Картотека прогулок
картотека (подготовительная группа)

Картотека прогулок зимой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_progulok.docx70.33 КБ

Предварительный просмотр:

Декабрь

Цели: продолжать формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь становиться длиннее, а день- короче); учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их приметы в стихотворениях.

Ход наблюдения: Что такое за окном? Сразу в доме посветлело!

Это снег лежит ковром, Самый первый, самый белый!

Вот о чем всю ночь свистел За моим окошком ветер!

Он про снег сказать хотел И про то, что зиму встретил.

Нарядилась и рябинка В белый праздничный наряд,

Только гроздья на вершине Ярче прежнего горят.

Воспитатель загадывает детям загадки, рассказывает о приметах.

***Текло, текло и под стекло легло. (Вода.)

***Без рук, без ног, а в избу лезет. (Мороз.)

**Декабрь год кончает — зиму начинает.

**Теплая зима к холодному лету.

**Солнце летом греет, а зимой морозит.

   Белая, холодная пришла на землю зима. Утонул в снегу лес. С наступлением зимы стало еще холоднее, чем осенью. Небо почти всегда покрыто облаками. Идет не дождь, а снег. Снег покрыл землю, крыши домов, ветки деревьев. Ручьи, буйные реки, озера сковал лед.  

Чем больше снега выпадет на землю, тем лучше будут расти растения. Снег защищает их от мороза. День становится короче, а ночь длиннее.

Воспитатель задает детям вопросы:  За каким месяцем идет декабрь?

К какому времени года относится ноябрь? Как изменился вид нашего участка с приходом зимы? Как вы думаете, зачем засыпают корни деревьев снегом? Как одеваются люди зимой?

Трудовая деятельность: Засыпка корней деревьев снегом.

Цель: воспитывать желание оказывать помощь живым объектам.

Подвижные игры: «Парный бег», «Попади в обруч».

Цель: продолжать учить бегать парами, кидать снежки в цель.

Дидактическая игра: «Назови лишнее слово» Цель: активизировать внимание; развивать мышление, речь, навыки правильного звукопроизношения.

Индивидуальная работа: Упражнения на скольжение.

Цель: учить с разбега скользить по ледяным дорожкам.

Самостоятельные игры с выносным материалом, игрушками, катание на санках.

Прогулка 2. Наблюдение за птицами зимой.

Цель: продолжать формировать представление о жизни птиц зимой;

воспитывать желание заботиться о птицах, любовь к природе.

Ход наблюдения:        Не видно в лесу тропинок,

В тулупах кусты стоят.

Уснувших жуков и личинок

Укрыл под корой снегопад.

Лети же, пичуга, к людям

И прячься скорей за окном,

А мы кормить тебя будем

Крошками хлеба, пшеном.

Воспитатель задает детям вопросы: Каких птиц вы видите зимой около своего дома? Почему они прилетают к жилью человека? Зачем люди зимой устраивают кормушки для птиц? Почему зимующих птиц надо подкармливать? Много ли птиц прилетает к нашим кормушкам?

Есть ли кормушка возле вашего дома?

Трудовая деятельность: Очистка участка от мусора или снега.

Цель: воспитывать желание оказывать помощь друг другу, продолжать учить работать сообща.

Подвижные игры: «Ловкая пара». Цель: развивать глазомер, достигая хорошего результата. «Попади в цель». Цель: учить следить за направлением летящего предмета, рассчитать и выполнить движения.

Дидактическая игра: «Магазин вежливости»

Цель: учить детей вежливому общению, адекватно вести себя в различных ситуациях.

Индивидуальная работа: дид.игра «Какой, какая, какие?» Цель: продолжать формировать умение называть различные признаки предметов.

Самостоятельные игры с выносным материалом, игрушками, природным материалом.

Прогулка 3. Наблюдение за состоянием природы зимой.

Цели: учить видеть прекрасное, различать характерные признаки зимы, узнавать их в литературных текстах, стихотворениях; развивать фантазию и умение видеть природную красоту узоров на окне.

Ход наблюдения: Удивительный художник у окошка побывал,

Удивительный художник нам окно разрисовал:

Пальмы, папоротники, клены — на окошке лес густой.

Только белый, не зеленый, весь блестящий, не простой.

На стекле цветы и листья — все искрится, все бело.

Но без красок и без кисти разрисовано стекло.

Замечательный художник у окошка побывал.

Отгадайте-ка, ребята, кто окно разрисовал? (Мороз.)

За ночь сильно похолодало. Наступило морозное утро. На стеклах за ночь появились какие-то удивительные рисунки. Красив снежный узор на окнах и в солнечный день и в пасмурный.

Почему появляются на окне снежные узоры? Чем их рисует мороз? Прозрачным водяным паром, который всегда есть в воздухе. Есть он и между рамами. Теплые пары воды оседают на холодные стекла окон и превращаются в кристаллы льда, соединяются друг с другом. Льдинки группируются на неровностях, на еле заметных царапинах стекла, и постепенно вырастает на окне ледяной сад с необычными Цветами.

Трудовая деятельность Рыхление песка в песочнице. Цель: воспитывать трудолюбие, формировать навыки работы в коллективе.

Подвижные игры: «Не оставайся на полу», «Встречные перебежки».

Цель: продолжать учить бегать и прыгать, не наталкиваясь на товарища.

Дидактическая игра: «Кто больше назовет действий».

Цели: учить детей соотносить действия людей различных профессий.

Индивидуальная работа: дид.игра «Сгруппируй по признаку»

Цель: учить детей группировать предметы по существенному признаку, развивать логику

Самостоятельные игры с выносным материалом, игрушками, катание на санках.

Прогулка 4. Наблюдение за тополем в зимний период.

