Конспект НОД в старшей группе «Прощание с Осенью. Составление интеллектуальной карты»
план-конспект занятия (старшая группа)

Надежина Оксана Андреевна

 

                                         

Конспект НОД в старшей группе «Прощание с Осенью.        Составление интеллектуальной карты»

Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках осени.

Задачи:

  1. Познакомить детей с методом интеллект- карты.
  2. Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и изменениями  в жизни животных и птиц.
  3. Продолжать развивать умение называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения.
  4. Продолжать развивать  внимание, мышление через отгадывание загадок.
  5. Воспитывать любовь к природе ,заботливое отношение к животным.

Словарная работа:

 пасмурная, ясная, дождливая, хмурая, волшебная, ранняя, поздняя, зимующие, перелетные.

 

                                               Ход НОД.

1.Вводная часть

 Воспитатель: -Здравствуйте ребята! Я рада всех вас видеть. Меня зовут Оксана Андреевна. Я работаю в другом детском саду и у меня есть малыши. Недавно мы решили составить рассказ об осени, но рассказ у них не получился, оказалось, они  знают о ней очень мало. Как вы думаете почему?

Дети:  Они еще маленькие, забыли…

Воспитатель: Правильно. Какие вы внимательные. Ребята, а вы знаете, что такое осень? Сможете о ней рассказать?

Воспитатель:-Здорово.А как мы сможем передать эту информацию другим детям?

Дети:  Написать, нарисовать, записать на видео.

Воспитатель: Отлично.Хорошая идея. Но перед этим нужно составить план, чтобы получился  красивый рассказ и ничего не забыть. Вы когда -нибудь составляли план? Ну, а я предлагаю вам составить план-карту «помощник».Пройдемте к нашей карте.(Психогимнастика.)

                         (Дети проходят и садятся на стульчики)

2.Основная часть.

Воспитатель:Я предлагаю вам составить умную карту об осени, все о чем мы будем говорить, разместим на этой карте.Так как мы будем говорить об осени,то в центр карты поместим саму осень.

Воспитатель: Назовите месяцы осени!

Дети:  Сентябрь, октябрь, ноябрь.

                 (поместила месяцы в середину доски)

Воспитатель: Молодцы, вы правильно назвали месяцы. А в сентябре какая осень? (Ранняя)А в октябре? (Золотая)И в ноябре?(Поздняя)

Воспитатель:Я предлагаю вам  поиграть  в игру «Закончи предложение». Я называю начало предложения, а вы по смыслу его заканчиваете.

          На смену лету пришла…..

          Осенью опадают …

           Дует холодный….

           В лесу выросли….

           Моросит мелкий….

           Солнышко все реже и реже выглядывает из-за …..

          Птицы собираются в стаи и ….

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы правильно закончили предложения.

                         С давних времен люди складывали стихи, песни об Осени. Послушайте стихотворение о приметах осени.

                            Белая береза в золото одета,

                            Вот и появилась осени примета.

                            Стелется туман, что не видно света

                            И туман здесь тоже осени примета.

                            Сеет капли дождик с ночи до рассвета,

                            Эти капли тоже осени примета!

О каких приметах осени говорилось в стихотворении?

Дети: Листья пожелтели, стелется туман, часто идут дожди!

                (поместить на доску картинки с явлениями природы)

Воспитатель: Отлично ребята. Наша карта пополнилась вашими ответами.

 Воспитатель: А что вы можете сказать о жизни людей осенью?                              

Дети:  Одевают теплую одежду, собирают урожай, собирают грибы, листья.( Если не отвечают, показываю карточки с изображениями.)

                     (поместить картинки на доску)

 

                                      Игра «Соберите  съедобные грибы»

(Дети собирают в одну корзину грибы боровики, а мухоморы оставляют)

Воспитатель: Молодцы ребята. А теперь возьмите по 2 листочка и встанем в круг. (Проводится физминутка)

 Воспитатель: Молодцы ребята.Давайте вернемся к нашей карте. С приходом осени в лесу становится холодно. Что птицы сделали?

Дети: Улетели на юг!

Воспитатель:Как они называются?

Дети: Перелетными.

Воспитатель: Почему они улетели?

Дети: Нет корма, холодно.

Воспитатель: Посмотрите как птицы улетели на юг. Картинки улетающих птиц помещаю на карте.( скворцы улетают тучей, утки прямым фронтом или шеренгой, журавли клином.)

Воспитатель: А все птицы улетели на юг? Отгадайте загадки и вы узнаете какие птицы остались .

1.Кто красуется на ветке

В желтой праздничной жилетке?

Эта маленькая птичка.

А зовут ее….(синичка)

2.Чик-чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

 Кто это? (воробей)

3.Шапка красная на нем

Издали горит огнем.

