Приоритет семейного воспитания для детей дошкольного возраста
статья

Будина Елена Николаевна

Материал о роли семьи в формировании личности ребенка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Будина Елена Николаевна, воспитатель

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 2 «Ласточка»

Россия, Воронежская область, г. Семилуки 

Приоритет семейного воспитания для детей дошкольного возраста

Введение

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (Сухомлинский В.А.).

Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В её позитивном развитии, сохранении, упрочнении заинтересовано общество, государство. В прочной, надёжной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.

Но, следует отметить, что в двадцать первом веке наблюдается кризис семьи, заключающийся в том, что семья всё хуже выполняет свою воспитательную функцию. Такие факторы как ухудшение экономической ситуации, индустриальная цивилизация, половая распущенность, высокий процент разводов, алкоголизм и наркомания родителей оказывают  негативное влияние на семью.  

А ведь роль семьи в формировании развивающейся личности трудно переоценить. Для маленького ребёнка семья – это целый мир. В семье ребёнок приобретает первоначальный опыт общения, умение жить среди людей. В повседневном общении с родителями малыш учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения.  

Человек как личность развивается на протяжении всей своей жизни, однако психологический фундамент личности формируется в дошкольном детстве. От того, каким было у человека детство, зависит весь склад его личности и во многом его жизненная судьба. Вот почему так важно в этом плане семейное воспитание.

  1. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социально-культурная среда развития ребенка

Изучение вопросов, так или иначе связанных с семейными отношениями, началось еще в древности. Еще тогда мыслители предпринимали первые попытки изучения семьи. С тех времен и на протяжении всего развития общества менялись взгляды людей на то, какими должны быть семейные отношения, какую роль они играют в жизни людей, изменилась система ценностей и социальных норм семьи и брака. Неизменным было и остается то, что семья играет важную роль во всех сферах жизни человека.

Одно из самых точных определений семьи принадлежит Н. Я. Соловьеву. По его определению, семья – «малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личностного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство».

Роль семьи в жизни ребёнка неизмеримо велика и по своей важности, и по тому месту, которое она занимает в его душе. В семье должна проходить вся жизнь ребёнка. Важно то, что ребёнок изучает мир через семью, в свете семьи. Семья является могучим воспитательным средством. Жизнь в этом отношении мало даёт нового, она возвращает нас постоянно к тому, что было в семье, поскольку велики воспитательные силы здоровой семьи, и, напротив, распад или глубокие перемены в семье влекут за собой чрезвычайные беды для души ребёнка, разрушая самые основы её.

Семейное воспитание – это воздействие на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребенка, намного превышает другие воспитательные воздействия.

С возрастом влияние семьи ослабевает, но никогда не утрачивается полностью.

В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут. Она осуществляет социализацию личности, обеспечивает преемственность традиций. Важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества. Существенное влияние оказывает семья и на выбор профессии.

 «Дети  мира невинны, уязвимы и зависимы», – констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития  детей. В соответствии с этим положением международным сообществом по защите  прав   ребенка  приняты важные  документы, призванные обеспечить защиту  прав   ребенка  во всем мире:

  • Декларация  прав   ребенка  (1959);
  • Конвенция ООН  о   правах   ребенка  (1989);
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты  и  развития  детей  (1990).

   Среди разнообразных функций семьи первостепенное значение, бесспорно, имеет воспитание подрастающего поколения. Эта функция пронизывает всю жизнь семьи и связана со всеми аспектами её деятельности.

   Однако практика семейного воспитания показывает, что оно не всегда бывает «качественным» в силу того, что одни родители не умеют растить и способствовать развитию собственных детей, другие не хотят, третьи не могут в силу каких-либо жизненных обстоятельств (тяжёлые болезни, потеря работы и средств к существованию, аморальное поведение и др.), четвёртые просто не придают этому должного значения. Следовательно, каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, или, по научному – воспитательным потенциалом. От этих возможностей и от того, насколько обоснованно и целенаправленно родители используют их, зависят результаты семейного воспитания.

