Сообщение. «Н.Ф.Виноградова о принципах при отборе содержания знаний для детей».
занимательные факты

Трибрат Ольга Александровна

Сообщение.

«Н.Ф.Виноградова о принципах при отборе содержания знаний для детей».

Виноградова Наталья Федоровна – доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующая Центром начального образования ГНУ ИСМО РАО. Руководитель авторского коллектива УМК «Начальная школа ХХI века», автор учебников «Окружающий мир» для 1–4 классов, главный редактор журнала «Начальное образование».

Предмет «Окружающий мир» был введен в учебный план начальной школы в 90-е годы ХХ век Важность этого решения Минобразования РФ определяется тем, что «Окружающий мир» – курс интегрированный, обеспечивающий целостное восприятие природы, общества и человека и влияющий положительно на психическое и социальное развитие ребенка. Особое внимание в ходе изучения курса уделяется формированию у ученика умения учиться: понимать учебную задачу, моделировать учебную ситуацию, высказывать предположения, проводить самоконтроль хода и результата учебных действий.

Методика формирования знаний учащихся на основе использования «эмоциональных опор» и «листов опорных сигналов» представлена в методических трудах Н.Ф. Виноградовой, Е.В. Головко, С.Н. Лысенковой; в педагогическом опыте Ю.Ф. Сухарева и Н.Ф. Шаталов По мнению А.В. Миронова, в интегрированных курсах, одним из которых является и «Окружающий мир», отбор знаний логичнее производить исходя из объектов изучения, не забывая о формируемых эмоционально-ценностных отношениях учеников

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_dlya_roditeley.docx19.9 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение.

«Н.Ф.Виноградова о принципах при отборе содержания знаний для детей».

Виноградова Наталья Федоровна – доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующая Центром начального образования ГНУ ИСМО РАО. Руководитель авторского коллектива УМК «Начальная школа ХХI века», автор учебников «Окружающий мир» для 1–4 классов, главный редактор журнала «Начальное образование».

Предмет «Окружающий мир» был введен в учебный план начальной школы в 90-е годы ХХ век Важность этого решения Минобразования РФ определяется тем, что «Окружающий мир» – курс интегрированный, обеспечивающий целостное восприятие природы, общества и человека и влияющий положительно на психическое и социальное развитие ребенка. Особое внимание в ходе изучения курса уделяется формированию у ученика умения учиться: понимать учебную задачу, моделировать учебную ситуацию, высказывать предположения, проводить самоконтроль хода и результата учебных действий.

Методика формирования знаний учащихся на основе использования «эмоциональных опор» и «листов опорных сигналов» представлена в методических трудах Н.Ф. Виноградовой, Е.В. Головко, С.Н. Лысенковой; в педагогическом опыте Ю.Ф. Сухарева и Н.Ф. Шаталов По мнению А.В. Миронова, в интегрированных курсах, одним из которых является и «Окружающий мир», отбор знаний логичнее производить исходя из объектов изучения, не забывая о формируемых эмоционально-ценностных отношениях учеников

 Принимая во внимание предмет изучения (систему «человек – окружающая среда»), структуру окружающей среды (природная, социальная, техногенная), можно определить основные объекты изучения предмета «Окружающий мир»: человек, природа, общество. Эти объекты в том или ином варианте изучаются с первого по четвертый класс и знания о них можно рассматривать как сквозные содержательные линии.

В тоже время эти объекты рассматриваются не изолированно, а в связи с субъектом изучения. В одних случаях такой субъект – сам школьник, он как бы присутствует мысленно, в других отражается непосредственно в содержании программ и учебников. В отдельных вариативных курсах уже сами формулировки тем направлены на изучение каждого из названных выше объектов в связи с субъектом, в качестве субъекта может быть как младший школьник – «Я», так и человек вообще. Таким образом, можно говорить о второй разновидности построения содержательных линий, когда в основание кладѐтся не отдельный объект изучения, а система «субъект ученик – объект». Тогда сквозные содержательные линии могут выглядеть следующим образом:

1. «Я», «Мы», «Человек» – человек (как биологический объект и как личность).

