Консультация для воспитателей: "Взаимодействие с родителями детей"
консультация

Бондаренко Татьяна Владимировна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimod._s_roditelyami.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете:

Тема: «Организация продуктивного общения и взаимодействия педагогов и родителей детей с ОВЗ».

Воспитатель: Бондаренко Т.В.

Роль семьи в воспитании и развитии ребенка неоценима. Главной особенностью семейного воспитания является положительный, эмоциональный микроклимат, где у детей формируется поведение в общественной жизни, отношение к себе.

Семья дает ребенку поддержку, психологическую защищенность. Здесь он находит примеры для подражания и если мы хотим вырастить здоровых, умных, развитых, воспитанных детей, то должны заниматься воспитанием вместе: семья, детский сад, общественность. За воспитание детей полную ответственность несут родители, а все остальные участники призваны поддерживать воспитательную деятельность, вносить коррективы, давать советы и рекомендации, оказывать помощь.


На современном этапе семейное воспитание признано ведущим, что отражено в ст. 18 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».

Семья и детский сад – две важные структуры для ребенка, которые взаимосвязаны с собой, взаимодополняют друг друга.


Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей: переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно равноправное общение, совместное приобретение опыта.

Важной составляющей диалогических отношений является конгруэнтность – способность общающихся искренне выражать испытываемые ими чувства. При этом реализуется принцип позитивного безусловного принятия другого человека.

Взаимодействие предполагает также безоценочный стиль отношений. Недопустимость анализа личности родителя по степени его педагогической «грамотности-неграмотности», «активности-пассивности», «готовности-неготовности» к сотрудничеству.

Конфиденциальность (секретность, доверительность) предполагает:

готовность педагога терпимо относиться к тому, что члены семьи воспитанников по разным причинам могут скрыть от него существенную информацию;

предотвращение от приватных связей с членами семьи.

К новым подходам к взаимодействию относится также учет личного опыта родителей.

Актуальной сегодня является ориентация в содержании общения на проблемы, влияющие на развитие детей, учет запросов и пожеланий родителей в знаниях. Что в хорошем смысле слова означает, что педагог «идет на поводу» у родителей.

Так же это доверительность отношений между педагогами и родителями, личная заинтересованность, эмансипация последних, которая предполагает освобождение от старых взглядов, появление рефлексивного отношения к своей деятельности. Реализация этого принципа подразумевает отказ от критики собеседника, умение заинтересовать его, нацелить на анализ собственной воспитательной деятельности.

 Задача детского сада – оказать обучающую, психолого-педагогическую помощь, сделать так, чтобы именно семья взяла на себя главную, активную, осознанную роль и ответственность в воспитании ребенка.

В современном обществе сложилась тенденция у многих родителей, которая выражается в отстранении взрослого окружения ребёнка, от воспитания своих детей, многие считают это прерогативой детского сада, школы, дополнительного образования. Но мы педагоги, как никто знаем, что семья это самое главное в жизни человека и заложенные ребёнку в семье привычки, традиции, примеры поведения оказывают решающее воздействие на становление личности ребёнка. При взаимодействии педагога с семьей осуществляется дифференцированный подход, который учитывает социальный статус семьи, состав семьи, уровень материальных доходов, образование родителей, возраст родителей, их характер и темперамент, а также степень заинтересованности родителей в воспитании и развитии своих детей.

Цель педагога – формирование желания у родителей стать полноценными участниками воспитательного процесса.

И реализовать его через функции:

- понимание индивидуальности и особенности ребенка с ОВЗ и принятия своего ребёнка (с его проблемами и  диагнозами);

- развитие интересов своего особенного ребенка;

- распределение обязанностей и ответственностей между родителями;

- формирование эффективных внутри-семейных  и детско-родительских отношений.

Основные задачи работы с родителями детей с ОВЗ:

- создать атмосферу взаимопонимания, взаимосотрудничества;

- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

- развивать и воспитывать детей в условия ДОУ;

- использовать с родителями различные формы сотрудничества.

Принципы взаимодействия педагогов с родителями:

1. Доброжелательный стиль педагога с родителями;

2. Индивидуальный подход – воспитатель чувствует ситуацию, настроение родителей;

3. Сотрудничество – создать атмосферу взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях и семьях СОП

4. Создать развивающую среду, где взаимодействует педагог с семьей;

5. Динамичность – быстро реагировать на изменение социального состава родителей, их воспитательные процессы.

