"Опыт работы службы сопровождения МАДОУ «Едэйко» по раннему выявлению и своевременной реабилитации семейного неблагополучия. Своевременность обмена информацией между субъектами профилактики».
учебно-методический материал

Ибрагимова Гульнара Владимировна

работа специалистов ППк МАДОУ во взаимодействии со всеми субъектами профилактики по защите прав и интересов ребенка, наиболее эффективна при условии:

  • раннего выявления проблемы;
  • своевременного информирования служб системы профилактики;
  • совместной скоординированной индивидуально - профилактической работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gulnara.docx35.01 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы службы сопровождения муниципальной дошкольной образовательной организации детского сада «Едэйко» по раннему выявлению и своевременной реабилитации семейного неблагополучия. Своевременность обмена информацией между субъектами профилактики.

(Слайд 2) Психолого-педагогический консилиум (далее - ППк) МАДОУ «Едэйко» это форма взаимодействия работников детского сада, для создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации детей с помощью психолого-педагогического сопровождения.

(Слайд 3) Целью работы ППк является:

Определение и организация в рамках МАДОУ «Едэйко» адекватных условий развития, обучения и воспитании в соответствии со специальными образовательными возможностями, диагностированными индивидуальными возможностями ребенка в зависимости от состояния соматического и нервно-психического здоровья.

 (Слайд 4) Задачами ППк являются:

1. Выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего принятия решений об организации психолого-педагогического сопровождения.

2. Разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся.

3. Консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей обучающихся; содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования.

4. Контроль над выполнением рекомендаций ППк

      (Слайд 5) Заседания ППк бывают плановые и внеплановые. Плановые заседания ППк проводятся в соответствии с графиком проведения, но не реже одного раза в полугодие для оценки динамики обучения и коррекции для внесения (при необходимости) изменений и дополнений в рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся.

Внеплановые заседания ППк проводятся при:

  • зачислении в ДОУ нового обучающегося, нуждающегося в психолого-педагогическом сопровождении;
  • при отрицательной (положительной) динамике обучения и развития обучающегося;
  • при возникновении новых обстоятельств, влияющих на обучение и развитие обучающегося в соответствии с запросами родителей (законных представителей) ребенка, педагогических и руководящих работников ДОУ;
  • с целью решения конфликтных ситуаций и в других случаях.

(Слайд 6) Перед специалистами ППк МАДОУ «Едэйко» стоят следующие задачи:

• изучить и проанализировать ситуацию развития детей в адаптационный период;

• выявить факторы «риска» в развитии детей и особенности усвоения материала;

• организовать психолого – педагогический мониторинг по отслеживанию состояния и результативности развития личности ребенка, уровень его достижений;

• определить индивидуальный маршрут ребенка при положительной или отрицательной динамике;

• изучить условия развития ребенка в семье;

• организовать взаимодействие между педагогическим составом детского сада и специалистами ППк, обеспечить консультативную и практическую помощь педагогам и родителям.

(Слайд 7) Специалисты ППк работают по следующим направлениям:

• диагностическое;

• консультативное;

• сопроводительное;

• информационно-просветительское;

• аналитическое.

Основными формами являются:

• индивидуальная и групповая диагностическая, коррекционно-развивающая работа с дошкольниками;

• индивидуальная и групповая консультативно-просветительская и профилактическая работа с родителями и педагогами;

• подготовка и участие в заседаниях ППк.

            Одна из главных обязанностей педагогов дошкольной организации – это выявление случаев нарушения прав и законных интересов ребенка, в ходе выполнения своих должностных обязанностей.

          Педагоги дошкольных образовательных учреждений первыми могут, должны и обязаны замечать различные неблагополучия и признаки семейного кризиса. Проявляя более внимательное и профессиональное отношение к детям и родителям, именно воспитатель может заметить первые «звоночки» кризиса в семье. Например: - ребенок стал приходить не опрятным, не умытым, не меняют нижнее бельё ….; мама раньше была весела общительная, а теперь замкнутая, не проявляет радостных чувств при встрече с ребенком..; от родителей стали исходить запах спиртосодержащей продукции  и т.д., и т.п..

