Консультация для воспитателей: "Взаимодействие с родителями детей"
консультация
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете:
Тема: «Организация продуктивного общения и взаимодействия педагогов и родителей детей с ОВЗ».
Воспитатель: Бондаренко Т.В.
Роль семьи в воспитании и развитии ребенка неоценима. Главной особенностью семейного воспитания является положительный, эмоциональный микроклимат, где у детей формируется поведение в общественной жизни, отношение к себе.
Семья дает ребенку поддержку, психологическую защищенность. Здесь он находит примеры для подражания и если мы хотим вырастить здоровых, умных, развитых, воспитанных детей, то должны заниматься воспитанием вместе: семья, детский сад, общественность. За воспитание детей полную ответственность несут родители, а все остальные участники призваны поддерживать воспитательную деятельность, вносить коррективы, давать советы и рекомендации, оказывать помощь.
|
Семья и детский сад – две важные структуры для ребенка, которые взаимосвязаны с собой, взаимодополняют друг друга.
Задача детского сада – оказать обучающую, психолого-педагогическую помощь, сделать так, чтобы именно семья взяла на себя главную, активную, осознанную роль и ответственность в воспитании ребенка.
В современном обществе сложилась тенденция у многих родителей, которая выражается в отстранении взрослого окружения ребёнка, от воспитания своих детей, многие считают это прерогативой детского сада, школы, дополнительного образования. Но мы педагоги, как никто знаем, что семья это самое главное в жизни человека и заложенные ребёнку в семье привычки, традиции, примеры поведения оказывают решающее воздействие на становление личности ребёнка. При взаимодействии педагога с семьей осуществляется дифференцированный подход, который учитывает социальный статус семьи, состав семьи, уровень материальных доходов, образование родителей, возраст родителей, их характер и темперамент, а также степень заинтересованности родителей в воспитании и развитии своих детей.
Цель педагога – формирование желания у родителей стать полноценными участниками воспитательного процесса.
И реализовать его через функции:
- понимание индивидуальности и особенности ребенка с ОВЗ и принятия своего ребёнка (с его проблемами и диагнозами);
- развитие интересов своего особенного ребенка;
- распределение обязанностей и ответственностей между родителями;
- формирование эффективных внутри-семейных и детско-родительских отношений.
Основные задачи работы с родителями детей с ОВЗ:
- создать атмосферу взаимопонимания, взаимосотрудничества;
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- развивать и воспитывать детей в условия ДОУ;
- использовать с родителями различные формы сотрудничества.
Принципы взаимодействия педагогов с родителями:
1. Доброжелательный стиль педагога с родителями;
2. Индивидуальный подход – воспитатель чувствует ситуацию, настроение родителей;
3. Сотрудничество – создать атмосферу взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях и семьях СОП
4. Создать развивающую среду, где взаимодействует педагог с семьей;
5. Динамичность – быстро реагировать на изменение социального состава родителей, их воспитательные процессы.
Формы взаимодействия педагогов и родителей - это организация совместной деятельности и общения.
Главная цель всех видов форм взаимодействия с семьей - формирование доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами. Которые проявляются в возможности поделиться своими проблемами и умении совместно их преодолевать. При работе с родителями желательно использовать разнообразные традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия. Традиционные формы делятся на следующие группы:
o Коллективные – родительские собрания, конференции, консультации, круглые столы, форумы, клубы для родителей, совместные мероприятия с детьми и родителями;
В качестве примера методов активизации родителей в процессе взаимодействия можно назвать:
вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом;
постановка дискуссионных вопросов;
предложение для обсуждения двух различных точек зрения;
Индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы, патронаж всех семей, благодарности;
o Наглядные – папки-передвижки, стенды, памятки, дни открытых дверей, фотоотчёты.
Интерес и популярность у родителей вызывают оригинальные и интерактивные нетрадиционные формы.
1. Информационно – аналитические формы: направлены на выявление интересов, запросов, установление контакта между детьми, родителями и педагогами. Это анкетирование, опрос, беседа. Такая форма используется воспитателем с целью изучения семьи, выяснение образовательных потребностей родителей. Получив данные, педагог вырабатывает тактику общения с каждым родителем.
2. Наглядно – информационные – это формы направленые на обогащение знаний и информационное просвещение родителей. Эту форму разделяют на две подгруппы:
А) информационно - ознакомительная;
Задача информационно – ознакомительной формы – познакомить родителей с учреждением, педагогами, программой и стратегией воспитания детей, с учетом возрастных особенностей.
Реализуются через выступления на родительских собраниях, информационных стендах, консультациях – знакомство родителей с задачами, условиями и методами воспитания детей в дошкольном учреждении.
Б) информационно - просветительская;
Задачи информационно – просветительской формы направлены на обогащение знаний родителей о развитии и воспитании детей, о методах и приемах эффективного взаимодействия с детьми.
Папки - передвижки – они формируются по тематическому принципу. Мини – библиотеки – с помощью методической литературы родители могут проанализировать интересующие их проблемы.
3. Досуговые формы – в ходе которых устанавливаются доверительные отношения, происходит контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Родители становятся более открытые для общения в неформальной обстановке. Сюда можно отнести праздники, утренники, совместные досуги, чаепития. Родители участвуют в конкурсах, выставках, проектах, семейных вернисажах. Здесь демонстрируется совместная продуктивная деятельность родителей и детей. Посещение семей – обследование социально-бытовых условий проживания ребенка.
Семья и детский сад имеют свои функции и не могут заменить друг друга. Главная задача - установить доверительный контакт между детским садом и семьей. А использование нетрадиционных форм взаимодействия детского сада с семьей способствует повышению эффективности работы с родителями. Так как родители уверены в том, что педагоги всегда помогут им в решении педагогических проблем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей: "Взаимодействие педагогов и родителей по формированию у воспитанников привычки к здоровому образу жизни"
Здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни в семье. Совместные усилия детского сада и семьи помогут приобщить ребенка к здоровому образу жизни, овладеть необход...
Консультация для воспитателей "Взаимодействие воспитателя с родителями"
Сотрудничество воспитателя и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особеннос...
Консультация для воспитателей «Взаимодействие педагогов и родителей по познавательно-речевому развитию детей».
Речь – яркий показатель развития ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи, свойственные детям более раннего возраста и содержит много ...
Консультация для воспитателей «Взаимодействие воспитателей и родителей по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников"
Консультация для воспитателей «Взаимодействие воспитателей и родителей по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников"...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ ПО НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОМУ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ».
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ ПО НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОМУ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»....
Консультация для воспитателей "Взаимодействие воспитателя и родителей по вопросам познавательно-речевого развития ребенка"
Консультация для воспитателей "Взаимодействие воспитателя, и родителей по вопросам познавательно-речевого развития дошкольника"...
Консультация для воспитателей "Взаимодействие воспитателя и родителя"
Консультация включает в себя обширную тему взаимодействия воспитателя с родителями....