Самообразование: Тема: Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактическую игру
рабочая программа

Сапожникова Кристина Николаевна

Самообразование: Тема: Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактическую игру

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение»

«бошняковский детский сад»

Филиал находящийся по адресу д.Комарово ул.Школьная д.7 пом.1





Тема по самообразованию  

 

«Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры».

                     

2022 – 2023 уч.г

               

 

Дата  начало работы над темой – октябрь 2022г.

Планируемая  дата окончания работы над темой – май 2023г.

Цель работы по теме самообразования:  

-создание оптимальных  условий для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития;

-объединение усилий педагога и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников через дидактические игры, эксперименты, опыты.

-обоснование влияния дидактических игр на эффективность формирования экологической культуры у дошкольников;

 - продолжение повышения педагогического уровня и профессиональной компетентности;

 - внедрение в свою работу новейших методов в воспитании и обучении детей;

- привлечение родителей воспитанников к работе по экологическому воспитанию детей.

Задачи:

-изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;

-создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

-поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру через дидактические игры;

-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

-развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.

- усвоение системы знаний о природе (о ее компонентах и взаимосвязях между ними);

- формирование представлений об универсальной ценности природы;

- воспитание потребности в общении с природой;

 - привитие трудовых природоведческих навыков;

 - развитие экологического сознания;

- эстетическое воспитание.

Задачи на учебный год 2022 - 2023. для педагога:

  1. Повысить собственный уровень знаний путём     изучения необходимой литературы, изучение практического и практического опвта по данной теме.
  2. Разработать перспективный план работы с детьми
  3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года
  4. Оформить в группе центр по экологии.
  5. Подготовить (провести) консультацию для педагогов по  теме .

Содержание работы по самообразованию.

Октябрь:  

- формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.

Ноябрь:

- планирование работы по самообразованию.

Декабрь:

-  изучение проблемы.

Январь – апрель:  

- практическая деятельность ( применение знаний и умений на практике, изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми).

- усовершенствовать предметно- развивающую среду.

- обеспечить взаимосвязь своей темы с другими видами деятельности в едином педагогическом  процессе.

Май:

-  подведение итогов самообразования.

Проведение диагностики.  

Цель: выявить у детей уровень знаний по данной теме.

Проводя диагностическое исследование, я наблюдала за детьми в свободной деятельности, в непосредственно-образовательной деятельности. Была создана диагностическая таблица в которой оценивались умения и навыки детей. Данные диагностического обследования показали, что дошкольники по данной теме  имеют низкий уровень.  В ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы произойдут существенные положительные изменения в показателях экологической воспитанности у дошкольников посредством использования системы дидактических игр как одного из средств экологического воспитания.

Поставленные задачи:

  1. Изучить уровень развития детей  по данной темы.
  2. Развивать память, мышление, фантазию, внимание.

    3.  Вовлечение детей в активную познавательную деятельность путём подбора педагогом интересных и разнообразных игр.

 

Список используемой литературы:

Азаров Ю.П. Игра и труд. - М.: Знание, 1973.

2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987.

3. Байкова Л.А. Технология игровой деятельности. - Рязань, 1994.

4. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост. А.К.Бондаренко, А.И. Матусик. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1983.

5. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. -М.,Просвещение, 1973, с.44 6. Ветлугина Н.А. О теории и практике художественного творчества детей. – Дошкольное воспитание, 1965, № 5

 7. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956

8. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии: - 1966. - № 6.

9. Геллер Е.М. Наш друг - игра. - Минск: Народна асвета, 1979.

10. Гельфан Е.М., Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию. - М.: Педагогика, 1971.

11. Гайдамак А. Социально-экологический идеал // Дошкольное воспитание, 1990, № 1, с. 71 12. Гиляров А. Человек и животные. Этика отношений // Наука и жизнь, 1976, № 12, с.132

13. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. - М., 1967.