Цель: продолжать формировать представления о деревьях в зимний период, о том, как можно помочь им пережить холодную зиму.

Ход наблюдения: Воспитатель задает детям вопросы.

Что делают зимой деревья?

В каком состоянии находятся деревья зимой?

   Оказывается, холодный сезон является для растения засушливым периодом: корни получают очень мало воды. Листья же продолжают ее испарять. Осенний листопад помогает выжить растению. Сбрасывая листву, деревья впадают в глубокий зимний сон.

Трудовая деятельность: Расчистка дорожки к дереву.

Цель: учить заботиться о растениях.                                                      

Подвижные игры: «Два мороза», «Кони». Цели: продолжать учить выполнять характерные движения по содержанию игры; развивать ловкость, быстроту, выносливость.

Дидактическая игра: «Где снежинки?»  Цель: закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность.  

Индивидуальная работа: п/и «Кто дальше?». Цель: упражнять в метании снежков правой и левой рукой в определенном направлении.

Самостоятельные игры с выносным материалом, игрушками, природным материалом, атрибутами к подвижным играм.

Прогулка 5. Наблюдение за работой дворника

Цели: продолжать наблюдение за работой дворника; совершенствовать словарный запас; формировать стремление к порядку и чистоте;

прививать любовь к природе, бережливое отношение к окружающей среде.

Ход наблюдения: Воспитатель задает детям вопросы.

Что делает дворник на участке детского сада зимой?

Какие орудия труда нужны дворнику в это время года?

Первый зимний снежок

Белым пухом лежит.

Первый легкий мороз

Веселит и бодрит.

Трудовая деятельность: Сбор снега для постройки горки для куклы/сбор песка в песочницу. Цель: учить работать сообща, добиваясь выполнения задания общими усилиями.

Подвижные игры: «Два мороза», «Мы веселые ребята».

Цель: учить четко, проговаривать текст в игре, соблюдать правила игры.

Дидактическая игра:  «Выбери нужное». Цель: закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность.

Индивидуальная работа: дид.игра «Слушай звуки!»

Цель: развитие произвольного внимания 

Самостоятельные игры с выносным материалом, игрушками, катание на санках-ледянках.

Прогулка 6. Наблюдение за домашними животными зимой

Цели: закреплять знания о жизни домашних животных в зимнее время года; формировать представление о том, что о домашних животных заботится человек (заготавливает корм, готовит еду, чистит жилище).

Ход наблюдения:  Домашних животных я очень люблю:

Кормлю, берегу и ласкаю.

Собаку и кошку, козу и свинью

Друзьями своими считаю.

Помощники наши — корова, баран

И конь вороной темногривый

Живут с нами рядом, привязаны к нам,

Доверчивы, миролюбивы.

Воспитатель задает детям вопросы: Каких домашних животных вы знаете? Как изменилась жизнь домашних животных с наступлением зимы? Как вы думаете, почему животных перестали выгонять на пастбища? Как люди ухаживают за домашними животными зимой?

Давайте сравним, как живут зимой домашние и дикие животные.

Чем отличается жизнь домашних животных от диких в зимнее время?

Почему люди разводят домашних животных и заботливо к ним относятся?

Трудовая деятельность: Расчистка дорожки к игровой площадке.

Цель: совершенствовать умения пользоваться лопатой для уборки снега.

Подвижные игры: «Медведи и пчелы». Цель: учить перелазанью «перевалом» через препятствие. «Совушка». Цель: учить выполнять движения по сигналу.

Дидактическая игра: «Узнай по голосу». Цель: развитие слухового внимания, формирование умения узнавать друг друга по голосу.

Индивидуальная работа: Выполнение упражнений на сохранение равновесия. Цель: развивать координацию движений.

Самостоятельные игры с выносным материалом, игрушками, природным материалом, атрибутами к подвижным играм.

Прогулка 7. Наблюдение за сосной на участке.

Цель: уточнять знания об отличиях натуральной сосны от игрушечной.

Ход наблюдения: Воспитатель задает детям вопросы.

Почему сосна относят к хвойным деревьям? Что является основным признаком хвойных деревьев? Сравните деревья, в чем их различия?

Какое дерево искусственное? Как вы узнали, что дерево живое?

  Живая сосна растет на участке, кроме ствола, веток, иголок, у нее есть большие корни, с помощью которых дерево получает влагу и питательные вещества из земли и прочно удерживается на одном месте.                      Игрушечная сосенка маленькая, неживая, сделана из искусственного материала (пластмассы), у нее нет корней, она не растет.

  Ребята, скоро Новый год! Его празднуют возле нарядной елки. И было бы очень хорошо, если бы в этот праздник у вас дома стояла искусственная сосна, а не живая. Ведь если сосна спилят, она засохнет, умрет, и не будет в лесу сосна. А искусственная сосенка тоже очень красивая, и если ее украсить, то она принесет не меньше радости в Новый год.                Новогодние деньки,

Снег морозный, колкий.

Загорелись огоньки

На пушистой елке.

Шар качнулся расписной,

Бусы зазвенели.

Трудовая деятельность: Расчистка дорожек от снега; строительство горки для катания кукол на саночках. Цель: воспитывать трудолюбие, желание трудиться сообща.

Подвижные игры: «Лиса в курятнике», «Самолеты». Цель: упражнять в беге, умении действовать по сигналу воспитателя, спрыгивать со  скамейки.  «Донеси мешочек». Цель: упражнять в равновесии.

Дидактическая игра: «Когда это бывает?»  Цель: учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.

Индивидуальная работа: дид.игра «Назови лишнее слово»

Цель: активизировать внимание; развивать мышление, речь. Навык правильного звукопроизношения.

