Самообразование : " Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС"
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Шульженко Наталья Васильевна

Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС»

 

 

    Общий стаж работы:22 года

    Стаж педагогической работы:22лет

    Стаж работы в данном учреждении:19 лет

    Образование: средне - специальное

    Квалификационная категория: 1 категория

    Дата начала работы над темой: сентябрь 2022 г

    Предполагаемая дата окончания работы: май 2023 г.

 

 

Индивидуальная тема самообразования: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС»

Цель: Повышение профессиональной компетентности с систематизирование знаний по вопросам нравственно – патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС

Задачи для педагога:

- повысить свой теоретический и научно – методический уровень через подборку и изучение методической литературы;

- разработать консультации и папки- передвижки для родителей;

- разработать план работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников;

- пополнить предметно-развивающую среду;

- подготовить диагностику на начало и конец учебного года;

- создать картотеку игр по данной теме;

- провести самоанализ и подготовить отчет о проделанной работе.

Задачи для детей:

1. Формировать чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.

2. Формировать чувство любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

3. Формировать представления о России как о родной стране.

4. Воспитывать патриотизм, уважение к культурной прошлой России

5. Воспитывать гражданско-патриотические чувства посредством изучения государственной символики

Задачи для родителей:

Ø Создать в семье благоприятные условия для нравственно- патриотического развития ребёнка, учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_21_-22_god.docx62.89 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное Дошкольное Образовательное Автономное Учреждение

детский сад «Тополёк» Ясненского городского округа

 

 

 

 

 

 

ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

  

 

Педагога 1 категории Шульженко Н. В

Тема:«Нравственно - патриотическевоспитание дошкольников в условиях ФГОС»

 

 

 

                                        2022 – 2023 уч. год

Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС»

 

 

    Общий стаж работы:22 года

    Стаж педагогической работы:22лет

    Стаж работы в данном учреждении:19 лет

    Образование: средне - специальное

    Квалификационная категория: 1 категория

    Дата начала работы над темой: сентябрь 2022 г

    Предполагаемая дата окончания работы: май 2023 г.

 

 

Индивидуальная тема самообразования: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС»

Цель: Повышение профессиональной компетентности с систематизирование знаний по вопросам нравственно – патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС

Задачи для педагога:

- повысить свой теоретический и научно – методический уровень через подборку и изучение методической литературы;

- разработать консультации и папки- передвижки для родителей;

- разработать план работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников;

- пополнить предметно-развивающую среду;

- подготовить диагностику на начало и конец учебного года;

- создать картотеку игр по данной теме;

- провести самоанализ и подготовить отчет о проделанной работе.

Задачи для детей:

1. Формировать чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.

2. Формировать чувство любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

3. Формировать представления о России как о родной стране.

4. Воспитывать патриотизм, уважение к культурной прошлой России

5. Воспитывать гражданско-патриотические чувства посредством изучения государственной символики

Задачи для родителей:

 Создать в семье благоприятные условия для нравственно- патриотического развития ребёнка, учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выход темы:

 Оформление папки-передвижки на темы: «Азбука патриотизма», «Нравственно патриотическое воспитание. Моя малая Родина», «Это радость со слезами на глазах».

 Консультации для родителей: «Патриотическое воспитание ребенка начинается с семьи». «Маленький гражданин России»

 Изготовление картотеки нравственно-патриотических игр.

 Подведение итогов самообразования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  Пояснительная записка.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, к родному поселку (городу) и родной стране. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному поселку (городу) и родной стране. В чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольник может эти чувства выразить? К чему должен стремиться воспитатель?

Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.

Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному поселку(городу) у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком (городом). Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств: удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, поселка, работниками образовательной школы и детской школы искусств, библиотеки, музея, при знакомстве с местными достопримечательностями. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному поселку, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного края, людях-первооткрывателях, культуре, истории и окружающей природы. Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным поселком.