            В нашем детском саду 2 социальных педагога, мы работаем с 7.00 до 19.00 часов, поэтому ежедневно 2-3 раза в день проводим обход групп, с целью наблюдения за детьми, и проведения (или приглашения) бесед с родителями (законными представителями). Работа ведется в тесном контакте с педагогами всех возрастных групп. Организовывается наблюдение за детьми, их внешним видом, самочувствием, психоэмоциональным состоянием, посещаемостью. В тесном сотрудничестве с администрацией МАДОУ «Едэйко», воспитателями, медицинским персоналом осуществляется контроль, за соблюдением родителями условий договора между МАДОУ и родителями (законными представителями), передается взаимоинформация о воспитанниках.

           На особом контроле семьи «группы риска», и семьи, находящиеся в СОП. За этими семьями ведется усиленный контроль, ведем «Тетради наблюдения» за этими семья. В этой тетради фиксируем информацию о различных неблагополучиях, о несоответствии нормам внешнего вида или психоэмоционального состояния, как ребенка, так и родителя. Воспитатель может записать, например, сегодня привели неумытым, от родителя исходил запах спиртосодержащей продукции и т.д. Эти тетради нам потом оказывают хорошую помощь, в накоплении и сохранении информации.

            При выявлении  семьи, в которой наблюдаются признаки неблагополучия, члены которых уязвимы вследствие каких-либо обстоятельств или могут понести ущерб от определенных социальных воздействий, происходит сбор информации: путем беседы с ребенком, родителями, родственниками, другими лицами, обследования жилищно-бытовых условий, получения дополнительной информации от субъектов системы профилактики.  

Чаще всего встречаются такие признаки неблагополучия, как:

•        неисполнение родителями (законными представителями) обязанностей воспитанию и обучению несовершеннолетних (отсутствие воспитанника в детском саду более 5 дней без уважительной причины, не поддерживание связи родителей (законных представителей) с педагогическими работниками МАДОУ);

•        асоциальный образ жизни родителей (законных представителей) (замечены в употреблении спиртосодержащей продукции);

•        неисполнение родителями (законными представителями) своих обязанностей по жизнеобеспечению несовершеннолетних по причине отсутствия работы и доходов.

               Родителей (законных представителей) социальный педагог приглашает на заседание ППк МАДОУ. По запросу социального педагога организуется внеплановое заседание ППк. На данном заседании ведется беседа с родителями (законными представителями), обсуждаются проблемы семьи и пути их возможного, совместного решения. На данной встрече, мы часто встречаем сопротивление со стороны родителей, нежелание идти на встречу. Но, в ходе коллегиальной встречи рассказывается, за что их семью ставят на учет, говорим о причинах возникших проблем и способах, средствах их предупреждения и разрешения, и тогда многие родители с пониманием идут на сотрудничество. Далее родителей отпускают, дальнейшее заседание проводится без их участия. Озвучиваются проблемы семьи, принимается решение:

  • о постановки (или не постановки) семьи в Банк данных семей, нуждающихся в индивидуальной профилактической работе (реабилитации) МАДОУ «Едэйко»;
  • назначаются кураторы семьи, в нашем случае это социальные педагоги – 2 человека (чтобы были взаимозаменяемые);
  • педагогическим работникам: внести предложения в индивидуальную программу реабилитации (далее ИПР) семьи – срок, в течении 5 рабочих дней.  
  • педагогу-психологу и социальным педагогам: провести диагностику, направленную на выявление личностных характеристик взрослых членов семей, детско-родительских взаимоотношениях в семьях (анкета для родителей (приложение № 4 приказа УО № 845 от 05.10.2021 г.), методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга и В.В. Столина), срок, в течении 7 рабочих дней.

          Следующее заседание ППк проводится через семь рабочих дней, оно посвящено вопросу утверждения индивидуальной программы реабилитации семьи группы риска. На данном заседании коллегиально обсуждаются, какие из предложенных педагогическими работниками мероприятия в  ИПР могут помочь в решении проблем данной семьи, какие мероприятия являются  эффективными и реально реализуемыми.

      Мероприятия  в ИПР – стараемся подобрать такие, которые будут направленные на содействие семьям:

  • в предупреждении, разрешении психологических и социальных проблем;
  • в преодолении последствий кризисных ситуаций, в том числе путем активизации собственных возможностей  для самостоятельного предупреждения;
  •  разрешения возникающих психологических проблем;
  • преодоления последствий кризисных ситуаций и создания, необходимых для этого условий;
  • на информирование родителей о причинах возникших проблем и способах, средствах их предупреждения и разрешения;
  • на развитие личности, ее самосовершенствование и самореализацию.

