Зона ближайшего развития детей как способ инклюзивного образования.
статья (младшая группа) на тему

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovo.docx18.62 КБ

Предварительный просмотр:

Зона ближайшего развития детей как способ инклюзивного образования.

Одной из задач ФГОС в дошкольном образовании является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от социального статуса, психофизиологических и личностных особенностей. Работа дошкольного учреждения предусматривает как уход и заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию их дефицитов в развитии. Непосредственное включение детей с различными психофизиологическими нарушениями в общеобразовательные группы ложится на плечи самих учреждений и педагогического коллектива ДОУ. Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс ДОУ изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей, а в процессе воспитательно-образовательного работы, все её участники постепенно открывают в себе умение видеть возможности, которыми обладают дети с ОВЗ, несмотря на имеющиеся у них нарушения.  Таким образом, у дошкольников развивает толерантность, терпимость, милосердие и взаимоуважение.

В детских садах необходимо создавать такие условия, которые позволяют детям с ограниченными возможностями здоровья получить современное дошкольное образование, а также развивать сотрудничество детского сада с учреждениями социальной сферы. Совместные обучение и воспитание детей с разными стартовыми возможностями, в условиях дошкольного учреждения даёт возможность оказывать необходимую психолого-педагогической и медико-социальную помощь дошкольникам, обеспечить родителей консультативной поддержкой, но что самое главное, воспитывать и обучать особых детей совместно с нормально развивающимися детьми.  Это подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.  Совместное обучение придаёт им уверенность в своих силах, ведь дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей. Дети с особенностями могут находиться в группе полное время или частично, с педагогом–тьютором или без него. Для этого необходимую создать соответствующую среду в группе. Она должна быть доступной и развивающей как для детей с ограниченными возможностями здоровья, так и для детей в норме. Для создания полноценной воспитательно-образовательной работы необходимо взаимодействие всего штата работников дошкольного учреждения. Для этого очень важно наличие в дошкольном учреждении профессиональных специалистов в области коррекционной педагогики: воспитателей, психологов, дефектологов, логопедов, музыкальных и физкультурных руководителей. Именно от слаженной работы специалистов значительной мере зависит эффект в решении образовательных, воспитательных и коррекционно-развивающих задач в инклюзированных группах для детей с ОВЗ. В  работе специалистов необходимо использовать эффективные формы взаимодействия такие как:  координированное планирование деятельности педагогов и специалистов, в связи с проблемами в освоении индивидуальных маршрутов детей с ОВЗ;  взаимообмен данными диагностики, для выбора оптимальных путей, форм и методов работы с детьми; посвящение лекций и семинаров с участием специалистов по вопросам психофизиологических особенностей детей; определения и осуществления коррекционного маршрута детьми с особыми образовательными потребностями; создание печатного материала, в котором в доступной для воспитателей форме будут освещены проблемные зоны воспитания и обучения детей с ОВЗ;  ведение тетрадей взаимодействия участников образовательного процесса в инклюзированном ДОУ;  взаимопосещение занятий для дальнейшего использования эффективных форм и методов в работе с детьми.

Важным условием при организации работы в рамках инклюзивного образования является создание как благоприятной предметно-развивающей среды, так и спокойного эмоционального фона. В образовательном и воспитательном процессе необходимо, чтобы вся система подстраивалась под ребёнка, а не ребёнок под неё, учитывать потребности всех детей, а не только с проблемами развития. Преимущества должны получают все дети, а не какие-то определённые группы. Для успешного достижения всеми детьми определённого общественного статуса и утверждении своей социальной значимости, что является целью инклюзивного образования, в дошкольном учреждении необходимо использовать новые подходы к обучению и воспитанию, использовать вариативные образовательные программы, формы и методы обучения и воспитания, адекватные потребностям, возможностям и способностям детей с ОВЗ.  Необходимо постепенно отходить от фронтальных форм обучения дошкольников, широко внедряя интегрированные формы работы, а развивающую среду создавать по принципу вариативности, осуществлять индивидуальный подход при подаче обучающего материала, развивается самостоятельная активность ребёнка. Всё это позволит достичь высокой эффективности инклюзивной образовательной и воспитательной деятельности.   

В заключении хочется отметить, что инклюзивное образование в условиях дошкольного учреждения будет успешным, если все его участники: педагоги, родители, дети, администрация будут постоянно вносить свой творческий вклад в созидательный процесс образования.  А обществу необходимо преодолеть негативные установки в отношении детской инвалидности и необычности в развитии и предоставить им равные возможности полноценного участия во всех сферах социальной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по психологии "Понятие зоны актуального развития и зоны ближайшего развития."

1.Рассмотреть психологическую основу теории развивающего обучения2.Представить основные понятия - зоны актуального развития и зоны ближайшего развития.3.Показать преимущества развивающего обучения...

Мастер-класс для родителей и педагогов "Развитие компенсаторных возможностей организма детей с ОВЗ через взаимодействие с воспитывающими взрослыми в зоне ближайшего развития"

В данном материале описывается опыт работы с детьми с ОВЗ и рекомендации для воспитывающих взрослых в организации занятий с детьми по налаживанию диафрагмального дыхания и "ГИМНАСТИКИ МОЗГА" (кинезиол...

"Зона ближайшего развития детей как способ инклюзивного образования."

Одной из задач ФГОС в дошкольном образовании является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от социального статуса, психофиз...

Зона ближайшего развития детей как способ инклюзивного образования.

Одной из задач ФГОС в дошкольном образовании является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от социального статуса, психофиз...

Зона ближайшего развития детей как способ инклюзивного образования.

Одной из задач ФГОС в дошкольном образовании является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от социального статуса, психофиз...

Зона ближайшего развития детей как способ инклюзивного образования.

Одной из задач ФГОС в дошкольном образовании является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от социального статуса, психофиз...

Зона ближайшего развития детей как способ инклюзивного образования.

Одной из задач ФГОС в дошкольном образовании является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от социального статуса, психофиз...