Формы взаимодействия педагогов и родителей - это организация совместной деятельности и общения.

 Главная цель всех видов форм взаимодействия  с семьей - формирование доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами. Которые проявляются в возможности поделиться своими проблемами и умении совместно их преодолевать. При работе с родителями желательно использовать разнообразные традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия. Традиционные формы делятся на следующие группы:

o Коллективные – родительские собрания, конференции, консультации, круглые столы, форумы, клубы для родителей, совместные мероприятия с детьми и родителями;

В качестве примера методов активизации родителей в процессе взаимодействия можно назвать:

вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом;

постановка дискуссионных вопросов;

предложение для обсуждения двух различных точек зрения;

приведение примеров;


 Индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы, патронаж всех семей, благодарности;

o Наглядные – папки-передвижки, стенды, памятки, дни открытых дверей, фотоотчёты.

Интерес и популярность у родителей вызывают  оригинальные и интерактивные нетрадиционные формы.

1. Информационно – аналитические формы:  направлены на выявление интересов, запросов, установление контакта между детьми, родителями и педагогами. Это анкетирование, опрос, беседа. Такая форма используется воспитателем с целью изучения семьи, выяснение образовательных потребностей родителей. Получив данные, педагог вырабатывает тактику общения с каждым родителем.

2. Наглядно – информационные  – это формы направленые на обогащение знаний и информационное просвещение родителей. Эту форму разделяют на две подгруппы:

А) информационно - ознакомительная;

Задача информационно – ознакомительной формы – познакомить родителей с учреждением, педагогами, программой и стратегией воспитания детей, с учетом возрастных особенностей.

Реализуются через выступления на родительских собраниях, информационных стендах, консультациях – знакомство родителей с задачами, условиями и методами воспитания детей в дошкольном учреждении.

Б) информационно - просветительская;

Задачи информационно – просветительской формы направлены на обогащение знаний родителей о развитии и воспитании детей, о методах и приемах эффективного  взаимодействия с детьми.

Папки - передвижки – они формируются по тематическому принципу.  Мини – библиотеки – с помощью методической литературы родители могут проанализировать интересующие их проблемы.

3. Досуговые формы – в ходе которых устанавливаются доверительные отношения, происходит контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Родители становятся более открытые для общения в неформальной обстановке. Сюда можно отнести праздники, утренники, совместные досуги, чаепития. Родители участвуют в конкурсах, выставках, проектах, семейных вернисажах. Здесь демонстрируется совместная продуктивная деятельность родителей и детей. Посещение семей – обследование социально-бытовых условий проживания ребенка.

Семья и детский сад имеют свои функции и не могут заменить друг друга. Главная задача - установить доверительный контакт между детским садом и семьей. А использование нетрадиционных форм взаимодействия детского сада с семьей способствует повышению эффективности работы с родителями. Так как родители уверены в том, что педагоги  всегда помогут  им в решении педагогических проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: "Взаимодействие педагогов и родителей по формированию у воспитанников привычки к здоровому образу жизни"

Здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни в семье. Совместные усилия детского сада и семьи помогут приобщить ребенка к здоровому образу жизни, овладеть необход...

Консультация для воспитателей "Взаимодействие воспитателя с родителями"

Сотрудничество воспитателя и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особеннос...

Консультация для воспитателей «Взаимодействие педагогов и родителей по познавательно-речевому развитию детей».

Речь – яркий показатель развития ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи, свойственные детям более раннего возраста и содержит много ...

Консультация для воспитателей «Взаимодействие воспитателей и родителей по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников"

Консультация для воспитателей «Взаимодействие воспитателей и родителей по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников"...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ ПО НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОМУ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ».

  КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ  ПО НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОМУ  СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»....

Консультация для воспитателей "Взаимодействие воспитателя и родителей по вопросам познавательно-речевого развития ребенка"

Консультация для воспитателей "Взаимодействие воспитателя, и родителей по вопросам познавательно-речевого развития дошкольника"...

Консультация для воспитателей "Взаимодействие воспитателя и родителя"

Консультация включает в себя обширную тему взаимодействия воспитателя с родителями....