  1. Приоритет семейного воспитания  детей дошкольного возраста

Семья как уникальная общность людей, как основная ячейка общества выполняет важнейшие социальные функции, играет особо значимую роль в жизни человека, его защите, формировании и удовлетворении индивидуальных потребностей, обеспечении первичной социализации. Влияние семьи на ребенка огромно, т.к. именно семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям. В семье ребенок усваивает определенную систему ценностных ориентации, социальных норм, культуру общества на определенном этапе его развития. Только семья приобщает ребенка к традициям нации, народности, к культуре своего народа. Семья дает ребенку ощущение чувства безопасности, защищенности, снижает чувство тревоги в новых для ребенка ситуациях. Семья формирует у ребенка определенную модель родительского поведения через подражание поведению своих родителей. В семье ребенок приобретает огромный жизненный опыт, необходимый ему в будущем (навыки ведения домашнего хозяйства). Семья выполняет дисциплинирующую функцию через регуляцию родителями поведения своего ребенка. Именно в семье ребенок приобретает опыт общения с окружающими, учится взаимодействовать с миром и людьми.

В последние годы наблюдается снижение воспитательного потенциала семьи в современной ситуации развития общества. Причинами такого явления является бедность, высокая занятость родителей, трансформация родительских ролей. Современные исследования отмечают, что доминирующее положение в семье занимает работающая мать, зарабатывающая деньги для семьи и отвечающая за воспитание детей.

Изучение феномена семейного неблагополучия позволяет отметить нарастание в последние годы отчуждения между родителями и детьми, в отдельных случаях родители самоустраняются от своих детей, не выполняют воспитательные функции, ориентируясь главным образом на внутрисемейные отношения. Некоторые родители считают, что их главная задача состоит в обеспечении содержания ребенка в семье, создании условий для его жизнедеятельности, а воспитанием должны заниматься детский сад и школа. В таком подходе проявляется инерция старых представлений о приоритете общественного воспитания над семейным.

Но самой распространенной причиной семейного неблагополучия является алкоголизация большой части населения, пьянство как принятое в обществе времяпрепровождение, которое ведет к самоустранению родителей от своих детей, их воспитание приобретает гипертрофированные формы: родители-алкоголики фактически бросают детей на произвол судьбы либо вообще отказываются от них. Это является одной из причин роста беспризорных детей.

Оценка тенденций развития современной семьи позволяет зафиксировать и множество других социальных, нравственных и психолого-педагогических проблем:

  • высокий уровень социально-психологической тревожности, усталости людей, их недовольство жизнью;
  • дезориентацию людей в сфере нравственной жизни;
  • индивидуализацию как усиливающую ориентацию на себя, на значимость своих переживаний;
  • снижение уровня общей культуры; показателями этого могут быть и снижение частоты посещения театров, музеев, кино, и потеря вековых культурных традиций.

В каждой семье складывается определенная, далеко не всегда осознанная ее членами, система воспитания или стиль семейных взаимоотношений.

Под стилем родительского воспитания обычно понимают весь комплекс отношений, оценок и действий родителей по отношению к ребенку. Различают довольно большое количество различных стилей воспитания - это объясняется тем, что разделение на стили разные исследователи проводят по различным критериям.

С учетом целей, задач, методов и приемов воспитания, того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка, можно выделить несколько типов семейного воспитания.

Существует несколько относительно автономных психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей. Во-первых, подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью. Во-вторых, идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они. В третьих, понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества.

Наилучшие взаимоотношения между родителями и детьми складываются тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем гибко и рационально:

  • родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение с ребенком (особенно важно это делать в подростковом и старшем школьном возрасте);
  • власть используется лишь в меру необходимости;
  • в ребенке ценится как послушание, так и независимость;
  • родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но при этом не считает себя непогрешимым;
  • он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его желаний.