Принимается решение:

  • Утвердить  индивидуальную программу реабилитации (далее ИПР), указывается ее срок, от 3 месяцев до 1 года;
  • Педагогическим работникам: своевременно исполнять мероприятия по плану ИПР;
  • Социальным педагогам: осуществлять контроль за своевременным исполнением мероприятий по плану ИПР; при необходимости предлагать вносить корректировки в ходе реализации ИПР; провести повторную диагностику, направленную на выявление личностных характеристик взрослых членов семей, детско-родительских взаимоотношениях в семьях (анкета для родителей (приложение № 4 приказа УО № 845 от 05.10.2021 г.), методику диагностики родительского отношения А.Я. Варга и В.В. Столина), в срок до окончания срока ИПР; предоставить анализ исполнения реализации ИПР на заседании ППк, срок последний день окончания ИПР.

                Кураторы семьи регулярно следят за исполнением мероприятий плана ИПР, и осуществляют контроль за эффективностью данных мероприятий. В случае неисполнении в установленные сроки или неэффективности мероприятий, по запросу социального педагога опять организуется внеплановое заседание ППк. На данном заседании специалистами ППк обсуждаются причины неэффективности или неисполнения мероприятий и вносятся корректировки.

           Если принимаемые меры педагогами МАДОУ не несут положительных изменений семейной ситуации, то на заседании ППк принимается решение направить представление в КДНиЗП о возможности постановки семьи на профилактический учёт в муниципальный Банк данных о детях и семьях, находящихся в СОП.  Если семья приобретает статус, находящаяся в социально опасном положении в МАДОУ опять организуется внеплановое заседание ППк,  на котором обсуждаются предложения уже в межведомственный план ИПР, на основании проведенной диагностики проведенной с родителями уже на основании постановления КДН.

   Невозможно достичь положительных изменений и эффективных мер в решении проблем в семьях группы риска и семьях, находящихся в СОП без тесного взаимодействия со специалистами субъектов профилактики города Лабытнанги.

           (Слайд 9) В соответствии со статьей 9 Федерального закона № 120 ФЗ от 24.06.199 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", мы обязаны незамедлительно информировать:

1) орган прокуратуры - о нарушении прав и свобод несовершеннолетних;

2) комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав - о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

3) орган опеки и попечительства - о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;

4) орган управления социальной защитой населения - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении;

5) орган внутренних дел - о выявлении родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступления, других противоправных и (или) антиобщественных действий либо склоняющих их к суицидальным действиям или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, в отношении которых совершены противоправные деяния либо которые совершили правонарушение или антиобщественные действия;

6) орган управления здравоохранением - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;

7) орган, осуществляющий управление в сфере образования - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных организаций или иных организаций, осуществляющих обучение, либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных организациях;

8) орган по делам молодежи - о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости;

9) орган службы занятости - о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в трудоустройстве, а также о несовершеннолетних, оставивших образовательную организацию в установленных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

         

           Важной составляющей взаимодействия субъектов системы профилактики на семью  является профилактическая работа, которая направлена сведение к минимуму воздействия факторов риска, преодоление стрессов, продуктивного взаимодействия с окружающими.

Во исполнение приказа МУ «Управление  образования Администрации города Лабытнанги» от 20.01.2022 года № 31 «Об утверждении Порядка работы в рамках технологии раннего выявления случаев нарушения прав и законных интересов детей и оказания помощи семьям в вопросах защиты прав и законных интересов детей в системе образования города Лабытнанги» в детском саду издан приказ об исполнении данного Порядка, социальные педагоги назначены ответственными лицами за исполнение Порядка и за регистрацию информации в журнале о раннем выявлении случая нарушения прав и законных интересов детей (далее – журнал).

Сигнал о раннем выявлении случая нарушения прав ребёнка незамедлительно передается должностными лицами, для регистрации информации о раннем выявлении случая нарушения прав ребёнка в журнале. После регистрации в журнале ответственное лицо в течение одного рабочего дня передаёт сигнал о раннем выявлении случая нарушения прав ребёнка в отдел по обеспечению деятельности Комиссии по телефону, с последующей передачей в письменном виде по форме, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет».

