Статья: «Развитие памяти у детей школьного и дошкольного возраста, на заметку родителям.»
статья (подготовительная группа)

Тарасенко Янина Викторовна

Статья: «Развитие памяти у детей школьного и  дошкольного возраста, на заметку родителям.»

Воспитателем, как и художником, нужно родиться. К. Вебер

Воспитатель:

Тарасенко Я.В.

Образная память выступает в качестве преобладающего вида памяти у ребёнка дошкольного и дошкольного возраста. Развитие памяти зависит от изменений психических процессов ребенка. В первую очередь речь идет о восприятии и мышлении. Несмотря на рост осознанности и целенаправленности восприятия, оно всё ещё отличается глобальностью. Изучая предмет, ребёнок будет обращать внимание на его яркие характеристики, в то время как существенные признаки предмета останутся вне поля его зрения. В связи с этим представления, накопленные в памяти дошкольника, часто характеризуются отрывочностью и фрагментарностью. В памяти дошкольника и школьника чаще всего сохраняются второстепенные детали, а существенные признаки предмета забываются.

С развитием мышления дети осваивают операцию обобщения, что способствует систематизации их представлений. Аналитико-синтетическая деятельность дошкольника совершенствуется, а значит, представления также преобразуются.

В последнем случае речь идет о самом процессе. В раннем детстве для создания образа ребёнку нужно осуществить практическое действие, только потом он переносит этот образ в речь. В старшем дошкольном возрасте для возникновения образа ребёнку требуется мыслительный анализ и синтез.

В дошкольном возрасте двигательная память приобретает другое содержание. Структура движения усложняется, состоит из нескольких элементов. Ребёнок может одновременно танцевать и совершать выразительные махи руками с различными предметами. В основе движений детей дошкольного возраста лежит зафиксированный в памяти зрительно- двигательный образ. Этот факт позволяет снизить ориентацию ребёнка на взрослого как на образец, потому что дошкольник уже может сравнить выполнение собственных движений и имеющихся идеальных представлений о них. Соответственно, у ребёнка появляется возможность одновременно совершать правильные движения и решать другие задачи. Ярким примером служит подвижная игра. Дошкольник не только выполняет предписанные правилами игры движения, но и следит за выполнением этих правил. Так дошкольники осваивают спортивные игры и игры-аттракционы

Благодаря автоматизации предметных действий и ориентация при их выполнении на идеальный образец, содержащийся в памяти, дошкольник осваивает сложные виды трудовой деятельности. В старшем дошкольном возрасте дети могут качественно совершать орудийные действия: вырезать, рисовать, конструировать.

Развитие словесной памяти дошкольника происходит в период интенсивного освоения речи, активного общения со взрослыми и сверстниками. Большой потенциал развития словесной памяти заложен в слушании и воспроизведении литературных произведений.

Для дошкольного возраста преобладающим видом памяти является непроизвольная память. В этот период ребенок не старается сознательно что-либо запомнить и не умеет ещё использовать для этого специальные приемы запоминания. Процесс запоминания осуществляется обычно в ходе деятельности ребёнка и зависит от активных действий самого ребенка. 

Вместе с тем непроизвольная память дошкольника не является механической. Для того чтобы запомнить что-либо, нужно не просто повторять материал, мозг обрабатывает поступающую информацию, осмысливает ее, для того чтобы затем воспроизвести. Наряду с пониманием необходимо выделение структурных элементов материала, позволяющих при воспроизведении соблюдать логическую последовательность. Запоминание у детей данной возрастной категории происходит по тем же законам, однако зависит от вида деятельности.

Дошкольники и младшее школьники запоминают словесный материал преимущественно в двух основных видах деятельности. Во-первых, это происходит в процессе активного овладения речью. Осваивая родной язык, ребёнок усваивает новые формы слов и словосочетаний, запоминает их и воспроизводит. В основе запоминание лежит звуковая сторона воспринимаемого материала: стихотворений, потешек, речи взрослого, скоровоговорок, считалок.

