Открытое занятие "Путешествие в в удивительный мир оригами" - 2021 год
план-конспект занятия

Tурусина Вера Александровна

Цель: Создать условия для проявления творческих способностейна занятии ручным трудом.

Задачи: Закрепить знания детей о видах бумаги, о свойствах бумаги с помощью опытов, об основных базовых формах оригами. Совершенствовать навыки работы с бумагой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Московской области

«Истринский социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере

Турусина В.А.

2021 год

Тема:   «Путешествие в удивительный мир Оригами»

Изготовление поделки в технике оригами « Тюльпан»

Цель:   Создать условия для проявления творческих способностей на занятии    ручным трудом.

Задачи:  

  1. Образовательные:
  • Закреплять знания детей о видах бумаги, о свойствах бумаги с помощью опытов, об основных базовых формах;
  • Совершенствовать навыки работы с бумагой, повторить приемы складывания двойной треугольник;
  • Учить составлять цветок тюльпан из единого квадратного листа, стараясь передать  особенности внешнего вида данного цветка.
  1. Развивающие:
  • Развивать творческое воображение детей, аккуратность, мелкую моторику рук, умение бережно и экономно использовать бумагу;
  • Развивать коммуникативные навыки, логическое мышление;
  • Развивать терпение, усидчивость, аккуратность.
  1.  Воспитательная:
  • Воспитывать интерес к урокам трудового обучения;
  • Воспитывать любовь к природе.

Тип занятия:  закрепление знаний и практических умений.

Форма занятия: Путешествие в увлекательную страну Оригами.

Методы и приемы:

  • Игровая мотивация;
  • Загадки;
  • Чтение стихотворений;
  • Беседа;
  • Вопросы;
  • Указания;
  • Исследование(опыты);
  • Показ образца.

Оборудование:

  • Наглядный материал: презентация, образцы бумаги, выставка поделок, образец цветка.
  • Раздаточный материал: цветной квадрат бумаги(красный, желтый цвет), цветной квадрат бумаги – зеленый цвет, ножницы, клей, раздаточный материал для проведения опытов.
  • Герои для сюрпризного момента: Принцесса Оригами.

Ход занятия

Вступление  слайд 1 - музыка

  1. Организационный момент      

- Ребята , давайте поприветствуем друг друга,

                   порадуемся солнцу птицам,

                  а также порадуемся улыбчивым лицам.

                  И всем, кто живет на этой планете,

                 «Здравствуйте!» - скажем, мы вместе,

                 «Здравствуйте!» - и взрослые и дети.

  1. Вводная часть.

Сейчас за окном весна, ярко и тепло светит солнце.  И сегодня я хочу вас пригласить отправится в путешествие в волшебный (солнечный) город «Оригами». Там мы узнаем много интересного, увидим волшебство и проверим наши знания.

Слайд 2

- Вы готовы?

- Но, знайте , как и любого путешественника нас ожидают трудности. А преодолеть их вам помогут смекалка, находчивость, любознательность, терпение.

- Тогда в путь.

- А  добраться до этой страны нам поможет – мудрая сова.

2 щелчка – слайд 3

У совы есть карта-  путешествия,  (слайд 4) с помощью которой она приведет нас в страну «Оригами».

-На ней находятся станции, через которые сова нас будет проводить.

Слайд 5

- Теперь в путь.

  1. Основная часть.             По щелчку – слайд 5               

                                                                                      1 станция «Загадкино»

- Сова привела нас в «Загадкино»

1. Отгадывание загадок

Щелчок - Слайд 6

- Сова (щелчок) хочет узнать, сможете ли вы отгадать предметы, необходимые для занятия по труду, которые находятся в ее портфеле.

- Отгадывание загадок.

Загадка 1:

Разноцветные листы

Вырезай и клей их ты.

Аппликация, картинки

Серебристые снежинки.

Можешь сотворить и флаги

Из листов …                               (цветной бумаги)

                    По щелчку на слайде появляется (цветная бумага) – слайд 7

                                                                                                                                             

Загадка 2:

Чтобы два листа скрепить.

Ты его не пожалей.

Нужно на листок налить

Липкий канцелярский …             (клей)

                                                                                Щелчок -  появляется (клей)

                                                                                                                                                                 Слайд  8

Загадка 3:

Смотрите, мы раскрыли пасть,

В нее бумагу можно класть.