Самостоятельные игры с выносным материалом, игрушками, природным материалом, атрибутами к подвижным играм.

Прогулка 8. Наблюдение за снегом и льдом

Цели: формировать реалистическое понимание неживой природы;

закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед).

Ход наблюдения: Зима — прекрасное время года! Только зимой можно играть в снежки или лепить снеговика всей семьей, а так же кататься на санках, лыжах и коньках. А после разгадывать загадки.

С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, —

Значит, к нам пришла… (зима)

Вот какие чудеса:

Стали белыми леса,

Берега озер и рек.

Что случилось? Выпал… (снег)

С неба звездочки летят

И на солнышке блестят.

Точно в танце балеринки,

Кружатся зимой… (снежинки)

Разукрасил чародей

Окна все в домах людей.

Чьи узоры? — Вот вопрос.

Их нарисовал… (мороз)

Воспитатель проводит опыт, задает детям вопросы. В один стакан кладем лед, в другой — снег. Какой лед по цвету, на ощупь? Из чего состоят снег и лед? Теперь поставим оба стакана в теплое место, через время посмотрим, что стало со льдом и снегом.

Трудовая деятельность: Очистка дорожек от льда и снега. Цели:

закреплять навыки работы с лопатой; воспитывать настойчивость, самостоятельность.

Подвижные игры: «Кто лучше прыгнет», «Хитрая лиса».

Цель: развивать ловкость, быстроту бега, внимание.

Дидактическая игра: «Кого чем угощать будем?» Цель: закреплять знания о зимующих птицах, их жизни в зимний период и особенностях питания.

Индивидуальная работа: Дид.игра  «Каких квадратов больше?» Цель: продолжать учить сравнивать две группы предметов до 10.

Самостоятельные игры с выносным материалом, игрушками, санками

Прогулка 9. Наблюдение за синицей.

Цели: продолжать вызывать интерес к пернатым; продолжать знакомить с синицей, ее повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида.

Ход наблюдения: Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу:                  

Угадай, какая птица,

Бойкая, задорная, ловкая, проворная,

Звонко тенькает: «Тень-тень!

Как хорош весенний день!» (Синица.)

***Синица расписная  свистит, не уставая.

За окном повешу ей я кусочек сала,

Чтоб теплей и веселей бедной птахе стало.

Синица- это зимующая или перелетная птица? Как она выглядит?

Какие изменения происходят в жизни синиц зимой? Чем питаются синицы? Как люди заботятся о них? Какую пользу синицы приносят?

Трудовая деятельность: Подкормка птиц на участке детского сада.

Цель: воспитывать любовь, бережное и заботливое отношение к зимующим птицам

Подвижные игры: «Ловишки с мячом». Цель: передавать мяч, точно согласовав движения с ритмом произносимых слов. «Прокати в цель».

Цель: развивать координацию движений.

Дидактическая игра: «Назови лишнее слово» Цель: активизировать внимание; развивать мышление, речь, навыки правильного звукопроизношения.

Индивидуальная работа: Дид.игра «День-ночь» Цель: закреплять названия частей суток.

Самостоятельные игры с выносным материалом, игрушками, атрибутами к П/играм.

Прогулка 10. Наблюдение за маршрутным такси.

Цель: формировать представления о роли маршрутного такси, его назначении для людей.

Ход наблюдения: Воспитатель задает детям вопросы. Какие виды легковых автомобилей вы знаете? Для чего нужны такси?

Чем отличается маршрутное такси от других автомобилей?

Трудовая деятельность: Сгребание снега на участке под деревья.

Цель: воспитывать бережное отношение к природе.

Подвижные игры: «Снежная карусель». Цель: упражнять в ориентировке на местности. «Догони пару». Цели: упражнять в беге в нужном направлении до определенного места.

Дидактическая игра: «Что напутал Незнайка?» Цель: расширять кругозор детей, их познания об окружающем мире; развивать логику и мышление, учить находить несоответствия.

Индивидуальная работа: счет до 10. Цель: повторить прямой и обратный счет до пяти.

Самостоятельные игры с игрушками, мячами, природным материалом.

Прогулка 11. Наблюдение за снегопадом.

Цели: формировать представление о свойствах снега; закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде; развивать речь, умение отвечать на вопросы воспитателя, воспитывать любовь к природе.        

Ход наблюдения:                                       Снег из тучи прилетел,

Лечь на землю захотел.

Ищет места — не найдет,

Задержался у ворот.

Падают белые снежинки, ложатся на землю, на крыши домов. Снежинки похожи на белые звездочки. Можно их поймать и рассмотреть, но дышать на них нельзя. Иногда они сыплются вместе и большими хлопьями падают на землю. Иногда холодный ветер ломает белые звездочки, превращая их в мелкую снежную пыль. Снежинки образуются в облаках из маленьких ледяных кристалликов. Зимой они опускаются сверкающими звездочками до земли и покрывают ее снегом. В мороз снег поскрипывает под ногами. Это ломаются лучики снежинок. Снег — это очень много снежинок. Воспитатель задает детям вопросы:  Почему скрипит снег? Где образуются снежинки?  Какой на ощупь снег? Когда снег бывает мокрый, когда сухой? Из какого снега легче лепить?  Если снег растает, чем он станет снег?

Трудовая деятельность: Уборка участка от снега.

Цель: учить собирать снег на носилки, ссыпать в определенное место.

Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Кто лучше прыгнет?». Цели:

продолжать учить соотносить собственные действия с действиями участников игры; закреплять умение прыгать.

Дидактическая игра: «Природа и человек» Цель: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человеком  и что дает человеку природа.

Индивидуальная работа: Дид.игра «День-ночь» Цель: закреплять названия частей суток.

