Статья "Поддержка спонтанной игры детей, её обогащение" (из опыта работы)
статья (средняя группа)

Донская Елена Николаевна

Спонтанная игра- это деятельность ребенка, которая возникает по его инициативе тогда, когда ему захочется, с теми предметами, какие ему больше нравятся, и заканчивается, когда ребенок наиграется. Спонтанные игры необходимы для того, чтобы повысить жизненный опыт и улучшить уже приобретенный. Играя в одну и ту же игру несколько раз, ребенок все лучше и лучше переигрывает ее, добавляя новые варианты. Игра становить все более разнообразной и яркой

Для поддержки спонтанной игры важными факторами являются:

  • Обогащение предметно- пространственной среды в соответствии с возрастом
  •  Доступность и трансформируемость атрибутов игры
  •  Обогащение детского опыта (посещение музеев и театров, тематические праздники и досуги, фестивали и конкурсы).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spontannaya_igra.docx21.52 КБ

Предварительный просмотр:

Поддержка спонтанной игры детей, её обогащение (из опыта работы)

Спонтанная игра- это деятельность ребенка, которая возникает по его инициативе тогда, когда ему захочется, с теми предметами, какие ему больше нравятся, и заканчивается, когда ребенок наиграется. Спонтанные игры необходимы для того, чтобы повысить жизненный опыт и улучшить уже приобретенный. Играя в одну и ту же игру несколько раз, ребенок все лучше и лучше переигрывает ее, добавляя новые варианты. Игра становить все более разнообразной и яркой

Для поддержки спонтанной игры важными факторами являются:

  • Обогащение предметно- пространственной среды в соответствии с возрастом
  •  Доступность и трансформируемость атрибутов игры
  •  Обогащение детского опыта (посещение музеев и театров, тематические праздники и досуги, фестивали и конкурсы).

Спонтанная игра и ее значение для развития личности ребенка

     В чем состоит основная проблема реализации образовательного процесса в форме игры?

Воспитателю необходимо организовывать и проводить с детьми разнообразные, сюжетно-ролевые и прочие игры. Однако, если игровая деятельность задана извне она не может называться спонтанной игрой и тем более не может выполнять свои развивающие функции. Игра, как самостоятельная деятельность ребенка, развивается по своим собственным законам.

Выходит, что игра как деятельность ребенка и игра, как педагогическая форма – это разные вещи.

     Существует два критерия самодеятельной (или спонтанной) игры:

1. Наличие роли  

2. Наличие игрового мотива (то есть самостоятельной инициативы)  

     Спонтанная  игра – это уникальная деятельность ребенка, мотив которой лежит в самой игре.

Суть спонтанной игры – в ее процессуальности, в этом же заключается ее развивающее значение. Потенциальная ненасыщаемость игры и есть основа ее развития. Игра – зеркало, отражающее детское мировосприятие, это практическая форма размышления ребенка об окружающем мире.

Если мы замечаем, что игра пошла не в то русло, то нужно просто переключить ребенка на другой вид деятельности и отметить для себя такого ребенка, подключить психолога к коррекции его мировосприятия.

Виды игровой деятельности

1. Наличие роли,  игровой мотив – спонтанная сюжетно-ролевая игра  

2. Наличие игрового мотива, но отсутствие роли - игра-экспериментирование.

    Это тоже близко ребенку, ведь ребенок-дошкольник – это ребенок практик!

3. Наличие роли и отсутствие игрового мотива - организованная сюжетно-ролевая игра.

4. Отсутствие и роли, и игрового мотива - «не игра».

Итак, основная позиция самодеятельной игры – это наличие игрового мотива.

    Что это значит?

     Пока мы вовлекаем ребенка в игру, ее нельзя назвать самодеятельной. Это организованная педагогом игровая деятельность. Но в тот момент, когда ребенок берет в руки инициативу, начинает развивать сюжет, придумывать роли, игра становится самодеятельной.

Психологический возраст – одно из основных понятий ФГОС. Психологический возраст не всегда  равен календарному. Сегодня разница между календарным и психологическим возрастом бывает огромна. Тогда мы сталкивается с такими понятиями детского развития, как внешняя акселерация и психологический инфантилизм.

Из чего же складывается психологический возраст? Из трех составляющих:

1. Социальная ситуация развития

2. Ведущая деятельность (для ребенка 3-8 лет – это игра)

3. Возрастные новообразования (формируются в ведущем виде деятельности)

Что такое инициатива в игре?

Следует различать понятия «инициатива в игре» (ею обладает тот, кому принадлежат цели, способы и средства реализации данной игры) и «инициатор игры» (тот, кто начал или предложил игру, но не определяет вид игры).

Взрослый может инициировать игру, передав затем инициативу ребенку. И если случится момент, когда инициатива взрослого будет подхвачена, и ребенок заиграет самостоятельно, игра перерастет в самодеятельную или спонтанную.

С другой стороны игра может быть несамодеятельной, даже если ребенок играет в нее самостоятельно – например, игра в пирамидку или пазлы, где цель (собрать кольца в определенном порядке или собрать из частей общую картинку) уже заложена в самой игре, а не определяется ребенком.

В целевых ориентирах ФГОС указано, что ребенку нужно создать условия для проявления инициативы и самостоятельности. Проблема безынициативности детей очень серьезна.

Только проявляя инициативу и обладая самостоятельностью, ребенок сможет поставить собственные цели. Ребенок по природе активен, ему надо реализовывать себя. Игра учит ребенка ставить цели. Учит быть самостоятельным. Мотивы, цели, способы исполнения – вот единство трех компонентов. Очень часто в детском саду мотивы и цели ставит педагог, ребенку остается только способ исполнения. Вернуть ребенку единство всех трех компонентов очень важно, и идеальной формой для этого является самодеятельная игра. Ребенку необходимо взаимодействовать со сверстниками

Ребенок учится выстраивать отношения так, чтобы и его, и интересы другого ребенка были соблюдены. Такое же условие содержится внутри самодеятельной игры. Ведь только так самодеятельная сюжетно-ролевая игра будет продолжаться.

