Статья на тему: "Педагогические практики инклюзивного образования, работа с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт и оценка перспектив"
статья

Смирнова Евгения Александровна,

Концепция семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями определяет основную идею работы с семьей – достижение гармоничной жизни семьи с нестандартным ребенком и максимальное развитие потенциальных возможностей, как ребенка, так и каждого члена семьи. Но для реализации данной концепции родителям необходима помощь в воспитании этой категории детей, и, прежде всего, по преодолению их отчужденности в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 20.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические практики инклюзивного образования, работа с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт и оценка перспектив


Концепция семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями определяет основную идею работы с семьей – достижение гармоничной жизни семьи с нестандартным ребенком и максимальное развитие потенциальных возможностей, как ребенка, так и каждого члена семьи. Но для реализации данной концепции родителям необходима помощь в воспитании этой категории детей, и, прежде всего, по преодолению их отчужденности в обществе.

Конструктивная и динамическая помощь таким семьям является необходимой на всех этапах жизни ребенка, поэтому нам, работающим в социальной сфере необходимо знать проблемы, с которыми сталкиваются семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями, чтобы создать благоприятные условия для адаптации семьи и социализации ребенка. 
В современных представлениях о помощи детям с ограниченными возможностями отстаивается идея о необходимости сотрудничества специалистов и родителей, и одним из важнейших аспектов социальной работы является психолого-педагогическое сопровождение. Психологическая помощь должна быть направлена на регуляцию эмоционального состояния, как родителей, так и детей, на предупреждение возникающих психологических затруднений, коррекцию и терапию сложившихся неблагоприятных психологических состояний семьи.

Уже более 5 лет «Кугесьская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» работают интегрированные группы для детей дошкольного возраста. Основная цель занятий - это социализация детей с ограниченными возможностями, приобретение бытовых навыков, развитие интеллектуальных способностей. Очень важно формировать интерес родителей к личностному развитию ребенка, включать родителей в коррекционный процесс. Мы стремимся организовать психолого-педагогическое просвещение родителей по проблемам общения развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья посредством встреч, консультирования, круглых столов, мастер-классов, тренингов, праздников, выставок, совместное посещение кукольных театров. Проводим консультации и беседы о том, что жизнь ребенка с ограниченными возможностями в развитии  не должна ограничиваться только своей семьей. Он должен также как и другие дети, ходить в гости, посещать спортивные мероприятия, праздники, и по мере возможности в них участвовать. Ему нужно не только помогать в установлении контактов сверстниками, но и учить разговаривать с ними, задавать вопросы и отвечать на них, то есть строить отношения. Его нужно стимулировать к активности и самостоятельному знакомству, к организации простых совместных игр с детьми. В таком случае, расширение круга знакомств не только позволит ребенку чувствовать себя более уверенно, но и поможет найти тех друзей, с которыми его жизнь станет значительно интереснее.

Параллельно с детскими занятиями в наших дошкольных группах проходят родительские встречи с дефектологом, проводятся родительские собрания, на которых освещаются вопросы возрастных особенностей детей; проблемы детско-родительских отношений. Много внимания уделяем развитию познавательной сферы ребенка, воспитанию уверенности в себе. Если у ребенка возникает проблема с речью, то помощь учителя-дефектолога является важной составной частью социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии. Основной задачей дефектолога и воспитателя является выявление детей с речевой патологией. Дефектолог проводит коррекцию речевых нарушений, обследует речь, организует проведение занятий с этими детьми. Большая проблема, нет у нас пока логопеда. По этому дефектологи берут и часть работы логопеда, а воспитатели им помогают в этом. Рабочая программа составляются после диагностического обследования ребенка воспитателями и дефектологом. Данная программа у каждого ребенка индивидуальна, так как дети имеют разный уровень развития и диагноз заболевания. Все задачи, представленные в этих программах, решаются на индивидуальных занятиях. Логопед-дефектолог оказывает адресную помощь семьям с детьми с тяжелыми двигательными нарушениями. Большое внимание уделяется работе с родителями детей ДЦП. На совместных занятиях родители получают советы по улучшению мелкую моторику, учатся правильно играть и заниматься с ребенком развитием речи. В основном такая дефектологическая помощь оказывается на дому в привычной для ребенка обстановке. На каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа психолого-педагогической реабилитации, где по определенным критериям фиксируется первичное обследование, динамика, результат работы. В каждом конкретном случае учитываются психофизические возможности детей, определяются потребности ребенка и, исходя из этого, адаптируются методы реабилитации к ограничениям и возможностям каждого ребенка-инвалида. Коррекционно-развивающая работа осуществляется в форме индивидуальных и групповых занятий. Воспитатели и дефектологи-логопеды нашего дошкольного учреждения считают, что хорошим средством развития коммуникативных способностей семьи выступает совместная деятельность как ребенка с другими детьми, так и родителей друг с другом. Хорошим средством развития коммуникативных способностей, формирования навыков общения выступает совместная деятельность ребенка с другими детьми. С целью укрепления взаимоотношений детей и формирования между ними дружеских связей важно целенаправленно создавать ситуации совместных переживаний, чтобы дети учились радоваться успехам других или совместно переживать неудачи. Этому может способствовать совместный просмотр фильмов, телепередач, совместные походы в музеи, на выставку, в лес. Нашим детям поднимает настроение не только совместное переживания и радости, но и любой совместный труд, особенно с родителями. Каждый ребенок хочет показать, что его родитель лучше всех. Часто проводим «День открытых дверей», где родители могут находиться весь день и наблюдать за своими детьми, пообщаться взрослыми, обсудить проблемы.

