Статья Связь агрессивного поведения со стилями семейного воспитания у детей дошкольного возраста
статья на тему

Беликова Валерия Валентиновна

Проблема агрессивного поведения очень актуальна. Агрессивное поведение – один из центральных вопросов понимания человеческой природы. Выдающимися учеными доказано, что жестокое обращение с ребенком в семье, в коллективе ведет не только к совершению агрессивных поступков этим ребенком при обращении с другими детьми того же возраста, но и к превращению физической агрессии в жизненный стиль поведения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие агрессивного поведения со стилями семейного воспитания у детей дошкольного возраста

       Проблема агрессивного поведения очень актуальна. Агрессивное поведение – один из центральных вопросов понимания человеческой природы. Выдающимися учеными доказано, что жестокое обращение с ребенком в семье, в коллективе ведет не только к совершению агрессивных поступков этим ребенком при обращении с другими детьми того же возраста, но и к превращению физической агрессии в жизненный стиль поведения.

Рассмотрим несколько определений агрессии.

Определение, предложенное Бассом, агрессия – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим.

Второе определение, предложенное несколькими известными исследователями Берковицем, Фешбамом, содержит следующее положение: чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя нанесение обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям.

И, наконец, третья точка зрения, высказанная Зильманном, ограничивает употребление термина агрессия попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений.

Делая выводы из вышесказанного, хочется отметить, что, несмотря на значительные разногласия, относительно определений агрессии, многие специалисты склоняются к принятию определения, близкого ко второму. В это определение входит как категория намерения, так и актуальное причинение оскорбления или вреда другим. Таким образом, в настоящее время большинством принимается следующее определение:

Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Когда ребенка не окружает красота, любовь, творчество, он никогда сам ничего не будет творить, создавать. Агрессивность проявляется в поступках ребенка и его действиях.

От условий воспитания в семье зависит агрессивное и неагрессивное поведение ребенка.

Авторитарный стиль воспитания

Именно этот стиль можно назвать самым древним и привычным в русских семьях, который подразумевает безоговорочное подчинение младших старшим. Авторитарный стиль воспитания в наше время выливается в гиперопеку над одним, максимум, двумя детьми, где они получают максимально концентрированное внимание со стороны взрослых.

Последствия авторитарного стиля воспитания

 Пережив подобный прессинг в детстве, ребенок вырастает либо конформистом (человеком, который никогда не пойдет против авторитетного мнения начальника, жены или мамы), либо – очередным домашним «авторитетом». Представитель авторитарного стиля воспитания следующего поколения, который будет так же, как и его папа когда-то, подгонять своих детей под определенный стандарт представлений о «хорошем ребенке».

Либеральный стиль воспитания

Другую крайность родительского воспитания иногда еще называют модным словосочетанием «японский метод воспитания». Такие родители всячески окружают свое чадо заботой,  вниманием. Родители  самоустраняются от процесса воспитания, ожидая, что, находясь в атмосфере любви и вседозволенности, ребенок воспитывает себя сам.

Нелиберальные последствия либерального стиля

Чаще всего, дети прошедшие такую «школу воспитания» становятся неуправляемыми. Им очень сложно жить в обществе, и нести ответственность за свои поступки. Глубине души они ощущают себя очень неуверенно.

Демократичный стиль воспитания

Наиболее труднодостижимый и редкий стиль воспитания – демократичный. Родители стараются направить деятельность ребенка в какое-то русло, но при этом руководствуются не только своими представлениями о добре и зле, но и желаниями и потребностями самого ребенка. Конечно же, поведение его не остается без контроля и внимания со стороны взрослых, но этот контроль не тотальный. Своим авторитетом они стараются привить ребенку принципы, учитывающие как его, так и свои права и обязанности. Таким образом, решаются довольно сложные задачи воспитания - во-первых, идет отказ от потакания. Во-вторых, происходит ненавязчивое внушение, которое опирается на рациональное объяснение и убеждение.

В повседневной жизни редко встречается ярко выраженный какой-то один стиль воспитания в семье. Чаще всего бывают комбинации из трех основных стилей. Стоит задуматься о том, какой стиль присущ нам в нашей собственной семье, хотя бы из-за того, что от этого зависит не только будущее наших детей, но и будущее наших внуков, которых будут воспитывать по образу и подобию нашей системы воспитания.