2. «Я», «Мы», «Человек» – природа.

3. «Я», «Мы», «Человек» – социальное и техногенное окружение

 По такому варианту, построен «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой для первого класса, где в качестве субъекта выступает «Я» и для второго класса, где в качестве субъекта – «Человек». При этом каждый из названных объектов изучения может иметь свои сквозные линии.

Рассмотрим содержание знаний в соответствии с названными объектами изучения. Знания о человеке традиционно вводились в содержание естествознания. Там человек рассматривался как биологический объект в одном ряду с представителями животного мира.

 В первом учебнике естествознания, Тема «Организм человека и охрана его здоровья» наряду с другими природоведческими темами изучалась в третьем классе начального природоведения последних».

 Материал по этой теме в авторских курсах распределѐн по годам обучения различно. Так, например, в учебниках «Окружающего мира» Н.Ф. Виноградовой изучение вопросов охраны здоровья и строения организма человека более или менее равномерно распределены по всем годам обучения.

Представления о социальной составляющей человека, о человеке как личности младший школьник получал в основном на уроках чтения. В настоящее время эту задачу взял на себя и «Окружающий мир».

 Человек как социальный объект, как личность рассматривается в таких темах, как «Ты ученик», «Человек – творец», «Ты познаешь мир» и др. Есть темы, где человек рассматривается комплексно как существо биосоциальное

Из других представителей живой природы в содержание знаний включаются грибы, которые 12 обыкновенно рассматриваются вместе с растительностью. Могут упоминаться и микроорганизмы. Растения в свою очередь подразделяются на деревья, кустарники, травы. Животные традиционно подразделяются на зверей (млекопитающих), птиц, насекомых.

 При изучении курса «Окружающий мир» школьники получают сведения о почве, которая обыкновенно рассматривается в рамках неживой природы. Однако почва представляет собой биокостное (био – жизнь, костное – неживое) образование, то есть это особый природный объект, место которому в рассматриваемой классификационной схеме – между живой и неживой природой

Перечисленные образования: горные породы, вода, воздух, почва, растения, животный мир, относятся к компонентам природы. В своем единстве они представляют собой географические, ландшафтные комплексы и экологические системы. В ландшафтных комплексах все компоненты рассматриваются как равнозначные, в экосистемах же за основу, ядро рассматриваемого единства принимаются живые организмы.

 В начальном изучении курса «Окружающий мир» существуют оба эти подхода и, таким образом, в качестве объекта изучения выступают и географические (ландшафтные) комплексы и экологические системы, хотя сами эти термины могут и не использоваться. К первым можно отнести природные зоны, где последовательно изучаются поверхность, климат, водоемы, почвы, растения, животные и связи между ними. Однако вместо термина «природные (ландшафтные) зоны» может использоваться термин 13 «полоса» (лесная полоса), или просто «степь», «пустыня», «тундра», «Крайний Север»

Ко вторым можно отнести такие природные единства, как лес, луг, сад, озеро, при изучении которых внимание акцентируется на растениях и животных. Здесь термин «экосистема» как правило, не используется, в лучшем случае говорят о «сообщество» («Лес как природное сообщество»), или не применяется и этот термин и речь идет просто о растениях и животных того или иного местообитания («Растения и животные леса», «Растения и животные луга» и т.п.). Однако в курсе «Мир и человек» изучается специальный раздел под названием «Экологическая система – ячейка живой оболочки Земли», то есть экосистема изучается специально

Природные объекты связаны между собой. Знания о природных связях – вторая группа природоведческих знаний.. По пространственно-временным характеристикам изучаемые природные связи могут быть подразделены на:

 –  пространственные (север – низкие температуры, юг – тепло);

 –    временные (последовательная смена дня и ночи, времен года);

 –  пространственно-временные (пищевые связи типа «вол – заяц»).

