Поддержка спонтанной игры детей, её обогащение (из опыта работы воспитателя)
статья (подготовительная группа)

Игра, как педагогическая форма (организованная воспитателем) способствует решению образовательных и воспитательных задач, но в отрыве от самостоятельной игры она не может обеспечить развитие: использование игры только как средства реализации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mardengskaya_l._seminar.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

Марденгская Л.А., воспитатель

ГБДОУ детский сад №56 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Поддержка спонтанной игры детей, её обогащение

(из опыта работы воспитателя)

    Для полноценного развития ребенку – дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Эта игра представляет собой ведущую деятельность ребенка. Игра, как педагогическая форма (организованная воспитателем) способствует решению образовательных и воспитательных задач, но в отрыве от самостоятельной игры она не может обеспечить развитие: использование игры только как средства реализации Программы приведет к тому, что у детей не будут сформированы необходимые целевые ориентиры.

    Требования ФГОС ДО не могут идти в противоречии с законами развития ребенка – дошкольника. В Стандарте дошкольного образования, среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей соответствующей специфике дошкольного возраста, называются:

  • создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
  • поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности
  • поддержка спонтанной игры детей, её обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.

    Это важнейшая часть работы от реализации которой зависит успешное развитие ребенка, а значит – успешное формирование целевых ориентиров, то есть фактическая реализация ФГОС ДО.

    В чем состоит основная проблема реализации образовательного процесса в форме игры?

    Воспитателю необходимо организовывать и проводить с детьми разнообразные, сюжетно-ролевые и прочие игры. Если игровая деятельность задана извне, она не может называться спонтанной игрой и тем более не может выполнять свои развивающие функции.

      Спонтанная игра - это деятельность ребёнка, которая возникает по его инициативе тогда, когда ему захочется, с теми предметами, какие больше нравятся, и заканчивается, когда ребёнок наиграется. Спонтанные игры необходимы для того, чтобы повысить жизненный опыт и улучшить уже приобретённый. Играя в одну и ту же игру несколько раз, ребёнок всё лучше и лучше переигрывает её, добавляя новые варианты, игра становиться всё более разнообразной и яркой.

    Одним из средств стимулирующих самостоятельную игру детей, являются игрушки. Особенно большое значение игрушки имеют на этапах раннего и младшего дошкольного детства, где предметно-игровая обстановка выступает в качестве пускового момента самостоятельной игры.  По мере овладения способами игровой деятельности организация предметно-игровой среды усложняется за счёт увеличения качества игрушек и внесения предметов с различными назначениями.

    Ребёнок должен получать удовольствие от игры - игра должна максимально походить на реальную жизнь, к разным жизненным ситуациям. В этих играх (спонтанных) нет определённых правил и каких-либо инструкций. Дети играют так, как им хочется, и перестают играть, когда захочется. Такие игры характерны для детей самого младшего возраста. Вначале ребёнок играет руками и ногами, а затем предметами, которые окажутся у него под руками. Он знакомится с ними разными способами:  грызёт, стучит, бросает и даже ломает, выполняет разные манипуляции. Взрослые не должны вмешиваться в игру, запрещать и прерывать её. Они могут наблюдать, участвовать и (или) помогать по просьбе детей.

   Для того чтобы игра успешно возникла и имела своё продолжение, была интересной, содержательной и просто доставляла удовольствие, важно тщательно продумать и организовать развивающую предметно-пространственную среду в группе, которая была бы открытой, доступной и не только развивающей, но и развивающейся. Она включает в себя разнообразие предметов и объектов социальной действительности, где каждый предмет и объект, в свою очередь, несёт определённые знания об окружающем мире, становиться средством передачи социального опыта.

   При организации развивающей предметно – пространственной среды мы руководствовались следующими правилами:

  • предоставление детям возможности самостоятельно делать выбор своей деятельности
  • учёт возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей детей
  • доступность всех предметов и материала
  • привлечение в качестве помощников родителей

   Например: Тема недели "Транспорт". Утро новой недели начинается с игрового момента; внесения в группу новой машинки или какого-либо предмета, относящегося к теме, чтения стихотворения. Предметно-развивающую среду дополняем необходимым материалом, который может понадобиться для игр: конструкторами разной модификации, дорожными знаками, машинки, отображающие специальное назначение (грузовики, пожарная, военная, скорая помощь и т.д.) Кроме этого созданы игровые зоны: "Музыкальная гостиная" "Театр" "Книжкин дом" "Лаборатория"  и многое другое. Имеется "волшебная коробочка" с предметами - заместителями. Всё это доступно детям.  Ребёнок может начать игру в любое удобное для него время. Если другие дети подключаются к задорной игре, то детское воображение, фантазия, выдумка и творчество безграничны.

     Материал развивающей предметно-пространственной среды  группы постоянно меняется в зависимости от угасания или возникновении интереса детей. Все имеющиеся в группе материалы, находятся на полном распоряжении детей. Любой ребёнок может самостоятельно решить, что ему сейчас нужно и как это использовать. Он сам подбирает себе материалы и использует их так, как необходимо для реализации им собственных идей и планов.

    Таким образом, спонтанная игра - это прирождённая, полная радости своеобразная деятельность ребёнка, которая происходит не ради какой либо внешней цели, а для собственного удовольствия. Игра для ребёнка - это обстоятельства, в которых он чувствует себя свободно, раскованно, эмоционально возвышенно. Именно в такой непринуждённой ситуации, не заметно для себя, без напряжения и усталости дети приобретают социальный опыт, учатся думать, работать, творить. 