Программные документы, определяющие воспитательно-образовательный процесс ознакомления с родным краем в детском саду, длительное время ограничивались постановкой задачи ознакомления с родной страной, родным городом, воспитания бережного отношения к природе, любви к Родине, и зачастую были идеологизированы. При этом предполагалось, что решение поставленной задачи будет являться естественным следствием формирования достаточно разносторонних представлений о мире родного края. Однако анализ практики дошкольных учреждений, а также изменение социального сознания общества о жизни людей в селах и поселках показал, что реализация существующих до сих пор программ не обеспечивает решения этой проблемы на должном уровне.

Воспитывая у детей любовь к родному посёлку, необходимо подвести их к пониманию, что их посёлок – это частица Родины. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности.

Проанализировав, рекомендуемый объем знаний и умений детей по нравственно-патриотическому воспитанию данной программы, встала задача, как, не перегружая детей учебными занятиями, сделать нравственно-патриотическое воспитание не самоцелью, а естественным процессом и результатом всей проводимой работы.

Актуальность 

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.

Дошкольник должен сориентирован на:

         патриотизм - любовь к, своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

         социальную солидарность – свобода личное и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

         гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедание.

Таким образом, применительно к ребенку дошкольного возраста определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного посёлка, района, города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие» с акцентом на гражданско-патриотическое воспитание детей

 

Большое значение, в патриотическом воспитании, имеет активная разнообразная деятельность дошкольников, так как быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно работать на её благо. Для этого используют различные формы работы:

1. беседы;

2. игры;

3. чтение художественной литературы;

4. праздники, развлечения, викторины;

5. и, конечно же, основная форма работы – непосредственно образовательная деятельность (различного рода познавательные занятия, изучение государственных символов Российской Федерации, получение детьми знаний о расположении, климате родного города, о его истории).

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС определяет методы работы с дошкольниками:

        обустройство патриотического уголка в группе;

        организация экскурсий по достопримечательностям родного края, посещение музеев, выставок;

        организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования, конкурсы);

        чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений, просмотр фильмов, передач.

 

 Ожидаемый результат.

Развитие интегративных качеств, соответствующих возрасту «Имеющий первичные представления о себе, семье, государстве, малой Родине, мире и природе»:

Домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);

Место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);

Место проживания: посёлок, район, город, область; предприятия родного посёлка и их значимость; символику посёлка, достопримечательности; крупные города области, а также находить их на карте; природоохранные мероприятия;

Свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины – Москву (знать историю, достопримечательности, несколько крупных городов страны и показывать их на карте России, флаг, герб, гимн России);

Представителей других национальности, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции);

Природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);

Название планеты, на которой мы живем.

 

 

 

 


План работы на 2017-2018 учебный год.

Содержание

Сроки

Отчёт о выполнении

1

Изучение методической литературы.

Сентябрь 2021г-май 2022г

2

Изготовление и пополнение наглядного материала по данной теме.

В течении года

3

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание ребенка начинается с семьи»

 

октябрь 2021г

 

4

Оформление папки - передвижки для родителей

«Азбука патриотизма».

ноябрь 2021г

5

 Консультация для родителей «Маленький гражданин России».

декабрь 2021г

 

6

Оформление картотеки нравственно-патриотических игр.

февраль 2022г

7

Оформление папки-передвижки для родителей «Нравственно патриотическое  воспитание. Моя малая Родина».

апрель 2022г

8

Оформление папки-передвижки для родителей «Это радость со слезами на глазах».

май 2022 г

9

Подведение итогов самообразования.

май 2022г

 

 


Используемая литература

Автор

Название

Год изд-я

Издат-во

1

Алешина Н. В.

«Патриотическое воспитание дошкольников», «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью»

2008

М.: Изд-во Цгл

2

Сухомлинский В. А

«Как воспитать настоящего человека»

1990

Москва «Педагогика»

3

Ушакова З. П.

«Истоки патриотизма в семье»

 

 

4

Арапова-Пискарева Н.

«Мой родной дом». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

2004

М.: Мозаика-Синтез

5

Г. Н. Жучкова

«Нравственные беседы с детьми 4-6 лет»

2012

Издательство: ГНОМ И Д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационный лист об участии в методической работе

Дата  участия

Формы участия в методической работе по теме самообразования

Выступление на педсовете

Подготовка и проведение МО

Показ открытых мероприятий

 

Публикация в СМИ, интернет-ресурсы

Семинар

Конкурс

Выставка

Мастер-класс 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

План работы на 2018-2019 учебный год.