 По сложности природные связи могут быть разграничены на

–  двухсторонние (хищник – жертва);

– цепи (лист дерева – тля – божья коровка – птица);

– сети (переплетение пищевых цепей в экосистемах)

Двухсторонние связи наиболее просты для восприятия и именно с них начинается работа по формированию представлений о связях. В начальных классах младших школьников учат выявлять и цепочки связей, в некоторых вариантах «Окружающего мира» дается представление и о пищевой сети. По преимущественной направленности, изучаемые природные связи можно разграничить на односторонние (влияние солнечного света на развитие растений), 14 и двусторонние (взаимовлияние гриба и дерева).

 В начальном естествознании изучаются и те и другие. По степени возрастания научности, степени проникновения в сущность изучаемого, природные связи можно подразделить на: - представления об эмпирических связях (когда связь установлена, но вопрос о причинах механизме связей остается открытым);

 – представления о причинно-следственных связях (установлена связь, и причина ее существования).

Раскрытию причинно-следственных связей способствует изучение природных явлений.

Под явлениями природы в начальном природоведении понимаются изменения, происходящие в природе. Наиболее значительное место уделяется сезонным изменениям в природе. С этим связаны и многие другие явления – замерзания воды, таяние снега, отлѐт птиц и т.п. Кроме этого дети получают сведения о круговороте воды в природе, о вращении Земли вокруг своей оси и обращении вокруг Солнца.

 Содержание предмета «Окружающий мир» включает социальную и техногенную составляющие. Первая составляющая представлена общественными объединениями, людьми, а вторая, техногенная – вещами, объектами, предметами, созданными человеком. Традиционно началом изучения курса «Окружающий мир» было разделение окружающего мира на природу и неприроду, последнее определялось как все то, что создано человеком. Вопрос о человеке как социальном объекте, личности, был, затронут выше, когда рассматривались знания о человеке.

Знания об общественных объединениях в содержании «Окружающем мире» даются на разных уровнях: семья, друзья, ученики своего класса, школы, жителей своего города, страны, планеты Земля в 15 целом (темы «Моя семья», «Наша школа», «Наш город», «Родная страна», «Страны и народы мира»). Определенное внимание уделяется миру вещей, окружающих школьника: «Вещи, которые тебя окружают», «Мой дом», «Городской транспорт» и т.п., профессиям: «На почте», «Строительство в нашем городе» и др.

Анализ содержания вариативных программ по «Окружающему мир» показывает, что социальное и природное окружение не изолированы друг от друга, а представляют определенным образом организованную целостность.

 Знания о взаимосвязи человека и природы входят в категорию социально-экологических. Практическая каждая природоведческая тема включает знания в области:

 1) использование человеком природных ресурсов (добыча и использование полезных ископаемых, использование воды, растений, животных; особенности хозяйственной деятельности человека в различных регионах страны; закаливание организма человека силами природы);

2) охраны природы (правила поведения в лесу, у водоёмах, при сборе грибов, деятельность зеленых и голубых патрулей и т.п.); в некоторых вариантах природоведения выделяется особый раздел «Охрана природы»;

 3) улучшения (оптимизации) природной среды (вопросы лесомелиорации, озеленения городов, привлечение птиц и т.п.)

Большое значение в курсах «Окружающего мира» уделяется вопросам безопасности школьника. Каждый курс «Окружающего мира» включает информацию о безопасном поведении в природе, на улице, дома (темы «Один дома», «Учимся быть самостоятельными»). Последние примеры взяты из курса «Мир и человек». Каждые из перечисленных объектов, явлений исследуются в рамках определенных наук: биологии, физики, химии, экологии, географии, истории.

В содержание учебника «Окружающего мира» может входить информация об этих науках.