Пять лет в стенах нашего учреждения работает музыкальный руководитель, которая проводит все музыкальные мероприятия, (работа с родителями) участниками которой являются дети с ограниченными возможностями здоровья и их родители. Здесь проходят встречи дружественной семейной обстановке, дети читают стихи, танцуют и поют, готовятся к праздникам. Проводят воспитатели свои кружки, делают поделки из природного материала, рисуют, организовывают выставки с помощью родителей на разную тематику. Особый интерес у родителей и детей вызывает участие всероссийских творческих в выставках и фестивалях. Проводятся ежемесячно большие спортивные развлечения с инструктором по физкультуре, где дети получают большие положительные эмоции, выступая вместе с родителями, а родители радуются вместе с детьми.

В заключение хотелось бы отметить, что в Чувашии живет много социально-активных семей, но поселковая разбросанность и отдаленность вносят существенные препятствия для социализации детей и их родителей. Для эффективной интеграции семей с детьми с ограниченными возможностями в общество нам помогают волонтеры. В настоящее время наша школа - интернат ведет работу именно в этом направлении. Волонтеры нам оказывают помощь в организации тематических праздников, выездных мероприятий, в оформлении дошкольных групп, посильную помощь в семьях.

Результатом нашей работы семьями является:

Снижение напряженности или тревоги родителя в отношении осуществляемой роли;

Развитие ощущения самоконтроля и уверенности в своих ролевых обязанностях в связи с особенностями ребенка;

Осознание родителями направленности ролевого поведения, реализация цели в воспитательном процессе с учетом особенностей ребенка;

Повышение самооценки родителей;

Выработка адекватной самооценки и способности к самопринятию;

Развитие мелкой моторики, координации движений, вербальных и невербальных средств общения, умения контролировать себя;

Выявление и развитие творческих способностей у детей, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, воображении.

Таким образом, работа семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья должна осуществляться целенаправленно, всесторонне, через использование различных технологий и активизацию работы. В таком случае процесс социализации и интеграции ребенка в общество будет адекватным ситуации его развития.

Список литературы

Гнитько Л.П. Опыт организации «Школы сознательного родительства» на базе Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями г. Стрежевого Томской области // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. № 2 – М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2007.

Солодянкина О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ, 2007.

Ткачева В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие / В.В.Ткачева. – М.: АСТ; Астрель, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизация педагогической компетентности родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья через внедрение эффективных форм и методов работы

Cоциализация ребёнка с особыми образовательными потребностями не может быть достигнута без приобщения к этому процессу его семьи, и в первую очередь родителей. В этой связи семья рассматривается как о...

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ СЕМЕЙ ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Инклюзивное образование это включение детей (людей)  с ограниченными возможностями здоровья в группы и классы к  детям  (людям) с «нормой» в развитии. Инклюзивное образование подразумев...

Формы и методы работы с семьями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

Cодействие в реализации прав ребенка и семьи на образование, охрану здоровья;-    информирование родителей и ребенка о системе ПМПК, задачах и возможностях психолого-педагогическ...

Инклюзивное образование как условие для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Рождение «особого» ребёнка оказывает влияние на всех членов семьи. В современной специальной дошкольной педагогике дети с отклонениями в психическом и физическом развитии рассматриваются как дети с ос...

Статья _ Черкашина Т.А. Нетрадиционные формы работы с родителями, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольных групп

Черкашина Т.А. Нетрадиционные формы работы с родителями, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольных групп // Т. А. Черкашина / Всероссийский научно-педагогический журна...

Работа с семьями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов

Эффективная своевременная квалифицированная помощь семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов, является основополагающим фактором  успешной социализации и адаптац...