Содержание

Сроки

1

Изучение методической литературы.

Сентябрь 2021г-май 2022г

2

Изготовление и пополнение наглядного материала по данной теме.

В течении года

3

Консультация для родителей «Основы нравственно-патриотического воспитания в семье»

 

октябрь 2021г

4

Краткосрочный проект «Моя малая Родина».

октябрь 2021г

5

 Консультация для воспитателей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника».

декабрь 2021г

6

Оформление картотеки «Стихи о Родине»

февраль 2022г

7

Оформление альбома «Символы России», «Моя страна»

апрель 2022г

8

Выставка детского художественного-творчества «День победы»

май 2022г

9

Подведение итогов самообразования.

май 2022г

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для родителей

Нравственно — патриотическоевоспитание

в семье»

Цель: привлечь внимание родителей к вопросу нравственно — патриотического воспитания дошкольников.

 

                                    План проведения

1.                  Вступительное слово

2.                  Рассказы детей о гербах семьи

3.                  «Посиделки»

4.                  Анализ анкетирования на тему «Познавательные интересы»

5.                  Подведение итогов учебного года

6.                  Награждение родителей, принимавших активное участие в жизни детского сада и группы, благодарственными письмами

7.                  Разное

8.                  Решение собрания

 

 

    1. Вступительное слово ведущего.

Уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас в нашем дошкольном учреждении. Мы хотим предложить вам поговорить об основах нравственно — патриотического воспитания дошкольников. Основы, как известно, закладываются с малых лет, они начинают закладываться в семье, а значит мы будем говорить о семье.

Дети дошкольного возраста очень любят фантазировать. Вместе с педагогами они часто отправляются в воображаемые путешествия. Вот и мы  сегодня с вами отправимся в путешествие, оно будет особенное. Мы отправимся в далекое прошлое, к нашим предкам.

Представьте себе мир, в котором они жили. Не было городов, высоких домов, машин, электричества. Избы были большими, просторными. Вечерами за большим столом собиралась вся семья. И начинались семейные посиделки. Пусть наше собрание пройдет в форме посиделок.

Что же означает слово «семья»? По определению Владимира Ивановича Даля, «семья — это совокупность близких родственников, живущих вместе: родители с детьми».

А еще можно сказать, что семья — это маленькое государство. А у каждого государства есть свой герб. Так и у каждой нашей семьи есть символ — герб семьи. Приглашаем наших детей, они очень хотят рассказать о своих семьях.

2.                Рассказы детей о гербе своей семьи.

Очень люблю, когда все собираются.

Белою скатертью стол накрывается.

Бабушка с мамою, папа и я,

Мы называемся вместе — семья.

После рассказов детей звучит стихотворение «Берегите друг друга»

Берегите друг друга,

Добротой согревайте.

Берегите друг друга,

Обижать не давайте.

Берегите друг друга,

Ссоры все позабудьте

И в свободную минуту

Рядом побудьте.

(награждение семей, принявших участие в конкурсе «Герб семьи»)

3. «Посиделки»

Сядем рядком да поговорим ладком. Народная мудрость гласит: «Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети. Старость неотвратима. Смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от беды».

Воспитывая ребенка, все члены семьи надеются вырастить из него достойного человека. Каждый хочет гордиться своим ребенком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни.

Но прежде,чем начать наш разговор, давайте выясним, знаем ли мы, что такое нравственность, мораль, доброта и другие нравственные понятия. Обратите внимания на нашу ромашку. Ее лепестки содержат мудрые мысли о семье великих людей. Предлагаю прочитать их вслух.

А сейчас мы поговорим о правилах общения в семье. Установлено, что нравственность подростка зависит от того, как его воспитывали в годы детства, что заложили в его душу от рождения до 10 лет.

Для успешного воспитания важны не только любовь к ребенку, но и общий микроклимат семьи. Родители для ребенка — камертон: как они прозвучат, так он и откликнется. Если мы плохо относимся к своим родителям, того же нужно  ждать и от своих детей.

