Самообразование «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС»
материал по окружающему миру (подготовительная группа)

Качурина Ольга Мигдятовна

Цель:

– Повысить профессиональную компетентность и систематизировать знания по вопросам нравственно – патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС;

-Изучить пути, средства и методы нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_17-18_god.docx38.44 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа №460 г.Москвы

ДГ№10

Группа подготовительная №2

 

«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС»

Папка по самообразованию

 воспитателя Рудневой О.М.

Москва, 2017

План самообразования «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС»

1. ФИО – Руднева Ольга Мигдятовна.

 2. Образование – высшее.

3. Тема самообразования – «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в условиях  ФГОС».

 4. Работа начата – 1. 11. 2017.

 5. Предполагается закончить – 31. 05. 2018.

6. Цель:

– Повысить профессиональную компетентность и систематизировать знания по вопросам нравственно – патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС;

-Изучить пути, средства и методы нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

7. Задачи:

 - повысить свой теоретический и научно – методический уровень, через подборку и изучение методической литературы;

 - проанализировать условия, созданные в детском саду для патриотического воспитания;

 - разработать консультации для родителей;

 - разработать план работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников;

- провести работу над проектом «Москва-столица России»;

- провести самоанализ и подготовить отчет о проделанной работе.

8. Перспективы при продолжении работы на следующий год:

 - продолжить работу по теме «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС», для следующей возрастной группы.

- изучить новинки методической литературы;

- в работе с родителями включить организацию совместных праздников.

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

 С. Михалков

ФГОС определяет цели и задачи дошкольного образования, которые через совокупность образовательных областей обеспечивают всестороннее личностное  и познавательное развитие детей. Документ гласит, что содержание образовательных областей направлено на формирование общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических  и эстетических качеств. Следовало бы особо выделить проблему развития «нравственных качеств», так как ранее принятые ФГТ были направлены на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств ребёнка дошкольного возраста.

Нравственное  воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Результатом нравственного воспитания детей дошкольного возраста становится  проявление и утверждение в личности определённого набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.   Дошкольный возраст – период начального становления базовой культуры личности, приобщения к ценностям, обретения жизненных ориентиров. Известно, что нравственные качества не могут возникнуть путём естественного созревания, они формируются и развиваются постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения определённой информации, и зависит это от условий, в которых ребёнок живёт, и от средств и методов воспитания.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.

Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, логично предположить, что формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.

Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия "патриотизм" в современном мире, отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы). Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству и представляет собой значимую часть сознания, проявляющуюся в отношении к своему народу, истории, культуре, государству. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, что вызывает отклик в его душе. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Любить Родину - значит знать ее, прежде всего свою малую Родину.

Исходя из этого данная работа включает целый комплекс задач:

— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

 — воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

 — формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах России;

 — знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

 Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин:

* особенности дошкольного возраста,

* многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире,

 * отсутствие теоретических и методических разработок.

 В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Формы и методы работы:

  • Занятия
  • Беседы
  • Рассматривание репродукций, картин, альбомов, фотографии
  • Схемы, рисунки мелом
  • Наблюдения
  • Игры
  •  Метод решения проблемных ситуаций
  • Загадки, пословицы
  • Чтение художественных произведений
  •  Виртуальные прогулки и экскурсии
  • Праздники
  • Изобразительная деятельность
  • Настольно - печатные игры, дидактические игры, сюжетно - ролевые игры
  • Семейный творческий конкурс, рисунки, поделки, советы родителям
  • Конкурс детского рисунка, детский вернисаж
  • Встреча детей с защитниками Отечества
  • Досуги.
  • Работа в книжном уголке.

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения, вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденое, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д. Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре "Магазин сувениров" ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в "поездки и путешествия" (по Неве, в прошлое города и т.д.). Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений. Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и "живые" наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). "Бытовая повседневность" чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев. Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого отношения, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы. Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов: корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны; семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций; счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

«Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой и может осуществляться рост духовной культуры всего общества»

ЛихачевД.С.


План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Ноябрь - май

1.Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников – М., Сфера, 2010 г.

2.Р.С. Буре. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. ФГОС

3. Алешина Н.В.

 «Патриотическое воспитание дошкольников», «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью»

4. Сухомлинский В. А.

 «Как воспитать настоящего человека»

5.Ушакова З. П. «Истоки патриотизма в семье»

6.Арапова-Пискарева Н. «Мой родной дом». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

7.Арапова-Пискарева Н. «Маленькие Россияне»

8. Е. К.Ривина

 «Знакомим дошкольников с семьёй и родословной»

9. Г. Н. Жучкова 

«Нравственные беседы с детьми 4-6 лет»

10. «Я, ты, мы»«Как себя вести» (авт. О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина)

11. Зацепина М. Б. "Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников".

12. Козлова С. А. "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью".