Бумагу в нашей пасти

Разделится на части …                       (ножницы)

                                                                      Щелчок – появляются (ножницы)

                                                                                                                                              Слайд 9

Загадка 4:

Если ты его отточишь

Нарисуешь все, что хочешь

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это?                                         (карандаш)

                                                                      Щелчок – появляется  (карандаш)

                                                                                                                                               

Слайд 10

- Ну, что, молодцы, ребята, справились!

- Двигаемся дальше.

Щелчок – появляется карта         щелчок -   2 станция « Узнавайкино»

Слайд  11

- Мы в Узнавайкино.

 Щелчок - Слайд 12

- Сова,  хочет узнать, что такое бумага?

- Давайте ей расскажем.

Дети читают стихотворение.

Простой листок бумаги

Простой листок бумаги,
Но в опытных руках
Он может обернуться
Жар-птицей в облаках.

Он может стать зверушкой,
Причудливым цветком,
Забавною игрушкой,
Усатым мотыльком…

Волшебное занятье
Для рук и для ума,
И мира восприятье -
Чудесная страна!

Фантазии подвластны
Бумажные листы -
Для дома и в подарок,
И просто для игры.

Но главное богатство,
Что красоту творя,
Простой листок поможет
Создать тебе себя!

                                   2 Щелчка -  3 станция «Угадайкино»

Щелчок  - слайд 14

- Сова задает вопрос?

- Назовите  и покажите виды бумаги?

       

Перед вами лежат образцы бумаги, назовите вид бумаги и покажите образец? (гофрированная бумага, писчая, бархатная, калька, газетная, фольга, цветная бумага, картон, салфетка, упаковочная, самоклеющая и т.д.).

- А теперь подумайте и скажите, может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги?

- Почему дома строят из камня, одежду шьют из ткани, а не из бумаги?

Ответы: Потому что материалы прочные и надежные.

- Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель?

Ответы: Потому что она непрочная.

- Хотите проверить так ли это?

- Тогда отправляемся с совой дальше.                    Щелчок - карта

 1 щелчок -   4 станция «Познавайкино»

Слайд 15

 - Сова привела нас в «Познавайкино».

- Здесь мы и проверим, прочная ли бумага.

- Приглашаю вас в лабораторию, где будем проводить опыты с бумагой.

- Для начала, назовите свойства бумаги.

Игра «Волшебный мяч»

Дети по очереди передают мяч и перечисляют свойства бумаги:

Ответы: Дети перечисляют свойства бумаги (мнется, рвется, намокает, толстая - тонкая, гладкая – шероховатая, режется, вырезается , складывается, клеится, скручивается).

- Сейчас мы проверим, все ли эти свойства верны, проведем опыты.

1 опыт:

- Попробуйте доказать, что бумага мнется?

Возьмите бумагу и картон в руки, и попробуйте смять его? Что легче мнется ? (бумага, потому что она тоньше).

Вывод: чем толще бумага, тем она труднее мнется, скручивается, сгибается.

2 опыт:

- А теперь проверим, можно ли порвать бумагу?

Дети отрывают небольшие кусочки бумаги.

-  Вся бумага порвалась?

- Сделаем вывод: (Бумага рвется, а значит она не прочная).

3 опыт:

- Попробуйте доказать, что бумага намокает.

- Положите лист бумаги в емкость с водой. Опустите в воду сначала салфетку, затем альбомный лист.

- Что произошло?

Вывод: Тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени.

Выводы исследований:( подтвердили ли мы предлагаемые свойства бумаги?)

- Повторите их. (бумага – мнется, рвется и намокает).

- А значит – материал прочный или непрочный? (непрочный)

- Вот поэтому надо беречь книги, тетради, и очень бережно относится к вещам, сделанным из бумаги.

- А теперь двигаемся дальше.

                                                        По щелчку  - 5 станция «Отдыхайкино»

Слайд  16                          Песня №1

- Сова привела нас на станцию «Отдыхайкино»

- Это значит, что мы сейчас будем отдыхать и поиграем в игру

Игра «Бывает – не бывает» на внимание.

Правила игры:

- Я буду называть предметы, если я назову вам предметы, сделанные из бумаги, вы хлопаете в ладоши, если не из бумаги – приседаете.

(книга, стул, кресло, альбом, обувь, газета, зеркало, яблоко, журнал, тетрадь, блокнот, цветная бумага, карандаши, картон, калька, телевизор, фольга).

Отлично, вот мы отдохнули. И нам пора двигаться дальше.

  1. Сюрпризный момент.

Слайд 17                                                       

Песня №3

- Читает стих специалист. Звучит  японская музыка.

Город оригами

За лесами, за горами

лежит город Оригами.
Там кораблик из бумаги.

