Перспективное планирование по региональному компоненту в старшей группе (1 полугодие)
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Кириллова Марина Геннадьевна

Перспективное планирование по региональному компоненту Южный Урал в старшей группе с сентября по февраль

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл starshaya_gr._1_polugodie.docx31.91 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по региональному компоненту в старшей группе (1 полугодие)

Месяц

неделя

   Раздел

                Тема

                                              Задачи

                                                                        Сентябрь

1

Народные праздники, развлечения

Народный фольклор

   

Игра русск.нар. «Ручеек»    

Пословицы, поговорки о труде.

Знакомить с народными играми, воспитывать положительные эмоции, напевность в речи.

Знакомить с пословицами, поговорками (значение, содержание, форма)

2

История и природа Южного Урала

Художественно-творческое развитие

Беседа «Кто живёт в лесу?»

Рисование «Дом, в котором я живу»

Познакомить с животными, птицами, растениями, обитающими в регионе.

Развивать умение детей создавать выразительные образы на основе повтора-вариации-

     импровизации; выражать собственное эмоционально-ценностное отношение к  

     действительности, искусству.

3

Народная традиционная культура Южного Урала

История и природа Южного Урала

Народный праздник «Яблочный спас»

Рассматривание картины

«Надворные постройки»:

навес, баня, погреб.

Дать сведения о календарных обрядах и традициях народов Южного Урала.

Знакомить с жилищем русского народа. Дать сведения о названиях и назначении частей народного жилища: окна, стены, двери, особенности планировки.

4

Народные праздники, развлечения

Семейная традиционная культура Южного Урала

Башкирская игра «Липкие пеньки»

Д/и «Кому какой нужен инструмент».

Познакомить с башкирской подвижной игрой, её правилами. Развивать интерес к подвижным играм разных народов.

Познакомить детей с профессиями коренных жителей Урала, связанными со строительством и переселением в новый дом

                                                                                    Октябрь

1

Народный фольклор

История и природа Южного Урала

Разучивание колыбельных песен.

Беседа «Горы Урала».

Учить задумываться над смыслом пословиц, соотносить с ситуациями, возникающими в жизни.

Объяснить название «каменный век» — все атрибуты в основном изготавливались из камня.

Познакомить детей с понятиями «бронзовая», «медная эпохи».

2

Художественно-творческое развитие

Народные праздники, развлечения

Аппликация. "Чайный сервиз" (цветная бумага). Башкирский орнамент.

Праздник «Осенины».

Знакомить с башкирскими узорами, совершенствовать технические умения и навыки в изображении рисунков и орнаментов;

Способствовать исполнению детьми потешек, прибауток в театрализованных играх, на фольклорных праздниках. Совершенствовать исполнительские умения детей.

3

Семейная традиционная культура Южного Урала

История и природа Южного Урала

Д/и «Собери кубик» набор из 12 кубиков с достопримечательностями города.

Рассматривание иллюстраций «Травы, которые нас лечат».

Расширить представления детей о достопримечательностях родного города

Воспитывать желание заботиться о природе родного края.

4

Художественно-творческое развитие

Народный фольклор

Орнамент уральско-сибирской росписи. "Ягодки и листочки". Роспись тарелки.

Д/и «Закончи пословицу или поговорку».

Знакомить с узорами уральской росписи.

Развивать умения детей создавать выразительные образы на основе повтора, вариации, импровизации;

Учить выделять общий смысл в пословицах разных народов.

                                                                  Ноябрь

1

Художественно-творческое развитие

Народный фольклор

Лепка "Древо жизни" (панно с элементами уральских узоров - цветной пластилин).

Беседа «Что такое хорошо, что такое плохо».

Продолжать воспитывать внимательность и целенаправленность эстетического восприятия, бережное отношение к природе, человеку, самостоятельность и творческую инициативу.

Познакомить детей с дразнилками, их назначением (осмеять отрицательные черты характера), формой (наличием рифмующихся слов) и происхождением.

2

История и природа Южного Урала

Народные праздники, развлечения

Беседа «Путешественники».