Во-вторых, память дошкольников развивается, когда ребёнок слушает литературные произведения. В процессе их восприятия у ребенка формируется собственное отношение героям, он им внутренне сопереживает. Интерес к судьбе героя вызывает у ребенка желание следить за ходом событий литературного произведения.

Особенностям восприятия дошкольниками литературных произведений посвятил свои исследования А.В. Запорожец. Он установил, что детское восприятие обладает активным характером. Ребёнок идентифицирует себя с литературным героем, мысленно проигрывает все его действия. Автор сравнивает осуществляемую при этом ребёнком деятельность с игровой. Однако в отличие от реальных действий ребенка в воображаемых игровых обстоятельствах, при восприятии литературного произведения действия, и обстоятельства являются воображаемыми. Именно в процессе сопереживания герою ребёнок осознаёт содержание литературного произведения и запоминает его.

Таким образом, произвольная память появляется не случайно. Определяющим фактором становится возрастающая регулирующая роль речи, формирование мотивации на запоминание, появление произвольного механизма поведения и деятельности ребенка старшего дошкольного возраста.

На первом этапе взрослый дает ребенку словесную инструкцию запомнить информацию. Затем ребёнок самостоятельно может поставить для себя цель запомнить какую-либо информацию, чтобы припомнить её в будущем. Припоминание приобретает произвольный характер раньше, чем запоминание. Пытаюсь воспроизвести усвоенный ранее материал и, встречаясь с затруднениями в этом процессе, дошкольник осознает, что раньше этот материал он запомнил плохо. Поэтому он начинает осознанно использовать простые приемы запоминания, знакомые ему по доступным видам деятельности. Если же взрослый целенаправленно обучает ребенка приемам запоминания, то дошкольник уже может пользоваться логическими приемами на основе мыслительных операций смыслового соотнесения, смысловой группировки, схематизации, классификации, соотнесения с ранее известным.

Первые признаки самоконтроля ребёнок демонстрирует в возрасте четырех  лет. Рост самоконтроля происходит при переходе от четырех – пяти годам. Дошкольники в возрасте 5-6-7 лет самостоятельно осуществляют процесс самоконтроля при запоминании и воспроизведении материала.

У дошкольников шести лет наблюдается активное развитие произвольной памяти, которая становится важным новообразованием этого возраста. Самостоятельно использовать произвольное запоминание и воспроизведение дети могут относительно редко. Обычно на это их мотивирует определенный вид деятельности или требования взрослого. Вместе с тем от произвольного вида памяти зависит успешность предстоящего обучения в школе, так как для решения задач обучение дети должны уметь ставить специальную цель запомнить материал. При этом процесс запоминания должен сопровождаться сознательными волевыми усилиями и применением определенных приемов запоминания, которые они должны освоить еще на этапе старшего дошкольного детства.

Можно сделать выводы, что:

1. Преобладающим видом памяти является непроизвольная образная память.

2. Процесс опосредованного познания зависит от словесно-смысловой памяти, благодаря которой растёт познавательная деятельность дошкольника.

3. В старшем дошкольном возрасте появляется произвольная память, процесс запоминания регулируется сначала взрослым, а затем и самим ребенком

4. Запоминание становится особой умственной деятельностью, в процессе которой дети осваивают логические приемы запоминания.

5. Процесс развития памяти тесно сплетается с процессом развития личности, так как позволяет накапливать и обобщать собственный опыт поведения и общения с окружающим миром. 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Санкт–Петербург 2022г.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья: «Развитие памяти у детей школьного и  дошкольного возраста, на заметку родителям.»

Воспитателем, как и художником, нужно родиться. К. Вебер

Воспитатель:

Тарасенко Я.В.