Ребенок должен обладать развитым воображением. Развитое воображение предполагает сформированность внутреннего плана действий. Что это такое? Ребенок-дошкольник действует методом проб, ребенок-школьник способен сначала обдумать, а потом действовать. В игре своеобразными путями происходит формирование внутреннего плана действий. В игре значение отделяется от одного предмета и переносится на другой. Перенос одного значения на другой и есть основа теоретического мышления!

Формирование внутреннего плана деятельности – способность представить себе ситуацию и мысленно преобразовать ее. Проблема недоигравших детей: дети не справляются с текстовыми задачами, они их попросту не понимают, не могут представить себе условия. Если дать схему, они поймут, но самостоятельно ее составить они не могут.

     Только в самодеятельной игре формируются знаковые действия и способность к моделированию.

У ребенка должна формироваться произвольность. Какие игры нацелены на это?

Игры с правилами. Если в сюжетной игре роль присутствует открыто, а правила скрыты, то к концу дошкольного возраста правила открыты, а роли скрыты.

      Если ребенок не прошел школу сюжетной игры, игра с правилами будет недостаточно сформирована. Длительность сохранения позы (например, простоять ровно и руки по швам) при выполнении роли (например, солдата на посту) в игре выше, чем вне игры. То есть уровень произвольности в условиях игры значительно вырастает. Так было 55 лет назад! У современных детей результаты неутешительны, ибо качество игры сегодня очень низкое. Иные дети вовсе не играют. В итоге – низкий уровень произвольности.

      Преодоление эгоцентрической позиции также происходит в игре. Принимая на себя игровую роль, ребенок меняет свою точку зрения и смотрит на мир с других точек зрения. Здесь также силен и познавательный компонент.

     Формирование познавательного мотива. В игре формируется мощный познавательный мотив. Если ребенок чего-то не знает, то он выходит из игры, узнает, а затем снова погружается в игру. Игра и познание перемежаются волнообразно. Он ищет знания, потому что они нужны ему.  

Сегодня специально организованные игры вытесняют из педагогического процесса самодеятельную игру. Как правило, взрослый занижает требования к ребенку, занижает зону его ближайшего развития.

    Если ребенок играет с детьми более старшего возраста, картина меняется. За счет постоянных вовлечений старшими детьми младших – разворачивается невероятно сильная игра, организовать которую взрослый не способен.

Методика организации и поддержки спонтанной игры

Предлагается использовать комплексный метод педагогической поддержки самодеятельных игр.

1. Чтобы ребенок заиграл, нужен опыт. Игра есть размышления об окружающей действительности, поэтому ребенку нужно обогатить знания и представления об окружающем мире.

2. Способы игровых действий (показать, как можно использовать предметы окружающей среды).   Обогащение игрового опыта.

3. Создание развивающей предметной среды.

4. Активизирующее общение взрослого.

Такой круговой цикл и запускает механизм саморазвития игры.

Что такое воображаемая ситуация?

Она появляется в ходе игры. Ее также можно задать через сценарий. Но можно предложить игровые действия, а можно задать игровую задачу. Например, девочка долго катает коляску с куклой. Что сделать, чтобы игра пошла дальше? Можно сказать: «Твоя дочка проголодалась, покорми ее». Это предложение игрового действия. А вот вопрос: «Твоя малышка плачет, что с ней?» – это уже задача.

Или: «У тебя дочка не голодна?» Это открытая игровая задача – вопрос, побуждающий к развитию воображения.

    Таким образом, для полноценного развития ребенку дшкольного возраста необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе.

     Основной посыл ФГОС ДО – обогащение условий развития дошкольников. В третьем разделе Стандарта – «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» выделяется ряд условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей:

  • Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
  • Поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной  т.д.);
  • Поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.

Литература:

- «Игра дошкольника» (редактор Новосёлова С.Л.) - М.: Просвещение, 1989

- «Игровые педагогические ситуации в рпыте работы» под ред. Н.В. Микляевой, М., Айрис 2011

- «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников» под ред. Н.А. Виноградовой Айрис-Пресс                                                                    

- Новосёлова С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. - М.: Центр инноваций в педагогике, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность в работе логопеда и воспитателя по обогащению словарного запаса детей с ОНР ( из опыта работы )

Бедность словарного запаса у детей с ОНР порождает ряд проблем: слабую продуктивную коммуникацию, невозможность лексико - грамматически правильно оформить высказывания, затруднения в связном, фонетич...

Статья: "Поддержка спонтанной игры детей, её обогащение."

Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Эта игра представляет собой ведущую деятельность ре...

Поддержка спонтанной игры детей, её обогащение.

Изучая Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17октября 2013г. №1155, раздел III Т...

Поддержка спонтанной игры детей, её обогащение.

Конспект НОД "Поддержка спонтанной игры детей, её обогащение" составила воспитатель первой категории Исаева Диана Зейнудиновна...

Поддержка спонтанной игры детей, её обогащение

Одним из средств стимулирующих самостоятельную игру детей, являются игрушки. Особенно большое значение игрушки имеют на этапах раннего и младшего дошкольного детства, где предметно-игровая обстановка ...

Поддержка спонтанной игры детей, её обогащение (из опыта работы воспитателя)

Игра, как педагогическая форма (организованная воспитателем) способствует решению образовательных и воспитательных задач, но в отрыве от самостоятельной игры она не может обеспечить развитие: использо...