Опыт работы по теме «Ранняя профориентация дошкольников с ограниченными возможностями здоровья старшего возраста»
учебно-методический материал

Кудря Мария Сергеевна

Опыт работы по теме «Ранняя профориентация дошкольников с ограниченными возможностями здоровья старшего возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кудря Мария Сергеевна

Воспитатель

МАДОУ №15

grimbaum@list.ru 

«Ранняя профориентация дошкольников с ограниченными возможностями здоровья старшего возраста»

Выбор профессии – самый ответственный этап жизни любого человека. Именно поэтому, очень важно познакомить ребенка с множеством профессий еще в дошкольный период.  Чтобы знакомство с профессиями стало неформальным процессом, а приобрело формат интересного и захватывающего процесса, я выбрала нетрадиционную для дошкольного учреждения форму – детскую телестудию.

Работа в телестудии требует формирования важнейших soft skills-компетенций, которые во взрослой жизни можно считать универсальными. В современном мире успешность человека, в том числе и детей старшего дошкольного возраста, определяет развитие soft skills-компетенций: коммуникативные навыки (общаться, умение находить общий язык с людьми), эмоциональный интеллект, навыки быстрой работы с информацией, креативность, способность работать в команде.

Мой педагогический опыт показывает, что в условиях дошкольного образования процесс формирования soft skills-компетенций ребенка будет успешным при условии вариативности дошкольного образования, обеспечивающей освоение детьми базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс.  

Категория дошкольников, с которыми я работаю – это дети с нарушениями зрения. Помимо основного нарушения, значительная часть моих воспитанников имеют и сочетанные нарушения – нарушения речи. Для таких детей характерны замкнутость, неумение устанавливать коммуникативный контакт со сверстниками и взрослыми, построить диалог с собеседником. Работа с детьми в формате детской телестудии позволяет не только познакомить детей с профессиями сферы журналистики, но и преодолеть детскую неуверенность, развить навыки общения.  

Новизна обстановки, разнообразные материалы, интересные для детей новые и оригинальные технологии, возможность выбора – вот что помогает не допустить в детскую деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно каждый раз создавать новую ситуацию, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее навыки, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у детей положительные эмоции, радостное удивление, желание творить.

Цель: знакомство с многообразием телевизионных профессий дошкольников с ОВЗ старшего возраста в условиях детской телестудии «Сибирячок-  ТВ». 

Задачи:

  1. Познакомить детей со спектром и спецификой профессий работников телевидения.
  2. Развивать навыки общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
  3. Развивать инициативность через организацию разных видов детской деятельности.
  4. Развивать способность к планированию собственной деятельности и произвольному усилию, направленному на достижение результата.
  5. Развивать творческий подход и вариативность принятия решения в различных жизненных ситуациях.

Для определения методов и приемов работы с дошкольниками выявляю особенности межличностных взаимоотношений, уровень развития коммуникативных компетенций  дошкольников: методика Лисиной М.И, методика «Раскрась рукавички», схема наблюдения уровня межличностного общения по М. Я. Басову.

Одна из особенностей работы в телестудии  - практико-ориентированный характер. Дошкольники обучаются в процессе работы над реальным телевизионным продуктом – регулярным выпуском новостей и специальных передач для дошкольного учреждения. Кроме того, работа перед камерой является дополнительным стимулом для ребенка ясно, четко, понятно изъясняться, что способствует улучшению диалогической и  монологической речи, ее грамматическому строю, активизации словаря. Помимо коммуникативных задач (навык общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками) решаются и психологические: преодоление робости, стеснительности, повышается самооценка. 

В детской телестудии «Сибирячок ТВ», дошкольникам удается принять на себя роли телеведущих, журналистов, участников передач, операторов, режиссеров и других видов профессий, связанных с созданием выпуска новостей.  Для функционирования детской телестудии «Сибирячок ТВ», в учреждении организовано развивающее пространство, которое обозначено баннером с логотипом телестудии, имеется оборудование (камера, петличка, флешка, штатив, микрофоны).

Создание выпуска предполагает несколько этапов.

Перед созданием выпуска, используя социоигровую технологию, в совместной детской деятельности и с педагогом, организую работу в парах, микрогруппах, где дети учатся обсуждать, говорить, решать проблемные ситуации, спорить, доказывать свою точку зрения, а также проявлять умение выслушать своих товарищей. Все эти навыки формировались через игры: «Пресс-конференция», игра «Встреча», «Пять имен моих друзей», важной целью которых является развитие навыков эффективного общения; воспитание желания общаться, вступать в контакт с другими детьми; умение задавать различные вопросы на заданную тему, поддерживать беседу.

Чаще всего, я, как педагог являюсь наблюдателем, предоставляя дошкольникам время для самостоятельного решения учебной задачи. Кроме разнообразных игр, дети в реальных условиях «здесь и сейчас» учатся взаимодействовать не только со сверстниками, но и со взрослыми. Такими примерами могут служить поход в детскую библиотеку, где ребята, готовясь к выпуску новостей, интересуются о ближайших мероприятиях или подготавливаются к интервью с «гостем» детского сада (сотрудник ДПС, сказочные герои детского театра и т.д).

Развитие инициативности детей во всех сферах деятельности, не менее важная задача, без которой сложно построить полноценный процесс работы телестудии.

В начале проектирования выпуска новостей, с дошкольниками проводится фронтальная беседа – «Мозговой штурм», в рамках которой происходит процесс обсуждения будущего выпуска (так называемого «скелета»), дети предлагают темы для съемки, обговариваются люди, которые нужны для сюжета, место, в котором будет происходит процесс, а также вопросы, которые будем задавать, и в конечном итоге – распределяем роли, где четко прослеживается инициативность каждого ребенка.