Образная память выступает в качестве преобладающего вида памяти у ребёнка дошкольного и дошкольного возраста. Развитие памяти зависит от изменений психических процессов ребенка. В первую очередь речь идет о восприятии и мышлении. Несмотря на рост осознанности и целенаправленности восприятия, оно всё ещё отличается глобальностью. Изучая предмет, ребёнок будет обращать внимание на его яркие характеристики, в то время как существенные признаки предмета останутся вне поля его зрения. В связи с этим представления, накопленные в памяти дошкольника, часто характеризуются отрывочностью и фрагментарностью. В памяти дошкольника и школьника чаще всего сохраняются второстепенные детали, а существенные признаки предмета забываются.

С развитием мышления дети осваивают операцию обобщения, что способствует систематизации их представлений. Аналитико-синтетическая деятельность дошкольника совершенствуется, а значит, представления также преобразуются.

В последнем случае речь идет о самом процессе. В раннем детстве для создания образа ребёнку нужно осуществить практическое действие, только потом он переносит этот образ в речь. В старшем дошкольном возрасте для возникновения образа ребёнку требуется мыслительный анализ и синтез.

В дошкольном возрасте двигательная память приобретает другое содержание. Структура движения усложняется, состоит из нескольких элементов. Ребёнок может одновременно танцевать и совершать выразительные махи руками с различными предметами. В основе движений детей дошкольного возраста лежит зафиксированный в памяти зрительно- двигательный образ. Этот факт позволяет снизить ориентацию ребёнка на взрослого как на образец, потому что дошкольник уже может сравнить выполнение собственных движений и имеющихся идеальных представлений о них. Соответственно, у ребёнка появляется возможность одновременно совершать правильные движения и решать другие задачи. Ярким примером служит подвижная игра. Дошкольник не только выполняет предписанные правилами игры движения, но и следит за выполнением этих правил. Так дошкольники осваивают спортивные игры и игры-аттракционы

Благодаря автоматизации предметных действий и ориентация при их выполнении на идеальный образец, содержащийся в памяти, дошкольник осваивает сложные виды трудовой деятельности. В старшем дошкольном возрасте дети могут качественно совершать орудийные действия: вырезать, рисовать, конструировать.

Развитие словесной памяти дошкольника происходит в период интенсивного освоения речи, активного общения со взрослыми и сверстниками. Большой потенциал развития словесной памяти заложен в слушании и воспроизведении литературных произведений.

Для дошкольного возраста преобладающим видом памяти является непроизвольная память. В этот период ребенок не старается сознательно что-либо запомнить и не умеет ещё использовать для этого специальные приемы запоминания. Процесс запоминания осуществляется обычно в ходе деятельности ребёнка и зависит от активных действий самого ребенка. 

Вместе с тем непроизвольная память дошкольника не является механической. Для того чтобы запомнить что-либо, нужно не просто повторять материал, мозг обрабатывает поступающую информацию, осмысливает ее, для того чтобы затем воспроизвести. Наряду с пониманием необходимо выделение структурных элементов материала, позволяющих при воспроизведении соблюдать логическую последовательность. Запоминание у детей данной возрастной категории происходит по тем же законам, однако зависит от вида деятельности.

Дошкольники и младшее школьники запоминают словесный материал преимущественно в двух основных видах деятельности. Во-первых, это происходит в процессе активного овладения речью. Осваивая родной язык, ребёнок усваивает новые формы слов и словосочетаний, запоминает их и воспроизводит. В основе запоминание лежит звуковая сторона воспринимаемого материала: стихотворений, потешек, речи взрослого, скоровоговорок, считалок.

Во-вторых, память дошкольников развивается, когда ребёнок слушает литературные произведения. В процессе их восприятия у ребенка формируется собственное отношение героям, он им внутренне сопереживает. Интерес к судьбе героя вызывает у ребенка желание следить за ходом событий литературного произведения.