Проводы осени, встреча зимы.

Дать сведения о названиях некоторых природных объектов (озер, рек, гор и др.), отражающих историю родного края, поэтическое отношение народов к родной природе.

Знакомить с народными праздниками, отмечать их особенности (сезонные, связанные с природой)

3

Народный фольклор

Семейная традиционная культура Южного Урала

Д/и «Собери пословицу».

С/р игра « В гостях у бабушки».

Привлекать внимание к содержанию пословиц в конкретных ситуациях.

Дать детям сведения об отношениях в семье и к старым людям. Дать детям знания об особенностях народного гостеприимства в семье.

4

Народная традиционная культура Южного Урала

Художественно-творческое развитие

Рассматривание башкирской юрты.

Чтение сказки П.Бажова  «Серебряное копытце».

Познакомить детей с понятиями «кочевой народ», «оседлый народ», с кочевыми и оседлыми традициями народов Южного Урала (русские, башкиры, казахи, татары и др.).

Знакомить с писателями Урала.

Развивать и обогащать эмоционально-образную, объяснительно-выразительную речь детей, учить   вести диалог по поводу искусства.

                                                                 Декабрь

1

Народные праздники, развлечения

Народный фольклор

Русская народная подвижная игра «Дед Мороз».

Колыбельные «Сон-дремота навалилась на тебя», «Котик серый, хвостик белый», «Баю-бай».

Продолжать развивать ловкость, интерес к русским играм, творчество в усложнении правил игры.

Учить видеть выразительные образы колыбельной, образные средства языка (эпитеты: дремота), ритм, рифмы, наличие слов, создающих ритм колыбельной («баю-бай»), Совершенствовать исполнительские умения детей.

2

Художественно-творческое развитие

История и природа Южного Урала

Рисование «Композиция в уральской росписи».

Беседа «Народы Южного Урала».                                                                                                                      

Расширять знания детей о художественных особенностях уральской росписи: познакомить их с разными вариантами ее композиционного решения.

Дать сведения о том, что все народы, живущие на Южном Урале (кочевые, оседлые), жили по определенному порядку, отношений с родными, близкими людьми, т. е. жизни.

3

Семейная традиционная культура Южного Урала

Народные праздники, развлечения

Беседа «Семья и семейные традиции».                                                                                                                          

Башкирская народная хороводная игра «Белая кость».

Формировать представление о значении семьи в жизни ребёнка и о семейных традициях. Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, внимания, взаимопомощи.

Развивать ловкость, терпение, находчивость, активный интерес к башкирским народным играм.

4

Художественно-творческое развитие

Народная традиционная культура Южного Урала

Рисование «Уральская домовая роспись».

Беседа «Рождество».

Продолжать знакомить детей с уральской домовой росписью: Воспитывать интерес к уральской росписи, желание создавать красоту вокруг себя.

Дать сведения о календарных обрядах и традициях народов Южного Урала.

                                                            Январь

1

История и природа Южного Урала

Семейная традиционная культура Южного Урала

Беседа «Человек и календарь природы».

Беседа «Мама, папа, я – дружная семья»

Познакомить дошкольников с народным пониманием порядка, правилами природы, мира, по которым жили люди на Южном Урале. Рассказать как календарь народа отражал изменения в природе по сезонам.

Познакомить детей с взаимоотношениями супругов в семье: отец (муж) — хозяин дома, кормилец семьи, мать (жена) — хозяйка дома, приучает детей к домашней работе; с

2

Народные праздники, развлечения

Народный фольклор

Русская народная хороводная игра «Чурилки».

Прибаутки «Я умница-разумница…», «Журавель долгоногий на мельницу ездил…», «Конь бежит, вся земля дрожит».

Продолжать развивать ловкость, интерес к русским играм, творчество в усложнении правил игры.

Обобщать знания детей о поэзии пестования, ее роли в воспитании детей в семье. Способствовать исполнению детьми потешек, прибауток в театрализованных играх, на фольклорных праздниках. Совершенствовать исполнительские умения детей.

3

Художественно-творческое развитие

История и природа Южного Урала

Апликац. «Коврик для гостей».Башкирский орнамент.

