«Голос ребёнка и пространство детской реализации. Связь зоны ближайшего развития пространства детской реализации», выступление
материал
Уровень обр. орг., Педагогический совет
«Работаем по инновационной программе «От рождения до школы»,
МАДОУ д/с № 10 «Лучик», г. Долгопрудный, 19.10.2022г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
golos_rebenka.docx | 17.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации г. о. Долгопрудный
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение городского округа Долгопрудный
детский сад № 10 «Лучик»
(МАДОУ детский сад № 10 «Лучик»)
141707 Московская области город Долгопрудный, улица Спортивная, дом 7 б тел./факс: 8 (498) 686-39-15
Педагогический совет
«Работаем по инновационной программе «От рождения до школы».
Выступление на тему:
«Голос ребёнка и пространство детской реализации. Связь зоны ближайшего развития пространства детской реализации».
Подготовил:
Воспитатель - Тайлакова Елена Викторовна
г.о. Долгопрудный
19.10.2022г.
В современном дошкольном образовании, как в нашей стране, так и за ее пределами, все более актуальным становится вопрос, насколько система дошкольного образования «слышит» голос каждого ребенка.
Личностное развитие ребенка оказывается успешным, если социальная среда предоставляет пространство для детского голоса.
На современном этапе наметилась трансформация образования, заключающаяся в следующем: глобальная общедоступная образовательная среда; технологический уклад образования; приоритет безопасности и здоровья; рост запросов к системе образования; включение родителей в управление системой образования детей; кризис традиционной модели детства.
В таких условиях возрастает роль информационной компетентности педагога которая подразумевает качество действий, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, её адаптацию к особенностям ПП, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами.
Современные позиции педагога приобретают новое звучание, а именно: обучающиеся теперь - активные участники, равноправные субъекты образовательной деятельности; высокий уровень информационной компетентности педагога; образовательный процесс на основе субъект - субъектных подходов; диалог с детьми, родителями, коллегами и обществом в целом.
Выдвигается новый термин – ПДР, противоположный понятию ЗБР. Если в зоне ближайшего развития ребенок следует за взрослым, копируя его, то в ПДР взрослый следует за ребенком, помогает его активности; если в ЗБР продуктом является освоение уже известного образца, то в пространстве реализации создается новый продукт, не вписанный в культурные нормы. Более того, в ЗБР ребёнок осваивает прошлое культуры, в ПДР развитие ребёнка происходит за счёт создание будущей культуры. Перед ребенком ставится какая-либо проблема, и он старается самостоятельно найти пути ее решения. Фактически мы имеем два пути развития, взаимосвязанные между собой. ЗБР – развитие, базирующееся на прошлом, ПДР – развитие, ориентированное на будущее.
Где и через какие образовательные практики ребёнок может реализовать себя
1. Развивающаяся предметно-пространственная среда :
-центры детской активности в группах
-образовательные пространства на территории ДОУ
2. Новые образовательные практики :
-проектная деятельность
-голос ребёнка
-технологии эффективной социализации.
А теперь, подробнее про «голос ребёнка». Вообще, про «Голос ребёнка» впервые заговорили в итальянской области Эмилия-Романья, где возник Реджио-подход. Основатель Реджио-педагогики Лорис Малагуцци говорил о том, что у ребёнка есть 100 языков самовыражения (и движение, и конструирование, и скульптура, и другие языки, но обычно 99 из них у ребёнка отбирают, оставляя для самовыражения только язык слов). Задача взрослого - не отбирать, а, напротив, предоставить возможность детям представлять свои мысли и идеи разными способами.
То есть, голос ребёнка – это про детские идеи, детские смыслы, детскую субкультуру, детскую картину мира. В системе Реджио есть особые правила, позволяющие услышать «Голос ребёнка» :
1) Особая роль взрослого, направленная на совместное исследование.
