Консультация «Формы и методы , используемые при организации режимных моментов» (для молодых педагогов)
консультация (средняя группа)

Парфенова Валентина Николаевна

«Формы и методы   используемые при организации   режимных моментов»

                            (для молодых педагогов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_i_metody_2.docx64.52 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ Н.В. ПУШКОВА»

                              Консультация на тему:

«Формы и методы, используемые при организации          режимных моментов»

                            (для молодых педагогов)

                                                                                          Подготовила        

                                                                                  Парфенова Валентина Николаевна 

 

                                                г. Москва, г. Троицк

Ноябрь 2022

     

       Под режимом понимается научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение во времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.

В результате ритмического повторения всех составляющих элементов режима (питания, сна, игр, занятий, прогулок) у детей образуются прочные динамические стереотипы жизнедеятельности, облегчающие переход от одного ее вида к другому.

Требования к режиму дня определяются психофизиологическими особенностями возраста, задачами воспитания, окружающими условиями.

Основное требование к режиму - учет возрастных особенностей детей. В младших группах больше времени отводится на сон, одевание, раздевание, умывание и т. д. В старших группах соответственно больше уделяется на игры и другие виды деятельности.

 Организаторам правильного режима в каждой возрастной группе является воспитатель. Он проводит постоянную кропотливую работу по приучению детей к выполнению режима, ведя их от первых шагов в усвоении режимных требований к самостоятельности.

К основным режимным моментам относятся:

1. Прием детей, осмотр, игры, утренний круг, утренняя гимнастика

2. Подготовка к завтраку, завтрак

3. Игры и детские виды деятельности

4. Занятия

5. Подготовка к прогулке, прогулка

6. Возвращение с прогулки, подготовка к обеду и обед

7. Подготовка ко сну, дневной сон

8. Подъем после сна, закаливающие мероприятия

9. Игры, самостоятельная деятельность детей

10. Подготовка к полднику, полдник

11. Игры, вечерний круг, прогулка, уход детей домой.

Приём детей, осмотр, игры, утренний круг, утренняя гимнастика.

Утро - это спокойный режимный момент. В этот период времени необходимо создать хорошее настроение как ребёнку, так и его родителям. Это создаст позитивный настрой на предстоящий день, и станет залогом взаимопонимания и взаимодействия детского сада и семьи воспитанника.

Задача педагога в утренний прием – вовлечь ребёнка в жизнь детского сада, создать бодрое, жизнерадостное настроение. Утро - лучше время для индивидуальной работы. В этот отрезок времени проводится работа по различным видам деятельности: воспитание культуры поведения, учим здороваться с воспитателем и детьми в группе, во время игры обращаем внимание о необходимости негромко разговаривать, не кричать; проводится работа по звукопроизношению, развитию устной речи, артикуляционная гимнастика; развитие мелкой моторики во время настольных игр, рисования.

Необходимо создать условия для организации детьми разных видов деятельности.

Приемы, используемые в режимном моменте: словесные указания (дежурство – показ правильной сервировки стола); художественное слово (потешки, стихотворения); алгоритм мытья рук; личный пример; использование проблемной ситуации (что случится если не будем мыть руки); поощрение, положительная педагогическая оценка (Саша молодец, хорошо вытер руки, насухо).

Подготовка к завтраку, завтрак.

Проводится назначение дежурных, которые помогают няне накрывать столы к завтраку. Перед посещением умывальной комнаты, детям напоминают о необходимости закатать рукава, при намыливании рук – «руки надо намыливать над раковиной, чтобы не было брызг». При необходимости обращать внимание детей на алгоритм мытья рук (висит над раковинами). После мытья рук сразу же закрываем воду и ни в коем случае не должны оставлять краны открытыми (экономим воду). Дети должны знать, что пользоваться можно только своим полотенцем, а после процедуры умывания нужно аккуратно вешать его на своё место. Данные процедуры должны проводиться в спокойной, доброжелательной обстановке, что обеспечит хорошее настроение детям во время приёма пищи.

В процессе приема пищи всегда следить за осанкой детей, правильностью держания столовых приборов.

В процессе еды надо найти причины, чтобы дети съели всю предложенную пищу. Однако, если аппетита у ребёнка нет, и он отказывается от еды, то лучше не заставлять. Также, в процессе завтрака решаются задачи воспитания культурно-гигиенических навыков приёма пищи, т.е. правильность пользования столовыми приборами, поведения детей за столом. Обращать внимание детей на название блюд что, в свою очередь, развивает словарный запас и кругозор детей.

По завершении приёма пищи дежурные помогают помощнику воспитателя: убирают на место салфетницы, хлебницы и индивидуальные салфетки. 

Образовательная деятельность. 

Формируем самостоятельность во время подготовки рабочего места, воспитываем желание учиться.