В нашей повседневной жизни мы, пожалуй, больше всего страдаем от недостатка культуры в людях. И дело даже не в вежливости, ибо она — лишь внешнее проявление культуры. Речь идет о нехватке культуры внутренней, и нагляднее всего ее уровень виден на детях.

Глядя на 5- летнего ребенка, можно явно представить, какие у него родители, как и о чем они разговаривают друг с другом, какой микроклимат в семье. Не зря слово «культурный» имеет синоним «воспитанный».

Мы предлагаем вам краткие правила общения в семье, которые станут для вас своеобразной памяткой.

(раздача памяток «Правила общения в семье»).

С давних пор о доме и семье всегда говорили с любовью и уважением. Из далеких времен до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки о семье. Давайте попробуем их вспомнить и поиграем в игру «Доскажи словечко»

•                    В гостях хорошо, а... (дома лучше).

•                    Не красна изба углами, а... (красна пирогами).

•                    Дети не в тягость, а...  (в радость).

•                    Нет для человека добрее...  (отца с матерью).

•                    Нет дороже...   (отца с матерью).

•                    Семья — это...  (семь я).

А как вы считаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка — семье или детскому саду? (ответы родителей).

Приоритет в воспитании ребенка, бесспорно, принадлежит семье.

«Детские сады являются помощниками семьи в воспитании ребенка» (Закон РФ «Об образовании»).

Уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки! Вы первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа — ваш дом — окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.

Семья дает ребенку главное — то, что не может дать никакой другой социальный институт:личностную связь и единство с родными.

Мы провели опрос наших детей на тему «Моя семья» и предлагаем его вашему вниманию. (рассказы детей оформлены как газета «Моя семья»).

4.                Результаты анкетирования на тему «Познавательные интересы»

5.                Подведение итогов учебного года.

6.                Награждение родителей, принимавших активное участие в жизни детского сада и группы, благодарственными письмами.

7.                Разное

8.                Решение родительского собрания

 

Консультация для воспитателей

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

            В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

            О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой  живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.

            Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Исходя из этого, данная работа включает целый комплекс задач:

·        - воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, 

            детскому саду, улице, городу;

·        - формирование бережного отношения к природе и всему живому;

·        - воспитание уважения к труду;

·        - развитие интереса к русским традициям и промыслам;

·        - формирование элементарных знаний о правах человека;

·        - расширение представлений  о городах России;

·        - знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

·        - развитие чувства ответственности и гордости  за достижения страны;

·        - формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их

            традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

            Нравственно-патриотическое воспитание – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

            Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается для ребенка с восхищения тем, что он видит перед собой, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детские воспоминания они играют огромную роль в становлении личности патриота.

            У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие и таким образом, не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

            Немалое значение  для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Система и последовательность работы по нравственно- патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:

СЕМЬЯ---ДЕТСКИЙ САД---РОДНАЯ УЛИЦА;

РАЙОН---РОДНОЙ ГОРОД---РОДНОЙ КРАЙ – СТРАНА;

СТОЛИЦА – СИМВОЛИКА (ГЕРБ, ФЛАГ, ГИМН)---ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ.

            Задача педагога – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: 

·        природа и мир животных (дома, в детском саду, в родном краю);

·        труд людей,

·        традиции,

·        общественные события и т. д.

Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

           

            Родной город… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми… Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?

·        - четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад

·        - внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека, рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей

·        - диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников  расширяется – это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Дети должны знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. Здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

            В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных примерах и фактах из жизни старших членов семьи ( бабушек и дедушек, участников Великой Отечественной войны, их трудовых и фронтовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг». Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей, их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

            Продолжением этой работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

            Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду трудятся люди для всех  (учителя учат детей, врачи лечат больных, рабочие делают машины), везде соблюдаются традиции (Родина помнит своих героев, защитивших ее от врагов), повсюду живут люди разных национальностей, люди берегут и охраняют природу, есть общие национальные  и профессиональные праздники.

