Эффективная организация пространства на рабочем месте по методу Мари Кондо.
методическая разработка

Попова Елена Павловна

            Представляю вам одну из бережливых технологий в ДОУ –   организацию пространства.

            Организация пространства по методу Мари Кондо – это создание удобной, комфортной, упорядоченной жизненной среды.

            Это не просто метод наведения порядка, это целая философия, разработанная  японкой Мари Кондо. Она написала книгу «Магическая уборка. Японское искусство наведения порядка дома и в жизни», и её метод быстро приобрёл популярность в мире.

            Данный подход формирует культуру бережливого отношения к пространству, времени и материалам.

           Что же представляет из себя организация хранения по Мари Кондо?

           Это 3 основных принципа, на которых основан данный метод:

   Первый принцип организации пространства - Избавление от лишних вещей.

Любой порядок начинается с расхламления. Невозможно навести порядок там, где много лишних вещей.

Что считается лишним? Это то, что потеряло свою ценность

(функциональную и эмоциональную) на данный момент: устарело или не используется, рваные, сломанные вещи.

Чтобы понять выбросить, оставить или убрать на длительное хранение вещь, можно задавать себе вопросы:

- Зачем мне эта вещь?

- Действительно ли она мне нужна?

- Приносит ли эта вещь радость/эстетическое удовольствие?

- Когда я использовал эту вещь в последний раз?

- Буду ли я ещё использовать эту вещь? (например, в следующем сезоне)

- Подходит ли эта вещь по возрасту, стилю, размеру и т.д?

Существуют правила расхламления:

  • Лучший момент для начала уборки – это раннее утро. Утро проясняет разум и оттачивает способность к суждению.
  • Время расхламления нужно ограничивать.
  • Чтобы побороть любимую отговорку при расхламлении: «А вдруг пригодится?», то представьте, что вы переезжаете. Спросите себя, стоит ли эта вещь упаковки, транспортировки и распаковки?
  • При выбросе хлама главное не начать его рассматривать.
  • Помнить - дом для того, чтобы жить, а не для того, чтобы хранить. А рабочее место для того, чтобы работать, а не складировать.

            Второй принцип организации пространства - Сортировка по категориям

Чтобы эффективно избавиться от излишков, не начинайте процесс отбора и выбрасывания, исходя из места расположения. Если вы будете пытаться сначала прибраться в одном ящике, потом в другом, то это фатальная ошибка!

Потому что большинство людей хранят однотипные предметы в разных местах. Необходимо собрать все предметы одного типа вместе. Это даст вам точное представление о том, сколько всего вещей у вас есть.

Существует также определённая последовательность разбора с категориями.

Все предметы подразделяются на три типа в зависимости от ценности, которую они представляют:

  1. К первой категории относятся вещи, обладающие функциональной ценностью.

Например, одежда, предметы быта, детские игрушки. С ними легче всего расстаться.

  1. Ко второй категории относятся вещи, несущие информационную ценность. Например, книги, документы.
  1. Третья категория вещей – это памятные вещи.

Например, фотографии, подарки. С ними труднее всего принять решение, стоит ли сохранять или выбросить.

Именно этот порядок зарекомендовал себя как наиболее эффективный с точки зрения уровней трудности.

          Перед тем как разложить вещи, необходимо определить удобное место для хранения. Хранить нужно там, где вы соответствующие вещи или предметы используете.

          Третий принцип организации пространства: Хранение «стоя» или вертикально, а не в лежачем положении.

 При использовании такого способа содержимое двух ящиков может уместиться в одном.

         Это хранение подходит для: одежды, книг, документов, методических пособий, канцелярии, игрушек и может применяться на полках, в ящиках, в корзинках, коробках.

             Один немаловажный совет: Обязательно всё подписать!

             При этом любую вещь легко найти, взять и вернуть на место, не затрачивая время на поиски.

          Детей своей группы я обучаю заботе о порядке в окружении и обязанностям по уборке с двухлетнего возраста. Именно в этом возрасте важно, чтобы необходимые навыки усваивались вовремя, так как в дальнейшем их формирование будет происходить сложнее.

Слайд 24, 25

          С детьми ведутся беседы об уборке, бережном и аккуратном обращении с вещами. Дети знают, что в группе у каждой игрушки есть своё место, свой «домик». Чтобы детям было понятно, что где лежит, можно использовать для хранения прозрачные контейнеры, либо сделать маркировку в виде картинок. Тогда будет удобно брать и возвращать предметы на место после игр.

На личном примере показываю детям, как нужно поддерживать порядок.

Все методические пособия воспитателя разделены на категории, имеют свои места для хранения и подписаны, что позволяет педагогу (даже замещающему, не работающему на этой группе) легко найти и воспользоваться этими материалами.

Данный метод в работе позволяет не захламлять столы, подоконники, и при этом всё всегда находится под рукой. Удобно взять и вернуть на место, не создавая беспорядка.

             Дети учатся организовывать хранение своих вещей в шкафчиках в раздевалке. Я показываю и учу их разным способам складывания одежды и размещению внутри шкафчика. 

           В этом помогает маркировка в виде предметов одежды.