Там живут и феи, маги.
Там беленький домик стоит,

а в нём живёт Айболит.
Там лето круглый год.

Там чудо-дерево растёт –

Все сложили из бумаги,

Словно мы и вправду маги.

- Вот мы и попали в волшебную страну «Оригами», где все сделано из бумаги. Посмотрите сколько здесь поделок, сделанных в технике оригами.

                       По щелчку – слайд 18     страна Оригами.

Щелчок  - слайд 19 (музыка)

Песня № 2                           В зал заходит  Принцесса оригами
                                                 (в руках держит бабочку).

П.о.:  Я познакомиться сегодня рада с вами,
         Зовут меня принцесса Оригами.
         А вот мотылек на моей ладони,
         И кажется, сейчас он оживет.
         Со мною прилетел он из Японии,
         Из той страны, где солнышко встает.
         Здесь не нужны волшебники и маги,
         Здесь нечего особенно мудрить,
        А нужно просто взять листок бумаги
         И постараться что-нибудь сложить.

- Принцесса Оригами, мы с ребятами тоже рады с тобой познакомится.

П.о.: Ребята, а вы знаете, что такое Оригами.

- Конечно знают принцесса оригами.  Мы пришли, чтобы показать свои знания и умения. Ты присаживайся и послушай, а мы тебе расскажем.

- Ребята, что такое оригами.

- Дети читают стихотворение.

Стихотворение: «Что такое оригами?

Что такое оригами,
Мы сейчас вам объясним:
Это значит, из бумаги
Делаем мы, что хотим.

Прямоугольники, квадраты
Мы сгибаем много раз.
Получаются игрушки
Для прогулок и проказ.

Нам сказали: оригами
Родилось в Японии.
Очень рады, что и нас
С ним здесь познакомили.

Оригами- это искусство, складывания бумаги в разных направлениях.

  1. От куда пришло к нам  «Оригами»?

Ответы: из Японии.

Совершенно верно, искусство складывания из бумаги зародилось в стране Восходящего солнца – Японии. Много столетий назад.

  1. Какая геометрическая фигура используется  для изготовления поделок оригами?

Ответы: Квадрат.

  1. Какие основные базовые формы вы знаете?

Ответы: дверь, книжка, двойной треугольник, блинчик, воздушный змей).

Сделать несколько основных базовых форм.

  1. Как расшифровывается слово оригами?

Ответы: Оригами состоит из двух слов «ори» - сложенный и «ками» - бумага, т.е. – это складывание фигуры из бумаги.

- Молодцы, ребята.

-  Принцесса оригами, ребята, хотят еще показать свое мастерство  и сделать   тебе в подарок весенний  цветок.

- А какой вы сейчас отгадаете.

Загадка о тюльпане.

Замечательный цветок

Словно яркий огонек.

Пышный, важный, словно пан,

Нежный бархатный ….                      (Тюльпан)

Слайд 20

- Вот такой замечательный цветок сегодня мы изготовим в технике оригами.

- Ребята есть такая легенда о цветке.

Легенда о тюльпане гласит, что именно в его бутоне была заключено счастье, но никто не мог до него добраться, так как бутон не раскрывался, но однажды цветок в руки взял маленький мальчик и тюльпан сам раскрылся. Детская душа, беззаботное счастье и смех открыли бутон.

 

- Вот такая удивительная легенда.

Прежде чем приступить к работе давайте вспомним правила оригамистов,

прочитаем их:

 Слайд 21

Щелчок – слайд 22

Правила:

  1. Работай старательно.
  2. Складывай на столе.
  3. Линию сгиба проводи аккуратно и с нажимом.
  4. Всегда держи фигурку так , как тебе показывают.
  5. Хочешь спросить – подними руку, не выкрикивай.
  6. Сделал правильно сам – помоги соседу.

  1. Практическая работа.                              1  Щелчок -  слайд 23

Технология изготовления «Тюльпана»

Слайд 24-25

- Для работы нам понадобится два листа бумаги. Один зеленый – это стебелек и листик цветка. А другой по цвету – желтый, красный и т.д. – это бутон.

- И так приступаем к работе.  Я буду показывать и объяснять, а вы будите внимательно слушать и повторять за мной.

Теперь приступаем к складыванию из алой бумаги бутончика тюльпана.

  На квадратном листе бумаги размечаем сгибами обе диагонали, а также середину по вертикали и горизонтали. При аккуратном складывании все линии должны пересечься в центре в одной точке.

  Двумя руками беремся за середины боковых сторон и соединяем их вместе.