Личностные проблемы родителей, решаемые за счет ребенка: РРЧ – расширение сферы родительских чувств. Данный источник нарушения воспитания возникает чаще всего в деструктивных семьях с нарушенными отношениями между супругами или в неполных семьях. Выражается данное нарушение в повышенной протекции (потворствующей или доминирующей), когда один из родителей, четко не осознавая этого, требует от ребенка удовлетворения хотя бы части собственных потребностей, которые в нормальных условиях должны быть удовлетворены супругом. Появляется отдать ребенку «все чувств и всю любовь». Иногда матери осознают ревность к подругам сына и проявляют это в ряде бесконечных придирок и замечаний.

ПДК – предпочтение в ребенке детских качеств, инфантилизация ребенка, когда родители не хотят видеть повзрослевшего ребенка, снижают уровень требований к нему, создавая потворствующую гиперпротекцию.

ВН – воспитательская неуверенность родителя, то есть пониженный уровень требования к ребенку. Родитель идет на поводу у ребенка, Родители бояться упрямства, сопротивления своих детей, находят много поводов уступить ребенку.

ФУ- фобия утраты ребенка связана, как правило. С повышенной неуверенностью, со страхом ошибиться, с неправильным представлением о сверхболезненности ребенка, о его «хрупкости».

НРЧ – неразвитость родительских черт часто встречается в молодых семьях, у родителей с отклонениями характера или в условиях напряженного затяжного конфликта. Эти нарушения воспитания выражаются в эмоциональном отвержении ребенка, в жестоком обращении с ним или в гипопротекции, когда на ребенка вообще не обращают внимания – «делай что хочешь».

ПНК – проекция на ребенка собственных не желаемых качеств. Причиной такого воспитания бывает то, что в ребенке родитель как бы видит свои собственные черты характера, которые он не хочет в себе признавать или которые хочет в себе искоренить.

ВК – вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания. Характерное проявление ВК – выраженное недовольство воспитательными методами другого супруга. Воспитание превращается в «поле битвы» родителей.

ПЖК (ПМК) – предпочтение женских качеств (предпочтение мужских) является следствием сдвига установок родителей по отношению к полу ребенка(см. приложение).Признак дезадаптированности - недовольство своей ролью в коллективе, и на это необходимо обратить особое внимание. Так как расположение рисунка - только один из критериев, в процессе анализа наши предположения будут уточняться, или даже изменяться. Поэтому продолжим рассматривать рисунок.

Голова или заменяющие ее элементы

Это центральная смысловая часть фигуры. Если она повернута вправо, то художнику присущи высокая целеустремленность и активность, которые взрослые иногда принимают за излишнее упрямство. Важно понять, что его планы реалистичны и осуществимы, и не мешать, а помогать ребенку ставить перед собой задачи и добиваться результата.

Поворот головы влево характеризует тестируемого как человека, склонного к размышлению, фантазированию, его мечты часто существуют только в его воображении и не реализуются в действительности. Возможно, это просто склад характера, но такая ситуация может возникнуть под страхом неудачи, который ведет к потере активности, поэтому необходимо обратить на это внимание.

Изображение с головой в положении анфас говорит о присутствии эгоцентризма или бесконтрольности в поведении.

Если голова значительно крупнее по размеру, чем тело, возможно, ребенок высоко ценит интеллектуальные качества в себе и окружающих.

Глаза

Крупные, с четко прорисованной радужкой глаза могут означать, что ребенка мучает постоянный страх.

Прорисовка ресниц - показатель заинтересованности в восхищении со стороны окружающих, всеобщем признании своей привлекательности.

Рот

Зубастое существо рисуют дети, которым свойственная словесная агрессия защитного характера. Их грубость следует воспринимать как способ самозащиты от нападок окружающих.

Язык обозначает потребность в речевой активности, авторы такого существа - большие болтушки.

Открытый рот без прорисовки губ и языка, особенно закрашенный, заштрихованный - признак готовности испугаться, такие дети часто недоверчивы и опасливы.

Уши

Если они есть, это знак того, что ребенку важно мнение и информация окружающих о нем самом. Чем больше ушей, тем больше внимания ребенок обращает на то, что о нем думают и говорят.

Дополнительные детали

Рога - защита от агрессии. В сочетании с когтями и щетиной - агрессия спонтанная или защитно-ответная.

Перья - стремление к самоутверждению, самооправданию, демонстративности.

