Выступление из опыта работы на тему_ «Ранняя профориентация дошкольника, как первая ступень во взрослую жизнь"
статья

Сысоева Александра Олеговна

Рассматривая вопрос о ранней профориентации дошкольников, мы нередко сталкиваемся с вопросом – А нужно ли вообще развивать данное направление работы и целесообразно знакомить дошкольников с миром профессий, с которыми, возможно, они никогда не столкнутся во взрослой жизни? Данными вопросами задаются не только родители, но и педагоги, которые волей судьбы попадают в новые течения современного образования.

Для более точного разъяснения необходимо понять, что же такое профессиональная ориентация дошкольников и каким образом данное направление может найти отклик в столь юном возрасте?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Много есть профессий разных

Много всяких нужных дел.

Чем бы в жизни заниматься,

Что бы делать Ты хотел?

Иль летать над облаками,

Или делать все руками,

Или строить, или шить,

Иль пожар водой тушить?

Рассматривая вопрос о ранней профориентации дошкольников, мы нередко сталкиваемся с вопросом – А нужно ли вообще развивать данное направление работы и целесообразно знакомить дошкольников с миром профессий, с которыми, возможно, они никогда не столкнутся во взрослой жизни? Данными вопросами задаются не только родители, но и педагоги, которые волей судьбы попадают в новые течения современного образования.

Для более точного разъяснения необходимо понять, что же такое профессиональная ориентация дошкольников и каким образом данное направление может найти отклик в столь юном возрасте?

Профессиональная ориентация — это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбора сферы дальнейшего образования. Однако к данному выбору ребенка можно готовить уже с детского сада.

Так в каком же возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать?

Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте, можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Так в жизни каждого ребенка есть периоды, в которых физиологией созданы максимально оптимальные условия и возможности для развития восприятия и приобретение определенных знаний, умений и навыков. Эти периоды называют сенситивными, то есть наиболее благоприятными для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения.

Ребенок дошкольного возраста уже проявляет себя как личность, у него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в том или ином виде деятельности.  При этом мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой-либо конкретной области.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Ребенку необходимо знать, кем работают его родители, бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию доказательной речи. Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Нередко дети идут по стопам своих родителей и наследуют их профессии. Так рождаются династии врачей, учителей, рабочих, ученых, артистов и т.д. Поэтому рассказ отца или матери об особенностях своей профессии приносит ребенку огромную пользу, вызывая живой интерес. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.

Для ознакомления детей с трудом взрослых применяются разнообразные методы обучения и воспитания, как традиционные, так и нетрадиционные: беседы, чтение детской художественной литературы, наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций, экспериментирование с разными материалами, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры; создание и проигрывание проблемных ситуаций, использование кейс-технологий, викторин, квестов, игр-имитаций и др. На практике все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом, выстраивая полноценную картину профессиональной области доступной к пониманию ребенка.

Не стоит забывать, что в современном постоянно изменяющемся мире меняются и профессиональные области. Появляются новые профессии, старые профессии модернизируются, а многие даже прекращают свое существование. Большинство дошкольников знают только традиционные профессии, но на сегодняшний день существует много современных профессий, о которых дети не имеют представлений. Данный факт указывает нам о недостаточно развитом уровне представлений детей о разнообразии профессий и функциях труда. Именно поэтому необходимо формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Игра – является ведущим видом деятельности ребенка. В играх дошкольники воспроизводят все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Дети в играх часто подражают взрослым и воспроизводят их действия, присваивая себе роли воспитателей, врачей, строителей, машинистов и т. д. Ярко выраженная склонность детей к определенным ролям, играм, видам труда или другой деятельности свидетельствует о первых проявлениях «профессиональной направленности» в развитии личности ребенка.

Именно игровой процесс как форма познавательной деятельности помогает формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества. Воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться возможно лишь через погружение ребенка в специально созданные условия. Именно в процессе «профессиональной» деятельности во время игры у ребенка формируется умение ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).  Таким образом воспитывая ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Цель проекта расширять и обобщать представление детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях. Развитие интереса к различным профессиям. Вид проекта: познавательно- информационный, творческий.