Он устроился на сук,

Барабанит «тук» да «тук». (дятел)

Воспитатель: Как мы их назовем?

Дети: Зимующие.

                (повесить картинки зимующих птиц)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кого я поместила на карту?

Дети: Заяц.

Воспитатель: А как зайчик готовится к зиме?

Дети: Меняет серую шубку на белую. Чтобы не видно его было на белом снегу.

 Воспитатель: А это кто?

 Дети:   Белочка.

  Воспитатель:   А как белочка готовится к зиме?

Дети: Запасает орехи, грибы. Тоже меняет рыжую шубку на серую .

Воспитатель:  А это кто?

Дети: Волк.

Воспитатель: А волк готовится к зиме?

Дети: Нет.

Воспитатель: А как его жилище называется?

Дети:  логово.

Воспитатель: А это кто?

Дети: Лиса.

Воспитатель: А как ее жилище называется?

Дети: Нора.

Воспитатель: Ребята, а кто из диких животных всю зиму спит?

Дети: Ёж и медведь.

Воспитатель: А где еж спит? А где медведь?

Дети: В норке из листьев. А медведь в берлоге.

Воспитатель: Молодцы ребята. У всех диких животных к зиме отрастает длинная и густая шерсть. Чтобы зимой им было тепло.

 

                         Итог НОД:

Воспитатель: Дети, посмотрите, какая красивая у нас получилась карта. С ее помощью  я смогу рассказать своим детям гораздо интереснее. Скажите, о чем мы сегодня говорили с вами?

Дети: Листья облетели, птицы улетели, люди урожай собрали, звери к зиме подготовились.

Воспитатель: Я рада, что вы много знаете об осени .Но пора с нею простится, потому что завтра наступит первый день зимы.

 

      Упражнение  «Листочек в руку я возьму и ласковое слово ей скажу»   

Воспитатель:Я предлагаю вам  сказать ласковое прощальное слово об Осени. Я начну , а вы продолжите. Беру листочек в руку и говорю «Осень самая красивая.»(Добрая, красивая, волшебная, прекрасная и т.д.)Молодцы ребята, а Осень тоже передала вам прощальные подарки .(Раздаю листочки). А я благодарю вас за помощь. Спасибо.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_na_konkurs.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

                                         

Конспект НОД в старшей группе «Прощание с Осенью.        Составление интеллектуальной карты»

Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках осени.

Задачи: 

  1. Познакомить детей с методом интеллект- карты.
  2. Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и изменениями  в жизни животных и птиц.
  3. Продолжать развивать умение называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения.
  4. Продолжать развивать  внимание, мышление через отгадывание загадок.
  5. Воспитывать любовь к природе ,заботливое отношение к животным.

Словарная работа:

 пасмурная, ясная, дождливая, хмурая, волшебная, ранняя, поздняя, зимующие, перелетные.

                                               Ход НОД.

1.Вводная часть

 Воспитатель: -Здравствуйте ребята! Я рада всех вас видеть. Меня зовут Оксана Андреевна. Я работаю в другом детском саду и у меня есть малыши. Недавно мы решили составить рассказ об осени, но рассказ у них не получился, оказалось, они  знают о ней очень мало. Как вы думаете почему?

Дети:  Они еще маленькие, забыли…

Воспитатель: Правильно. Какие вы внимательные. Ребята, а вы знаете, что такое осень? Сможете о ней рассказать?

Воспитатель:-Здорово.А как мы сможем передать эту информацию другим детям?

Дети:  Написать, нарисовать, записать на видео.

Воспитатель: Отлично.Хорошая идея. Но перед этим нужно составить план, чтобы получился  красивый рассказ и ничего не забыть. Вы когда -нибудь составляли план? Ну, а я предлагаю вам составить план-карту «помощник».Пройдемте к нашей карте.(Психогимнастика.)

                         (Дети проходят и садятся на стульчики)

2.Основная часть.

Воспитатель:Я предлагаю вам составить умную карту об осени, все о чем мы будем говорить, разместим на этой карте.Так как мы будем говорить об осени,то в центр карты поместим саму осень.

Воспитатель: Назовите месяцы осени!

Дети:  Сентябрь, октябрь, ноябрь.

                 (поместила месяцы в середину доски)

Воспитатель: Молодцы, вы правильно назвали месяцы. А в сентябре какая осень? (Ранняя)А в октябре? (Золотая)И в ноябре?(Поздняя)

Воспитатель:Я предлагаю вам  поиграть  в игру «Закончи предложение». Я называю начало предложения, а вы по смыслу его заканчиваете.

          На смену лету пришла…..

          Осенью опадают …

           Дует холодный….

           В лесу выросли….

           Моросит мелкий….

           Солнышко все реже и реже выглядывает из-за …..

          Птицы собираются в стаи и ….

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы правильно закончили предложения.

                         С давних времен люди складывали стихи, песни об Осени. Послушайте стихотворение о приметах осени.

                            Белая береза в золото одета,

                            Вот и появилась осени примета.

                            Стелется туман, что не видно света

                            И туман здесь тоже осени примета.

                            Сеет капли дождик с ночи до рассвета,

                            Эти капли тоже осени примета!

О каких приметах осени говорилось в стихотворении?

Дети: Листья пожелтели, стелется туман, часто идут дожди!

                (поместить на доску картинки с явлениями природы)

Воспитатель: Отлично ребята. Наша карта пополнилась вашими ответами.

 Воспитатель: А что вы можете сказать о жизни людей осенью?                              

Дети:  Одевают теплую одежду, собирают урожай, собирают грибы, листья.( Если не отвечают, показываю карточки с изображениями.)

                     (поместить картинки на доску)

                                      Игра «Соберите  съедобные грибы»

(Дети собирают в одну корзину грибы боровики, а мухоморы оставляют)

Воспитатель: Молодцы ребята. А теперь возьмите по 2 листочка и встанем в круг. (Проводится физминутка)

 Воспитатель: Молодцы ребята.Давайте вернемся к нашей карте. С приходом осени в лесу становится холодно. Что птицы сделали?

Дети: Улетели на юг!

Воспитатель:Как они называются?

Дети: Перелетными.

Воспитатель: Почему они улетели?

Дети: Нет корма, холодно.

Воспитатель: Посмотрите как птицы улетели на юг. Картинки улетающих птиц помещаю на карте.( скворцы улетают тучей, утки прямым фронтом или шеренгой, журавли клином.)

Воспитатель: А все птицы улетели на юг? Отгадайте загадки и вы узнаете какие птицы остались .

1.Кто красуется на ветке

В желтой праздничной жилетке?

Эта маленькая птичка.

А зовут ее….(синичка)

2.Чик-чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

 Кто это? (воробей)

3.Шапка красная на нем

Издали горит огнем.

Он устроился на сук,

Барабанит «тук» да «тук». (дятел)

Воспитатель: Как мы их назовем?

Дети: Зимующие.

                (повесить картинки зимующих птиц)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кого я поместила на карту?

Дети: Заяц.

Воспитатель: А как зайчик готовится к зиме?

Дети: Меняет серую шубку на белую. Чтобы не видно его было на белом снегу.

 Воспитатель: А это кто?

 Дети:   Белочка.

  Воспитатель:   А как белочка готовится к зиме?

Дети: Запасает орехи, грибы. Тоже меняет рыжую шубку на серую .

Воспитатель:  А это кто?

Дети: Волк.

Воспитатель: А волк готовится к зиме?

Дети: Нет.

Воспитатель: А как его жилище называется?

Дети:  логово.

Воспитатель: А это кто?

Дети: Лиса.

Воспитатель: А как ее жилище называется?

Дети: Нора.

Воспитатель: Ребята, а кто из диких животных всю зиму спит?

Дети: Ёж и медведь.

Воспитатель: А где еж спит? А где медведь?

Дети: В норке из листьев. А медведь в берлоге.

Воспитатель: Молодцы ребята. У всех диких животных к зиме отрастает длинная и густая шерсть. Чтобы зимой им было тепло.

                         Итог НОД:

Воспитатель: Дети, посмотрите, какая красивая у нас получилась карта. С ее помощью  я смогу рассказать своим детям гораздо интереснее. Скажите, о чем мы сегодня говорили с вами?

Дети: Листья облетели, птицы улетели, люди урожай собрали, звери к зиме подготовились.

Воспитатель: Я рада, что вы много знаете об осени .Но пора с нею простится, потому что завтра наступит первый день зимы.

      Упражнение  «Листочек в руку я возьму и ласковое слово ей скажу»  

Воспитатель:Я предлагаю вам  сказать ласковое прощальное слово об Осени. Я начну , а вы продолжите. Беру листочек в руку и говорю «Осень самая красивая.»(Добрая, красивая, волшебная, прекрасная и т.д.)Молодцы ребята, а Осень тоже передала вам прощальные подарки .(Раздаю листочки). А я благодарю вас за помощь. Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД в старшей группе "Составление рассказа по серии сюжетных картинок"

продолжать формировать умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Прощание с осенью»

Описание материала: конспект занятия   для детей старшей группы (5-6 лет.) по теме Прощание с осенью  »...

Конспект развлечения в старшей группе Тема: «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ!» «Прощание с зимой».

Конспект развлечения в старшей группеТема: «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ!» «Прощание с зимой». Цель: создание у детей праздничного настроения.Задачи: 1. Развивать психофизические ка...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: «Составление рассказа по интеллектуальной карте «Осень».

Интеллект карта – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной (графической) форме.Целью  создания карт могут быть са...