Эффективные формы и методы патриотического воспитания детей.
методическая разработка (старшая группа)

Семенова Ольга Викторовна

Патриотическое воспитание призвано формировать у детей представления об окружающем мире,чувство гордости за достижения своей страны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективные формы и методы нравственного патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

 «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Л. С. Лихачев.

В настоящее время дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.

Нравственно – патриотическое воспитание способствует тому, что у ребенка развиваются навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; развивается интерес к русским традициям и обычаям; появляется чувство ответственности и гордости за достижения страны, чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, району, стране, уважения к труду.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к своей семье, родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Воспитательная работа по становлению патриотизма должна носить комплексный характер, охватывать все виды деятельности дошкольника. Важно дать понять детям, что патриотизм — не просто абстрактное понятие, а повседневное проявление любви к своей стране, деятельности для ее блага.

Патриотическое воспитание в детском саду включает в себя следующие компоненты:

-Создание условий для того, чтобы ребенок мог ощутить себя полноправной личностью, маленьким гражданином нашей необъятной страны. -Актуализация внимания детей на их семьях как основных носителях традиций родной культуры.

-Знакомство с домами, (от архитектуры до культурно-личностных особенностей), далее — с родной улицей и родным городом (селом, поселком) и его главными достопримечательностями, культурно-историческими местами.

-Знакомство с самобытностью родного края, государственной символикой. Большое влияние на формирование у детей дошкольного возраста интереса к социальной жизни практика приобщения к российским традициям, праздникам — родительскому дню, дню города, Дню Защитников Отечества, Дню Победы, Дню Конституции. Последовательно перенимая модель поведения взрослых, малыши приучаются чтить почитать подвиги и память прошлых поколений, уважительно относится не только к членам своей семьи, но и другим детям из группы, воспитателям, окружающим людям.

Нашей задачей, как педагогов, является:

-воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу (Гербы семей обучающихся старшего дошкольного возраста);

- формирование бережного отношения к природе и всему живому

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам (музей «Русский быт в ДОУ);

- расширение представлений о городе (экскурсии в краеведческий музей и др.);

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) символы - на здании (флаги-город, страна, область) уголки патриотические в группах;

- чувства ответственности и гордости за достижения страны;- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: образовательной, в играх, в труде, в быту, в совместной деятельности воспитателя с детьми.

Создание предметно – развивающей среды:

Изготовлены следующие дидактическое пособия: «Что такое хорошо и что такое плохо?»«Города — герои»«Кто лишний»«Выложи узор»«Кто где живет?»«Найди флаг»«Собери флаг»«Москва – столица Российской Федерации»«Расскажи про свой город»«Российская геральдика»«Геральдика Оренбурга»

Альбомы «Страницы ВОВ»«Достопримечательности Оренбурга»«Оренбургский пуховый платок»«Национальная деревня Оренбурга»,

Дидактический материал в картинках «Мой дом, моя семья»,

Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию.

Комплект карточек «Космос»«Расскажите детям о Московском Кремле»«Московский Кремль»

Словарь в картинках «Главные праздники страны»

Развивающие задания для детей «Рассказы о профессиях»

Загадки для детей «Вежливые слова»

Поэтапная работа по данному направлению патриотического воспитания реализуется по следующим направлениям:

1. Методическое сопровождение.

2. Работа с детьми

3. Работа с родителями

Каждое из направлений связано между собой и включает в себя:

1. Знакомство с родным городом, его историей

2. Знакомство с родным краем и Россией

3. Знакомство с наиболее значимыми историческими событиями своей страны и народа.

4. Знакомство с былинными героями и их подвигами.

5. Знакомство с государственной символикой города, страны.

Патриотическое воспитание в детском саду находится в тесной взаимосвязи с нравственным, умственным, экологическим, трудовым, эстетическим и физическим воспитанием.

Нравственно- патриотическое воспитание является одной из основных и задач дошкольного учреждения. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный.

 Задачи педагога:

- отбор объектов, впечатления от которых доступны детям. Эпизоды, должны привлекать внимание детей. Быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес, целесообразными, неповторимыми, характерными для данной местности (своя природа, свой быт, ремёсла, традиции).

- отбор сведений и понятий, которые способен усвоить дошкольник (близость расположения, частота посещения, назначение, удобство)

- расширение диапазона объектов для старших дошкольников – это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места, памятники, символика города.

- привитие детям важных понятий как  «любовь к Отчизне» «фронтовой и трудовой подвиг».

- знакомство с другими городами, столицей, символикой государства.

- показ большого через малое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей.

Организуя работу по патриотическому воспитанию в современных условиях, мы должны знакомить не только с историей, но и не должны забывать о современных событиях. Олимпиада Сочи - 2014 войдет в историю – дети должны испытывать гордость за наших спортсменов, за нашу страну. Проведение мероприятий способствует нравственному формированию личности, в результате которой возникают коллективные отношения между людьми. В игре моделируются сложные жизненные ситуации, которые требуют определенной линии поведения спортсменов, взаимопонимания, товарищеских отношений, взаимовыручки.

Работа с родителями.

Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями, семьей.

Большое значение имеет семейные экскурсии по городу, посещение с родителями отдельных музеев, театров, организация фотовыставок, выставок и рисунков детей, составление семейного древа, гербов семьи помогает детям понять, что семья – ячейка общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы патриотического воспитания дошкольников.

Консультация для воспитателей ДОУ, в которой представлены различные формы и методы организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...

Патриотическое воспитание. Формы и методы патриотического воспитания в ДОУ

Формы и методоты патриотического воспитания дошкольников...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ по теме: « Этапы, формы и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста ».

Этапы, формы и методы патриотического воспитания детей  дошкольного возраста...