Консультация для педагогов ДОУ и родителей «Художественная литература как средство нравственно-патриотического воспитания детей».
консультация (старшая группа)

Свеженцева Наталья Александровна

В статье рассказывается о значении патриотического воспитания дошкольников посредством  художественной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvennaya_kultura.docx634.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Теремок» города Щигры Курской области

Тема: «Художественная литература как средство нравственно-патриотического воспитания детей».

                   

       

Консультация для педагогов ДОУ и  родителей

(подготовила воспитатель Свеженцева Н.А.)

0015-045-.jpg0015-045-.jpg

0015-045-.jpg0015-045-.jpg 0015-045-.jpg

«Книги – корабли мысли, странствующие по волнам
времени и бережно несущие свой драгоценный груз
от поколения к поколению».
(Ф. Бекон)

 

   В семье и в ДОУ художественная литература представляет большую ценность для воспитания нравственных и патриотических чувств у детей.  Воспитывать детей патриотов необходимо на основе произведений лучших русских писателей, поэтов: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, С.В. Михалкова, Л.Н. Толстого.

   Идут годы, но не стареют сказки А.С. Пушкина. Они живут, утверждая добро, справедливость, труд, славя человека-мастера. Принято считать, чем раньше дети знакомятся с творчеством А.С. Пушкина, тем крепче будет их связь с русской землёй. Необходимо познакомить детей с биографией поэта, его сказками и стихами. Дети легко и с интересом запоминают наизусть отрывки из сказок, показывают инсценировки (“Разговор Елисея с ветром”, “Три девицы под окном”, “Разговор с зеркальцем”), выбирая для себя подходящие роли; выразительно читают стихи о природе, о Родине, о защитниках.

   Отличные знания показывают дошкольники в дидактических и словесных играх: “Из какой сказки герой?”, “Кто так сказал?”, “Кто отправил эти телеграммы?”

   Замечательные стихи Пушкина, в которых поэт рисует картины русской природы в разные времена года, воспитывают в детях любовь к родному краю, к своей Родине.

   Стихи М.Ю. Лермонтова – первый шаг к рождению патриотизма. Старшие дошкольники с чувством гордости инсценируют стихотворение “Бородино” М.Ю. Лермонтова. Сидя, как бывалые солдаты на привале, возле костра дети (одетые в костюмы солдат 1812 года) вспоминают героизм русских солдат Бородинского сражения. В эти минуты ребёнок чувствует себя богатырём, защитником Отечества.

   Никто не может представить своего детства без книг К.И. Чуковского. С ранних лет стихи Чуковского приносят детям радость, а его герои остаются в памяти на всю жизнь. Книги детского писателя пронизаны гуманизмом, верой в победу, добро и справедливость, в торжество правды.

   Очень осторожно высмеивается неряшливость, трусость, зазнайство. Его герои – добрый доктор Айболит, Ваня Васильчиков, крокодил, удалой комар вызывают сочувствие у детей, помогают воспитывать в них положительные качества.

     С большим увлечением слушают сказки, инсценируют их.

  Огромную воспитательную ценность имеют книги С.Я. Маршака, оказывая большое влияние на всестороннее развитие ребёнка. Детям очень нравятся книги Маршака.

   Его стихи выразительны и музыкальны. В них много юмора. Поэтому стихи легко запоминаются, становятся песенками, считалками (диван, чемодан, саквояж, картина, корзина, картонка и маленькая собачонка).   Смех, который вызывают эти стихи – довод поэта в пользу гармонии и порядка.

   Знания о литературных произведениях закрепляются в дидактических играх: “Чьи это вещи?”, “Помоги героям встретиться в одной сказке”, “Календарь года”, “Откуда стол пришёл?”. Любят дети участвовать в литературных викторинах; здесь они активны, изо всех сил стараются быть победителями.

   Творчество С. В. Михалкова полно оптимизма, любви и жизни к людям, поэтому его стихи патриотичны. Дети знакомятся с героями – защитниками Родины, узнают о победе советских людей над фашизмом, о новых путях-дорогах, проложенных советским народом в послевоенное время, о великих стройках, преображающих лицо страны (“Почётный гражданин”, “Победа”, “Пути-дороги”). Старшие дошкольники с чувством гордости инсценируют отрывки из книги С.В. Михалкова “ Победа”.

    Никак не обойтись без книг Л.Н. Толстого в дошкольном детстве. Так как классик русской литературы – Л.Н. Толстой является первым учителем для детворы, поэтому его рассказы, басни, сказки очень поучительны. Дети это понимают и осознают. Рассказы для детей – маленькие по содержанию, читаются легко и быстро запоминаются. Рассказы Толстого заставляют подумать, кто прав, кто виноват, как бы ребёнок поступил на месте героя. Каждая басня, сказка и рассказ имеют мораль, вывод, который делают сами дети.

   По басням и сказкам Толстого дети знакомятся с бытом русского народа, с жизнью народа, с лучшими чертами характера русского человека. Л.Н. Толстой знакомит детей и с героями прошлого, былинными богатырями, которые любили свою Отчизну, защищали её от врагов.

     Рассказы, басни, сказки пробуждают в детях чувства любви и уважения, милосердия и сострадания к людям, учат быть честными, правдивыми, отрицательно относиться к плохим поступкам. Это необходимо воспитывать у дошкольников сейчас, в настоящее время.   Надеемся, что поколение, выросшее на книгах К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, С.В. Михалкова передаст “эстафету” любимых книг своим детям.

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему «Художественная литература, как средство всестороннего развития ребенка»

      Консультация для воспитателей на тему:       «Художественная литература, как средствовсестороннего развития ребенка»...

Консультация для педагогов Ознакомление с родным городом как средство нравственно-патриотического воспитания

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. Базовым этапом форммирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем город...

Консультация для педагогов на тему: "Художественная литература, как средство всестороннего развития ребенка"

Художественная литература, как средство всестороннего развития ребенка, определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа.О. С. Ушакова отмечает, чт...

Художественная литература как средство социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Социально-нравственное воспитание — очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. Художественная литература, в качестве источника знаний и нравственно-эстетических норм, транслятора ку...

Консультация для педагогов на тему: «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка»

Консультация для педагогов на тему:«Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка»...

Сообщение из опыта работы «Художественная литература, как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

Сообщение из опыта работы «Художественная литература, как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»...