методическая разработка обучающего занятия для волонтеров "Вишневое варенье" - социальное проктирование
план-конспект занятия на тему

Корнилова Ирина Валентиновна

на занятии учащиеся закрепляют понятие "социальный проект", использую метод "Фишбон" разрабатывают социальный проект под названием "Вишневое варенье"

занятие расчитано на учащихся 7-9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл разработка социального проекта28.95 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации города Дзержинска Нижегородской области

Муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного образования

«Эколого-биологический центр»

Смотр -  конкурс волонтерских объединений

«Волонтером быть здорово!»

Номинация  «Копилка волонтера»

Методическая разработка обучающего занятия для волонтеров 7-9 классов

«Вишневое варенье» - социальное проектирование

Выполнила:

Корнилова Ирина

Валентиновна, педагог дополнительного                                                                 образования,

Адрес:

606000, Нижегородская обл.,

г. Дзержинск ул.

Бутлерова 4Г

Тел.(8313)25-23-13,

факс(8313)26-15-23

e-mаil: ecos-bio@yandex.ru

Дзержинск

2018 г.

Цель: научить разрабатывать социальный проект.

Задачи:

  • С помощью «проблемного поля» выяснить, какие социальные проблемы наиболее актуальны для учащихся
  • Познакомить с алгоритмом социального проекта
  • Учить разрабатывать социальный проект, используя метод критического мышления «Фиш бон»
  • Обратить внимание учащихся на проблемы социально-незащищенных слоев населения.

Предварительная работа:

Подготовить презентацию к занятию, разработать «проблемное поле»,  подготовить раздаточный материал, подобрать видеоматериал о доброте и добрых поступках. Договориться о мастер-классе с учащимися школ города.

Материал к занятию:

Листовка «Проблемное поле», листовка «Возможные пути решения», «Правила – соглашения», памятка «Фиш бон», ручки, карточки четырех цветов для рефлексии.

 Ход занятия

        Слайд 1

  1. Орг. Момент.

        Слайд 2

Педагог приветствует присутствующих, обращает их внимание на презентацию:

        -На слайде вы видите план нашего занятия , время работы – 45 минут

        Слайд 3

        Педагог знакомит учащихся с правилами работы на занятии. Предлагает всем, согласным с правилами, проголосовать выключенными телефонами.

  1. Основная часть

        Слайд 4

        Педагог рассказывает о том, что  такое социальный проект?  

- Это программа реальных действий, направленная на решение одной из актуальных социальных задач.

- Какие проблемы вы считаете социальными? Проще всего, сидя за столом, ругать всех и вся, а можно попытаться изменить ситуацию к  лучшему. Где искать темы для проекта?

  1. Видеоролик «Оранжевый жилет»

Слайд 5

Педагог предлагает  вниманию учащихся видеоролик «Оранжевый жилет».

- К сожалению, я не нашла интересного отечественного ролика на эту тему. Может быть потому, что наше общество очень закрытое, люди стесняются проявлять свою доброту. В наших с вами силах исправить эту ситуацию.

- Ролик показывает, что за темами далеко ходить не надо.  Какие социальные проблемы вы увидели в ролике? Сегодня я хочу обратить ваше внимание на социально незащищенные слои населения. Это наши старики.

- Предлагаю разработать проект,  но мы не будем говорить об алгоритме проекта, не будем составлять информационную карту проекта.   Сегодня я предлагаю использовать  метод «фишбон». В переводе  с английского «рыбья кость». Этот метод был предложен японским профессором Ишикавой.

  1. Метод «Фишбон»

Слайд 6

        Педагог обращает  внимание учащихся на листовку 1.

- Зачитайте проблему. В вашем доме живет старая женщина, которая любит вишневое варенье. Ключевое слово проблемы… одинокая  (появление проблемы на слайде).  Озвучьте цель проекта ..( появление ).

Давайте построим алгоритм действий, используя подсказки из листовки.

  • Отмахнуться от проблемы – это не волонтерский подход
  • Дать денег Глафире Ивановне – решит ли это проблему одиночества?
  • Отнести  бабушке  банку варенья – вопрос тот же.

С чего же мы начнем?