Самостоятельные игры с выносным материалом, игрушками, мячами

Январь

Прогулка 1.Наблюдение за зимующими птицами

Цели: закреплять знания о зимующих птицах; формировать представление о добывании пищи зимующими птицами; воспитывать желание заботиться о них и охранять.

Ход наблюдения:       Вновь разгулялась вьюга,

Срывает снежные шапки.

Совсем замерзла пичуга,

Сидит, поджимая лапки.

Воспитатель задает детям вопросы: Каких птиц называют зимующими?

Чем они питаются? Каких зимующих птиц вы знаете?  Как человек может помочь зимующим птицам?

  Зимующие птицы не улетают от нас в теплые края, так как и зимой находят корм. Они питаются почками, семенами и плодами растений, спрятавшимися насекомыми, отыскивают корм около жилья человека. Часть птиц погибает от холода зимой. Люди помогают зимующим птицам - подкармливают их - синичкам дают несоленое сало, воробьи любят пшено, семечки.

Трудовая деятельность: Сбор снега для постройки зимнего городка.

Цель: совершенствовать трудовые навыки, умение работать сообща.

Подвижные игры: «Кто быстрей по дорожке?». Цель: учить выполнять подскоки сериями, прыжки боком. «Прыгуны».

Цель: учить прыжкам на двух ногах с продвижением вперед на 2-3 м.

Дидактическая игра: «Где снежинки?» Цели: закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность.                  

Индивидуальная работа: «Кто больше знает профессий»

Цель: учить детей соотносить действия людей с их профессией, образовывать от существительных соответствующие глаголы (строитель — строит, учитель — учит и т. д.).

Прогулка 2. Наблюдение за березой зимой.

Цели: формировать знания об особенностях жизни деревьев зимой;

воспитывать бережное отношение к растениям (не задевать хрупких от мороза веток и почек, так как они ломаются).

Ход наблюдения:                               Стоит березка в пелеринке,

Звенит на ветках бахрома.

Чем легче, тем нежней снежинки,

Тем холодней стоит зима!

Зимой береза не замерзает, она живая, но от мороза ее веточки и почки становятся хрупкими и быстро ломаются, Поэтому их нельзя трогать. Если подберем обломанные ветром ветки и поставим их в воду, то они зазеленеют.

Воспитатель задает детям вопросы: Как чувствуют себя деревья зимой?

Что с ними происходит? В каком состоянии находятся деревья зимой? (В покое.) Как вы узнали березу?

Трудовая деятельность: Уборка мусора или снега на участке .

Цели: учить работать сообща; воспитывать трудолюбие.

Подвижные игры: «Кому флажок?», «Эстафета с обручами».

Цели: упражнять в прыжках с продвижением вперед, пролезании в обруч; воспитывать ловкость, целеустремленность.

Дидактическая игра: «Произнеси правильно». Цели: формирование правильного произношения звуков, закрепление названий профессий.

Вызвать желание выучить чистоговорки, скороговорки, шутки, совершенствовать чёткое произношение свистящих и шипящих звуков.

Индивидуальная работа: «Когда это бывает?» Цели: учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей

Самостоятельные игры с игрушками, мячами, природным материалом.

Прогулка 3. Наблюдение за елью.

Цель: закреплять умение детей узнавать ель по характерным особенностям ее строения, признакам, отличающим ее от других   деревьев, воспитывать интерес к природе.

Ход наблюдения: Воспитатель загадывает детям загадку:

Что же это за девица? Ни швея, ни мастерица,

Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год. (Елка.)

Ель похожа на пирамиду, все ветви у нее покрыты иголками, растущими вместо листьев; они короткие, острые, колючие, темно-зеленого цвета. Иголочки у ели покрыты плотной кожицей, густо и крепко сидят на ветках, торчат в разные стороны, не опадают, если до них дотронуться.

Трудовая деятельность: Уборка мусора или снега на участке .

Цели: продолжать учить работать сообща; воспитывать дружественные взаимоотношения.

Подвижные игры: «Попади в коробку». Цель: тренировать меткость бросков. «Охотники и зайцы». Цели: учить согласовывать движения друг с другом; развивать глазомер.

Дидактическая игра: «Назови предметы одним словом». Цель:  Продолжать развивать умение находить общее понятие в названных словах; учить назвать одним словом.

Индивидуальная работа: «Узнай по голосу». Цель: развитие слухового внимания, формирование умения узнавать друг друга по голосу.

Самостоятельные игры с игрушками, природным материалом, катание на санках.

Прогулка 4. Наблюдение за снегом, снегопадом.

Цели: продолжать формировать представление о свойствах снега; закреплять знания о сезонных явлениях — снегопаде, гололеде; развивать речь, умение отвечать на вопросы воспитателя, воспитывать любовь к природе.        

Ход наблюдения:  Воспитатель загадывает детям загадки:     

Кто такая, угадай-ка,

в белом платьице хозяйка? Потрясла свои перинки —

в небе кружатся снежинки. (Зима)

Рассыпала Лукерья

серебряные перья.

Закрутила, замела,

стала улица бела. (Метель)

Вился, вился белый рой,

лег на землю — стал горой.(Снег)

Белый, а не сахар, мягкий,

а не вата, без ног, а идет. (Снег)

Воспитатель задает детям вопросы:  Как вы думаете, почему скрипит снег? Где образуются снежинки? А какой на ощупь снег? Если снег растает, чем он станет снег?

Падают белые снежинки, покрывают землю, крыши домов, деревья, прохожих. Снежинки похожи на маленькие белые звездочки, которые можно поймать и рассмотреть, но дышать на них нельзя. Снежинки образуются в облаках из маленьких ледяных кристалликов. Снег — это огромное количество снежинок.

Трудовая деятельность: Уборка участка от снега.