Быть гражданином и патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного и толерантного отношения к культуре и традициям других народов, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Планирование данной работы наиболее целесообразно  по следующим темам «Моя семья», «Моя улица, мой дом», «Мой детский сад», «Мой город», «Мой край», «Моя страна», «Москва – столица России». Работа по каждой теме должна включать занятия, беседы, игры, экскурсии, по некоторым темам – праздники. Причем,  темы повторяются в каждой группе, изменяется только содержание и объем познавательного материала, длительность и сложность изучения. Основная форма занятий  –  тематические.  Важно, чтобы они повышали мыслительную активность детей, этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе  раньше и теперь, счеты  и компьютеры и т.д.)

Для ребенка-дошкольника характерна кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное возвращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Каждая тема может быть подкреплена различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовлением коллажей, тематических альбомов, поделок, рисунков). Итоги работы по теме могут быть представлены в виде выставки или во время общих групповых праздников.

 

Рекомендации по планированию материала по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

 

Тематическое планирование  способствует эффективному усвоению детьми знаний о своей семье, улице, городе, своей стране.

 Все темы логически связаны  между собой  и вместе представляют целостную картину сведений о России.

В основу реализации работы по данной теме заложены следующие принципы:

1. принцип  последовательности

2. принцип  наглядности

3. принцип занимательности

 

Рассмотрим все принципы на примере планирования работы по теме «Родной город»

 

1.     Принцип последовательности.

Он предполагает планирование изучаемого  познавательного материала последовательно (от простого к  сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе.

 

Примерная тематика занятий

 

Экскурсия по улице, на которой находится детский сад.

Целевые прогулки  к достопримечательностям города (фонтану, цветочным часам, памятнику воину-освободителю и др.)

Беседы об улицах города.

Беседы о городе и селе.

Беседы о транспорте на улицах города.

Беседы о городских праздниках ( День Семьи, День города, Парад 9 мая).

Беседы  о том, где дети побывали с родителями в выходные дни.

Составление альбомов «Мой дом», «Моя улица», «Наш любимый город», «Машины на нашей улице», «Слава героям» (можно фотографии распечатать на цветном принтере и собрать в файлы)

Составление коллажей  «Дома на улице», «Что есть в нашем городе».

Благоустройство участка детского сада, высадка цветов, озеленение.

Рассматривание иллюстраций разных улиц, домов.

 

Старшая  группа

 

  Программная задача: приступить к ознакомлению детей с историей города, показать, что город, в котором живут дети, красив, современен, город-труженик, рассказать, какие есть промышленные предприятия в городе, какую продукцию они выпускают. Закрепить знания о профессиях и труде родителей, познакомить с учреждениями, которые находятся вблизи детского сада (библиотека, школа, завод  или фабрика). Закрепить знания об улице, где живет ребенок, его домашний адрес.

Проводятся занятия по ознакомлению с городом:

«История родного города» (как создавался, какое раньше было название города, как жили люди)

«Улицы родного города» (почему так называются, в честь кого названы, какая улица главная)

«Город-труженик» (рассказать о предприятиях города, дать названия, рассказать чем занимаются люди на работе)

«Памятники родного города» (рассказать кому установлены, за что)

«Машины нашего города»(дать понятие «специальные машины» – пожарная, скорая помощь, полиция, машины, помогающие людям поддерживать чистоту города и др.)

Сбор иллюстраций  с видами города, фотоальбомов «Мой любимый город», «Как красиво в нашем городе», «Фонтаны города», «Предприятия, где работают наши родители», «Магазины в городе», «Наши герои» и др.

Рисование и аппликация: «Моя улица, мой дом», «Город, в котором я живу», «Вечерний город», «Салют на День Победы», «Наш любимый парк», «Фонтаны города»

Конкурсы рисунков детей и родителей «Я гуляю по городу с мамой и папой», «Выходной день в парке», «День семьи в городе».

Чтение художественной литературы по теме.

Просмотр видео о праздновании Дня города.

Возложение цветов к памятникам  погибших воинов.

В уголок для родителей вывешиваем информацию, памятки и рекомендации по теме. Привлекаем родителей к участию в экскурсиях, конкурсах, собиранию  материалов фотоиллюстраций,  изготовлению поделок.

 

2. Принцип наглядности.

Заключается в широком представлении соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей. В группах оформляется уголок патриотического воспитания, где собраны иллюстрации и фотографии (старые и новые) города, герб и флаг города, макет улицы или кубанского подворья, иллюстрации народных промыслов Кубани, картины родных пейзажей, фотографии героев ВОВ, родившихся в нашем городе, книги, буклеты о родном городе.

