Презентация по психологии "Понятие зоны актуального развития и зоны ближайшего развития."
учебно-методический материал на тему

Самарина Светлана Юрьевна

1.Рассмотреть психологическую основу теории развивающего обучения

2.Представить основные понятия - зоны актуального развития и зоны ближайшего развития.

3.Показать преимущества развивающего обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya4.ppt2.77 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Понятие зоны актуального развития и зоны ближайшего развития. Выполнила Самарина Светлана Юрьевна Воспитатель 1 категории

Слайд 2

В последние годы все больше возникает потребность в новых методах, подходах к обучению и образованию, которые бы отвечали прогрессивным требованиям и тенденциям XXI века. В ХХ веке быстрыми темпами развивалась психология. В том числе были проведены исследования и открыты новые закономерности формирования особы ребенка. В этой связи необходимо упомянуть исследования Л. С. Выготского, А. М. Леонтьева. Эти исследования легли в основу многих педагогических идей.

Слайд 3

Цели: 1.Рассмотреть психологическую основу теории развивающего обучения 2.Представить основные понятия - зоны актуального развития и зоны ближайшего развития. 3.Показать преимущества развивающего обучения

Слайд 4

Задачи: Дать определении понятиям «дидактика», «обучение»; рассмотреть основные дидактические модели Выделить принципиальные особенности обучения и развития Рассмотреть теории о соотношении развития и обучения, взгляды Л. С. Выготского Рассмотреть зоны актуального развития и зоны ближайшего развития в современной психологии

Слайд 5

Понятие обучения. Общее понятие о дидактике. Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия воспитателя и воспитанников, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений и навыков, осуществляется воспитание и развитие детей. Дидактика – это научная дисциплина, которая занимается исследованием теоретических и методических основ обучения.

Слайд 6

Дидактические модели . Традиционная модель . Цель обучения – формирование интеллектуальных умений, представлений, понятий, теоретических знаний. Педоцентрическая модель . Цель обучения – развитие общих и умственных способностей, разнообразных умений детей. . Современная модель

Слайд 7

Основные характеристики развивающего обучения. 1. Ведущая роль в развитии принадлежит обучению. 2. Обучение должно ориентироваться на зону ближайшего развития ребенка. 3. В основе обучения должен находиться активно-деятельностный способ (тип) обучения. 4. Ребенок является полноценным субъектом учебной деятельности. 5. Целенаправленное формирование мотивационной основы учебной деятельности. 6. Организация учебного взаимодействия и сотрудничества в учебно-воспитательном процессе. 7. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.

Слайд 8

Уровень актуального развития и зона ближайшего развития 1.Уровень актуального развития, фиксируемый по некоторым завершенным его циклам; 2.Уровень зоны ближайшего развития, фиксируемый по еще незавершенным его циклам. Зона ближайшего развития позволяет предсказать, что произойдет в развитии ребенка завтра, но это «завтра» внутренне связано с тем, что происходит с ним «сегодня» в процессе учебно-воспитательного сотрудничества (общения) со взрослыми и сверстниками.

Слайд 9

Согласно Л.С. Выготскому, зона ближайшего развития различна у разных детей, поэтому и определение ее величины необходимо проводить конкретно у каждого отдельного ребенка. Благодаря этой зоне ребенок может научиться, решая первоначально те или иные задачи вместе с другими людьми, новому типу индивидуальных действий.

Слайд 10

Зоны актуального развития и зоны ближайшего развития в современной психологии Решая проблему взаимосвязи обучения и развития, Л.С. Выготский выделяет два уровня развития ребенка: один проявляется в его самостоятельной деятельности (актуальный уровень развития), другой – в сотрудничестве с другими людьми (зона ближайшего развития).

Слайд 11

Сотрудничество – это один из параметров социального окружения, который является источником развития в онтогенезе. Сотрудничество может приобретать и форму подражания, но подражание возможно только потому, что лежит в «зоне ближайшего развития» ребенка. Подражание делает возможным «культурное развитие ребенка», формирование у него высших психических функций.

Слайд 12

Заключение Для современной психологии остаются открытыми следующие вопросы: какие изменения происходят с ЗБР в процессе обучения и каковы причины разной величины ЗБР у разных детей. Кроме выделенной линии исследования зоны ближайшего развития (диагностика психического развития). Делая вывод из анализа современных исследований ЗБР, можно утверждать, что обучение называется развивающим только в том случае, если оно развивает саму зону ближайшего развития, т.е. ЗБР становится глубже и шире в результате обучения. ЗБР будем рассматривать как возможность создания ребенком совместной деятельности со взрослым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Взрослый как зона ближайшего развития для ребенка"

Уровень актуального развития – это круг задач, которые ребенок в данном возрасте может решать самостоятельно.  помогут взрослые....

Организация системы сопровождения в зоне ближайшего развития ребенка

В консультации рассмотрена суть мониторинга как систематического отслеживания результатов деятельности педагога, уровня развития ребенка, его коррекция....

Игра и "зона ближайшего развития" дошкольника.

«Деятельность учения, которая в качестве ведущей приходит на смену игровой, поведёт развитие детей начальной школы дальше, позволит им овладеть им всеми основными сторонами своей психической деятельно...

Актуальность создания зоны ближайшего развития в реализации индивидуального подхода к дошкольнику

Дошкольный возраст – уникальный период в жизни человека, в течение которого, с одной стороны, осуществляется стремительное развитие его личности, а, с другой стороны, в течение которого ребенок н...

Мастер-класс для родителей и педагогов "Развитие компенсаторных возможностей организма детей с ОВЗ через взаимодействие с воспитывающими взрослыми в зоне ближайшего развития"

В данном материале описывается опыт работы с детьми с ОВЗ и рекомендации для воспитывающих взрослых в организации занятий с детьми по налаживанию диафрагмального дыхания и "ГИМНАСТИКИ МОЗГА" (кинезиол...

Организация системы сопровождения в зоне ближайшего развития ребенка

Зона ближайшего развития – понятие, объясняющее связь обучения и психического развития ребенка и зависимость от ведущей роли взрослого....