Работа над песней
консультация (средняя группа)

Лемке Лариса Николаевна

Мастер-класс для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_rabota_nad_pesney.docx25.53 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс (для педагогов)

«Работа над песней»

Цель: овладение вокальными навыками воспитателей и специалистов детского сада.

Задачи:

1. пробудить интерес к певческой деятельности;

2. научить «певческому дыханию» и пению в унисон;

3. развитие дикции, исполнительского мастерства, ансамблевого пения.

Форма проведения: практикум

Участники мастер – класса: педагоги ДОУ.

План проведения мастер – класса:

1. Вступительная часть мастер – класса;

2. Практическая часть мастер – класса;

3. Заключительная часть мастер – класса.

Вступительная часть мастер – класса.

Муз.рук: Каждый человек, родившись, получает от матушки-природы драгоценный и великий дар – особого качества музыкальный инструмент – голос. Как же настроить хрупкий, тонкий музыкальный инструмент – детский голос? Как увлечь, заинтересовать малышей пением? Ведь пение способствует развитию их певческой культуры, общему и музыкальному развитию. Как сделать так, чтобы встреча с любимой песней стала праздником? Ведь песня учит нас быть добрыми и внимательными, чуткими и заботливыми. Она печалиться вместе с нами, когда нам грустно, и смеется звонко и радостно, когда мы веселимся. А это значит – песня воспитывает наш духовный мир и формирует личность.

Однако пение – это не только развивающий, но и физиологический процесс. Известно, что вокал является самым эффективным средством врачевания заикания, устранения речевых дефектов. Во время пения обогащаются образное мышление, фантазия, развиваются познавательные процессы, побуждающие к активному творчеству, тренируется координация всех мышечных систем, улучшаются обменные процессы в организме. Вокальные занятия являются профилактикой простудных заболеваний. Сам по себе вокал – уникальное средство самомассажа внутренних органов.

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. При обучении пению всегда иду от простого к более сложному, словно постепенно, вместе с воспитанниками, поднимаюсь по лесенке к вершинам исполнительского мастерства.

Ребенок-дошкольник – это “пластичный” кусочек, из которого вырастет самобытная, талантливая личность. И пусть в будущем ни один из моих воспитанников не будет петь, как Карузо, главное, чтобы песня стала для него верным другом на всю жизнь.

Моя задача – ненавязчиво, игровыми методами научить детей владеть своим природным даром, привить любовь к певческой деятельности. Данную работу

начинаю с детьми трехлетнего возраста. Особое  внимание уделяю звукообразованию:  учу петь протяжно, естественным, светлым звуком без напряжения и крика.

В средней, старшей и подготовительной группах работа над певческими навыками продолжается. Более углубленную работу в этом направлении веду с детьми старшего дошкольного возраста.

Игра – любимый вид деятельности ребенка. В игре он самоутверждается как личность, у него развивается фантазия. Сами того не замечая, дошкольники решают в игре сложные задачи по развитию дикции и артикуляции.

Практическая часть мастер – класса.

Предлагаю поработать над нашими голосами, а начнём мы с певческой установки

Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При пении надо следить за тем, как вы сидите, стоите, держите голову, корпус, как открываете свой рот. 

Запомните следующие правила:

- сидеть (стоять) ровно, не сутулиться;

- корпус и шею не напрягать;

- голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения;

- дыхание брать свободно (не брать в середине слова);

- петь естественным голосом, избегая резкого звучания;

- рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого, «белого» звука;

- нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги. 

Сейчас мы с вами сделаем упражнение, чтобы найти свою певческую установку. Оно называется «Берёзка».

Выполняется упражнение «Берёзка».

Данное упражнение делается стоя. Для начала надо согнуться. Тело должно быть максимально расслабленным. Можно поболтать руками и

головой, они должны висеть как «плети». И как только вы почувствовали полное расслабление своего тела, можно очень медленно выпрямляться, «идут позвонок за позвонком», затем плечи и последней будет голова. Упражнение нужно проделать несколько раз перед началом пения.

И так что же включают в себя «вокальные навыки»? (Муз.рук выслушивает варианты ответов участников мастер – класса.) -  Это работа над дыханием, звукообразованием, дикцией, чистотой интонирования и ансамблевым строем.

Начнём мы с дыхания.

Дыхание - бывает бытовым и певческим. Сегодня я вас научу певческому дыханию. Оно отличается от бытового. Во - первых, не в коем случае нельзя поднимать плечи. Дышим мы диафрагмой - она отделяет лёгкие от желудка. Чтобы её почувствовать необходимо положить руки в нижнюю часть рёбер и удерживать при взятии дыхания.

И так давайте попробуем набрать воздух в лёгкие, «надуть шарик» как говорят вокалисты.

