Консультация для родителей Воспитание чувства ответственности у детей дошкольного возраста.
статья

Болдовская Татьяна Николаевна

     В первые годы жизни ребенок не в состоянии оценить правильность своего поведения. Что такое «хорошо» и что такое «плохо» ему объясняют взрослые и эти объяснения впоследствии становятся фундаментом для формирования ответственности ребенка за свои поступки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Воспитание чувства ответственности у детей дошкольного возраста.

Материал составила Болдовская Татьяна Николаевна, методист ГБДОУ детский сад № 6 Адмиралтейского района СПб

     В первые годы жизни ребенок не в состоянии оценить правильность своего поведения. Что такое «хорошо» и что такое «плохо» ему объясняют взрослые и эти объяснения впоследствии становятся фундаментом для формирования ответственности ребенка за свои поступки.

      Ребенок постепенно знакомится с нормами и правилами взрослой жизни. С 2,5 до 3,5 лет - период жизни ребенка, который принято называть кризисом трех лет. Почему? Ребенок начинает осознавать себя как личность, пытается «завоевать» свое место в знакомом ему мире, поэтому часто он становится упрямым и неуправляемым. Кроме этого, он как бы «прощупывает» границы дозволенного, поэтому ему следует настойчиво и терпеливо объяснять, что можно и что нельзя и почему. Необходимо спокойно реагировать на капризы, не спешить выполнять все требования, но при этом учитывать, что ваш ребенок – такая же личность,  как и вы.

       Период жизни с 3,5 до 5 лет не только  наиболее благоприятный для формирования основ ответственности, но и то время, упустить которое – значит столкнуться в будущем с проблемой безответственного поведения ребенка. Простые требования, такие как  убрать игрушки, сложить одежду, выполнить несложные домашние поручения  являются необходимыми для формирования ответственности за свои поступки.  Постепенно круг обязанностей следует расширять так, чтобы у ребенка появились свои обязанности и зоны ответственности в семье.  Например, от уборки игрушек можно перейти к требованию наведения порядка во всем игровом пространстве ребенка;  необходимость  просто сложить свою одежду может перерасти в обязанность поддержания порядка в своем шкафу и т.д.

     В возрасте 5-7 лет сознание  ребенка готово к восприятию своей ответственности за те или иные поступки. Он уже понимает, как выполнение или невыполнение тех или иных поручений отражаются на общем настроении семейного сообщества. Другими словами он  становится (или не становится) более ответственным. И процесс этого становления в полной мере зависит от родителей и других взрослых членов семьи.  В этот период необходимо расширять и усложнять  зоны ответственности. Взрослые должны быть мудрыми и терпеливыми наставниками, готовыми напомнить, помочь и поощрить. К постоянным зонам ответственности ребенка мы можем отнести:

  • ответственность за собственную безопасность и жизнь,
  • ответственность за домашних любимцев,
  • ответственность за свои вещи и игрушки,
  • ответственность за данное слово и свои решения,
  • ответственность за собственные успехи и неудачи.

       Но родители и взрослые члены семьи иногда думают, что для воспитания чувства ответственности достаточно сформировать круг постоянных обязанностей ребенка.

       В некоторых семьях принуждение к выполнению этих обязанностей приводит к постоянным ссорам, которые плохо отражаются и на детях, и на родителях. В конце концов,  ребенок, вероятно, подчинится и выполнит требования, но неизвестно, как принуждение повлияет на формирование его характера.

       Чувство ответственности нельзя навязать, оно должно развиться на основе ценностной ориентации, полученной дома и вне семьи. Желая воспитать в своих детях чувство ответственности, мы хотим, чтобы оно возникло на основе высших ценностей – любовь к родине, к труду, к близким людям, желание делать добро. На деле же мы часто сталкиваемся с отсутствием ответственности ребёнка в самых простых вещах. И здесь важно выявить мотивацию ребенка, найти вместе с ним способы борьбы с его безответственностью.

     Однако иногда  ребенок может быть вежливым, поддерживать в своей комнате порядок, аккуратно выполнять все, что ему поручают, и все же принимать решения, за которые он не будет нести никакой ответственности. Это особенно верно в отношении тех детей, которых всегда лишают инициативы. Им не дают возможности составить собственное мнение о чем-либо, сделать выбор, выработать определенные основы поведения. А ведь именно в этом возрасте следует формировать такие качества, как инициативность, критичность к своим действиям, умение реагировать на критику других.    

    Внутренняя эмоциональная реакция ребенка влияет на закрепление в его сознании того, чему мы его учим. Ценности формируются  постепенно, пока ребенок подражает взрослым, которых он любит и уважает, с которыми отождествляет себя.

Итак, проблема ответственности детей поднимает, в свою очередь, проблему ценностной системы родителей в ориентации на детское воспитание. Не торопитесь упрекать своих детей в безответственности, а постарайтесь понять, в чем ее причина. У вас еще есть время для работы над ошибками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ВОСПИТАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Ваш малыш растет, открывает для себя мир, ищет себя в многообразии отношений, самоутверждается. И так хочется, чтобы он, делая первые, самые важные, ша...

Консультация для родителей «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей«Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей "Воспитание навыков безопасного поведенияу детей дошкольного возраста"

Обеспечить активность каждого ребёнка при освоении знаний и умений безопасного поведения в окружающей среде....

Консультация для родителей «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах».

Ритмы сопровождают нас повсюду. Трудно представить себе область, где бы человек ни сталкивался с ритмом. Учёные уже давно доказали, что даже уже в утробе матери ритм её сердца успокаивает и убаюкивает...

Консультация для родителей "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах"

Уважаемые родители, будьте внимательнее и участливее к своим детям, помогайте им развиваться и радовать вас своими успехами....

Консультация для родителей "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста на занятиях по степ – аэробике"

Консультация для родителей«Развитие чувства ритма у детей дошкольного возрастана занятиях по степ – аэробике» Инструктор по физической культуреАльмяшева А.Р.    ...

Консультация для родителей «Как воспитать ответственность у детей дошкольного возраста?»

   В дошкольном периоде дети активно учатся самостоятельности и общению с окружающим миром. Важно научить малыша принимать ответственность за свои дела – например, за порядок в ...