Беседа «Путешествие по рекам и озерам Урала».

Познакомить детей с традициями гостеприимства башкирской семьи. Расширять знания об особенностях интерьера башкирского жилища.

Дать сведения о названиях некоторых природных объектов (озер, рек, гор и др.), отражающих историю родного края, поэтическое отношение народов к родной природе.

4

Народные праздники, развлечения

Народная традиционная культура Южного Урала

Башкирская народная игра «Юрта».                                                                                                                            

Беседа «Посиделки в зимние вечера».

Воспитывать доброе, уважительное, отношение к каждой культуре народов России, развивать интерес к башкирским играм.  

Знакомить с обрядами русского народа, дать представления о занятиях людей в быту ( вышивание, пение, рассказывание сказок).

                                                         Февраль

1

Народный фольклор

Художественно-творческое развитие

Дразнилки «Маша-растеряша…», «Жадина-говядина…», «Повторюшка-дядя хрюшка»

Рисование «Уральские узоры».

Познакомить детей с дразнилками, их назначением (осмеять отрицательные черты характера), формой (наличие рифмующихся слов) и происхождением. Воспитывать интерес к народному творчеству.

Расширять знания  об особенностях уральской росписи:—  познакомить с семантикой одного из мотивов уральской росписи (бутон, цветы, листья, венок, куст в вазе, сова, лев).  

2

История и природа Южного Урала

Семейная традиционная культура Южного Урала

Беседа «Живая природа Южного Урала».

Беседа «Какие обязанности есть у меня».                                                                                                  

Познакомить детей с животными, птицами, растениями, обитающими в Уральском регионе.

Формировать знания о распределении обязанностей по ведению хозяйства в семье. Приучать детей к ведению и участию в домашнем хозяйстве.

3

Народные праздники, развлечения

Народный фольклор

Татарская народная подвижная игра «Спутанные кони».

Докучные сказки «Жил-был карась…»,  «У попа была собака…», «Десять негритят, пошли купаться в море…».

Продолжать развивать интерес к татарским играм. Вызвать положительные эмоции, повеселить, позабавить детей

Уточнять знания детей об особенностях содержания и формы докучных сказок. Поддерживать желание рассказывать докучные сказки.

4

Художественно-творческое развитие

Народная традиционная культура Южного Урала

Рисование «Юрта». Татарский узор.

Д/и «Блюда русской кухни»

Познакомить детей с художественным оформлением экстерьера юрты (цветовое решение: серый или белый войлок; элементы орнамента: зигзагообразные линии, ромбы, рогообразные, сердцевидные мотивы). Закрепить навыки рисования цветными фломастерами, карандашами

Знакомить с особенностями национальных блюд, отметить гостеприимство на Руси.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по математике по программе "Развитие" с внедрением национально-регионального компонента в старшей группе

В работе дается перспективное планирование на весь учебный год с подробными конспектами занятий. Может, кому-то пригодится....

Перспективный план по региональному компоненту в старшей группе

Этот материал можно использовать для планирования образовательной деятельности в старшей группе...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РЕГИОНАЛЬНОМУ КОМПОНЕНТУ в старшей группе

Перспективное планирование по региональному компоненту в старшей и подготовительной группе детского сада на основе программы "Детство"...

Перспективный план по региональному компоненту в старшей группе

Перспективный план по региональному компоненту в старшей группе...

Перспективное планирование по региональному компоненту в средней группе

Планирование по региональному компоненту (краеведение) в средней группе...

Перспективное планирование по региональному компоненту в старшей логопедической группе

Региональный компонент включает в себя знакомство дошкольников с историей, культурой, природным окружением родного края. Цель: Развивать первоначальные представления об истории и самобы...

Перспективное планирование по региональному компоненту в разновозрастной группе «Пчёлки» (по Р.Х.Гасановой «Я Родину свою хочу познать»)

Перспективное планирование по региональному компоненту в разновозрастной группе «Пчёлки»(по Р.Х.Гасановой «Я Родину свою хочу познать»)...