Грива, шерсть, подобие прически - чувствительность.

Лапы животного, постамент, опора и тому подобное нужно оценивать по форме и соразмерности со всей фигурой. Если опорная часть основательна, то ребенок обладает рациональностью, склонностью принимать обдуманные решения на основе существующей информации. Он имеет собственное мнение, с которым необходимо считаться, иначе возникнет протест, который может быть выражен как в прямой, так и в скрытой форме.

О легкомысленности, импульсивности, поверхностности суждений свидетельствует изображение облегченной опорной части - маленькие лапки, например.

Способ соединения опоры и самого туловища говорит о степени контроля за своими суждениями и решениями. Точное и тщательное соединение - высокий уровень, небрежное и слабое - склонность к необдуманным поступкам или неуверенность в своем мнении.

Бывает, что у фигуры появляются части, которые возвышаются над общими очертаниями рисунка. Это могут быть крылья, дополнительные конечности, щупальца, детали панциря, перья. . . Они могут служить украшением или носить утилитарный характер. Спросите ребенка, для чего они предназначены. Если они нужны для какого-то вида деятельности животного, скорее всего, тестируемый энергичен, стремится к самоутверждению. Декоративные части рисуют дети, стремящиеся обратить на себя внимание окружающих.

Хвост. Отражает самооценку ребенка.

Если он повернут влево - мы может судить о самооценке мыслей и решений, вправо - действий и поведения.

Хвост, поднятый вверх, означает положительную самооценку, бодрость.

Опущенный вниз - недовольство собой, сомнение в своих силах, сожаление о сказанном и сделанном.

Разветвленные хвосты, несколько хвостов - зависимость или противоречивость самооценки.

Два хвоста развернуты в стороны и у животного большие уши - самооценка ребенка сильно зависит от мнения окружающих.

Анализируя контуры фигуры, обращаем внимание на выступы типа ребристого панциря, шипов или наростов и тому подобных деталей. Они отражают особенности психологической защиты ребенка. Степень агрессивной защиты характеризуется наличием острых выступов и их направленностью. Поднятые вверх, они говорят о том, что ребенок защищается от людей, имеющих над ним власть и возможность подавить, запретить, ограничить его в чем-либо. Это могут быть родители, старшие дети, воспитатели, учителя.

Если защитные элементы направлены вниз, это может обозначать, что ребенок боится быть непризнанным, стать объектом насмешек, или переживает, что уже находится в таком положении, боится потерять авторитет у детей.

Выступы по бокам рисуют дети, ожидающие опасности со всех сторон в любой ситуации и готовые к защите.

Линии

Ребенок с повышенной утомляемостью, крайней чувствительностью, нарушением сна и тому подобными проблемами, связанными с пониженным жизненным тонусом, рисует слабые, паутинообразные линии.

Но жирные, с нажимом, линии, штриховка свойственны не энергичным, а тревожным детям. Обратите внимание на то, какие детали выполнены с особым нажимом, чтобы определить, что именно может тревожить ребенка. Но, конечно, нужно учесть, что если ребенок учится рисовать в студии или просто увлекается этим самостоятельно, штриховка будет присутствовать просто как элемент рисунка.

Другие детали

Необычные детали - например, вмонтированные в тело механические предметы - могут быть признаком психопатологии или просто проявлением особой оригинальности, как, впрочем, и отголоском чрезмерного увлечения роботами и научной фантастикой.

Название животного

Имя, которое присвоил ребенок своему созданию, несет информацию о характере ребенка.

Рациональное содержание смысловых частей - летающий заяц, бегокот и тому подобное - говорит о рациональном складе ума ребенка.

Словообразования с книжно-научным, латинским окончанием - рептилиус - выражает стремление подчеркнуть уровень своего развития, эрудиции.

Поверхностно-звуковые, без всякого осмысливания, слова говорят о легкомысленном отношении к окружающему.

Иронично-юмористичные - пузыроид, пельмеш - выражает такое же иронично-снисходительное отношение и к действительности.

Повторяющиеся элементы - тру-тру, кус-кус - возможно, обозначают инфантильность.

Непомерно длинные названия могут давать дети, склонные к фантазированию, что, возможно, имеет защитный характер как способ ухода от действительности.

Выводы

Дети с высоким процентом агрессии попадают в высокую группу риска и с ними необходимо постоянно работать. С детьми среднего уровня агрессии можно не работать, но лучше взять под контроль.