 

2.     Принцип занимательности.

Изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, эстетично оформлен, познавателен и доступен для понимания. Если прошла экскурсия  на почту, необходимо предложить детям сюжетно-ролевую игру «Почта» с атрибутикой для игры, можно создать небольшой коллаж, собранный с помощью родителей «Что я видел на почте» - открытки, конверты, бланки почтовых переводов, марки, образцы упаковочной бумаги, различные виды штемпелей.

После посещения ближайшей стройки дети могут поиграть в строителей  с использованием больших кубиков-блоков или конструктора «Лего», посмотреть иллюстрации из различных журналов по теме «Строительство дома», собранные в единый альбом и собрать совместно с воспитателем коллаж «На стройке» с использованием картинок машин, инструментов, строительных профессий.  Тем самым у детей закрепляются знания  и долго сохраняется  интерес по данной теме.

 

                Итогом работы может быть:

Фотовыставка «Мы любим свой город»

Конкурс рисунков и аппликаций  «Славлю город наш родной»

Самообразование. современные подходы в работе по патриотическому воспитанию"

Цель: формировать представление детей о родном крае, о малой родине, воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Задачи -   формировать любовь к родному городу,  и интерес к прошлому и настоящему родного города.   -   формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.                                                                                                                        -   развивать бережное отношение к городу и к своему району (достопримечательности, культура, природа).

Актуальность

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Изменилось и отношение людей к Родине, что потребовало модернизации российского образования.С введением в действие ФГОС (Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования») к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ключевым становится принцип интеграции, предполагающий взаимодействие образовательных областей, требующий переориентации педагогов с учебной модели организации образовательного процесса на совместную деятельность взрослых и детей.

Патриотическое воспитание дошкольников — одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному краю и к родной стране, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Возрождение патриотического воспитания как основной части духовно-нравственного — это шаг к возрождению России.

Дошкольный возраст — важнейший период становления личности, формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своём поселке, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Главной целью патриотического воспитания дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми. Вся деятельность педагогов основана соответствие возрасту разных формах образовательной работы с дошкольниками: экспериментировании, проектировании, наблюдениях, введении проблемных ситуаций, дидактический смысл заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью. Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Реализация такой системы невозможна без знания традиций своей Родины, своего края.

Работу по патриотическому воспитанию, следует начинать с изучения методической литературы, которая позволяет подобрать формы и методы работы, соответствующие конкретным условиям работы в детском саду.

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию. Формирование любви к Родине начинается с раннего детства, с картинки в букваре, песни мамы, того уголка, где дети живут. В. А. Сухомлинский говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины». Любовь к Отечеству начинается с любви к Родине малой. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Дети знакомятся с историей России, гербом, флагом, мелодией гимна. Работа по патриотическому воспитанию проходит с широким использованием педагогических средств: иллюстративных материалов, художественной литературы, музыкальных произведений и предметов народно-прикладного искусства, диафильмов, слайдов. При этом с сочетанием разнообразных методов и интеграции видов деятельности детей. При отборе произведений важно руководствоваться общими принципами: доступность по содержанию и форме, привлекательность, яркость, эмоциональная насыщенность. Знакомство с двором, улицей, районом, где живет ребенок, способствует формированию у него представлений о родном городе, его устройстве, истории, достопримечательностях. Необходимо побуждать детей к творческой деятельности, чтобы их знания и впечатления находили отражение в играх, рисовании, лепке, аппликации, чтении стихов, рассматривании книг, пении, сочинении рассказов.Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, интеллектуального, эстетического, а также физического воспитания.

 

 

 

предполагаемый результат:

повышение уровня патриотического воспитания будет происходить наиболее успешно при соблюдении следующих условий:

- использования современных форм, методов и приемов в работе с детьми;

-создания условий для патриотического воспитания дошкольников;

 - тесного сотрудничества с родителями

 

Этапы самообразования:

1.Подбор и изучение методической литературы

2.Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования

3.Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.

4.Представление опыта работы по теме.