  Полученная фигура является классической в оригами и называется двойной треугольник.

  Правый нижний угол (только верхний слой) совмещаем с вершиной треугольника и заглаживаем сгиб.

Тюльпан оригами поэтапно ч.1 Тюльпан оригами поэтапно ч.2

  • Левый нижний угол (только верхний слой) совмещаем с вершиной треугольника и заглаживаем сгиб.
  • Переворачиваем фигуру на другую сторону.
  • Аналогично поднимаем нижние углы к вершине и заглаживаем сгибы. Теперь у нас снова получился квадрат.
  • Перелистнем как книжку боковые стороны таким образом, чтобы посередине квадрата бумага была целой, а не совмещенной из двух сторон бумаги. Левый угол (верхний слой) загибаем так, чтобы линия сгиба шла от вершины и заходила за вертикальную диагональ на 1-1,5 см.

Тюльпан оригами поэтапно ч.3

           Аналогично загибаем правый угол.

  • Переворачиваем фигуру другой стороной и повторяем действие этап 8.
  • Повторяем этап 9.
  • Заходящие друг на друга лепестки тюльпана вставляем один в другой.

Тюльпан оригами поэтапно ч.4

  • Переворачиваем фигуру другой стороной и аналогично вставляем лепестки один в другой со второй стороны. С широкого конца бутона тюльпана останется отверстие.
  • Нужно несильно подуть в отверстие, чтобы фигура приобрела объем, но вложенные лепестки не выскользнули из кармашков.
  • С узкого конца бутона немного отгибаем лепестки.
  •   В отверстие вставляем ножку бумажного тюльпана.

Листик и ножка тюльпана.

Намечаем диагональ на зеленом квадрате.

  • Совмещаем верхнюю сторону квадрата с диагональю.
  • Совмещаем нижнюю сторону квадрата с диагональю. Получился четырехугольник, напоминающий по форме воздушного змея.

Как сделать листик к тюльпану оригами

  • Левую сторону четырехугольника совмещаем с диагональю, проглаживаем сгиб.
  • Нижнюю сторону четырехугольника совмещаем с диагональю, проглаживаем сгиб.
  • Аналогично поступаем с верхней стороной…
  • …и правой стороной четырехугольника.

Как сделать листик к тюльпану оригами

  • Совмещаем острые концы фигуры друг с другом и тщательно проглаживаем сгиб.
  • Складываем фигуру пополам вдоль так, чтобы узкая часть оказалась внутри.
  • Теперь узкую часть отведем немного в сторону и тщательно загладим сгиб – это будет ножка тюльпана из бумаги.
  • Торчащий сбоку листик немного отгибаем у кончика, не заглаживая складку.

- Ребята, посмотрите на свои работы, какие чудесные цветы у нас получились.

- Давайте составим из них букет и подарим принцессе оригами.

Вот мы и побывали в гостях у принцессы оригами

Мы были рады с тобой познакомится.

Но нам пора возвращаться  назад. До свидание принцесса оригами.

  1. Заключительная часть.               Слайд 26

   Чтобы вернуться закройте глаза и послушайте музыку. Дети закрывают глаза и слушают музыку, как только музыка закончилась, они открывают глаза.

    Вот и завершилось наше путешествие в удивительный мир оригами.

Вы все были молодцы, показали свои знания и умения.

Хочу закончить занятие японской мудростью.

Японская мудрость гласит:

«Великий квадрат не имеет пределов».

Попробуй простую фигурку сложить,

И вмиг увлечет интересное дело.

И в сказочном царстве фигурок бумажных

Научишься добрым, уверенным быть.

И множество разных подарков приятных ты сможешь родным и друзьям подарить.

- Спасибо вам, ребята.

- На этом мы с вами прощаемся, до новых встреч.

Слайд 27


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Удивительные занятия оригами»

Оригами похоже на фокус - из обычного листка бумаги за несколько минут рождается чудесная фигурка!...

Методическая разработка "Удивительный мир оригами"

Данная методическая разработка, создана для педагогов по личному опыту и может использоваться в качестве методического материала. Для детей старшей-подготовительной группы....

Рабочая программа художественно-эстетической направленности "Удивительный мир оригами"

Дополнительная программа по художественно-эстетическому направлению "Удивительный мир оригами"...

Проект: «Удивительный мир оригами»

     Проект: «Удивительный мир оригами»Тип проекта: познавательный, исследовательский, игровой.Сроки реализации: долгосрочный (01.11.2023-30.11.2023.)Участники...