Крайние типы отношений, все равно, идут ли они в сторону авторитарности или либеральной всетерпимости, дают плохие результаты. Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей незначительности и нежеланности в семье. Родительские требования, если они кажутся необоснованными, вызывают либо протест и агрессию, либо привычную апатию и пассивность. Перегиб в сторону всетерпимости вызывает у ребенка ощущение, что родителям нет до него дела. Ослабление родительского начала, как и его гипертрофия, способствует формированию личности со слабым Я.

Родительские установки в подавляющем большинстве случаев не являются конечной причиной аномалий семейного воспитания и нарушений детско-родительских отношений и довольно часто оказываются связанными с супружескими отношениями, с личными особенностями взрослых членов семьи и детей.

Нередко дети могут становиться ареной соперничества взрослых, средством влияния или давления, способом наказания или мести. На детей могут переноситься негативные эмоции, испытываемые к другим членам семьи: к супругу, его родителям. К тому же родители могут быть эмоционально или нравственно не подготовлены к выполнению родительских функций. У них может отсутствовать родительская мотивация, чувство ответственности за воспитание ребенка может быть не развито, или, напротив, гипертрофировано; они могут испытывать дефицит уважения к себе и, вследствие этого, не чувствовать себя вправе контролировать ребенка и направлять его развитие.

Проблемы, возникающие в процессе семейного воспитания, могут быть обусловлены и целым рядом других причин. Однако это не исключает, а лишь подтверждает то, насколько многообразны и сложны вопросы формирования личности ребенка в семье, и как важно представлять те трудности, с которыми может столкнуться каждый родитель, чтобы по возможности избежать подстерегающих его ошибок в этом важном деле.

  1. Условия успешного воспитания детей в семье

Основными условиями правильного семейного воспитания являются рационально организованный быт и режим жизни ребенка в семье. Организация жизни и деятельности детей в семье с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей требует правильного чередования труда и отдыха детей, создания условий для трудовой деятельности, чтения книг, занятий спортом, играми, полноценного общения с родителями, друзьями. Сущность режима дня состоит в том, чтобы научить ребенка беречь время, расходовать его для себя и окружающих.

Источником благополучия ребенка в семье, условием его правильного воспитания, счастливого детства является любовь к нему родителей. Любовь – творец всего доброго, возвышенного, теплого, светлого. Это – основа человеческих отношений. Живя в семье, ребенок, по словам В. А. Сухомлинского, должен быть уверен, что его кто-то очень любит и он тоже кого-то любит безгранично. “Ребенок умеет любить того, кто его любит… Его можно воспитывать только любовью”. Такая любовь создает чувство защищенности, душевного комфорта. При этом ребенок активнее постигает мир, легче овладевает знаниями, у него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. “Учить ребенка видеть и понимать людей – это, пожалуй, самое сложное в трудном деле воспитания человека. Родительская любовь должна быть такой, чтобы у ребенка пробуждалась чуткость сердца к окружающему миру, ко всему, что создает человек, что служит человеку, и, конечно, прежде всего к самому человеку”.

Любовь родителей предполагает участие детей в жизни семьи. Ребенок очень рано должен понять, что он такой же член семьи, как и все остальные и он должен заботиться о других так же, как заботятся о нем.

 Воспитательное воздействие семьи на детей оказывается наиболее эффективным при наличии определенных условий.

  • Авторитет и личный пример родителей.

Под авторитетом следует понимать глубокое уважение детьми родителей, добровольное и сознательное выполнение их требований, стремление подражать им во всем и прислушиваться к их советам. На авторитете основана вся сила педагогического влияния родителей на детей. Но он не дается от природы, не создается искусственно, не завоевывается страхом, угрозами, а вырастает из любви и привязанности к родителям. С развитием сознания авторитет закрепляется или постепенно снижается и отражается в поведении детей. Воспитательная сила личного примера родителей обусловлена психологическими особенностями детей дошкольного возраста: подражательностью и конкретностью мышления. Дети безотчетно склонны подражать и хорошему, и плохому, больше следовать примерам, чем нравоучениям. Поэтому так важен требовательный контроль родителей за своим поведением, которое должно служить детям образцом для подражания.