13.Ветохина А.Я. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. СПб.:ООО Издательство «Детство-Пресс», 2015

14. Дунаева А.С. Проектирование тематической недели «Дал присягу - назад ни шагу» в рамках работы по патриотическому воспитанию детей 5-7 лет.-СПб.: ООО Издательство «Детство-Пресс»,2016

Статьи:

1. Дмитриева Э. А. «Патриотическое воспитание в ДОУ»

2. Базарова О. Б. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

3. Петрова В. И. «Нравственное воспитание в детском саду»

4. Иванова Т. В. «Патриотическое воспита-ние детей 6-7 лет»

 

Работа с детьми

Ноябрь

  • Беседа «История возникновения родного города» (Алешина, 16)
  • Беседа «Москва столица России. Герб России» (Алешина, 34)
  • Конструирование  «Улицы Москвы».
  • Чтение художественной литературы.
  • Создание коллажа «День народного единства»
  • Рисованиие « Мое генеалогическое древо»
  • Рассматривание иллюстраций «Главный город нашей страны»
  • Оформление  патриотического уголка
  • Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию

 

Декабрь

  • Беседа «Памятники родного города» ( Алешина, 81, 100)
  • Заучивание поговорок и пословиц о Москве.
  • Рисование «Спасская башня Кремля»
  • Аппликация «Флаг России»
  • Дидактическая игра «Знатоки города»

Изготовление игрушек для украшения елки и комнаты

Оформление группы к празднику

 

Январь

  • Разыгрывание ситуаций: «Праздник в семье», «Как поднять настроение маме (папе)?», «Как помирить поссорившихся членов семьи», «вечер в семье».
  • Беседа «Музеи и театры  родного города» ( Алешина,105, 146, 115)
  • Прослушивание песен о Москве . Слушание: «Гимн  России», «Гимн  Москвы», «Москва златоглавая», О. Газманов  «Москва».
  • Подвижная игра «Воротца»
  • Д/и  «Найди герб Москвы», мозаика «Герб», «Собери флаг своей страны» и др.
  • Проведение праздника «Коляда, коляда - отворяй нам ворота»
  • Чтение художественной литературы.  

Выставка фотографий  совместно с родителями « Моя Москва».

 

 Февраль

  • Беседа «Архитектура родного города» ( Алешина,225)
  • Составление Кроссворда о Москве.
  • Чтение художественной литератур.
  • Беседа «Наша Армия»
  • Математический диктант «Спасская башня»
  • Проведение праздника «Масленица»
  • Проведение досуга «День защитника Отечества»
  • Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря Изготовление подарков для пап.
  • С/р игра «Мы солдаты»

Выставка рисунков посвященных 23 февраля, фотоколлаж на тему : «Мы с папой»

 

 Март

  • Беседа с детьми о своих мамах.
  • Изготовление подарков для мам.
  • Пение песен, чтение стихов о маме.
  • С/р игра «Дочки – матери».  
  • Беседа «Достопримечательности родного города»
  • Проведение праздника «8 Марта»
  • Изготовление страницы Красной книги Москвы.

Выставка детских работ «моя мама- лучшая на свете»

Фотоколлаж на тему : «Моя мама»

 

 Апрель

  • Рассматривание фотографий, слайдов с различными улицами города. Беседа  «Игра путешествие по родному городу» ( Алешина, 196)
  • Рисование «Стены и башни московского Кремля».
  • Сюжетно-ролевая игра:

«В Московском зоопарке».

  • Чтение стихотворений о Москве.  
  • «Мы первые в космосе» –проведение беседы

 

 

Май

  • Рассматривание иллюстраций: «День Победы»
  • Беседа города- герои

Выставка фотографий и рисунков по проекту « Москва - мой город»

Создание мини-музей магнитов о Москве

 Работа с семьёй

Ноябрь

Анкетирование родителей «Любимый город мой Москва»

Декабрь

Январь

Консультация для родителей «Роль родителей в воспитании патриотических чувств ребенка»

Подготовить консультацию для пап «В семье растёт сын»

Февраль

Привлечь родителей к сбору фотографий для оформления фотоальбома «Моя семья» (папина страничка «Мой папа умеет…»)

Консультация : «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье»

Фотоколлаж «Мы с папой»

 

Март

Привлечь родителей к сбору фотографий для оформления фотоальбома «Моя семья» (мамина страничка «Самая, самая») и по видам деятельности – варит, стирает, гладит и т.д.

Фотоколлаж : «Моя мама»

 

Апрель

Беседы с родителями о любимых игрушках детей

Предложить оформить семейный альбом «Наши любимые игрушки»

Май

Организовать совместную работу детей и родителей по благоустройству участка группы

Самореализация

Январь

 

Май

Отчёт по теме самообразования.

Выступление на педсовете.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию тема "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС ДО "

Предлагаю ознакомиться с планом по самообразованию на тему "Нравственнопатриотическое воспитание в условияж ФГОС"...

План самообразования «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС»

laquo;Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС»...

Самообразование : " Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС"

Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС»      Общий стаж работы:22 года    Стаж педагогической работы:22лет...

План по самообразованию «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС»

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит к родной стран...

План самообразования «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС»

План самообразования«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС»...