    Игра как деятельность ребенка и игра, как педагогическая форма – это разные вещи.

Существует два критерия самодеятельной (или спонтанной) игры:

  • Наличие роли
  • Наличие игрового мотива (то есть самостоятельно инициированной деятельности)

   Пока мы вовлекаем ребенка в игру, ее нельзя назвать самодеятельной. Это организованная педагогом игровая деятельность. Но в тот момент, когда ребенок берет в руки инициативу, начинает развивать сюжет, придумывать роли, игра становится самодеятельной.

   Самодеятельная (спонтанная) игра – это уникальная деятельность ребенка, мотив которой лежит в ней самой. Суть самодеятельной игры – в ее процессуальности, в этом же заключается ее развивающее значение.

    Следует различать понятия «инициатива в игре» (ею обладает тот, кому принадлежат цели, способы и средства реализации данной игры) и «инициатор игры» (тот, кто начал или предложил игру, но не определяет вид игры). Взрослый может инициировать игру, передав затем инициативу ребенку. И если случится момент, когда инициатива взрослого будет подхвачена, и ребенок заиграет самостоятельно, игра перерастет в самодеятельную или спонтанную. С другой стороны игра может быть несамодеятельной, даже если ребенок играет в нее самостоятельно – например, игра в пирамидку или пазлы, где цель (собрать кольца в определенном порядке или собрать из частей общую картинку) уже заложена в самой игре, а не определяется ребенком.

      В целевых ориентирах ФГОС указано, что ребенку нужно создать условия для проявления инициативы и самостоятельности. Проблема безынициативности детей очень серьезна. Только проявляя инициативу и обладая самостоятельностью, ребенок сможет поставить собственные цели. Ребенок по природе активен, ему надо реализовывать себя.

Игра учит ребенка ставить цели. Учит быть самостоятельным. Мотивы, цели, способы исполнения – вот единство трех компонентов. Очень часто в детском саду мотивы и цели ставит педагог, ребенку остается только способ исполнения. Вернуть ребенку единство всех трех компонентов очень важно, и идеальной формой для этого является самодеятельная игра.

     Ребенку необходимо взаимодействовать со сверстниками. Ребенок учится выстраивать отношения так, чтобы и его, и интересы другого ребенка были соблюдены. Такое же условие содержится внутри самодеятельной игры. Ведь только так самодеятельная сюжетно-ролевая игра будет продолжаться. Ребенок должен обладать развитым воображением. Развитое воображение предполагает сформированность внутреннего плана действий – способность представить себе ситуацию и мысленно преобразовать ее. Только в самодеятельной игре формируются знаковые действия и способность к моделированию.

    Преодоление эгоцентрической позиции также происходит в игре. Пиаже сказал, что ребенок видит окружающий мир только со своей точки зрения. Принимая на себя игровую роль, ребенок меняет свою точку зрения и смотрит на мир с других точек зрения. Здесь также силен и познавательный компонент.  Если ребенок чего-то не знает, то он выходит из игры, узнает, а затем снова погружается в игру. Игра и познание перемежаются волнообразно. Я ищу знания, потому что они нужны мне. А учебная деятельность вырастает на основе познавательного мотива. Именно здесь и лежит прочная взаимосвязь дошкольного детства и школьного возраста.

     Сегодня специально организованные игры вытесняют из педагогического процесса самодеятельную игру. Как правило, взрослый занижает требования к ребенку, занижает зону его ближайшего развития.

    Если ребенок играет с детьми  старшего возраста, картина меняется. За счет постоянных вовлечений старшими детьми младших – разворачивается невероятно сильная игра, организовать которую взрослый не способен.

    Мы предлагаем использовать комплексный метод педагогической поддержки самодеятельных игр:

1. Игра есть размышления об окружающей действительности, поэтому ребенку нужно обогатить знания и представления об окружающем мире.

2. Способы игровых действий (показать, как можно использовать предметы окружающей среды), обогащение игрового опыта.

3. Создание развивающей предметно – пространственной среды.

4. Активизирующее общение взрослого.

    Такой круговой цикл и запускает механизм саморазвития игры.

    Применение  выше сказанного позволяет нам сохранить огромный развивающий потенциал спонтанной детской игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Поддержка спонтанной игры детей, её обогащение."

Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Эта игра представляет собой ведущую деятельность ре...

Поддержка спонтанной игры детей, её обогащение.

Изучая Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17октября 2013г. №1155, раздел III Т...

Поддержка спонтанной игры детей, её обогащение.

Конспект НОД "Поддержка спонтанной игры детей, её обогащение" составила воспитатель первой категории Исаева Диана Зейнудиновна...

Статья "Поддержка спонтанной игры детей, её обогащение" (из опыта работы)

Спонтанная игра- это деятельность ребенка, которая возникает по его инициативе тогда, когда ему захочется, с теми предметами, какие ему больше нравятся, и заканчивается, когда ребенок наиграется. Спон...

технология «Дидактические игры- одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста» Из опыта работы воспитателя

Цель и задачи дидактической игры в детском садуИгра — основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Малыши и четвёртого, и седьмого года жизни играют, доступным им образом воссоздавая ...

Поддержка спонтанной игры детей, её обогащение

Одним из средств стимулирующих самостоятельную игру детей, являются игрушки. Особенно большое значение игрушки имеют на этапах раннего и младшего дошкольного детства, где предметно-игровая обстановка ...