              Дома родители стараются соблюдать эти правила, закрепляют их. Если дети видят, что взрослые регулярно поддерживают чистоту в доме с улыбкой, то и они захотят посвятить этому свое время.

             Данный метод я использую на протяжении двух лет, и он дал положительные результаты:

  1. Значительно сократилось время сборов на прогулку, переодевания по возвращении с прогулки, а также переодевания на занятия физкультурой. В раздевалке нет ни одной разбросанной вещи.
  1. Дети стали бережно относиться к игрушкам в группе, практически не ломают их.
  2. Порядок в группе легко поддерживается.
  3. Дети сами легко и быстро готовятся к занятиям, а также убирают рабочие места после занятий.

           Также отмечаются положительные результаты в развитии детей:

Дети приобретают самостоятельность, способность концентрироваться на работе, они обладают хорошими навыками общения в социуме и самодисциплиной, более собраны и внимательны, реже теряют или забывают свои вещи.

Такой подход способствует разностороннему развитию ребёнка и помогает ему в полной мере раскрыть свой внутренний потенциал.

Вывод: я советую этот метод, потому что его применение сделает вашу работу и жизнь комфортнее, привнесёт гармонию и лёгкость в отношения с воспитанниками и их семьями. А дети научатся правильно обращаться с вещами и жить в гармонии с другими людьми.

Порядок в доме – порядок в голове и в жизни!

Практическая часть: работа с аудиторией.

Любую организацию пространства необходимо начинать с личных вещей, поэтому сегодня я продемонстрирую способы складывания, и вы сами попробуете свернуть вещи.

Чтобы одежду можно было хранить в стоячем положении, её нужно сделать компактной. Цель – сложить каждый предмет одежды в простой гладкий прямоугольник. Сложенный предмет, поставленный на ребро, не должен превышать высоту ящика или органайзера для одежды. Это базовый принцип. Если вы обнаружите, что конечный результат складывания имеет нужную форму, но при этом остается слишком свободным и оседает, вместо того, чтобы стоять, это признак того, что вещь сложена неправильно.  Предмет одежды сохраняет форму, поставленный вертикально, и ощущается «правильно», когда держишь его в руке. Это похоже на внезапное откровение – так вот как ты хочешь, чтобы тебя складывали!  Правильно складывая одежду, вы тем самым выражаете ей свою любовь, заботу и благодарность.

Обучение детей складыванию происходит непринужденно в режимные моменты: во время переодеваний в раздевалке я учу ребят складывать их вещи определенным образом («рулетиком», квадратиком, прямоугольником, «конвертиком»).

Для младшего возраста подойдет скручивание «рулетиками»

Для среднего возраста подойдут способы складывания квадратиками и прямоугольниками.

А старших дошкольников можно обучать складыванию «конвертиками»

Чтобы побуждать детей складывать аккуратно, нужно научить их относиться к вещам бережно и с уважением!

Относитесь к своим носкам и колготкам с уважением!

Носки и колготки, хранящиеся в ящике, отдыхают. Им здорово достаётся во время повседневной работы, они сплющиваются между вашей стопой и стелькой обуви, выдерживают давление и трение, защищая ваши драгоценные ножки. То время, которое они проводят в вашем ящике – их единственный шанс на отдых! Но если их связывают в узелки, скатывают в шарики или просто бросают без пары, то они постоянно находятся в состоянии напряжения, ткань деформируется, эластичные нити растягиваются.

Неужели вы думаете, что можно отдыхать в таком виде?

Такие незатейливые рассказы приковывают внимание детей, и они стараются бережно относиться не только к одежде, но и ко всем вещам и предметам окружающей обстановки.

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация рабочего места ребёнка дома

Консультация для родителей, в которой рекомендуется правильная организация рабочего места ребёнка. А именно, размеры мебели, правильное положение тела и.т.д....

Организация рабочего места ребенка с нарушением слуха

Консультация поможет Вам правильно организовать рабочее место ребенка с нарушением слуха во время образовательной деятельности....

Консультация для педагогов: "Организация рабочего места ребенка с нарушением слуха"

Консультация поможет Вам правильно организовать рабочее место ребенка с нарушением слуха....

«Эффективная организация и оптимизация рабочего времени работников ДОУ в рамках применения бережливых технологий»

Бережливые технологии (в переводе с японского Кайдзен)  — это японская философия или практика, которая фокусируется на непрерывном совершенствовании процессов производства, разработки...

5S — система организации и рационализации рабочего места пространства), как один из инструментов бережливого производства.

Целый ряд вещей мы считаем чем-то самим собой разумеющимся. На производстве должен быть порядок. Рабочие места должны быть чистыми. Организация рабочего места должна быть удобной. Все должно лежать на...

Об организации работы творческой рабочей группы по разработке и (или) внесению изменений в показатели эффективности деятельности педагогических работников и оценке эффективности деятельности педагогов МАДОУ г. Нижневартовска ДС №71 «Радость» по итогу рабо

В целях повышение профессионального уровня педагогов и мотивации педагогических работников МАДОУ г. Нижневартовска ДС №71 «Радость» (далее по тексту – учреждение) на достижение высок...