Цель: учить собирать снег на носилки, ссыпать в определенное место.

Подвижные игры: «Круговорот», «Холодно — горячо».

Цель: добиваться выполнения правильной техники в освоенных ранее видах ходьбы.

Дидактическая игра: «Назови лишнее слово» Цель: активизировать внимание; развивать мышление, речь, навыки правильного звукопроизношения.

Индивидуальная работа: счет до 10. Цель: повторить прямой и порядковый  счет до десяти.

Самостоятельные игры с игрушками, снегом, катание на санках.

Прогулка 5. Наблюдение за солнцем

Цели: продолжать знакомить с природными явлениями, дать понятие одного из признаков зимы — мороза; формировать интерес к неживым объектам природы.

Ход наблюдения: Где ты, солнце, в самом деле? Мы совсем окоченели.

Без тебя вода замерзла, без тебя земля промерзла.

Выйди, солнышко, скорей! Приласкай и обогрей!

Кто заметил, в какой стороне солнце утром? Правильно, на восходе, солнце там встает, а вечером оно будет в другой стороне — на западе, там солнце будет прятаться на ночь. Зимой солнце светит, но не греет. День зимой короткий, ночь длинная. Летом солнце греет, зимой морозит. Зимой солнце сквозь слезы улыбается.

Трудовая деятельность: Сгребание снега в определенное место для постройки снежных фигур. Цель: учить работать сообща, добиваться цели общими усилиями.

Подвижные игры: «Пустое место», «Сделай фигуру».

Цель: учить выполнять действия по сигналу, не наталкиваясь друг на друга. «Элементы хоккея.» Цель: учить прокатывать шайбу в заданном направлении, закатывать в ворота.

Дидактическая игра: «Что произойдет, если…» Цель: упражнять в умении оценивать и предугадывать последствия определенного действия, развивать внимание.

Индивидуальная работа: Дид.игра «Выбери нужное». Цель: закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность.

Самостоятельные игры с игрушками, спортивным инвентарем, катание на санках.

Прогулка 6. Наблюдение за вороной.

Цели: расширять представление о зимующих птицах, учить различать их по внешнему виду; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Ход наблюдения: Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Я такая заводная,

Славная и озорная,

По асфальту я хожу,

Вам я люди не служу.

Гордой поступью шагаю,

Чёрный плащик надеваю,

Быстро весело скачу,

Кар, кар, кар, всегда кричу.(Ворона)

Корку хлебную таскает,
Птиц других не подпускает.
Крепко держит оборону,
Громко каркая?  (Ворона)

За окном почти базар:
Ссоры, крики, стоны
И звучит везде «кар!-кар!»,
Значит здесь… 
(вороны).        

Кто это, как называют эту птицу? В чем особенности ее внешнего вида?

Где она живет? Чем питается? Есть ли у нее враги?

Приметы: если ворона под крыло нос прячет — к морозу.

Трудовая деятельность: Расчистка участка и дорожек от снега и мусора. Цель: воспитывать трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца.

Подвижные игры: «Встречные перебежки», «Попади в обруч».

Цели: повышать двигательную активность детей на прогулке; развивать меткость, ловкость, выносливость. «Прыжки через скакалку»

Цель: развивать двигательную активность.

Дидактическая игра: «Сгруппируй по признаку» Цель: учить детей группировать предметы по существенному признаку (металлические; деревянные; круглые; съедобные; красные; маленькие; которые нужны для школы и т.д.), развивать логику.

Индивидуальная работа: дид.игра «Назови лишнее слово»

Цель: активизировать внимание; развивать мышление, речь; развивать навык правильного звукопроизношения.

Самостоятельные игры с выносным материалом, игрушками, природным материалом, атрибутами к подвижным играм.

Прогулка 7. Наблюдение за синицей. 

Цели: формировать представления о зимующих птицах, поощрять заботе о них; знакомить с характерными особенностями снегиря.

Ход наблюдения: Воспитатель предлагает отгадать загадки, а затем задает детям вопросы.

Небольшая и пёстрая птица,
Не боится зимой простудиться,
Угощение наше ей снится,
Прилетает к нам часто (Синица).

На кормушку к нам зимой
Прилетает птица
С жёлтой грудкой пуховой – 
Шустрая (Синица)

Как выглядит синица? Чем питается? Где зимует? Как человек заботится о птицах зимой? Почему синица прилетела к нам зимовать?

Трудовая деятельность: Подкормка птиц на участке детского сада.

Цель: воспитывать любовь, бережное и заботливое отношение к зимующим птицам.

Подвижные игры: «Ловишки», «Бездомный заяц». Цели: упражнять в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга; воспитывать ловкость и выносливость. «Сбей флажок». Цели: учить метать снежки (мячики) в цель;

развивать меткость, внимание.

Дидактическая игра: «Береги природу» Цель : закреплять знания об охране объектов природы.

Индивидуальная работа : Дид.игра «Узнай птицу по силуэту»

Цель: закреплять знания о зимующих и перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по силуэту.

Самостоятельные игры с игрушками, спортивным инвентарем, катание на санках.

Прогулка 8. Наблюдение за снегом и льдом

Цели: формировать реалистическое понимание неживой природы;

закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии, представлять из себя лед и снег.

Ход наблюдения:        Ой ты, зимушка-краса!

Побелила все леса,

Горы снега намела,

Нас кататься позвала.

Воспитатель совместно с детьми проводит опыт, и задает детям вопросы. В один стакан кладем лед, в другой — снег. Какой лед по цвету, на ощупь? Назовите его свойства. Какой снег по цвету, на ощупь? Назовите его свойства. Из чего состоят снег и лед?

Теперь ставим оба стакана в теплое место, через время посмотрим, что стало со льдом и снегом.