Чтобы спланировать свою работу, взрослые внимательно слушают детей, наблюдают за ними. Они задают уточняющие вопросы, фиксируют детские идеи, гипотезы и теории, замечают ситуации, которые могут привести детей к новым открытиям и знаниям. То есть образование идёт от ситуаций, вопросов и тем, которые заинтересовали детей.
2) Детская документация.
К документации относится запись детской речи – печатными буквами: комментарии, диалоги, обсуждения, подписи рисунков, интересные фразы, истории, гипотезы, а так же фотографии, видео, детские работы.
Документация показывает детям, что их слова, идеи, задумки и проекты действительно имеют ценность! А значит и он сам очень ценен для мира!
Принципиально важно не объяснять и не оценивать слова и жесты детей, а просто фиксировать их с объективностью диктофона или видеокамеры и «возвращать» детям в точности. Аудио- или видеозаписи в Реджио часто пересматриваются и обсуждаются вместе с детьми. Фото детских построек и скульптур можно найти в среде детского сада Реджио.
Запись "слово-в-слово" за ребенком важна, потому что часто взрослые подменяют детские ответы своим содержанием, додумывают их, искажают. Им кажется, что они знают ребёнка и знают, что он думает или может думать. Но только не привнося своего и задавая массу уточняющих вопросов, мы можем увидеть настоящую детскую картину мира.
3) Развивающая среда – это третий педагог.
Приветствуется большое количество разнообразных материалов для творчества и самовыражения ребёнка на полках в открытом доступе. Материалы детской документации также появляются в среде: заботливо собираются и хранятся в папках или на стендах, чтобы и дети, и взрослые всегда могли вернуться к интересной им теме.
Часто педагоги спрашивают: "С чего начать? Где можно услышать голос ребёнка?"
Вот вопросы, которые не так часто задают детям, документируя дословно их ответы, но которые показывают, что детям есть, что сказать, и что детская картина мира порой сильно отличается от взрослых представлений о ней. Спросите детей :
- Какой я? Что я люблю? (Выражение себя и своего представления о себе)
- Чему я хочу научиться? Что я умею? (Цели и достижения)
- Как ребёнок воспринимает пространство и время, видит события (Представления о мире)
- Что мне нравится, что не нравится, что делает меня грустным, что делает меня радостным? (Выражение чувств и переживаний)
- Как я представляю себе явления? Почему это происходит так? Что будет, если. (Выдвижение гипотез)
- Решение творческих задач (в творчестве мы особенно проявляем свое Я)
Дети способны нас удивить и приоткрыть свой удивительный мир детства) Нужно лишь услышать тот самый Голос ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальность создания зоны ближайшего развития в реализации индивидуального подхода к дошкольнику
Дошкольный возраст – уникальный период в жизни человека, в течение которого, с одной стороны, осуществляется стремительное развитие его личности, а, с другой стороны, в течение которого ребенок н...
В чём различие между зоной ближайшего развития(ЗБР) и пространства детской реализации (ПДР)?»
Сообщение из опыта работы...
"Голос ребенка" и пространство детской реализации
Пути развития ребенка: зона ближайего развития и пространство детской реализации...
Пространство детской реализации по теме недели «Как создаются мультики?» в подготовительной группе детского сада
Представлено наполнение центров активности по теме недели «Как создаются мультики?» в подготовительной группе детского сада...
СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕРНЕТ ВЫСТАВКИ ПРОСТРАНСТВО ДЕТСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ВОПЛОЩЕНИЕ РЕБЕНКОМ СОБСТВЕННЫХ ЗАМЫСЛОВ, ПЕРЕЖИВАНИЙ И СОБСТВЕННОГО ГОЛОСА В РАМКАХ РАБОТЫ ШКОЛЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ
ПУБЛИКАЦИЯ В СБОРНИКЕ...
День открытых дверей «Детский сад вдохновляющий, интересный развивающий: пространство детской реализации» 2024г
День открытых дверей "Детский сад вдохновляющий,интересный, развивающий: пространство детской реализации"Мы вместе с детьми попробовали прожить день без игрушек, и вот что у нас получилось.О...