Воспитание чувств ответственности у детей дошкольников
статья (подготовительная группа)

Игнатьева Наталья Александровна

воспитание ответственности у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_chuvstv_otvetstvennosti_u_detey_doshkolnikov.docx18.44 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание чувств ответственности у детей дошкольников

Моральный облик личности во многом измеряется чувством ответственности.  Ответственность – это спосоность понимать последствия своих постпуков и отвечать за них, и исполнять взятые обязанности. Это чувство не может возникнуть само по себе и требует направленного воспитания. Ответственность тесно связана с самостоятельностью, хотя это  не одно и то же. Вначале возникает самостоятельность – ребенок учится сам одеваться, относить грязные вещи в корзину, омогать маме на кухне. Постепенно он понимает, что у него есть обязанности.

Формирование личной ответственности.
Личная ответственность упорядочивает поступки человека на протяжении всей жизни. На ее основе определяется отношение к социальным правилам и законам, выполняемой работе, происходит определение жизненных принципов и поведенческих направлений в обществе. Признание общественно важных норм как законов, выполнение поставленных целей и задач в соответствии с требованиями, признание неотвратимости ответственности за действия и поступки – показатели личности с хорошим уровнем личной ответственности.

Воспитание чувства ответственности у дошкольника.

•У младшего дошкольника чувство ответственности только зарождается. Все начинается с добросовестного выполнения задач, поставленных взрослыми и получает развитие в процессе дальнейшего воспитания и взаимодействия с окружающим миром.
•В старшем дошкольном возрасте ответственность становится формирующим качеством личности. В этом процессе важную роль начинает играть эмоциональное отношение ребенка ко взрослым и сверстникам. Дошкольник с удовольствием и тщательно выполняет задания, поручаемые взрослыми, которых он любит и уважает.

Грамотная мотивация.

Поощрение, одобрение, благодарность – именно эти составляющие помогут правильно мотивировать ребенка на общественно полезный труд. Поможет соблюдение простых правил:
1.Формирование ответственности начинается с воспитания добросовестного отношения к делу, терпения, настойчивости.
2.Мотивирующим фактором становится не оценка окружающих, а самооценка достижений и провалов.
3.При поручении задач ребенку важное значение имеет доверительный тон, деловое, партнерское отношение.
4.Избегать приказного тона и резких обращений в форме указаний и распоряжений. Лучше использовать более мягкие способы воздействия - предложение и просьба.
5.Реализация коллективных задач и общих целей хороший способ развития ответственности у детей любого возраста. При этом ребенок учится считаться с замыслами и чувствами сверстников, отвечать за свои решения и поведение не только перед взрослыми, но и перед товарищами.
Ежедневно ребенку приходится отказываться от своих занимательных дел и делать то, что совсем не хочется. Это предполагает привлечение определенных волевых усилий и самоограничение. Поэтому ответственность в дошкольном возрасте – начало реализации способности ребенка регулировать свое поведение в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Однако эта способность не совсем развита даже у детей старшего дошкольного периода. Стимулировать уровень саморегуляции поможет мотивация. Вызвать у ребенка интерес к заданию и процессу выполнения – задача взрослого.
Для формирования самостоятельности и заинтересованности в исполнении поставленной задачи особое значение приобретает активация таких чувств у дошкольника как удовлетворенность и недовольство результатами личной и совместной деятельности, готовность отвечать за качество результатов работы. В коллективной деятельности исчезает разделение работы на свою и чужую, приходит осознание важности вклада каждого участника. Дети начинают советоваться друг с другом, проявлять личную инициативу, прислушиваться к мнению сверстников, принимают совместные решения.
Развитие чувства ответственности у дошкольников тесно связано с развитием таких нравственных чувств как симпатия и сочувствие. На этой основе начинается развитие следующих индивидуальных качеств – исполнительность и инициативность. Это уже начальная форма ответственности.

10 вредных фраз, которые нельзя говорить если хотите воспитать ответственного ребёнка.

  1. А я тебе говорил (говорила)...
  2. Всё равно ничего не получится...
  3. Вот я в твои годы...
  4. Да откуда у тебя руки растут...
  5. Не трогай лучше я сама...
  6. У всех дети как дети, и только ты ...
  7. Сделаешь, потому что я так сказала...
  8. Твоего мнения никто не спрашивал...
  9. Вот вырастешь, тогда и поговорим...
  10. Твоего здесь ничего нет... (если это касается вещей ребёнка).

Как бы ни было сложно, ради будущего надо дать ребёнку свободу и позволить в чём-то набить свои шишки. Ведь дети, выращенные в тепоичных условиях, рано или поздно все равно выйдут в самостоятельную жизнь. Но лучше, чтобы это произошло вовремя, пока ошибки еще простительны и рядом есть надежное родительское плечо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание чувства ответственности у ребёнка.

На протяжении многих лет смысл слова «ответственность» существенно изменился. Для того чтобы увидеть проявления чувства ответственности в широком смысле, достаточно пойти прогуляться по улицам, получи...

Консультация для родителей старших дошкольников "Воспитание чувства ответственности у детей"

Консультация в уголок для родителей "Воспитание чувства ответственности у детей"...

Рекомендации родителям по воспитанию чувства ответственности у ребенка.

Рекомендации родителям по воспитанию чувства ответственности у ребенка....

Научная статья "ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТРАШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦСЕССЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Анотация: в статье обоснована актуальность проблемы формирования чувства ответственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. В основе формирования ответственности л...

Консультация для родителей Воспитание чувства ответственности у детей дошкольного возраста.

   В первые годы жизни ребенок не в состоянии оценить правильность своего поведения. Что такое «хорошо» и что такое «плохо» ему объясняют взрослые и эти объясн...