Трудовая деятельность: Уборка участка от снега.

Цель: закреплять представления о защитных свойствах снега.

Подвижные игры: «Затейники», «Пожарные на ученье».

Цель: закреплять умение бегать, увертываться от ловушки, пролезать под препятствием.

Дидактическая игра: «Магазин вежливости» Цель: учить детей вежливому общению, адекватно вести себя в различных ситуациях.

Индивидуальная работа: Развитие движений. Цель: учить метать снежки вдаль.

Самостоятельные игры с игрушками, природным материалом, катание на санках.

Прогулка 9. Наблюдение за голубями.

Цель: закреплять представления о птичьем мире (чем питаются птицы, где живут, как человек помогает им в зимний период).

Ход наблюдения: Воспитатель задает детям вопросы.

 Кто часто прилетает к нам на участок? Откуда они к нам прилетели?

Где они живут? Кто их кормит? Что они любят клевать?

Голуби перелетные или зимующие птицы?

Трудовая деятельность: Изготовление горки для кукол или сбор песка в песочницу. Цель: учить работать сообща, получать радость от выполненного труда и его результата.

Подвижные игры: «Мы — веселые ребята». Цели: учить внимательно слушать команду воспитателя; развивать внимание, следить за правильностью выполнения заданий.  «Не сбей флажок».

Цель: учить ходить змейкой между предметами, не сбивая их.

Дидактическая игра: «Назови лишнее слово» Цель: активизировать внимание; развивать мышление, речь, навыки правильного звукопроизношения.

Индивидуальная работа: «Когда это бывает?» Цели: учить детей различать признаки времен года.

Самостоятельные игры с игрушками, природным материалом, спортивным инвентарем.                                          

Прогулка 10. Знакомство со строительной техникой- автокраном.

Цели: продолжать знакомить с разными видами грузового транспорта;

закреплять знания об особенностях грузового транспорта, его значении в жизни человека.

Ход наблюдения:            Он работает на стройке, поднимает грузы бойко.                  

Однорукий великан — это наш ... (подъемный кран).

Воспитатель задает детям вопросы: Где используется подъемный кран? (В строительстве, ремонте дорог.) Какую работу он выполняет? (Поднимает тяжелые грузы.) Кто управляет подъемным краном? (Крановщик.)

Трудовая деятельность: Уборка мусора на участке.

Цель: учить коллективному выполнению задания.

Подвижные игры: «Погляди на улицу». Цель: выполнять движения согласно содержанию игры.  «Хитрая лиса», «Кто сделает меньше прыжков?». Цели: продолжать учить прыгать гигантскими шагами; начинать игру по сигналу воспитателя.

Дидактическая игра: «Угадай, что в мешочке?»  Цель: учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам.

Индивидуальная работа: Дид.игра «День-ночь» Цель: закреплять названия частей суток.

Самостоятельные игры с выносным материалом, игрушками, природным материалом, атрибутами к подвижным играм.

Февраль

Прогулка 1. Наблюдение за синицей.

Цели: продолжать формировать представления о зимующих птицах, о заботе человека о них; учить узнавать зимующих птиц по внешнему виду.

Ход наблюдения:                                   Зерен хочется синице,

Но в кормушку сесть боится.

«Будь смелее, не робей!»

- Приглашает воробей. (Г. Ладонщиков)

Воспитатель задает детям вопросы: Как выглядит синичка?

Как передвигается и чем питается? Где зимует синичка?

Как человек заботится о ней? Почему синичка осталась на зимовку?

Трудовая деятельность: Уборка мусора  на участке.

Цель: воспитывать трудолюбие, желание трудиться сообща.

Подвижные игры: «Кто лучше прыгнет», «Хитрая лиса».

Цель: развивать ловкость, быстроту бега, внимание.

Дидактическая игра: «Береги природу» Цель: закреплять знания об охране объектов природы.

Индивидуальная работа: «Оденем куклу на работу». Цель: учить детей соотносить рабочую одежду с профессией человека, называть соответствующие профессии.

Самостоятельные игры с выносным материалом, игрушками.

Прогулка 2. Наблюдение за ивой.

Цели: продолжать учить наблюдать за ивой зимой, воспитывать бережное отношение к деревьям и кустам как к живому объекту.

Ход наблюдения: Воспитатель задает детям вопросы: Как называется это дерево? Расскажите о его строении. А чего зимой нет у ивы?

Почему? Что делают деревья зимой?

Трудовая деятельность: Утепление корней деревьев и кустов снегом или опавшими листьями. Цели: формировать положительное отношение к труду на участке; воспитывать экологические представления о взаимосвязи живой и неживой природы.

Подвижные игры: «Собака и воробьи», «На санки».

Цель: упражнять в беге в разные стороны, умении ориентироваться в пространстве, быстро добегать до санок и садиться на них.

Дидактическая игра: «Найди звук в слове» Цель: развивать фонематический слух, учить находить нужный звук в слове, определять, где он находится.

Индивидуальная работа: «Зачем (для чего, почему) нужно это делать?»

Цель: формировать у детей представление о необходимости труда, расширять знания о трудовых процессах.

Самостоятельные игры с выносным материалом, игрушками, природным материалом, атрибутами к подвижным играм.

Прогулка 3. Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

Цели: формировать представления об изменениях в природе;

учить различать характерные приметы конца зимы; закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы.

Ход наблюдения:                                 Снег да вьюжные узоры,

В поле вьюги  разговоры.

Холод, полутьма...

День — коньки, гора, салазки,

Вечер — бабушкины сказки.

Вот она — зима!

Воспитатель загадывает детям загадки.

***Гуляет в поле — да не ночь.

Летает на воле — да не птица. (Вьюга, метель.)

