспитывать потребность здорового образа жизни;

«Братья наши меньшие» - учить детей бережно относиться к природе.

Ноябрь:

«Веселый - грустный» - доброжелательное отношение к окружающим людям;

Акция «Покорми птиц зимой» - воспитание трудолюбия, бережного отношения к природе;

«Здоровье – наша сила!» - воспитывать потребность здорового образа жизни;

«Твори добро» - учить детей бережно относиться к природе.

Декабрь:

«Собери цветы благодарности» - доброжелательное отношение к окружающим людям;

«Умеешь сам – научи другого» - воспитание трудолюбия;

«Прокачусь я с горки ледяной» - воспитывать потребность здорового образа жизни;

«Польза домашних растений» - учить детей бережно относиться к природе.

Январь:

«Ах, снег, снежок!» - воспитание трудолюбия;

«Путешествие к медвежонку» - воспитывать потребность здорового образа жизни;

«Дом для птиц» - учить детей бережно относиться к природе.

Февраль:

«Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» - доброжелательное отношение к окружающим людям;

«Своими руками» - воспитание трудолюбия;

«Не хворай, дружок!» - воспитывать потребность здорового образа жизни;

«Проводы зимы» - учить детей бережно относиться к природе.

Март:

«Добрые эльфы» - доброжелательное отношение к окружающим людям;

«Посажу цветочек маме» - воспитание трудолюбия;

«Дом для птиц» - учить детей бережно относиться к природе.

Апрель:

«Путешествие в волшебную страну» - доброжелательное отношение к окружающим людям;

«Разукрасим наш участок» - воспитание трудолюбия;

«Заботимся о здоровье» - воспитывать потребность здорового образа жизни;

«Красота природы» - учить детей бережно относиться к природе.

Май:

«Ты, да я, да мы с тобой» - доброжелательное отношение к окружающим;

«С добротой по жизни» - воспитание трудолюбия;

«Закаляйся вместе с нами» - воспитывать потребность здорового образа жизни;

«Лесная сказка» - учить детей бережно относиться к природе.

План работы волонтерского движения

детского сада № 20 с педагогами:

  • Организация тематических концертов (День пожилого человека, 9 мая, День матери и т.д.);
  • Помощь пожилым людям, младшим группам, птицам;
  • Пропаганда здорового образа жизни.
  • Облагораживание территории детского сада - «Подари детям красоту»;
  • Участие в акциях «Дари добро», «День Победы», «День защиты детей».

Достигнутые результаты:

В ходе реализации проекта мы имели возможность расширить представление о волонтерском движении у детей 5-7 лет, педагогов детского сада, родителей воспитанников; приобщить детей и родителей воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства; сформировать у детей предпосылки толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности; привлечь родителей воспитанников в образовательный процесс ДОУ; обеспечить преемственность целей, задач и содержания образования дошкольного и начального общего образования. Организовали работу ДОУ благотворительной и добровольческой направленности через взаимосвязь поколений - дети, взрослые и пожилые люди, совместно с центром Социальной защиты населения.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая технология "Дети-волонтеры"

 Цель введения данной технологии: воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаи...

Презентация "Дети - волонтеры"

Отчет о работе волонтерского движения "Кто, если , не я!" в детском саду......

методическая разработка обучающего занятия для волонтеров "Вишневое варенье" - социальное проктирование

на занятии учащиеся закрепляют понятие "социальный проект", использую метод "Фишбон" разрабатывают социальный проект под названием "Вишневое варенье"занятие расчитано на ...

Технология "Дети - волонтеры" как средство эффективной социализации дошкольников

Технология «Дети – волонтеры» как средствоэффективной социализации детей – дошкольников...

Беседа с детьми 5 – 6 лет на тему: «Кто такие волонтеры?»

Цель: сформировать у несовершеннолетних представление о волонтерском движении, о его основных направлениях в разные времена, о его значении в жизни социума....

План работы с детьми старшей группы, посвященных году семьи и году волонтеров

Данный материал предназначен для детей старшего и подготовительного к школе возраста (5 - 7 лет). В данном материале можно найти перечень мероприятий по месяцам, посвященных Году семьи и Году волонтер...

Маленькие волонтеры добрые дела дошколят.

Маленькие волонтеры или добрые дела дошколят.            В рамках объявленного в России Года добровольца (волонтера), дети средней группы «...