Особенностям восприятия дошкольниками литературных произведений посвятил свои исследования А.В. Запорожец. Он установил, что детское восприятие обладает активным характером. Ребёнок идентифицирует себя с литературным героем, мысленно проигрывает все его действия. Автор сравнивает осуществляемую при этом ребёнком деятельность с игровой. Однако в отличие от реальных действий ребенка в воображаемых игровых обстоятельствах, при восприятии литературного произведения действия, и обстоятельства являются воображаемыми. Именно в процессе сопереживания герою ребёнок осознаёт содержание литературного произведения и запоминает его.

Таким образом, произвольная память появляется не случайно. Определяющим фактором становится возрастающая регулирующая роль речи, формирование мотивации на запоминание, появление произвольного механизма поведения и деятельности ребенка старшего дошкольного возраста.

На первом этапе взрослый дает ребенку словесную инструкцию запомнить информацию. Затем ребёнок самостоятельно может поставить для себя цель запомнить какую-либо информацию, чтобы припомнить её в будущем. Припоминание приобретает произвольный характер раньше, чем запоминание. Пытаюсь воспроизвести усвоенный ранее материал и, встречаясь с затруднениями в этом процессе, дошкольник осознает, что раньше этот материал он запомнил плохо. Поэтому он начинает осознанно использовать простые приемы запоминания, знакомые ему по доступным видам деятельности. Если же взрослый целенаправленно обучает ребенка приемам запоминания, то дошкольник уже может пользоваться логическими приемами на основе мыслительных операций смыслового соотнесения, смысловой группировки, схематизации, классификации, соотнесения с ранее известным.

Первые признаки самоконтроля ребёнок демонстрирует в возрасте четырех  лет. Рост самоконтроля происходит при переходе от четырех – пяти годам. Дошкольники в возрасте 5-6-7 лет самостоятельно осуществляют процесс самоконтроля при запоминании и воспроизведении материала.

У дошкольников шести лет наблюдается активное развитие произвольной памяти, которая становится важным новообразованием этого возраста. Самостоятельно использовать произвольное запоминание и воспроизведение дети могут относительно редко. Обычно на это их мотивирует определенный вид деятельности или требования взрослого. Вместе с тем от произвольного вида памяти зависит успешность предстоящего обучения в школе, так как для решения задач обучение дети должны уметь ставить специальную цель запомнить материал. При этом процесс запоминания должен сопровождаться сознательными волевыми усилиями и применением определенных приемов запоминания, которые они должны освоить еще на этапе старшего дошкольного детства.

Можно сделать выводы, что:

1. Преобладающим видом памяти является непроизвольная образная память.

2. Процесс опосредованного познания зависит от словесно-смысловой памяти, благодаря которой растёт познавательная деятельность дошкольника.

3. В старшем дошкольном возрасте появляется произвольная память, процесс запоминания регулируется сначала взрослым, а затем и самим ребенком

4. Запоминание становится особой умственной деятельностью, в процессе которой дети осваивают логические приемы запоминания.

5. Процесс развития памяти тесно сплетается с процессом развития личности, так как позволяет накапливать и обобщать собственный опыт поведения и общения с окружающим миром.  

                                                                                                                                                                                          Санкт–Петербург 2022г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста"

Материал содержит характеристики видов памяти, описание особенностей памяти детей 5-7 лет, различные игры и упражнения для развития запоминания....

Статья "Развитие памяти у детей"

Методы и приёмы развития памяти у детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей " РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Формирование и воспитание памяти старших дошкольников, также как иформирование других психических процессов, происходит в процессе деятельности. От особенностей ее структуры в старшем дошкольном возра...

Рекомендации для родителей по развитию памяти у детей старшего дошкольного возраста

Рекомендации адресованы педагогам и родителям детей. Данный материал позволит педагогам и родителям научиться понимать и использовать различные способы взаимодействия с детьми для организации работы в...

Консультация для родителей "Дидактические игры и упражнения для развития памяти у детей старшего дошкольного возраста"

Дидактические игры и упражнения для развития памяти у детей старшего дошкольного возраста...

Статья: "Развитие памяти у детей дошкольного возраста"

В статье представлены особенности развития памяти у детей дошкольного возраста....