***Лежал, лежал, а весной в грядку убежал. (Снег.)

Воспитатель задает детям вопросы: Назовите все зимние месяцы. Зачем мы засыпали корни деревьев снегом и опавшими листьями? Назовите признаки февраля.

Трудовая деятельность: Украшение участка цветными флажками.

Цели: учить работать в коллективе; развивать эстетический вкус.

Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Кто сделает меньше прыжков?».

Цели: продолжать учить прыгать в длину с места; начинать игру по сигналу воспитателя.

Дидактическая игра: «Назови одним словом». Цель: Продолжать учить объединять названные слова одним общим понятием.        

Индивидуальная работа: «Четыре стихии». Цель: развитие внимания,

координации слухового и двигательного анализаторов.

Самостоятельные игры с выносным материалом, игрушками.

Прогулка 4. Наблюдение за сосной.

Цель: Продолжать учить детей наблюдать за объектами живой природы в зимний период; показать детям, что при разных обстоятельствах, люди могут повредить или помочь хвойным деревьям.

Ход наблюдения: Сосна хоть и колючее дерево, но и его подстерегают опасности. Сильный ветер может сломать ствол, ветки, вырвать дерево с корнем из земли. Если мало снега, сосна и ее корни могут промерзнуть в холодную зиму. Человек может повредить дерево, если будет резать его ножом, задумает спилить к новогоднему празднику. Сосне можно помочь: прикопать вокруг ствола снег, чтобы ей было теплее; осторожно стряхнуть снег с веток, чтобы они не сломались.

Трудовая деятельность: Учить прикапывать ствол дерева опавшими листьями или снегом, чтобы сосне было тепло зимой. Цель: воспитывать гуманно-деятельное отношение к растениям, умение своевременно заботиться о них.

Подвижные игры: «Сбей кеглю». Цель: развивать ловкость, быстроту реакции. «Гуси-лебеди» Цель: продолжать учить соотносить собственные действия с действиями участников игры.

Дидактическая игра: «Что произойдет, если…» Цель: упражнять в умении оценивать и предугадывать последствия определенного действия, развивать внимание.

Индивидуальная работа: «Узнай по голосу». Цель: развитие слухового внимания, формирование умения узнавать друг друга по голосу.

Самостоятельные игры с игрушками, природным материалом.

Прогулка 5. Наблюдение за ветром и метелью.

Цели: формировать представление об одном из признаков

зимы — метели; продолжать учить определять направление ветра.

Ход наблюдения: Кружится и хохочет метель под Новый год.

Снег опуститься хочет, а ветер не дает.

И весело деревьям и каждому кусту.

Снежинки, как смешинки, танцуют на лету.

Обратить внимание: ветер переносит снег с одного места на другое, не дает снегу опуститься на землю — это метель.

Трудовая деятельность: Сгребание снега в общую кучу для постройки горки.Цель: работать сообща, получать радость от выполненной работы.

Подвижные игры: «Сбей мяч», «Пронеси мяч, не задев кеглю».

Цель: учить метанию мяча в беге, выполнять задания по команде.

Дидактическая игра: «Кого чем угощать будем?» Цель: закреплять знания о зимующих птицах, их жизни в зимний период и особенностях питания.

Индивидуальная работа: Дид.игра  «Каких квадратов больше?» Цель: продолжать учить сравнивать две группы предметов до 10.

Самостоятельные игры с выносным материалом, игрушками, санками.

Прогулка 6. Наблюдение за легковым автомобилем.

Цели: продолжать различать автомобили по их назначению (легковые, грузовые); формировать интерес к профессии водителя, умение отличать грузовой и легковой транспорт.

Ход наблюдения: Воспитатель предлагает понаблюдать за автомобилями, движущимися по улице города, рассмотреть их внешний вид, организует беседу.

Какие виды транспорта вы знаете? Чем отличается легковой автомобиль от грузового и от автобуса?  Для чего нужны фары автомобилю? (Для освещения дороги.) Еще у машины есть противотуманные фары. Они необходимы, чтобы машину было видно в период тумана и дождя.

Кто управляет машиной? (Водитель.) Любой человек может управлять машиной? (Нет.)

Их видно повсюду, их видно из окон,

По улице движутся длинным потоком,

Они перевозят различные грузы:

Мебель, печенье, тетради, арбузы.

И люди в них ездят к себе на работу,

В гости, на рынок, к бабуле в субботу.

За эту работу мы их полюбили.

Они называются ... (автомобили).

Трудовая деятельность: Сгребание мусора в определенное место, очистка дорожек на участке, подкормка птиц. Цели: приучать к чистоте и порядку; закреплять умение трудиться в коллективе; воспитывать заботливое отношение к животным.

Подвижные игры: «Попади в коробку». Цель: тренировать меткость бросков. «Золотые ворота». Цель: развивать внимательность, учить выполнять действия, согласно правилам.

Дидактическая игра: «Выбери нужное». Цель: закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность

Индивидуальная работа: Хождение по буму; прыжки с места на двух ногах (энергичное отталкивание и правильное приземление).

Цель: развивать чувство равновесия.

Самостоятельные игры с выносным материалом, игрушками

Прогулка 7. Наблюдение за сосульками.

Цель: закреплять знания о различных состояниях воды.

Ход наблюдения: Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

***Если сели на карниз,

То растут все время вниз. (Сосульки.)

  Сосулька — замерзшие капельки воды, превратившиеся в лед. Они образуются только с солнечной стороны дома. Почему? Снег подтаивает и стекает в капельки, которые не успевают упасть с крыши и замерзают.

В морозный день сосулька растет или уменьшается? А в солнечный?

Чем отличается место, где есть сосульки, от другого участка?  