Выполняется дыхательное упражнение «Шарик».

Сейчас мы берём хорошее дыхание через нос и выдыхаем через рот сначала на звук «С…», а затем на «Ф…».

Очень важно запомнить, что дыхание мы берём ровно столько, сколько требует фраза, которую вы будете петь. Если надо спеть отрывисто одно слово, то дыхание берём коротко, а если вам предстоит спеть длинную фразу, то рассчитывайте свой вдох так, чтобы вам хватило дыхания на всю фразу. 

Муз.рук: Теперь поговорим о звукообразовании. Наша задача, научиться петь без крика и напряжения. Большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком). И в этом нам помогают различные распевания. А также пение гласных букв под музыку. Выполняется распевание «А, о, у, э, и, ы».

Муз.рук : Следующая работа над дикцией. Она начинается с формирования округлых гласных и отчётливое произношение согласных. Улучшить дикцию можно с помощью различных упражнений, артикуляционной гимнастики, скороговорок, речевых зарядок и пр. Мы с вами будем петь сложное сочетание букв.

Выполняется «Распевание».

Педагоги поют под инструмент следующее сочетание звуков: «Бра-брэ-бри-бро-бру, Мра-мрэ-мри-мро-мру, Пля-пле-пли-плё-плю, Тля-тле-тли-тлё-тлю.»

Муз.рук : Теперь нам надо поработать над чистотой интонирования. Чистое интонирование - это точное воспроизведение мелодии. Чистота интонации в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха. Это использование различных упражнений на звукоподражание. Моё любимое упражнение «Эхо, отзовись». Петь мы будем сначала все вместе, а потом по одному. Выполняется упражнение «Эхо, отзовись» муз. и слова М. Андреевой. Эхо, отзовись! Чисто петь научись! Слушай не зевай! Всё за мной повторяй! 

Муз.рук :  Также очень полезно петь различные попевки, прибаутки на одной ноте, моя любимая попевка - «Этот толстый поросёнок». Сейчас мы попробуем спеть.

На слайде представлен видеоряд «Этот толстый поросёнок». Педагоги смотрят на видеоряд и поют попевку.

Попевка:        

Этот толстый поросёнок

Целый день хвостом вилял.         

Этот толстый поросёнок

Спинку об забор чесал.

Ля-ля-ля, лю-лю-лю

Поросяток я люблю

Вот только теперь мы подготовили свои голосовые аппараты для пения.

Сегодня мы разучим песню, которая называется «Про бабушку».

Выполняется работа над песней «Про бабушку».

После того как педагоги выучили слова, поработали над текстом, интонацией, ритмом, динамикой и пр., следует поработать над ансамблевым строем.

Ансамбль - стройное целое, ещё говорят «поют как один». В пении ансамблем, нужно слушать себя и других, сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Этого можно достичь в одном лишь случае: одновременно вступать, выдерживать общий темп, одновременно начать и оканчивать певческие фразы. Петь в единой динамике и выразительности.

Заключительная часть мастер – класса.

Муз.рук: И только проделав такой длинный и трудоёмкий путь, мы будем петь в ансамбле, ведь пение - это вокальное искусство. А человек не может петь совершенно, ему постоянно надо работать над голосом.

Я надеюсь, что вы узнали сегодня для себя что-то полезное и новое, а кто-то заинтересовался данным видом искусства и будет совершенствоваться!

Всем спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над песней

I Этап работы над песней – ознакомление, восприятие.На данном этапе я применяю наглядный и словесный методы. Новое произведение я всегда показываю целиком, исполняю все куплеты максимально выразительн...

Работа над песней на музыкальных занятиях в детском саду.

        Жизнь ребёнка с самого раннего возраста сопровождается песней: это потешки и колыбельные, которые поёт ему мама или бабушка. Подрастая, дети во время игры напевают з...

Консультация для музыкальных руководителей на тему «Три простых этапа работы над песней»

Уважаемые коллеги, в этой статье я рассмотрела три элементарных этапа работы над песней. Приведенная ниже последовательность действий помогает сделать работу музыкального руководителя грамотной, эффек...

Методика работы над песней

Методика работы над песнейРазучивание песни – один из самых важных разделов музыкального занятия. При этом нередко вся работа сводится к разучиванию текста и механическому повторению песни. Это ...

Консультация для родителей и педагогов:"Этапы работы над песней"

Консультация для родителей и педагогов:"Этапы работы над песней"...

Формы работы над песней

В каждой песне, особенно народной, заложен огромный потенциал . В работе над песнями мы исходим из их возможностей, потому формы работы над каждой песней индивидуальны. В данной работе приводятся прим...

Методика работы с песней в ДОУ

Методические рекомендации поэтапной работы над песней....