14. Как знакомить дошкольников с природой /Под. ред.. П.Г. Саморкуовой.- М., просвещение, 1983, с.42, 74

15. Лихачёв Б.Т. Экология личности / Педагогика.- 1993, № 2, с.19-21

16. Локк Дж. Мысли о воспитании // История дошкольной зарубежной педагогики: Хрестоматия. - М., 1974, с.86

17. Николаева С.Н., Комарова И.А.. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Изд. ГНОМ и Д, 2003. - 100 с. - 8 п.л.

18. Николаева С.Н.. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., перераб. - М.: Изд. центр «Академия», 2005. - 224 с. - 14 п.л.

19. Николаева С.Н.. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. - М.: Новая школа, 1996. - 51 с. - 2,5 п.л.

20. Николаева С.Н. Начало экологической культуры: возможности ребенка, идущего в школу. / Начальная школа. - М.,1993, 9. - С. 6-11.

21. Никандров Н.О. О новых учебниках природоведения. / Начальная школа. - М.,1993, 9. - С. 72-74.

22. Новосёлова С.Л. Истоки: Базисная программа развития ребёнка-дошкольняка. - М., 1997. 23. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения. - М.: Изд.«Просвещение»,1990. - 112с.

24. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. - Избр. Произв. М., 1953

 25. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.,1982

26. Эстетическое воспитание в семье. М., 1963.

27. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М.: Знание, 1999. - с. 28. 28. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Экология /Авт. Сост.

Планируемой результат:

Экологические знания у детей посредством дидактических игр способствуют повышению экологической культуры, активизации словаря, развитию  психических процессов (воображение, память, мышление, внимание), нравственных качеств, восприятие бережного отношения в природе. Дети в игре осваивают новые знания, что является хорошей подготовкой к школе.

Перспективы развития опыта:

1. Конкретное распределение дидактических игр по циклам значительно усовершенствует усвоение дошкольниками практических умений и навыков по экологическому воспитанию .

2. Предлагаемая система работы позволит достаточно полно раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка.

3. Полученный багаж знаний, умений и навыков в области экологического воспитания позволит развить умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и их проявлений, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ.

Работа с родителями:

Цель:  1.Довести до родителей важность темы.

           2. Познакомить с основными направлениями по данной теме.

           3. Утвердить формы организации совместной деятельности детей, родителей и воспитателей с детьми.

Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи»: оборудовать уголок полочками, ёмкостями для опытов,  собрать природный материал.

Консультации:

1. «Экологическое воспитание дошкольников через дидактические игры»

2. « Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников»

3. «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

4.» Экологическое воспитание».

Предложить картотеки:

1.Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию дошкольников.

2. Картотека опытов  водой.

3. Картотека опытов с песком.

4.Картотека опытов с воздухом.

5. Картотека опытов с магнитами.

Предложить дидактические игры:

  1. Угадай чей след.
  2. Расскажи по плану про домашнее животное.
  3. Кому нужна вода.
  4. Для чего нужна вода.
  5. Игры про домашних и диких животных.
  6. Игры про овощи и фрукты, продукты.

Актуальность выбранной темы:

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.  

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план по самообразованию на тему " Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры".

план по самообразованию на 2020-2021уч.год для создания оптимальных условий для развития позновательно- иследовательской деятельности детей как основы интеллектуально-личностного, творческого развития...

Самообразование " Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры"

В самообразовании подобрана литература для самоизучения темы по экологическому воспитанию....

План по самообразованию «Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры»

Ребёнок дошкольного возраста - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и пережи...

Обобщение опыта работы по теме «Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры в условиях ФГОС»

В настоящее время экологическое образование является приоритетным направлением системы общего образования подрастающего поколения, в том числе дошкольников. Именно в этот период маленький ребенок позн...

План работы по самообразованию: «Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры»

План работы по самообразованию: «Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры»...

Самообразование «Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры».

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слыш...