В чём различие между зоной ближайшего развития(ЗБР) и пространства детской реализации (ПДР)?»
материал

Кушнырь Наталья Сергеевна

Сообщение из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedgostinnaya_fevral._kushnyr_n.s.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы по теме: «В чём различие между зоной ближайшего развития(ЗБР) и пространства детской реализации (ПДР)?» Воспитатель Кушнырь Н.С.

В новой редакции программы «От рождения до школы» выдвигается новый термин — пространство детской реализации (ПДР), противоположный понятию «зона ближайшего развития» (ЗБР). Если в зоне ближайшего развития (ЗБР) ребенок следует за взрослым, копируя его, то в пространстве детской реализации (ПДР) — взрослый следует за ребенком, помогая в его активности; если в зоне ближайшего развития продуктом является освоение уже известного образца, то в пространстве реализации создается новый продукт, не вписанный в культурные нормы. Более того, в зоне ближайшего развития ребенок осваивает прошлое культуры, в пространстве детской реализации развитие ребенка происходит за счет создания будущей культуры. 

Фактически мы имеем два пути развития: в ЗБР — развитие, базирующееся на прошлом, в ПДР — развитие, ориентированное на будущее. Пространство детской реализации (ПДР) не исчерпывается предметно-пространственной средой, а определяется результативностью детской активности, связанной с созданием нового продукта, автором которого выступает ребенок. Мы говорим о том, что пространство реализации — особая часть детства, которая обеспечивает самореализацию ребенка в социальном пространстве, в системе социальных отношений. Важно отметить, что роль взрослого заключается не только и не столько в том, чтобы создать наиболее разнообразную среду и услышать «голос ребенка», сколько обеспечить процесс реализации ребенком собственных идей, замыслов, переживаний.

 В становлении психики ребенка можно различить два уровня:

первый уровень - это уровень актуального развития – это те психические качества, которые уже сформировались;

второй уровень – это уровень ближайшего развития – это те свойства психики, которые еще находятся в становлении, в росте, в движении.

Зона актуального развития – это умения и навыки ребенка, которые уже сформировались, и ребенок выполняет задачи, связанные с этими умениями и навыками без помощи взрослых.

Зона ближайшего развития – это разница между тем, что ребенок может выполнить сам, и тем, что он может выполнить с помощью других.

Зона актуального развития у двух детей одинаковая, а зона ближайшего развития — разная. Она измеряется количеством и качеством необходимой педагогической помощи.

Например: 4 летний ребенок может сам изображать дерево, траву, цветы, а в сотрудничестве с взрослым он может добавить на рисунок бабочек, радугу и т.д. Один на ходу «поймает» идею — взрослый лишь намекнет: надо добавить ярких красок. Другому же ребенку нужно подробно объяснить, что ты еще можешь нарисовать. Нужно заставить его вспомнить, что он видел и где.

При подготовке и проведении занятий с детьми учитываю следующие моменты: зону ближайшего развития, темп работы ребенка; уровень развития той или иной психической функции каждого ребенка на данный момент; предпочтительные интересы в общении детей друг с другом и в выборе развивающих игр.

Создаю каждому ребенку возможность найти себе занятие по своим интересам - недопускаю, чтобы дети скучали не только во время занятий, но и в свободной деятельности. А для этого использую дифференцированного подход, который имеет определенную структуру:

1 Вводная часть

Задача - заинтересовать детей предстоящей деятельностью.

2 Организационная часть

Задача - сформулировать задания, предупредить возможные затруднения, ошибки; предложить варианты их преодоления и исправления (сравнить с образцом, обратиться за помощью к сверстнику или педагогу и т. п.); распределить задания между детьми.

3 Основная часть

Дети выполняют задания. Держу в поле зрения всех, наблюдает за ходом общения и выполнения заданий, при необходимости оказываю помощь.

4 Заключительная часть

В конце занятия обязательно подвожу итог (например, "Давайте посмотрим, что каждый из нас сделал"), при этом деликатно и тактично даю оценку каждому выполненному заданию. Чем старше дети группы, тем объективнее должна быть оценка: с чем они справились, а с чем нет. Разбираются причины выполнения или невыполнения заданий, намечаются пути совершенствования выполняемой работы в будущем.

Пространство детской реализации не исчерпывается предметно-развивающей средой, а определяется результативностью детской активности, связанной с созданием нового продукта, автором которого выступает ребенок.

Поэтому, пространство детской реализации напрямую связано с технологиями эффективной социализации (технологии направленные на поддержку детской самостоятельности). Например:

Ситуация успеха. Ситуация успеха – это совокупность педагогических действий, обеспечивающих самореализацию ребенка в каком-либо виде социальной деятельности (общественной активности, учебе, труде, художественном творчестве,  спорте и т.д.) и способствующих формированию положительной и вместе с тем адекватной самооценки.
Например: П/У «Улыбнись другу», «Умышленная ошибка», «Обмен ролями».
 «Эмоциональное поглаживание». На занятии воспитатель, обращаясь ко всем детям, хвалит их «вы у меня молодцы», «умницы», «ребята, я горжусь вами». Ребенок начинает стараться, потому что поверил педагогу «Да, я молодец, да, я умница. Я заслужил эти слова. Таким  образом я повышаю самооценку у детей.