Из вышеизложенного  видно, что агрессия присуще девочкам младшего дошкольного возраста больше чем мальчикам, так как девичья психика больше подвержена стрессам окружающего и мира и среды обитания. В дальнейшем возрастание детей разных полов подтверждает сама жизнь, что девочки превращаясь в подростка, а затем в женщину, становятся более эмоциональными, раздражительными, агрессивными, чем мужчины.

Исходя из вышесказанного, делаем вывод, что дети, у которых присутствует агрессия, в основном имеют в семье диктаторский стиль воспитания, и чем сильнее идет на ребенка давление, тем больше у него агрессия проявляется, как негативная защитная реакция.

Заключение

В данной работе подтвердилась наша гипотеза: агрессивно-поведенческая реакция зависит от стиля семейного воспитания. Достигнута поставленная цель: выявление влияний стилей семейного воспитания на проявление агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Выполнены следующие задачи: исследовали проявления агрессивности у детей дошкольного возраста, проанализировали взаимосвязи агрессивного поведения со стилем семейного воспитания и сравнили проявления агрессивности у мальчиков и девочек: не хватает в жизни ребенка любви в семье и красоты в его окружении. А у девочек больше потребностей к красоте и любви, отсюда девочки более агрессивны, чем мальчики.

Список литературы

Бэрон Р. , Ричардсон Д. Агрессия. -СПб: Питер, 1997. -330 с.

Волков Б. С. , Волкова Н. В. Психология общения детей в детском возрасте. -М. : Педагогическое общество России, 2003

Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. -СПб: Союз, Лениздат, 2000

Зедгенидзе В. Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников. -М. , 2005. -103 с.

КалягинВ. А. , Матасов. , Ю. Т. , ОвчинниковаТ. С. Как организовать психологическое сопровождение в образовательных учреждениях. -СПб. :КАРО, 2005. -240с.

Кэмбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. -СПб, 1997

Лаврентьева Г. П. , Титаренко Т. М. Практическая психология для воспитателя. -Вып. 2. -Киев, 1992

Лоренц К. Агрессия. -М. , 1994

Мак-Кит М. , Роджерс П. , Мак-Кей Ю. Укрощение гнева. -СПб, 1997

 НемовР. С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: в 3-х кн. Кн. 3: Экспериментальная и педагогическая психология и психодиагностика. -М. , 1995-608384с.

 Осорина М. В. Секретный мир ребенка. -СПб, 1997. -256 с.

 Панфилова М. А. Игротерапия общения. -М. :»Издательство ГНОМ и Д», 2000. - 160 с.

 Петровский А. В. Введение в психологию. -М. , 1996. -493 с.

 Психологический словарь /под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М. , 1990. -494 с.

 Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности. -СПб, 1996

 Романов А. А. Игротерапия: Как преодолеть агрессивность у детей. -М. : Школьная пресса, 2003

 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. -СПб, 2000

 Фролин И. А. Детская агрессивность. -Минск, 1996

 Шевченко Ю. С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. -М. , 1997

 Эльконин Д. Б. Детская психология. -М. , 1960


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитание у детей дошкольного возраста положительной привычки безопасного поведения на улицах города"

В статье описан опыт работы МДОУ ЦРР - д/с № 27 "Сказка" по проблеме профилактики детского дорожно-транспортного травматизиа....

Воспитание у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города в соответствии с ФГТ

В статье описан опыт работы коллектива детского сада по воспитанию и формированию у детей навыков и положительных привычек безопасного поведения на улицах города в соответствии с ФГТ....

Семинар-практикум для родителей детского дошкольного образовательного учреждения на тему: «Использование игровых технологий в воспитании у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге»

Тема:«Использование игровых технологий в воспитании у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге»Цель: повышение педагогической компетенции родителей по формировани...

Воспитание семейных ценностей у детей дошкольного возраста

Воспитание семейных ценностей у дошкольников при взаимодействии с семьей....

Приоритет семейного воспитания для детей дошкольного возраста

Материал о роли семьи в формировании личности ребенка....

Воспитание семейных традиций у детей дошкольного возраста "Семейные праздники"

Цель:Приобщать детей к истокам семейной культуры и старинным традициям.Задачи:Развивающие:- средствами нравственно-патриотического воспитания развивать интеллект ребенка, формировать образно-наглядное...