  Положительное влияние примера и авторитета родителей усиливается, если нет расхождений в словах и поступках родителей, если требования, предъявляемые к детям, едины, постоянны и последовательны. Только дружные и согласованные действия дают необходимый педагогический эффект. Важным в создании авторитета является также уважительное отношение родителей к окружающим людям, проявление к ним внимания, потребность оказывать помощь.

   Авторитет родителей во многом зависит и от отношения к детям, от интереса к их жизни, к их маленьким делам, радостям и печалям. Дети уважают тех родителей, которые всегда готовы их выслушать и понять, прийти на помощь, которые разумно сочетают требовательность с поощрением, справедливо оценивают их поступки, умеют своевременно учесть желания и интересы, наладить общение, способствуют укреплению дружеских отношений. Детям нужна разумная и требовательная родительская любовь.

  • Педагогический такт родителей.

Авторитет родителей поддерживается их педагогическим тактом. Педагогический такт- это хорошо развитое чувство меры в обращении с детьми. Он выражается в умении найти наиболее близкий путь к чувствам и сознанию детей, выбрать эффективные воспитательные меры воздействия на их личность, учитывая возрастные и индивидуальные особенности, конкретные условия и обстоятельства. Он предполагает соблюдение равновесия в любви и строгости, знание действительных мотивов поступков детей, верное соотношение требовательности с уважением к достоинству личности ребенка.

 Такт родителей тесно связан с тактом детей- с ответным чувством меры в поведении, основанном на чутком и внимательном отношении к людям. Вначале он проявляется как подражание, вызванное примером старших, а позже становится привычкой вести себя тактично.

  • Культура быта в семье.

В понятие культурного быта включаются правильные взаимоотношения между членами семьи, уважение друг друга, а также разумная организация всей жизни семьи. При этом дети учатся самостоятельно рассуждать и оценивать факты и явления, а родители передают им жизненный опыт, помогают утвердиться в правильном суждении и ненавязчиво направляют их мысли. Беседы с ребенком в свободной и сердечной атмосфере создают близость между родителями и детьми и становятся одним из средств родительского влияния.

Неполадки в воспитании часто возникают там, где общая жизнь семьи недостаточно организована. Отрицательно сказываются на характере и нравственных качествах детей и пережитки старого быта, сохранившиеся в некоторых семьях: неправильное отношение к женщине, алкоголизм, предрассудки и суеверия.

 На воспитание детей в семье влияют и внешние условия: культура домашней обстановки, соблюдение гигиенических, общекультурных и эстетических требований.

  • Знание возрастных и индивидуальных особенностей детей.

 Знание особенностей детей позволяет родителям научиться правильно обращаться с ними, повышает ответственность за их воспитание и обеспечивает единство и последовательность в требованиях к детям со стороны всех членов семьи.

 Специальные педагогические знания помогают развивать детскую пытливость, наблюдательность, простейшие формы логического мышления, руководить игрой и трудом, разбираться в причинах детских поступков.

 Осведомленность родителей о физиологических и психологических особенностях детей раннего возраста помогает им не только заботиться об охране здоровья ребенка, но и целенаправленно развивать движения, культурно-гигиенические навыки, речь, деятельность общения.

Таким образом, семейное воспитание помогает осуществить развитие физических сил, умственных способностей и выработку норм нравственности. Непосредственное педагогическое воздействие на ребёнка включает в себя определённую систему средств и методов, используя которые родители решают образовательно-воспитательные задачи, готовя подрастающее поколение к жизни, в том числе и семейной.

Именно семья формирует личность ребёнка, начиная с первых дней жизни. Особенности взаимоотношений между членами семьи создают специфическую морально-психологическую атмосферу, играющую важную роль в решении каждой семьёй её воспитательных задач.