Предвосхищающая положительная оценка. Положительная предвосхищающая оценка вызывает желание у ребенка выполнять поручение педагога («Я уверена, ты выполнишь мою просьбу»), укрепляет уверенность в своих силах и правдивости совершаемых поступков, то есть, выполняет стимулирующую функцию.

Собственный пример. Пример как метод воспитания – это способ предъявления образца как готовой программы поведения, способ самопознания. На этом и основан метод воспитания примером. Воспитателю (родителю) необходимо контролировать свое поведение, свои поступки, не забывая о том, что они влияют на личность.
Невозможно приучить воспитанника к порядку, если взрослый сам его не поддерживает.

Проблемное обучение (проблемная ситуация). В основу технологии проблемного обучения детей положены проблемные ситуации, как мощный способ развития психических и познавательных процессов детей. Кроме того, решение проблемных ситуаций позволяют детям развивать инициативу и самостоятельность.
Проблемная ситуация — это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Педагогу важно не упустить момент, помочь детям увидеть несоответствие, противоречие, которое заметил на занятии один или несколько детей, и включить их в активную поисковую деятельность.

Например: Почему на участке одни лужи высохли быстро, а другие ещё нет? Почему осенью опадают листья? «Как нарисовать траву, если нет зеленой краски?» Как мы можем получить зеленую краску, если у нас только синяя и желтая краски?

            Эксперимент (исследование). Экспериментирование — это активная деятельность, направленная на активный поиск решений задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения, познания закономерностей и явлений окружающего мира. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. 

«Ритуал планирования самостоятельной деятельности».  Данный прием направлен на формирование умения планировать свою деятельность, анализировать полученные результаты и правильность своих действий.

«Три варианта». Прием «Три варианта». Суть данного приема в том, что ребенок самостоятельно находит пути решения различных проблемных ситуаций. Например, если ребенок приходит к вам с каким – то вопросом, проблемой и просит о помощи. Воспитатель говорит: «Я тебе обязательно помогу, но сначала предложи три своих варианта решения данной проблемы». Тем самым давая информацию к размышлению и стимулируя его к самостоятельному поиску решения. 

Игры‐представления по мотивам народных сказок о животных, по поэтическим и фольклорным произведениям

Образно‐смысловые задания на импровизацию с учетом возможностей детей

Сценарии различных акций, вызывающих интерес к социальным и действиям и культуре.

Использование социокультурного окружения (музей, библиотека, театр, цирк, парк и другие культурные ресурсы городской среды).

Для развития детской инициативы, в рамках создания пространства детской реализации, планирую  использовать инновационные педагогические технологии (лепбук, геокешинг, адвент-календарь).

Лэпбук– это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Это отличный способ закрепить определенную тему с малышами, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.

Геокэшинг – это новая игра, которой увлекаются во всем мире. Геокэшинг ("geocaching", от греч. «geo»– Земля, англ. «cache»– тайник) – это «поиск сокровищ» с применением достижений технического прогресса в области спутниковой навигации. Это игра немного похожа на квест игру, но ее можно играть с самыми маленькими детьми в детском саду используя карту, составленную по сказке с известными героями.

Адвент-календарьАдве́нт (от лат. Adventus – приход). Ожидание наступления события. Приятное ожидание... Особенно для детей, если сделать адвент-календарь необычным, сказочным с подарочками и сюрпризами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Взрослый как зона ближайшего развития для ребенка"

Уровень актуального развития – это круг задач, которые ребенок в данном возрасте может решать самостоятельно.  помогут взрослые....

Презентация по психологии "Понятие зоны актуального развития и зоны ближайшего развития."

1.Рассмотреть психологическую основу теории развивающего обучения2.Представить основные понятия - зоны актуального развития и зоны ближайшего развития.3.Показать преимущества развивающего обучения...

Актуальность создания зоны ближайшего развития в реализации индивидуального подхода к дошкольнику

Дошкольный возраст – уникальный период в жизни человека, в течение которого, с одной стороны, осуществляется стремительное развитие его личности, а, с другой стороны, в течение которого ребенок н...

Мастер-класс для родителей и педагогов "Развитие компенсаторных возможностей организма детей с ОВЗ через взаимодействие с воспитывающими взрослыми в зоне ближайшего развития"

В данном материале описывается опыт работы с детьми с ОВЗ и рекомендации для воспитывающих взрослых в организации занятий с детьми по налаживанию диафрагмального дыхания и "ГИМНАСТИКИ МОЗГА" (кинезиол...

Неделя методической подготовки "Технологии для создания в ДОУ пространства детской реализации и формирования партнерских взаимоотношений между детьми старшего дошкольного и раннего возраста"

Материалы о проведении недели методической подготовки по ознакомлению педагогов с технологиями создания пространства детской реализации, технологиями вормирования партнерских взаимоотношений между дет...

«Голос ребёнка и пространство детской реализации. Связь зоны ближайшего развития пространства детской реализации», выступление

Уровень обр. орг., Педагогический совет«Работаем по инновационной программе «От рождения до школы», МАДОУ д/с № 10 «Лучик», г. Долгопрудный, 19.10.2022г....