ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД СКАЗКОЙ
статья

Шедова Елизавета Александровна

Аннотация: В статье рассказывается об актуальности воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством сказок. Автор делится личным опытом работы в данном направлении и освещает особенности использования сказочных произведений для развития нравственности детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospit.nravstv.kach_.u_detey_3-4_let_v_pr-se_skazok.docx27.61 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД СКАЗКОЙ

Аннотация: В статье рассказывается об актуальности воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством сказок. Автор делится личным опытом работы в данном направлении и освещает особенности использования сказочных произведений для развития нравственности детей.

Ключевые слова: нравственность, сказка, воспитание, дошкольник.

В современном мире все чаще наблюдается неприятная тенденция, связанная с жестоким и агрессивным поведением детей как по отношению друг к другу, так и в общении с близкими людьми. Из-за увеличения потока негативной информации с экранов телевизоров и сети Интернет, просмотра зарубежных, часто бессмысленных мультфильмов, у дошкольников искажаются представления о нравственных качествах.

А ведь именно младший дошкольный возраст является наиболее сенситивным для морально-нравственного воспитания. В связи с этим, главная задача педагога ДОУ – использовать в образовательном процессе средства и методы, способствующие формированию и развитию нравственности.

Одним из таких методов, показавших свою высокую эффективность, является сказкотерапия. В сказках содержится богатый материал для нравственного воспитания детей:

- усваиваются главные нравственные качества: добро-зло, жадность-бескорыстие, мир-вражда, послушание-непослушание, трудолюбие-лень и др.

- развивается способность отличать хорошее от плохого;

- развивается эстетический вкус, умение ценить и беречь красоту;

- воспитывается уважительное отношение к своему и чужому труду;

- воспитывается позитивное отношение ко всему окружающему;

Неоспоримое преимущество сказок в том, что передача нравственного поведения в них происходит через действия и поступки персонажей, понятные и близкие каждому ребенку. На примере сказки легко продемонстрировать такие важные понятия, как добро и зло, справедливость, дружба, сопереживание, отзывчивость, совесть и т.д. Через сказочные произведения дошкольники получают свой первый эмоционально-нравственный опыт, на основе которого в будущем смогут оценивать последствия своих поступков. Благодаря сказке дети познают окружающий мир не только умом, но и сердцем.

Ребята младшей группы, в которой я работаю, уже полюбили определенные сказки и просят рассказывать их ежедневно. Детям нравится увлекательный сюжет, яркие персонажи и эмоциональные диалоги. Сказки «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Три медведя», «Волк и козлята» помогают расширять представления о мире, формируют правильное отношение к окружающим, учат общаться, выражать свои мысли и чувства, в ненавязчивой и доступной форме воспитывают основные нравственные качества.

В соответствии с изученными сказками в группе организованы книжный и театральный уголки, где дети могут закрепить пройденный материал или просто побыть наедине с любимыми героями. Также сделана подборка игрушек по самым известным сказочным произведениям. В процессе работы со сказкой мы выяснили, что ребятам больше нравится не чтение, а рассказывание с элементами обыгрывания.

Дети с удовольствием включались в активную деятельность, когда их просили выполнять определенные имитационные движения (показать какого размера репка, как сильно ее тянули), продемонстрировать эмоции главных персонажей, повторить их слова и действия.

Эффективность от применения сказок в целях нравственного воспитания повышается также выразительным повествованием со сменой интонаций, и реализацией принципа наглядности – показом игрушек и красочных иллюстраций. Все это способствует поддержанию интереса дошкольников к содержанию произведений и более глубокому погружению в образовательно-педагогический процесс.

Для закрепления главных понятий и выводов после прочтения сказок проводим беседы и играем в различные дидактические игры. В беседах по содержанию произведений помогаем детям делиться своими эмоциями и впечатлениями, вместе анализируем и оцениваем поступки персонажей, развиваем навыки сопереживания и искреннего участия к судьбе главных героев. Также применяем тематические беседы: «Что такое хорошо, и что такое плохо», «Будь вежливым», «Поговорим о доброте» и т.п., благодаря которым ребята учатся проявлять заботу по отношению друг к другу, быть внимательными, отзывчивыми и доброжелательными.

Известно, что в процессе слушания сказки, ребенок отождествляет себя с героем произведения, старается ему подражать, встает на сторону добра и справедливости. Таким образом, дошкольник перенимает определенные нравственные нормы и правила поведения, которые закрепляются в его характере и в дальнейшем переносятся в реальную жизнь.

Сказки всегда производят на детей неизгладимое впечатление. Их яркая эмоциональность, простота и красочность, динамичный сюжет, интересные персонажи – все это усиливает воспитательный эффект и способствует формированию нравственных качеств. С помощью сказок у дошкольников воспитываются: воля, смелость, трудолюбие, вера в себя, ответственность, целеустремленность, обязательность, доброта и честность.

В результате, главные нравственные понятия и ценности, ярко выраженные в образах главных сказочных героев, закрепляются детьми в реальной жизни в отношениях с близкими людьми, сверстниками и взрослыми.
Именно через сказку ребенок познает свое место в мире, получает первые представления о дружбе и предательстве, добре и зле, смелости и трусости.

         Список информационных источников

Методическая литература:

  1. Абраменкова В. В. Принципы и критерии нравственного развития современно ребенка в образовании [Текст] / В. В. Абраменкова. — М.: Мозаика-Синтез, 2014. — 167с.

Электронные ресурсы:

  1. Формирование духовно-нравственных качеств младших дошкольников в процессе чтения сказок.

URL https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/12/31/formirovanie-duhovno-nravstvennyh-kachestv-mladshih-doshkolnikov-v (дата обращения: 29.11.2022).
         2. Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок.

URL https://infourok.ru/poznavatelnyj-proekt-vospitanie-nravstvennyh-kachestv-detej-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-posredstvom-russkih-narodnyh-skazok-5103528.html (дата обращения: 29.11.2022)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с м...

Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста

Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста...

Отчёт по самообразованию на тему: "Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста по средствам русской народной сказки"

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей иска...

« ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД СКАЗКОЙ»

Статья « ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД СКАЗКОЙ»...