В случае получения сигнала из Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации города Лабытнанги (далее – Комиссия) в течение не более чем трех рабочих дней от даты регистрации информации о случае нарушения прав и законных интересов ребенка (в случае экстренности – незамедлительно) проводим оценку сигнала, и составляем акт оценки безопасности и оценки риска жестокого обращения с ребенком (по форме согласно приложению № 3 к Порядку). Направляем информацию в Комиссию в течение одного рабочего дня от даты проведения оценки;

В случае выявления в ходе первичного обследования условий жизни ребёнка обстановки, которая представляет угрозу жизни и здоровью ребёнка:

        - незамедлительно передаем информацию об этом в Комиссию, в отдел опеки и попечительства Управления образования города Лабытнанги и ОМВД России по городу Лабытнанги (по телефону и в письменном виде в обязательном порядке);

        - принимаем экстренные меры по обеспечению безопасности ребёнка в соответствии с действующим законодательством (в том числе при необходимости составляет план обеспечения безопасности ребёнка по форме, согласно приложению № 4 к Порядку);

В случае открытия случая Комиссией можем назначаться кураторами случая, для организации и осуществления выполнения плана реабилитации семьи и ребенка, в соответствии с Порядком.

   (Слайд 9) Специалисты ППк на всем протяжении всей работы с проблемными семьями взаимодействуют с субъектами системы профилактики города Лабытнанги. Часто (всегда) процесс решения проблем семьи (ребенка), требует вмешательства субъектов профилактики, т.е. только силами специалистов МАДОУ не реально оказать семье (ребенку) качественную и своевременную помощь. Именно своевременность обмена информацией между субъектами профилактики помогает избегать усугубления кризисной семейной ситуации. Межведомственное взаимодействие позволяет улучшить качество социальной помощи и реабилитации несовершеннолетних и их семей и обеспечивает своевременность этой помощи.

            Своевременность обмена информацией между субъектами профилактики помогает на раннем этапе выявлять семейные неблагополучия, предотвращать тяжелые кризисные ситуации.

          Очень часто обращаемся к специалистам отдела диагностики и консультирования за консультативной помощью во время проведения диагностики с родителями; к специалистам ЦСОН по вопросам мало обеспеченности семьи, обследования жилищно-бытовых условий, к специалистам КДНиЗП для оказания помощи в реализации отдельных задач реабилитации объекта.  Принимаем участие в проведении совместных рейдов посещения семей, особенно в праздничные дни. Поддерживаем связь со специалистами в МАОУ СОШ г. Лабытнанги, чтобы провести взаимообмен информацией по семье, в которой старшие дети посещают школу.

         Взаимодействие со специалистами субъектов профилактики проходит не только в письменном виде (отчеты, письма), но с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования. Хочется выразить огромную благодарность всем специалистам системы профилактики города Лабытнанги, за то, что всегда оказывают нам квалифицированную помощь и дают профессиональные советы.

   В заключение хочу сказать, что работа специалистов ППк МАДОУ во взаимодействии со всеми субъектами профилактики по защите прав и интересов ребенка, наиболее эффективна при условии:

  • раннего выявления проблемы;
  • своевременного информирования служб системы профилактики;
  • совместной скоординированной индивидуально - профилактической работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа Службы сопровождения приемных и замещающих семей

В материале рассказывается о работе службы сопровождения, о направлениях работы учителя-логопеда...

Опыт работы учителя-логопеда МАДОУ № 38 – Шнырковой С.А. (из опыта работы) Тема: «Современные образовательные технологии в деятельности учителя-логопеда»

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности. Такой человек легко вступает в общение, он может внятно выражать свои мысли.  Хорош...

статья на тему «Формы обмена информацией между родителями и работниками образовательных учреждений. Формы предъявления родителям образовательных ценностей, принципов, подходов»

laquo;Формы обмена информацией между родителями и работниками образовательных учреждений. Формы предъявления родителям образовательных ценностей, принципов, подходов»...

Опыт работы "Система сопровождения развития ребенка раннего возраста"

Статья. Участник регионального конкурса "детские сады-детям"...

«Воспитание патриотических чувств у дошкольников – приоритетное направление воспитательной работы в ДОУ» (опыт работы методического сопровождения старшего воспитателя)

Представлена серия мероприятий старшего воспитателя по закреплению у педагогов  понятий «рабочая программа воспитания», «педагогическая этика», «гражданско-патриотич...