Почему сосульки растут «головой вниз»? (Когда капелька стекает вниз по сосульке, она вытягивает кончик, и он становится тонким.)

Если появляются сосульки — это первый признак приближения весны. Капель — борьба весны с зимой.

Трудовая деятельность: Расчистка дорожек и скамеек от снега и мусора. Цель: воспитывать желание помогать взрослым в уборке участка.

Подвижные игры: «Дорожка препятствий», «Охотники и зайцы».

Цели: учить согласовывать движения друг с другом; развивать глазомер.

Дидактическая игра: «Угадай, что где растет.» Цель: уточнить знания детей о названиях и местах произрастания растений; развивать внимание, сообразительность, память.

Индивидуальная работа: Дид.игра «Найди недостаток в портрете». Цель. Учить видеть недостающие части лица в портрете. Продолжать знакомиться с жанром портрета, его особенностями.

Самостоятельные игры с выносным материалом, игрушками, природным материалом, атрибутами к подвижным играм.

Прогулка 8. Наблюдение солнцем в феврале.

Цель: Продолжать учить замечать и называть состояние погоды: светит солнце, пасмурно, морозно, тепло, ветрено, безветренно. Уточнить знания детей о том, что в конце февраля солнце начинает светить сильнее, так как скоро наступит весна. Учить устанавливать причинно-следственную связь: светит солнце – становится теплее. Поддерживать радостное, благодатное, доброе настроение.

Ход наблюдения:      Вы вокруг все посмотрите

Лицо к солнцу поднимите

Потяните руки, дети-

Оно ласково нам светит.

Всю зиму солнце не грело землю, а только освещало ее, ложилось оно рано, а вставало поздно. Дни были короткими, а ночи длинными. Сейчас, в конце февраля, солнышко поднимается в небо выше, поэтому начинает прогревать землю. Дни становятся длиннее.

Воспитатель задает детям вопросы: кто знает в какой стороне солнце встает утром? Правильно, солнце встает на восходе, а вечером садится на западе, то есть в другой стороне. Какой сегодня день, ясный или пасмурный? День солнечный, поэтому у нас радостное настроение, хочется играть, смеяться.

День солнечный, ясный, а на улице холодно. Почему? (солнце еще  совсем не горячее, не греет так сильно, как летом).

Трудовая деятельность: Сгребание мусора под деревьям, кустарникам.

Цель: воспитывать гуманно-деятельное отношение к растениям.

Подвижные игры: «Пятнашки». Цель: упражнять в беге врассыпную. «Зайцы и медведи». Цель: развивать ловкость, умение перевоплощаться.

Дидактическая игра: «Природа и человек» Цель: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человеком  и что дает человеку природа.

Индивидуальная работа: Подвижная игра «Не потеряй мяч». Цель: закреплять умение выполнять упражнение согласованно.

Самостоятельные игры с выносным материалом, игрушками, атрибутами к подвижным играм.

Прогулка 9. Наблюдение за пешеходной дорожкой

Цель: продолжать формировать знания о пешеходной части дороги, правилах дорожного движения.

Ход наблюдения: Через ограждение рассмотреть с детьми пешеходную часть дороги и спросить их, где положено ходить пешеходам? Вспомнить, что придерживаться надо правой стороны, чтобы не сталкиваться, не обходить встречных, сворачивая в сторону. Напомнить, что по улице надо идти спокойным шагом. Обратить внимание детей на пешеходный переход, спросить, как они узнали, что именно здесь переход через дорогу? Правильно, потому что здесь стоит знак «Пешеходный переход» и на дороге начерчены широкие белые полосы, которые называются «зебра».

Трудовая деятельность: Очистка участка от снега или мусора.

Цель: воспитывать желание коллективно облагораживать свой участок.

Подвижные игры: «Попади в цель». Цель: учить бросать мяч в цель, развивать меткость, соблюдать правила игры. «Догони пару». Цель: упражнять в беге в нужном направлении до определенного места.

Дидактическая игра:  «Выбери нужное». Цель: закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность.

Индивидуальная работа: Дид.игра «День-ночь» Цель: закреплять названия частей суток.

Самостоятельные игры с игрушками, природным материалом, мячами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека прогулок. 2-ая мл. гр. - ЗИМА

Картотека  прогулок  на зимнее время года для второй младшей  группы. В карточках нет индивидуальной работы с детьми,т.к. это мы планируем сами на основании пройденного материала на зан...

"Картотека прогулок " 2-ая мл. гр.- ОСЕНЬ

Картотека полностью готова для проведения прогулок с детьми . Мы в своих планах указываем лишь только номер прогулки и всё. УДОБНО,ПРОСТО И ПРАКТИЧНО (не надо много писать в планах)...

Картотека прогулок "Осень" в младшей - средней группе с учетом ФГОС ДО (из опыта работы)

Карточки проведения прогулок с детьми, с подвижными играми.  Материал дополнен художественными произведениями, народными играми, загадками, потешками. Здесь только неучтена индивидуальная работа ...

Картотека прогулок " Зима" 1 младшая группа

Картотека удобна при написании планов. К каждому структурному компоненту продуманы три цели. Указаны образовательные области. Прописано содержание подвижных игр....

картотека прогулок 2-ая мл.гр.- ЛЕТО

картотека прогулок  для второй младшей группы лето...

картотека прогулок на осень -старший возраст

В последнее время издано много пособий, с помощью которых можно отлично спланировать проведение прогулок.Но все же при календарном планировании очень сложно спланировать прогулку так, чтобы все, что з...

картотека прогулок - зима /старший возраст/

Значение прогулки в воспитании здоровых и всесторонне развитых детей подробно раскрыто во многих методических источниках.Правильно организованная прогулка способствует физическому развитию дошкольнико...