Используем приемы: самостоятельный контроль выполнения данного организационного момента; личный пример; словесные инструкции; поощрение детей за внимательность, доброжелательность, сотрудничество.

 Подготовка к прогулке, прогулка.

Во время подготовки к прогулке - приводится в порядок группа, напоминаются правила поведения в раздевалке, вспоминаем алгоритм одевания одежды.  

Прогулка проводится в определенной последовательности, также применяются различные формы и методы.

Формы: индивидуальные, подгрупповые, фронтальные (наблюдения, подвижные игры, трудовые поручения, исследовательская деятельность, индивидуальная работа)

Методы, приемы:

- напоминание (правила последовательности одевание одежды, поведение в раздевалке);

- положительная оценка (самостоятельно одевается, помогает друзьям);

- помощь, ситуативный разговор; художественное слово – проговаривание потешек, стихов, загадок;

- создание проблемной ситуации (обувь на разные ноги, неправильно застёгнутые пуговицы, не заправлена рубашка, что изменилось на участке.); 

- изучение правил последовательности одевания, раздевания; использование алгоритма одевания; обращение к ребёнку с просьбой об оказании помощи сверстнику; похвала (потешки, поговорки: - «Надо вещи убирать, не придется их искать», «Покажем кукле как правильно надо одеваться)»;

- одобрение; выражение педагогом своих чувств, связанных с проявлением детьми опрятности, аккуратности, а также доброжелательности, стремления помочь.

 При сборах на прогулку детям чётко даётся установка на дальнейшие действия. Сначала приводится в порядок группа: необходимо убрать своё рабочее место после занятий, а если дети успели поиграть – убираем игрушки на место. Можно использовать потешки, поговорки, например: «Надо вещи убирать, не придётся их искать», можно попросить девочек проверить, порядок у мальчиков и наоборот.

После этого детям напоминаются правила поведения в раздевалке. Образовательные задачи решаются и в процессе одевания детей. Проговариваем название одежды, её деталей, её назначение. Таким образом пополняется словарный запас на тему «Одежда». Учим детей просить помощь не только у педагогов, но и у своих друзей, следим за тем, как дети пользуются при этом «волшебными» словами. В помощь воспитателям есть много дидактических игр «Кукла Маша собирается гулять», «Помоги Петрушке одеться на прогулку» и другие. Очень помогает алгоритм одевания. Во время одевания за детьми может «наблюдать» кукла Маша или тот же Петрушка, а могут заглянуть в окно разные сказочные персонажи.

На прогулке организуем разнообразную деятельность детей:

• наблюдение,

• подвижные игры,

• труд на участке,

• самостоятельная игровая деятельность детей,

• индивидуальная работа с детьми.

За полчаса до конца прогулки можно организовать более спокойную деятельность, например, понаблюдать за происходящими явлениями вокруг или побеседовать об изменениях в природе, провести словесные игры.

Возвращение с прогулки, подготовка к обеду.

Перед уходом с прогулки дети приводят участок в порядок, собирают выносной материал. Перед входом напоминаем правила поведения в раздевалке, на лестнице (заходить спокойно, не толкаясь, не споря, не мешая друг другу).

Во время переодевания действует правило: раздевайся около своего шкафа, не мешай товарищу, помоги. Можно напомнить детям о бережном отношении к одежде, складывание своих вещей в шкафчики.

После того, как разделась большая часть детей, предлагается пройти в туалет и умывальную комнату. Во время нахождения в туалете используются такие же приемы, как и утром.

Обед проходит примерно так же, как и завтрак. Здесь тоже назначаются дежурные, им даются посильные задания. Режимные моменты соблюдаются и после еды, когда начинается подготовка ко сну. Для этого необходимо строго следить за дисциплиной в группе, чтобы дети не разыгрались и не расшумелись, создаётся настрой на отдых. Обстановка должна быть спокойной, чтобы ребята могли расслабиться.

Методы и приемы:

– игровое упражнение (например: моем кукле Маше руки);
– экспериментирование (например: тонет не тонет мыло, холодная, горячая вода);
– создание проблемной ситуации (например: грязная кукла за столом);
– вопросы: – правильно ли поступила Маша сев за стол с грязными руками?

 – для чего нужно мыть руки?

  – приятно ли сидеть за столом с Машей, когда она помыла руки? и т.д.
– художественное слово (потешки, поговорки);
– использование музыкального сопровождения;

– презентация меню;

– положительная педагогическая оценка;

– ситуативный разговор.

Подготовка ко сну, дневной сон.

После обеда дети, закончившие приём пищи, раздеваются, аккуратно складывают свою одежду. При этом надо напоминать детям, что одежду надо любить (можно вспомнить, что Федора не любила свою посуду и она от неё ушла). Поэтому надо стараться аккуратно складывать и вешать одежду. Для быстрого и спокойного засыпания можно использовать потешки, спокойную музыку, чтение сказки перед сном.