  1. Вероятно первое, что нужно сделать, найти единомышленников. У нас есть одно условие – она любит вишневое варенье. Чем нам это поможет? Да мы будем искать тех, кто …. (тоже любит варенье)
  2. Дальше мы знакомим всех желающих варить варенье.
  3. Далее мы должны найти источник сырья для варенья – вишни. (появляется на слайде). Можно и купить, но социальный проект подразумевает минимальные денежные средства.
  4. Собираем вишни,
  5. определяемся с рецептом и
  6. назначаем время и место совместного действа.

Достигли ли мы цели? Да. Используя данный метод, вы можете разработать любой проект. Есть вопросы по этому методу?

  1. «Проблемное поле»

Далее педагог обращает  внимание учащихся на листовку 2.Это поле социальных проблем.

- Проекты будут успешно реализованы только тогда, когда проблема действительно актуальна для вас.

Педагог предлагает учащимся проранжировать  наиболее интересные для учащихся  проблемы и подчеркнуть  или написать  свой вариант.  Время работы – 2 минуты.

  1. «Передовой опыт»

        Слайд 7

        Педагог сообщает учащимся о том, что опыт работы с пожилыми людьми есть у учащихся школы № 13.

- Представляю вашему вниманию выступление лидеров  ВО«Золотая молодежь» СШ № 13 Шабалину Марию, Рыбаеву Алину.

(во время выступления педагог проводит мониторинг проблемного поля)

        Педагог обращается к учащимся:

- Есть ли у вас вопросы к волонтерам школы № 13?  У меня вопрос:

- Что вам дает такая работа?

- Вспомните наш ролик, закон сохранения энергии в действии.

Большое спасибо за выступление, ребята.

  1. Вывод

Слайд 8

Педагог напоминает учащиеся:

- Составляющие здоровья – личностный, деятельностный, эмоциональный, социальный, интеллектуальный и духовный аспекты.

Когда мы с вами помогаем людям:

  • мы растем духовно;
  • получаем положительный эмоциональный отклик;
  • получаем положительные эмоции;
  • делаем мир вокруг нас лучше.

- Можем ли мы сказать, что заботясь о пожилых людях, мы учимся быть здоровыми?

        Педагог сообщает учащимся результаты мониторинга проблемного поля и озвучивает наиболее актуальные проблемы.

- проанализировав проблемное поле, мы можем определить в каком направлении встроить работу по социальному проектированию, какие проблемы общества требуют нашего внимания в первую очередь.

8. Рефлексия

Педагог обращает внимание учащихся на

Слайд 9

-На ваших столах цветные карточки, на слайде вы видите их значения. Оцените, пожалуйста, работу нашей секции. Большое спасибо за  работу, желаю вам успехов.

Источники информации:

  1. Абросимова И.Ю. Проектирование педагогической модели формирования ценностных ориентаций на здоровый образ жизни у младших щкольников: монография / И.Ю.Абросимова. – Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2013. – 74 с.- («Внедряем новые стандарты образования»)
  2. Абросимова И.Ю. Формирование экологически целесообразной культуры здорового и безопасного образа жизни у младших школьников: монография/ И.Ю. Абросимова, О.С.Гладышева, В.В.Николина. – Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2014. – 169 с. – («Внедряем новые стандарты образования»)
  3. Вектор. Формирование социально-позитивного поведения у старших подростков. Методическое пособие. О.С.Гладышева. ГБОУ ДПО НИРО. 2016.
  4. Родионов В.А. Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 5 – 9 классов/ Художник Селиванов А.А. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002. – 240.: ил. – (Практическая психология в школе)
  5. miloserdie.ruarticle…trogatelnyh-video-o-dobrote/
  6. easyen.ruload/metodika/video/videorolik…dobrote…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Конспект непосредственно-образовательной деятельности по социально-личностному развитию в первой младшей группе (2-3 года) Тема: «Знакомство с грузовым автомобилем»

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию свою методическую разработку - конспект непосредственно-образовательной деятельности по социально-личностному развитию, область «Безопасность» (ПДД)в пер...

Участие в муниципальном конкурсе на лучшую методическую разработку обучающего семинара для родителей по вопросам ДО 2020г.

Семинар – практикум  для родителей средней группы  «Теремок". Тема семинара: «Игра или беспорядок?» 2020г....

Методическая разработка.Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию для детей подготовительной группы."

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста позитивных установок и уважительного отношения к людям разных профессий.Задачи:Расширять представления детей о профессиях.Формировать у детей предс...