Основные формы организации проекта: совместная деятельность, режимные моменты, ООД; пополнение атрибутами сюжетно-ролевых игр; подвижные, дидактические игры, игры с правилами; мультимедийные презентации; экскурсия в школу, библиотеку; работа с родителями; экскурсия детей на работу родителей; подготовка презентации на городской проект «Здравствуй

мир!» (воспитанница старшей группы № 9 Гиззатуллина Ляйсан подготовила вместе с родителями проект «Родословная профессий моей семьи»); создание альбома «Профессии моих родителей»; изготовление костюмов к сказке «Муха-Цокотуха»; показ мюзикла «Муха- Цокотуха». 

Достигнутый результат:

  • Дети группы расширили и углубили знания о существовании разных профессий, о значимости, ценности каждого труда.
  • Проект способствовал возникновению интереса к профессиям своих родителей и профессиям сотрудников детского сада, дети стали активнее участвовать в обсуждениях, диспутах о том, какая профессия интереснее.
  • Обсуждения и рассматривание альбома с фото и рассказами детей о профессиях родителей, обогатило их словарь детей, способствовало повышению их речевой активности детей.
  • Проект способствовал воспитанию у детей уважительного отношения к людям труда, желанию помогать дома родителям, воспитателям и няне (помощнику воспитателя) в детском саду.
  • Родители рассказали детям о своей профессии, помогли детям составить и записать составленный ими рассказ, оформили страничку с фотографией с места работы.

Технология исследовательской деятельности.

Детям старшего дошкольного возраста наиболее интересны опыты (экспериментирования) .

Игровые технологии являются фундаментом всего дошкольного образования.. Ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть!

  • Младший возраст (3–4 года): трудовые действия носят имитационный, подражательный характер (водитель управляет, продавец взвешивает, …).
  • Средний возраст (4–5 лет): сюжет усложняется, увеличивается количество изображаемых трудовых действий (построение дома, лечение детей, …)
  • Старший возраст (5–7 лет): игра отражает отдельные профессии (актер, летчик, врач), воспроизводятся взаимоотношения людей в работе, появляются игры в профессии родителей.

Технология интегрированного обучения.

Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учётом принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС дошкольного образования, возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

Информационно-коммуникационные технологии предполагают моделирование различных профессиональных ситуаций, которые невозможно воссоздать в условиях детского сада.

- мультимедийные презентации (наглядность, дающая педагогу выстроить объяснение с использование фото- и видеофрагментов)

- виртуальные экскурсии (на предприятия, с представителями профессий которых знакомят дошкольников): на хлебозавод или кондитерскую фабрику, в магазин, на почту, в ателье, на работу к родителям.

Важным аспектом в ранней профориентации детей в детском саду является оснащение РППС:

  • система студий (творческих мастерских): «Строители» (архитектор, плотник и т.д.); «Ателье» (швея, модельер и т.д.); «Изостудия» (художник, скульптор), «Музыкальная школа» (инструменталисты, певцы);
  • подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном уголке;
  • создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда;
  • подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности;

  • подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями;
  • подбор демонстрационного материала по теме «Профессии»;
  • подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»;
  • выпуск настенной газеты, посвященной профессиям взрослых;
  • оформление альбома о профессиональных династиях воспитанников; альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»;
  • материалы для сюжетно-ролевых игр.

Будущее детей-дошколят предугадать трудно – впереди еще школьные годы. Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы на тему: "Экологическое воспитание дошкольников"

Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности, интеллекта.  Человек и природа — философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуа...

Ранняя профориентация дошкольника как первая ступень во взрослую жизнь

Будущее детей-дошколят предугадать трудно – впереди еще школьные годы. Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось &ndash...

Представление опыта работы по теме"Ранняя профориентация детей дошкольного возраста с ОВЗ" на ГМО: "Дидактическая игра "Кто построил этот дом?"

Представление опыта работы по теме"Ранняя профориентация детей дошкольного возраста с ОВЗ" на ГМО: "Дидактическая игра "Кто построил этот дом?"...

Опыт работы по теме «Ранняя профориентация дошкольников с ограниченными возможностями здоровья старшего возраста»

Опыт работы по теме «Ранняя профориентация дошкольников с ограниченными возможностями здоровья старшего возраста»...

Обобщение опыта работы по теме "Ранняя профориентация детей дошкольного возраста".(Подготовительная группа.)

Обобщение опыта работы по теме "Ранняя профориентация детей дошкольного возраста".(Подготовительная группа.)         Ранняя профориентация – одн...

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г.

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г....

Выступление из опыта работы: «Формирование основ ранней профориентации у детей дошкольного возраста посредством использования ИКТ-технологии»

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка, родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонн...