Консультация для родителей. «Введение детей раннего возраста в мир сенсорики и конструирования»
консультация (младшая группа)

Бондарева Инна Алексеевна

В статье рассказывается о том, как можно наилучшим образом познакомить детей раннего возраста с такими значимыми признаками предметов, как цвет, форма, величина. Основу работы по сенсорному воспитанию составляет совместная игровая деятельность с детьми. Игры со строительным материалом очень интересны малышам. Они незаменимы для умственного развития, также они способствуют развитию познавательного интереса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В МИР СЕНСОРИКИ И КОНСТРУИРОВАНИЯ

Сенсорное воспитание служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной мере зависит от уровня сенсорного развития детей.

В истории дошкольной педагогики сенсорика занимала одно из центральных мест. Были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства — музыкой, живописью, скульптурой. И, конечно, каждый малыш, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным.

Важнейший метод сенсорного развития — обучение в форме игр-занятий с дидактическими игрушками и материалом. Это могут быть задания на группировку однородных предметов по величине, форме или по цвету.

Особое значение в практической ориентировке детей раннего возраста имеет овладение способами обследования сенсорных качеств и свойств: ощупыванием, рассматриванием, сравнением. Основная роль при этом отводится таким методическим приемам, как обведение контура предмета рукой ребенка, направляемой взрослым. Затем следует переход к самостоятельному обведению контура предмета и наконец к чисто зрительному анализу свойств.

Существенным фактором является взаимосвязь обучения на занятиях с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной деятельности и т. д.

Так, в играх дети постоянно знакомятся с качеством предметов. Умываются — узнают температурные свойства воды. Гуляют на улице — познают свойства снега.

В наблюдениях за природой закрепляется название цветов. Собирая матрешку, размещая вкладыши, одевая маленьких и больших кукол, малыши на практике овладевают понятием величины.

В раннем возрасте устанавливается связь формы конкретных предметов с ее обобщенным выражением. Деревянный или нарисованный кружок дети называют то шариком, то мячиком и т. д. Использование опредмеченных слов-названий помогает развитию и углублению восприятия формы. Не стоит сразу говорить ребенку о прямоугольнике, квадрате. Малыш усваивает форму как признак других важных свойств предметов. Он легко запоминает, где «крыша», «огурчик», «кирпичик», и так выбирает необходимые формы.

На каждом занятии я знакомлю детей со свойствами тех предметов, с которыми они будут действовать. Например со строительным материалом. Ставлю практические и умственные задачи, добиваясь, чтобы мои маленькие воспитанники их поняли и приняли к исполнению. Затем показываю, как эти задачи следует решать, направляю деятельность детей на достижение определенного результата. Ознакомимся, например, с тем, как проходят игры-занятия со строительным материалом в детском саду и как их можно организовать дома.

Малышам доступно сооружение несложных построек из строительного материала (кубиков и кирпичиков). Действуя с ним, ребятишки узнают цвет, форму предметов, их величины, приобретают элементарные пространственные представления. Я учу детей называть словом те признаки предметов, с которыми они познакомились: кубик красный, кирпичик зеленый, домик получился маленький, а забор высокий. Таким образом в играх со строительным материалом развивается речь, расширяется словарный запас.

Возведение постройки требует сосредоточенности, внимания, памяти. Движения детей становятся более точными, ловкими, целенаправленными. Игры со строительным материалом дают возможность проявить самостоятельность. Малыш приучается аккуратно пользоваться материалом, бережно относиться к постройке, сооруженной им самим или его товарищем.

Учу ребят ставить кубики друг на друга (башня), ставить кирпичики вертикально в ряд на длинное ребро (загородка) и на короткое ребро (высокий забор). Из кубиков и кирпичиков малыши могут построить: стол, стул, диван, кровать, скамейку, домик, ворота. Объясняя, каждый раз показываю, как и что надо сделать. Построив что-либо, дети играют: на скамейке сидит матрешка; в ворота въезжает машина; за загородкой гуляют цыплята и т. д. Важно, чтобы игрушки по размерам соответствовали постройке и были устойчивы.

Приемы возведения новой постройки ребенок усваивает не сразу, поэтому занятия с одним и тем же содержанием повторяются неоднократно.

Очень полезно сочетать обучение конструктивным умениям с развитием представлений об окружающем мире, с пополнением словарного запаса.

Малыши любят делать что-то вместе со взрослыми, особенно с папой и мамой. Учитывая это, можно организовывать такие игры-занятия со строительным материалом, где каждый из участников выполняет свое задание. Например, вы предлагаете сыну или дочке построить дом с садом для семьи матрешки.

Вы строите дом, а ребенок возводит вокруг дома забор, оставив место для деревьев. Потом вместе с малышом сооружаете ворота. Предложите ребенку сделать из кирпичиков дорожку от ворот к дому.

В ходе игры малышей учат называть качества предметов. Как вы думаете, какие качества предметов может назвать ваш ребенок в данной постройке? Цвет, форму, величину.

Очень важно помнить, что занятия должны создавать у детей хорошее настроение, доставлять удовольствие. Ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать самому.

Эта радость — залог успешного развития детей на ступени раннего возраста. Она играет важную роль в процессе дальнейшего воспитания ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей, имеющих детей раннего возраста и младшего дошкольного возраста - Предметы домашнего окружения в роли игрушек.

Игра –это потребность растущего человека, и ее следует удовлетворять, иначе дети будут стремиться заполнить образовавшийся вакуум сами.В данной консультации рассказывается о том, как организоват...

Консультация для родителей группы детей раннего возраста от 2 до 3 лет на тему: «О кризисах в развитии детей: кризис трёх лет» в форме аукциона идей.

Надеюсь, благодаря такой форме проведения консультации родители поймут, что знать о том, что такое кризис трех лет, и что стоит за внешними проявлениями маленького капризули и буяна, нужно обязательно...

Консультация для родителей «Воспитание детей раннего возраста в семье» «Наши дети на свет родились, чтобы радостно жить!»

"Воспитание детей раннего возраста в семье» «Наши дети на свет родились, чтобы радостно жить!»...

Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...

Доклад «Введение детей раннего возраста в мир сенсорики и конструирования»

Большие возможности для формирования словаря предоставляют самостоятельные игры детей. В работе значительное место отводим формированию положительных отношений между детьми и организации их игр. Учим ...

Советы для родителей по адаптации ребенка в детском саду. Консультация для родителей речь детей раннего возраста

Советы и рекомендации для родителей по адаптации ребенка в детском саду. Речь ребенка в раннем возрасте. Игры для детей раннего возраста....