ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ СЕМЕЙ ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
статья на тему

Гриднева Наталья Валерьевна

Инклюзивное образование это включение детей (людей)  с ограниченными возможностями здоровья в группы и классы к  детям  (людям) с «нормой» в развитии. Инклюзивное образование подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon инклюзия35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Гриднева Н.В.

старший воспитатель

г. Белгород

МБДОУ д/с № 64

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ СЕМЕЙ ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Инклюзивное образование это включение детей (людей)  с ограниченными возможностями здоровья в группы и классы к  детям  (людям) с «нормой» в развитии. Инклюзивное образование подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) новое перспективное стратегическое направление образовательной политики, в значительной степени затрагивающее основы образования.

Инклюзивное обучение призвано обеспечить равные права в получении общего образования детей с ОВЗ с учетом их возможностей и ограничений, его реализация на практике предполагает увязывания в единой системе интересов всех участников образовательного процесса, включая детей с ОВЗ.

Согласование интересов участников инклюзивного обучения с позиции детей, педагогов, родителей, администрации общеобразовательного учреждения  является по своей сути внутренне противоречивым процессом. Возникают противоречия между желанием помочь детям и между возможностями создать все необходимые условия для развития и обучения детей. Ведь не секрет, что у нас не только школы, детские сады, но и все общественные места совершенно не приспособлены для  людей с ОВЗ.

А другое противоречие возникает между необходимостью включения «особенных детей» в массовые сады и школы для более успешной социализации и между не желанием родителей детей массовых групп и классов, обучать и воспитывать своих детей вместе с детьми с ОВЗ. Родители детей, которые развиваются типичным образом, иногда высказывают опасение, что присутствие в классе детей, которые требуют особой поддержки, может задерживать развитие их собственного ребенка. Однако же, опыт показывает обратное. Успеваемость детей, которые развиваются типичным образом, не падает, а часто их оценки оказываются даже выше в условиях инклюзивного образования, чем в обычном классе массовой школы. Имеются свидетельства, согласно которым школы, наиболее успешно включающие и обучающие детей с ограниченными возможностями, в то же время оказываются самыми лучшими для всех остальных детей. И наоборот: самые лучшие школы для всех детей являются лучшими и для детей с ограниченными возможностями. В отношении поведения, социального развития и успехов в учебе, особенно в разговорной речи, достижения детей, обучающихся в школе, придерживающейся инклюзивной формы образования, значительно выше. А отношение сверстников к нетипичным детям напрямую зависит от наличия твердой позиции взрослых и климата в классе и в группе в целом. Наблюдения специалистов показывают, что те, кто, до школы посещал детские сады вместе с детьми с ограниченными возможностями, относились к ним спокойнее и с большим пониманием, чем даже учителя, впервые начавшие работать с ними.

Однако  на первый план выходят противоречия, присущие собственно инклюзивному обучению детей с ОВЗ, обусловленные стремлением к равным правам при неравных возможностях, а именно противоречия между общим и специальным в обучении детей с ОВЗ, имеющим нарушения различного генеза.

 А что же делать родителям детей с ОВЗ?   Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи.  Дети с ограниченными возможностями находятся в очень сложном положении эмоционально, морально и психологически. Детям нужно учиться функционировать в быту и общаться с людьми, но из-за своих ограниченных физиологических возможностей они не могут полноценно выполнять какую-либо деятельность. На родителей таких детей, так же,  ложатся большие нагрузки, в связи с деятельностью по уходу за больным ребёнком и ответственностью за его жизнь. Многочисленными исследованиями  выявлено, что родители данной категории детей испытывают эмоциональное напряжение, тревогу, чувство вины, обиды, находятся в хроническом стрессовом состоянии, это влияет на отношение родителей к своим детям. Следовательно, им так же, как и их детям, нужны психологическая помощь и поддержка. А при включении детей с ОВЗ в массовые классы и группы   родители этих детей испытывают такой же дискомфорт, что и их дети, ведь не всегда они могут найти поддержку, как со стороны педагогов, так и родителей «обычных» детей.

