ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ.
проект

Тюрина Татьяна Васильевна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Слайд 1

 

        «К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность»

                                                                                        В.А.Сухомлинский Слайд 2

                                                                                                                           Слайд 3

 

 В наши дни проблема окружающей среды чрезвычайно актуальна и привлекает к себе все больше внимания. Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое воспитание. Какими вырастут наши дети, зависит от нас - взрослых. Мы должны научить их не только брать, но и заботиться о природе, охранять и приумножать ее богатства. Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. 

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Приобретенные в это время знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. 

Богатым источником разнообразных ощущений и опыта является природа родного края. Роль воспитателя заключается в том, чтобы поддержать, сохранить, усилить первые наиболее яркие впечатления детства, которые получил ребенок от общения с природой и опираясь на них:

  • научить своих воспитанников видеть красоту и разнообразие природы, учить беречь ее;
  • формировать понимание того, что в природе все взаимосвязано, и поэтому нарушение одной из связей, неизбежно влечет другие изменения;
  • способствовать формированию экологической культур и экологического сознания в процессе ознакомления с природой родного края.

В нашей группе реализуются разнообразные формы работы с детьми по формированию у них экологических знаний: занятия, беседы, наблюдения, знакомство с произведениями художественной литературы, экологические досуги, элементарная поисковая деятельность и др. Однако считаю, что наиболее успешного решения задач воспитания экологической культуры  дошкольника можно добиться благодаря использованию метода проектов.

Слайд 4 Экологический проект - это практическая деятельность детей, направленная на определённый результат, который понятен им, связан с игровой мотивацией и сюжетно оформлен. В результате дети получают определённые знания и умения, значительно обогатив свой эмоциональный опыт. Такой подход позволяет обеспечить последовательное освоение детьми экологических знаний, системность, перевод экологических представлений на уровень убеждений, мотивов поведения.

      Знания, полученные детьми на занятиях, помогают им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал; способствуют формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения. Методика работы с детьми в рамках экологического проекта разрабатывается на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями.

        Особая педагогическая значимость метода проектов заключается в следующем:

  • он открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;
  • является педагогической технологией, актуализирующей субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе, является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • это один из немногих методов, выводящий педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду.

 

Слайд 5 Проектная деятельность – это интегрированная деятельность, которая включает в  себя и чтение художественной литературы, и художественное творчество детей, и получение необходимых научных знаний отраженных в программном содержании.

Слайд 6-10

 

Кроме того, метод проектов способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, творческой личностно - и общественно-значимой деятельности; реализует процесс сотрудничества детей и взрослых (педагогов, родителей), позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста - от проекта к проекту.

Достижение поставленной цели возможно, если решить следующие задачи:
-  формирование системы основ природоведческих и экологических знаний дошкольников на основе знакомства с природой родного края;
-  формирование осознанно-бережного отношения в суждениях и поступках ко всему, что окружает детей;

-  формирование у детей потребности видеть и понимать прекрасное в природе, в самовыражении в природоохранной деятельности;
-  привлечение семьи к сотрудничеству с детским садом в вопросах экологического воспитания дошкольников.

        Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.

Родители вместе с детьми активно участвовали в сборе необходимой информации, оформлении выставок.

 В процессе совместной деятельности педагогов, детей и родителей решались не только задачи экологического воспитания, но и развитие навыков творческой работы, развития ряда личностных характеристик, навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Кроме того наблюдается стремление поделиться своими впечатлениями об исследуемом объекте, явное желание как можно лучше выполнить задание.

Слайд 11 Считаю, что применение экологических проектов позволяет не только сформировать природоведческие знания и экологическую культуру, но и дает уникальную возможность создать живую творческую атмосферу деятельности, стимулировать развитие творческого потенциала, влиять на развитие нравственных качеств дошкольника и тем самым формировать активную жизненную позицию, которая в дальнейшем определит грамотное отношение моих воспитанников ко всему окружающему.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Использование проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников». МОУ «Архангельская СШ» Подготовила воспитатель I квалификационной категории: Тюрина Татьяна Васильевна

Слайд 2

«К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность» В.А.Сухомлинский «Использование проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников».

Слайд 3

Виды образовательных технологий Экологическое воспитание дошкольников в нашем детском саду осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС. Важным положением стандарта являются целевые ориентиры и использование таких видов образовательных технологий, как: проектные методы социально – игровые использование компьютерных технологий создание мультимедийных презентаций экологическая тропа ТРИЗ технологии «Использование проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников».

Слайд 4

Экологический проект это практическая деятельность детей, направленная на определённый результат, который понятен им, связан с игровой мотивацией и сюжетно оформлен. В результате дети получают определённые знания и умения, значительно обогатив свой эмоциональный опыт. Такой подход позволяет обеспечить последовательное освоение детьми экологических знаний, системность, перевод экологических представлений на уровень убеждений, мотивов поведения. «Использование проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников».

Слайд 5

«Использование проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников».

Слайд 6

«Использование проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников». Мною были разработаны и внедрены такие проекты, как: «Чудеса, фокусы, эксперименты», «Веселый огород », «Здравствуй дерево».

Слайд 7

Проект «Чудеса, фокусы, эксперименты» был посвящён проблеме экологической грамотности, умению чувствовать природу, возможности видеть проявление экологических законов в жизни. Детям были созданы условия для экспериментальной деятельности, организованы мероприятия, направленные на развитие представлений о воде, о солнце, о песке, как одной из составляющих экосистемы, в которой существует человек.

Слайд 8

Во время работы по проекту «Веселый огород» у детей появился познавательный интерес к природе, к выращиванию растений. Дети с интересом сеяли семена, наблюдали за их ростом, высаживали на клумбу. Но особую гордость доставили ребятне распустившиеся цветы, которые радовали всех и стали украшением участка.

Слайд 9

В заключении этого экологического проекта дети стали бережно относится к березе, как живому объекту мира природы, научились видеть красоту окружающего мира, формировать представлений о явлениях и закономерностях в природном мире; привились навыки экологически грамотного поведения в природе и в быту.

Слайд 10

В проекте «Зимушка- зима ! »дети участвовали с удовольствием. Очень понравилась детям продуктивная и исследовательская деятельность, а также наблюдение за живой и неживой природой зимой. Понравилось кормить зимующих птиц. Дети очень много узнали о жизни растений и животных зимой. Могут сами устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе. Дети познакомились с традициями праздника Новый год, а также познакомились с зимними видами спорта. Расширили представления о зимних играх и забавах.

Слайд 11

Я считаю , что применение экологических проектов позволяет не только сформировать природоведческие знания и экологическую культуру, но и дает уникальную возможность создать живую творческую атмосферу деятельности, стимулировать развитие творческого потенциала, влиять на развитие нравственных качеств дошкольника и тем самым формировать активную жизненную позицию, которая в дальнейшем определит грамотное отношение моих воспитанников ко всему окружающему.

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников по теме "Поле"

Становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически - деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью....

Консультация для педагогов ДОУ «Использование проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников»

Консультация для педагогов ДОУ «Использование проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников»...

Консультация «Использование проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников»

Методика работы с детьми в рамках экологического проекта разрабатывается на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, сл...

Использование проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников. Из опыта работы

В данной презинтации предсавлен фотоотчет о моей работе по данной теме с 2017 года по 2020 год....

"Использование проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников"

Наиболее успешного решения задач воспитания экологической культуры  дошкольника можно добиться благодаря использованию метода проектов....