Заключение

Семьи очень разные. По-разному реализуются в зависимости от условий и функции семьи. И все же семья по-прежнему остается необходимой средой полноценного развития и успешного социального становления ребенка, потому что семья как воспитательный коллектив обладает рядом специфических особенностей. Прежде всего - это коллектив, объединенный не только общностью цели и деятельности по ее достижению, но и кровнородственными связями. Родительские чувства, родительская любовь – своеобразный катализатор, ускоряющий развитие личности. В семье ребенок получает первые представления о мире, здесь формируется и тот фонд понятий, взглядов, чувств, привычек, который лежит в основе нравственного становления личности.         

   Практика семейного воспитания показывает, что оно не всегда бывает «качественным» в силу того, что одни родители не умеют растить и способствовать развитию собственных детей, другие не хотят, третьи   не могут в силу каких-либо жизненных обстоятельств (тяжёлые болезни, потеря работы и средств к существованию, аморальное поведение и др.), четвёртые   просто не придают этому должного значения. Следовательно, каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями. От этих возможностей и от того, насколько обоснованно и целенаправленно родители используют их, зависят результаты семейного воспитания.

Семейная атмосфера – отношения, ценности и родственные связи внутри малой семьи – создаёт исходное положение, решающую среду, в которой формируется личность ребёнка. Из этого опыта ребёнок усваивает представление о себе, других и в целом о мире. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребенка, намного превышает другие воспитательные воздействия. С возрастом влияние семьи ослабевает, но никогда не утрачивается полностью.

Библиографический список

  1. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 416 с.
  2. Носова Е. А., Швецова Т. Ю. Семья и детский сад: педагогическое образование родителей – С - Пб.: ООО Изд-во ''ДЕТСТВО-ПРЕСС '', 2009. – 80 с.
  3. «Психология семейных отношений с основами семейного консультирования»/ под редакцией Е. Г. Силяевой – М.: Изд. центр «Академия», 2002 г. – 192 стр.
  4. «Семейная педагогика и домашнее воспитание» - М.: Изд. Центр «Академия», 1999 г. – 232 стр.
  5. Кравцов Г. И. Личность формируется в семье. / Кравцов Г. И. // Дошкольное воспитание. – 1991. - № 2. – С. 66.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Связь агрессивного поведения со стилями семейного воспитания у детей дошкольного возраста

Проблема агрессивного поведения очень актуальна. Агрессивное поведение – один из центральных вопросов понимания человеческой природы. Выдающимися учеными доказано, что жестокое обращение с ребенком в ...

Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста в ходе реализации проекта «Семейный альбом»

Создание семьи и ее сохранение это великий подвиг и труд. Родить, дать новую жизнь не так трудно. Но вложить в ребенка понятия любви, веры, совести, ответственности — задача не из простых и невы...

Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста в ходе реализации проекта «Семейный альбом»

Создание семьи и ее сохранение это великий подвиг и труд. Родить, дать новую жизнь не так трудно. Но вложить в ребенка понятия любви, веры, совести, ответственности — задача не из простых и невы...

Воспитание семейных ценностей у детей дошкольного возраста

Воспитание семейных ценностей у дошкольников при взаимодействии с семьей....

Воспитание семейных традиций у детей дошкольного возраста "Семейные праздники"

Цель:Приобщать детей к истокам семейной культуры и старинным традициям.Задачи:Развивающие:- средствами нравственно-патриотического воспитания развивать интеллект ребенка, формировать образно-наглядное...

Рабочая программа кружка «Мы дети земли Олонхо» для детей старшего дошкольного возраста «Духовно – нравственное воспитание для детей дошкольного возраста Срок реализации: 2020-2023 г.г.

Рабочая программа кружка «Мы дети земли Олонхо» для детей старшей дошкольного возрастаПояснительная запискаОсобое внимание в деятельности ЧДОУ «Солнечные лучики» уделяется...