В нашем дошкольном образовательном учреждении есть  две семьи, которые имеют «особенных» детей. Но так как у нас нет групп для детей инвалидов, что нас очень радует,  эти детки взаимодействуют  с другими детьми в массовых группах. При поступлении детей в детский сад возникала масса проблем, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. При организации и проведении праздников, развлечений, конкурсов чтецов, воспитатели групп,  включали  «особенных детей» в совместную деятельность с другими детьми и взрослыми, что положительно влияло на адаптации и социализацию не только детей, но и их семьи в целом. Родители  стали замечать, что их детям уделяют столько же внимания, ласки, что и всем остальным детям. А главное, что нет гиперопеке и жалости, которая порой очень негативно влияет на развитие детей с ОВЗ. Дети массовых групп перестали обращать внимание на недостатки детей с ОВЗ и принимают их такими, какие они есть, родители «обычно» развивающихся детей, нашли положительное в совместном обучении их детей и детей с ОВЗ.  А педагоги детского сада перестали бояться, что им будет не под силу, организовать непосредственно образовательную деятельность со всеми детьми, и теперь радуясь успехам своих воспитанников, они сами выросли профессионально. Общество часто само отворачивается от семей имеющих детей с ОВЗ, взрослые пытаются отгородиться сами и отгородить своих детей от общения с  «особыми» детьми при этом  делая изгоев в обществе. И самое страшное, что такие люди не думают, как бы они сами чувствовали себя на месте родителей и детей, имеющих проблемы со здоровьем и самое печальное, что ни кто не застрахован от рождения в его семье ребенка с ОВЗ. И нам приходиться все чаще обращаться к народной мудрости, которая гласит: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе».

 Но при всем положительном, что несет с собой инклюзивное образование, по-прежнему существует масса проблем и противоречий.  Сама идея инклюзивного образования действительно займет свое место в образовательном процессе только в том случае, если она овладеет умами педагогов, станет составной частью их профессионального мышления. Требуются специальные усилия, чтобы это произошло. Опыт внедрения инклюзивного образования показывает, что  воспитатели, учителя и другие специалисты не сразу начинают соответствовать тем профессиональным ролям, которые требуются для данной формы обучения. Они проходят несколько стадий: начиная с явного или латентного сопротивления, переходя к пассивному, а затем и к активному принятию происходящего. Специалисты испытывают страх: "Смогу ли я сделать это?" Они боятся не справиться и потерять работу, боятся ответственности, боятся рисковать. Страх и неуверенность также связаны с тем, что специалисты боятся, что не будут полностью контролировать происходящее, что им придется просить о помощи детей, родителей или коллег, тем самым, признав, что они не имеют ответов на абсолютно все вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации учителя-дефектолога «РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Рекомендации специалиста по взаимодействию, пониманию и принятию ребенка родителям, имеющим детей- инвалидов...

Оптимизация педагогической компетентности родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья через внедрение эффективных форм и методов работы

Cоциализация ребёнка с особыми образовательными потребностями не может быть достигнута без приобщения к этому процессу его семьи, и в первую очередь родителей. В этой связи семья рассматривается как о...

Разработка содержания деятельности по взаимодействию специалиста с родителями, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья старшего дошкольного возраста в рамках родительского клуба "Все преодолеем"

Конспект проведения мастер - класса специалиста во взаимойдействии с родителями и детьми с ограниченными возможностями здоровья на тему: "Как закрепить знания о форме и цвете у детей с ОВЗ" (предполаг...

«Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях».

Пластилинография – это мягкий и глубокий метод работы со своей личностью. Этот тренинг для тех, кому надоели негативные эмоции, и кто хочет вернуть себе спокойствие и умиротворение. Техника может с ус...

Памятка для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья

Воспитание и развитие детей - это очень сложный процесс.А, если ребенок с особенностями в развитии, с изюминкой...тогда вдвойне сложно. В работе по развитию с особыми детьми очень важен индивидуальный...

Статья на тему: "Педагогические практики инклюзивного образования, работа с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт и оценка перспектив"

Концепция семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями определяет основную идею работы с семьей – достижение гармоничной жизни семьи с нестандартным ребенком и максимальное развити...