Из географии в «Окружающий мир» пришли географические планы и карты, на изучение которых отводятся специальные уроки. Здесь они выступают в качестве объектов изучения. Кроме того, карта служит в качестве средства изучения многих других вопросов «Окружающего мира». Даётся   информация и о других средствах научного, а сейчас уже и бытового наблюдения за природными явлениями: о флюгере, гномоне. Рассматриваются средства ориентирования – компас, модель Земли и Солнечной системы – теллурий, глобус

При изучении «Окружающего мира» у младших школьников должно формироваться эмоционально-ценностное отношение к природе. Следовательно, необходимо, чтобы младший школьник получал знания из следующих групп:

1.Знания о генетическом единстве человека и природы. Эти знания направлены на становление чувства родства с природой. В этом случае школьникам в доступной форме дается представление об эволюции природы, о происхождении человека. Показывается сходство человека и животных. Для стимулирования эмоциональных проявлений вводятся приемы олицетворения природы.

2.Знания о функциональном единстве человека с природой. Функциональное единство, как природных экосистем, так и системы «человек – природа» обеспечивается обменом веществ и соответствующими потоками энергии. В этом случае показывается структура отношений человека и природы: физиологические, психические и поведенческие, деятельностные отношения, влияние факторов среды на организм, психику человека; воздействие человека на природу в процессе природопользования.

 3.Знания о ценности природы. Необходимы для формирования тех или иных ценностных отношений. При этом наряду с утилитарной ценностью 18 природы не забывается и эстетическая, этическая, интеллектуальная, коммуникативная ценность природы

. 4.Знания об антропогенных изменениях природы. При соответствующем наполнении эти знания направлены на формирования чувства тревожности за состояние среды (информация о вымерших и исчезающих животных, о загрязнении среды и т.п.) и чувства экологического оптимизма (положительные примеры природопользования, улучшения среды)

Эти знания в определенной степени уже стали вводиться в содержание природоведческого и экологического образования, правда, пока как дополнительные элементы к традиционно рассматриваемым вопросам. Обществоведческий компонент содержания «Окружающего мира» предусматривается предварительное (пропедевтическое) ознакомление учащихся с историей Отечества и родного края.

 На   ярком и доступном детям этого возраста материале формируются образные представления о прошлом и настоящем нашей страны. Детей знакомят с правами и обязанностями, государственной символикой и праздниками.

В курсе «Окружающего мира» формируют элементарные знания по истории Отечества, о современной России, еѐ культуре XX веке.

Таким образом, знания являются основным элементом содержания учебных программ и школьных учебников по предмету «Окружающий мир». Их важнейшими характеристиками являются полнота, глубина, систематичность, оперативность, гибкость, свѐрнутость и развѐрнутость, конкретность и обобщенность, осознанность и прочность. Эти характеристики знания могут выступать в качестве критериев оценки уровня их сформированности у младших школьников. В современных школьных дисциплинах возможны различные подходы к определению содержания знаний. В интегрированных курсах, одним из которых является и «Окружающий мир», отбор знаний чаще всего производят исходя из объектов изучения.

                                                                         Подготовила: Трибрат А.О.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Какие принципы отбора содержания экологического образования дошкольников»

laquo;Какие принципы отбора содержания экологического образования дошкольников»Вопрос «Чему учить?» всегда является очень важным, а для дошкольного возраста — особенно важным....

Сообщение для воспитателей. Тема: "Педагогические принципы организации сюжетной игры в детском саду".

Сообщение для воспитателей на педагогическом совете из опыта работы....

Сообщение из опыта работы с методическими рекомендациям«Обновление содержания образовательной деятельности в области физического развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада». мастер класс «Тимбилдинг игры – игры для сплочения коллектива».

В последние годы   умение работать в команде имеет большое значение практически во всех сферах   деятельности современного общества. Команды сопровождают деятельность человека...

Принципы отбора содержания экологических знаний для детей дошкольного возраста

       Содержание экологического образования дошкольников должно рассматриваться, прежде всего, в рамках системы непрерывного экологического образования. Таким образом, прин...

Статья «Проблема отбора содержания дополнительного образования дошкольников «Шашки – это интересно» (из опыта работы педагога дополнительного образования).»

С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования важную роль в развитии ребенка стало играть, не только основное образование, но и дополнительное....