Приёмы:
- использование сюрпризных моментов;
- художественное слово;
- использование музыкального сопровождения;

- чтение художественной литературы;

-  ситуативный разговор;

- вопросы-предположения (Ты замерз? Хочешь в туалет? Приснился страшный сон?).

Подъем после сна, закаливающие мероприятия, полдник, игры

Подъём проводится постепенно, по мере пробуждения детей, можно спросить, как спалось, что приснилось, выспались и отдохнули?

После подъёма организуются закаливающие процедуры, гимнастика после сна. Дети закрепляют навыки самостоятельного одевания, а взрослые помогают им при необходимости. Продолжается работа по воспитанию аккуратности, самостоятельности. В процессе одевания можно использовать потешки, сказать, что можно попросить помощи не только у меня или у няни, но и у ребят.

В старшем возрасте детям предлагается самостоятельно привести свой внешний вид в порядок. После полдника при необходимости девочки подходят причёсываться, остальные дети берут настольные игры, играют в спокойные игры.

Создаются условия для организации разных видов деятельности, проводится индивидуальная работа.

Прогулка, уход домой

Организуется также, как и дневная прогулка (подготовка к прогулке, игры)

Во время ухода домой проводятся индивидуальные беседы с родителями.

Очень важно, при общении с родителями о ребенке, сначала рассказать положительное, потом отрицательное. Каким бы ни был ребёнок, сколько бы неудобств он нам не доставлял, но положительное найти нужно обязательно и похвалить в присутствии родителей. И только потом о проблемах. Тактично, ненавязчиво, грамотно, но настойчиво.

Отдельно стоит обратить внимание уход ребёнка из детского сада. Ребёнок должен не забыть о правилах хорошего тона, а именно попрощаться с воспитателем и детьми группы. Воспитателю и родителям необходимо формировать положительное отношение ребёнка к детскому саду и настраивать детей на следующие посещения.

При организации режима необходимо соблюдать определенные правила:

1. Каждый из режимных моментов должен проходить на фоне игры.

2. При проведении режимных процессов вначале берем подгруппу детей самых маленьких и самых ослабленных, а также можем взять легко возбудимых детей, которые плохо владеют навыками, медлительных.

3. Осуществляя принцип последовательности и постепенности, предусматриваем единство требований со стороны воспитывающих ребенка взрослых в учреждении дошкольного образования и дома.

4. Создаем у детей определенный настрой на проведение того или иного процесса (не травмировать нервную систему).

5. Осуществление любого режимного процесса должно протекать без суеты, не причиняя детям неприятных ощущений. Взрослые должны сопровождать свои действия ласковой, неторопливой речью.

6. При проведении любого режимного процесса формируем уверенность ребенка в том, что все получится, он сумеет выполнить то или иное действие до конца, необходимо заметить то новое, чему ребенок научился и т. д.

7. Необходимо следить за регулярностью физиологических оправлений, но помнить при этом, что одновременно в туалетной комнате должно находиться не более 3-х -4-х детей и не более 3-4 минут.

8. Необходимо помнить о гигиенических требованиях: к помещениям (соблюдение графика влажной уборки, проветривание); к размеру мебели в соответствии с ростом; к внешнему виду детей и взрослых; к процессу кормления.

9. При проведении режимных моментов необходимо использовать такой прием взаимоотношений взрослого и ребенка, как маматерапия.

 10. Необходимо соблюдать индивидуальное общение и подход к детям.

Таким образом, режимные требования, установленные в соответствии с задачами воспитания и возрастными особенностями дошкольников, способствуют воспитанию здоровых, бодрых, деятельных и дисциплинированных детей и позволяют успешно решать задачи всестороннего развития и подготовки их к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формы и методы ,используемые при организации режимных моментов в детском саду"

В данной статье изложены методы и приемы,используемые при  организации питания,подготовке к прогулке,дежурстве,организации сна...

консультация «Формы и методы, используемые при организации режимных моментов.»

Данная консультация  предназначена для молодых специалистов воспитателей, в ней  рассматриваются фрмы и методы, которые можно использовать  при организации режимных моментов: утреннего ...

Формы и методы, используемые при организации режимных моментов

Рассмотрим необходимость и возможность организации жизни и деятельности ребенка в дошкольном учреждении с позиции современных ценностно-целевых ориентиров, заданных ФГОС ДО: «формирование общей культу...

Консультация «ШКОЛА МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА» «ФОРМЫ И МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ»

Зачастую молодые педагоги, начиная работать, сталкиваются с рядом трудностей пр организации режимных моментов. Школа молодого специалиста призвана помогать начинающим воспитателям освоить профессию....

Игровые формы и методы, используемые при организации режимных моментов. Самостоятельная деятельность детей в ДОУ

самостоятельная деятельность детей в ДОУ - это такая деятельность, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, по его заданию, в специально представлен...