Многих детям в начале творческого процесса сложно раскрыться и проявить инициативность, иногда такое происходит от незнания и переживания будущего процесса. Для этого детям в кабинете телестудии создается максимально комфортная и доступная среда, где ребенок имеет свободный доступ к оборудованию (под присмотром взрослого), игрушкам, а также может посмотреть примеры других детских передач, которые служат стимулом для мотивации и проявлении желания в процессе съемки.

Также, для развития инициативы, раскрытия личностных качеств каждого ребенка организую специальные игровые ситуации: «Человек к человеку», «От спины к спине», «Веревочка», «Найти предмет по описанию»). После 3-4х занятий дошкольники адаптируются и проявляют интерес к созданию выпуска и участию в нем, происходит самостоятельное распределение материала по подготовке к съемочному процессу.

Интервью, съемка, запись подводок, а также закадровых текстов невозможна без формирования у дошкольников способности к планированию собственной деятельности и произвольному усилию, направленному на достижение результата. В наше время информации - умение грамотно распоряжаться своим временем ценится очень высоко. Обучению ориентации во времени необходимо уделять внимание уже в дошкольном возрасте. Именно собранность, точность, целенаправленность, организованность станет залогом саморазвития в будущем не только в школьной жизни, но добиваться успехов в обыденной жизни.

Часто дошкольники старших и подготовительных к школе групп путают времена года, их последовательность, не все могут назвать дату и время года своего рождения, дни недели, последовательность дней недели, дети забывают и путают такие временные понятия «вчера», «сегодня», «завтра». Для этого в образовательной деятельности использую элементы технологии «Тайм менеджмент». Вместе с дошкольниками составляем определенный план работы над выпуском новостей, на который опирается дошкольник. Данный план находится у каждого дошкольника, занятого в выпуске новостей. Решение данной задачи позволяет детям в совместной деятельности распределять не только роли, но и время съемочного процесса, а также служит сплочением дошкольников друг с другом и с их родителями, ведь в первую очередь дети совместно с ними готовят и учат текст, а также «тренируются» на взрослых и отрабатывают навыки интервью.

Использование технологии моделирования при работе в студии позволяет наглядно демонстрировать сложную информацию для детей и зрительно представить абстрактную информацию. Дошкольники самостоятельно придумывают и изображают на карточках условные обозначения тех или иных новых понятий. Например,     («улыбающейся смайлик» - со зрителями нужно поздороваться, «знак вопроса» - необходимо задать вопрос, «восклицательный знак» - говорить громче и т.д).  

Финалом непродолжительного, но от этого не теряющего своей значимости съемочного процесса, является традиционный просмотр отснятого материала. Ребята обсуждают свои ошибки, замечают погрешности в собственной речи и, что самое главное, смотрят на себя со стороны. Все это, дает возможность детям следить за своим внешним видом, выглядеть опрятно. После такой проделанной работы процесс подготовки выпуска считается практически завершенным, остается монтаж и выпуск  - готов! С особым трепетом дошкольники ждут выхода выпуска новостей по местному телевидению на канале «Лимон-ТВ».  Освещение выпусков новостей телестудии «Сибирячок-ТВ» происходит с ООО ТРК «Супер-Медиа» на договорной основе.

Таким образом, играя в телевизионные игры, дети не только знакомятся с телевизионными профессиями, но и учатся общаться и задавать вопросы, систематизировать и анализировать факты, вести дискуссии, знать что, где и как сказать, грамотно изложить текст, используя свое образное мышление. Дошкольники учатся быть ответственными за свои слова, свою работу, быть в курсе происходящих вокруг событий.  Все это помогает и стать уверенными в себе, а в дальнейшем – самодостаточными и успешными в обычной жизни.

Литература

  1. Верстаков А.П., С.С. Смирнов Медиаобразование в школе: Школьная телестудия. Методическое пособие. М., МГУ 2009 г.      
  2. Горбунова Е., Грушевский С. Первая подсказка для юных коллег юнкоров. – http://megafon-tv.narod.ru. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Активный отдых дошкольника как средство формирования здорового образа жизни».

Содержание работы направлено на обучение детей способам укрепления и сохранения  своего здоровья,  на совершенствование двигательных умений и навыков и формирование здорового образа жизни (я...

Опыт работы: Коррекция недостатков познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья через сенсорное воздействие

   В настоящее время существуют разные методы и приемы коррекции и развития детей с ограниченными возможностями. Но перед нами встал вопрос: как организовать коррекционно-развивающую ...

Итоговое занятие по развитию эмоциональной сферы для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья младшего и среднего возраста (3-4 года) по теме «Азбука настроения»

Данное занятие направлено на: закрепление представления детей о базовых эмоциях; закрепление навыка распознавания чувст человека или персонажа; развитие способности понимать эмоциональные реакции окру...

Выступление из опыта работы на тему_ «Ранняя профориентация дошкольника, как первая ступень во взрослую жизнь"

Рассматривая вопрос о ранней профориентации дошкольников, мы нередко сталкиваемся с вопросом – А нужно ли вообще развивать данное направление работы и целесообразно знакомить дошкольников с миро...

Статья на тему: "Эффективность применения элементов сенсорно-интегративной технологии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья"

Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка для его развития. Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприят...

Ранняя профориентация детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью как условие успешной социализации в обществе

Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профе...