 предполагаемые сроки выполнения каждого этапа

 

1.Изучение методической литературы

•      Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;

•      Изучение учебной и научно-методической литературы;

•      Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;

•      Изучение новых программ и педагогических технологий;

•      Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;

•      Повышение общекультурного уровня

 

Участие вмероприятиях посвященных теме самообразования

 

участие в методической работе детского сада

дата

тема

форма участия

 

Выставка картотек и накопительного материала

МДОАУ ДС « Тополёк» 1 корпус  

 

Открытая ОД  в старшей группе  МДОАУ ДС « Тополёк» 1 корпус

Открытая ОД по теме: « Моя родина Россия».

 

фото и выдержки из материалов (доклады, выступления, рефераты)

3.Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.

«Моя страна!»

уголок нравственно-патриотического воспитания

«Символы России, «Наш город»

Создание альбомов

 

 

«Стихи о Родине»

Создание картотеки

 

 

«Моя родина Россия»

 «Мордовия сегодня»

«Государственные символы»

 «Расскажи про свой город»

«Угадай» (продукция предприятий)

Лото «Профессии», «Дорожные знаки»

 

Дидактические игры

 

 

- «Часть – целое», предметно-схематическая модель «Мой город», модель «Законы юных художников», модель-алгоритм «Последовательность рассматривания картины», схемы  эмоций, что  способствует активизации мышления  детей  и систематизации полученных знаний.

Моделирование.    Использование картинок – моделей

 

 

 «Родные просторы», «День  Победы»

выставки детского художественного творчества:  

 

 

 Выводы по теме. Есть ли положительный результат

4.Представление опыта работы по теме.

•      способ демонстрации результата проделанной работы

•      форма отчета по проделанной работе

•      Формы отчета по теме самообразования могут

•      Показ непосредственно - образовательной деятельности с детьми

•      Выставки детского творчества

Проект

В этом году мы, продолжая работу по патриотическому воспитанию, реализовали краткосрочный проект на тему: «Воспитание патриотизма дошкольников через ознакомление с родным поселком». Под творческим названием «Моя малая Родина»

Цель проекта:

Создание условий для воспитания патриотизма у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем, поселком.

Задачи проекта

• Формировать знания о родном городе Пенза, доступные пониманию представления о достопримечательностях и традициях города;

• Развить познавательные интересы у детей среднего возраста к окружающему миру;

• Воспитать патриотизм, любовь к родине в процессе организации творческой, продуктивной и игровой деятельности детей дошкольного возраста.

Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с историей родного края – это первая ступень в развитие патриотизма, поскольку родной город для них является малой родиной.

Тип проекта: образовательный

Вид проекта: краткосрочный, групповой

Участники проекта дети среднего дошкольного возраста

Основные виды детской деятельности: познавательная и совместная со взрослым.

Методы работы: наглядные, словесные, практические.

Приемы работы: показ, разъяснения, объяснение, рассказ

Принципы работы: научность, доступность, систематичность, наглядность.

предполагаемый результат:

Целенаправленная и систематическая работа с детьми среднего дошкольного возраста по воспитанию патриотизма через ознакомление с родным городом, поселком, предполагает следующие результаты:

• Сформируются зачатки патриотических чувств, знаний о родном городе;

• У детей повысится интерес к окружающему миру и истории родного поселка.

Проект включает в себя три этапа:

• Подготовительный этап – постановка целей, задач, выбор методов и приемов работы

•Основной этап – реализация проекта, (выполнение перспективного плана) ;

• Заключительный этап – оценка эффективности проекта.

В ходе реализации проекта были проведены мероприятия по ознакомлению детей с окружающим миром: познакомили с достопримечательностями родного города Пенза, с названиями улиц в Тамале. Продолжали работу по формированию у детей представлений о родном доме, улице, которые являются частью родного города, поселка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию тема "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС ДО "

Предлагаю ознакомиться с планом по самообразованию на тему "Нравственнопатриотическое воспитание в условияж ФГОС"...

Самообразование «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС»

Цель:– Повысить профессиональную компетентность и систематизировать знания по вопросам нравственно – патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС;-Изучить пути, средства и метод...

План самообразования «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС»

laquo;Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС»...

План по самообразованию «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС»

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит к родной стран...

План самообразования «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС»

План самообразования«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС»...