Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста
консультация

Абрамова Альбина Ивановна

Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_deyatelnost_v_ml.gr_.docx38.68 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста

Консультация для педагогов

Одно из важных направлений в развитии детей раннего возраста – становление сюжетной игры. Её значение в психическом развитии ребёнка трудно переоценить, так как она оказывает влияние на все его стороны. Игра – одно из важных средств познания окружающего мира и социального развития детей: в ней они знакомятся с разными видами деятельности взрослых, учатся понимать чувства и состояния других людей, сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками и старшими детьми. Она способствует обогащению чувственного опыта ребёнка, развитию наглядно-образного мышления, воображения, речи. В ней закладываются основы творчества. В то же время это лёгкая и радостная для малыша деятельность, доставляющая ему удовольствие и поддерживающая его хорошее настроение.

Среди всех игр и забав малышей особое место занимают игры с сюжетными игрушками: в них ребёнок пытается воспроизводить те действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. С самого раннего возраста для ребёнка привлекательно всё, что делают взрослые, у него рано появляется стремление жить общей жизнью с ними. Он хочет делать то же и так же, как они. Желание подражать старшим лежит в основе появления в раннем возрасте особого вида детской деятельности – процессуальной игры, в ходе которой ребёнок в условном плане, «понарошку» может действовать как взрослый. В таких играх ребёнок чаще всего воспроизводит ситуации, в которых он является объектом воздействий взрослых (мамы, папы, врача, парикмахера), переносит реальные бытовые действия на игрушечные персонажи (кукол, медвежат, собачек и пр.). Как правило, ребёнок отражает в игре то, что он видит вокруг себя, то, что с ним происходит, о чём узнаёт из книжек, детских фильмов.

Сюжетную игру в этом возрасте называют процессуальной, потому что основной интерес ребёнка сосредоточен на многократном повторении одних и тех же игровых действий, отражающих предметную сторону деятельности взрослых. Социальные, межличностные отношения между персонажами игры находятся пока ещё как бы в подтексте, они станут проявляться только тогда, когда ребёнок начнёт сознательно принимать на себя роль и наделять ею игрушки или партнёров. Это произойдёт на границе раннего и дошкольного возраста, с появлением сюжетно-ролевой игры.

Процессуальная игра возникает не сразу, на протяжении раннего возраста она проходит несколько этапов развития. Первые игровые действия малыш возникают в совместной игре со взрослыми: мама или бабушка показывают, как баюкать куклу, как можно покормить её, причесать, покатать в колясочке и т.д. Вначале ребёнок играет с небольшим количеством игрушек, чаще всего с теми, с которыми играл вместе со старшими партнёрами. Постепенно круг игровых предметов расширяется. Так, если в год малыш укладывает спать только ту куклу, которую убаюкивала мама, то через некоторое время он начинает баюкать и мишку, и собачку, и кошечку, и другие игрушечные персонажи, которые есть в его игровом уголке. Так складываются обобщенные действия, в которых ребёнок действует «как мама».

При создании благоприятных условий для развития сюжетной игры она достигает своего расцвета на третьем году жизни ребёнка. Теперь ему уже не столь необходимо постоянное участие взрослого: игрушки сами начинают побуждать его к разнообразным игровым действиям. Двухлетний малыш может играть долго, увлечённо, игра становится всё более самостоятельной и содержательной.

Важную роль в процессе развития творческой сюжетной игры играет речь, которая позволяет ребёнку лучше осмыслить то, что он делает, строить диалог с партнёром, помогает планировать дальнейшие действия. И здесь незаменима роль взрослого, помогающего своим участием (вопросами, обращениями к ребёнку от имени персонажей, побуждениями к речевому общению с ними) полноценному развитию игры.

На протяжении всего раннего возраста у ребёнка постепенно развивается способность брать на себя роль в игре и наделять ею игрушечные персонажи. Первоначально он не осознает себя как играющего некую роль, не называет себя или куклу именем персонажа, хотя, укладывая куклу спать, делая ей укол или строя гараж для машины, действует как мама, врач или строитель. Если ребёнка, катающего в коляске куклу, спросить, кто лежит в колясочке, малыш скажет, что это кукла, а если поинтересоваться, кто он сам в этой игре, он назовет своё имя. Такая игра получила название «роль в действии».

После двух – двух с половиной лет у малыша начинает формироваться ролевое поведение в полном смысле этого слова, предполагающее сознательное наделение себя и партнёра той или иной ролью. Ребёнок начинает называть себя мамой, папой, тётей, шофёром, куклу дочкой или сыночком и пр. Также как и все основные приобретения раннего возраста, своевременное принятие ребёнком роли зависит от взрослых. Если они не помогают малышу в этом, ролевое поведение формируется значительно позже.

Ребёнок 2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, малыша легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Восстановлению эмоционального равновесия способствует так называемая ритмическая стимуляция – игры со взрослым, которые включают ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание и т.п.

Маленький ребёнок обучается только тому, что его заинтересовало, и принимает что-то только от того человека, которому он доверяет. Поэтому и успешность его обучения зависит от того, сложился ли контакт с педагогом. В этом отношении очень важно, как проходит адаптация ребёнка к детскому саду и испытывает ли он в группе эмоциональный комфорт. Обучение в этом возрасте происходит и на собственном практическом опыте, и на основе подражания приятному взрослому. При этом ребёнок подражает всему, что делает взрослый: и хорошему, и плохому, и правильному, и неправильному.

Для детей 2-3 лет характерны низкие пороги сенсорной чувствительности. Поэтому ощущение физического дискомфорта приводит к резкому снижению эффективности обучения. Дискомфорт может быть вызван тем, что ребёнок не выспался, ему холодно или жарко, он хочет пить или есть, у него что-то болит, его беспокоит давление обуви, теснота пояса колгот или брюк, резинка слишком стянула волосы, раздражение кожи от соприкосновения с шерстью и т.п. Организуя совместную с ребёнком деятельность, взрослый должен быть уверен, что малыша в данный момент ничто не беспокоит.

Общение у детей данного возраста носит ситуативно-личностный характер. Это означает, что каждому ребёнку необходимо индивидуальное внимание взрослого, индивидуальный контакт с ним.

Сверстник ещё не представляет для малыша особого интереса и рассматривается часто как ещё один предмет. Дети играют «рядом, но не вместе». Друг для друга они нередко становятся источниками отрицательных эмоций: другой ребёнок исследует предмет, который интересует и меня, другой ребёнок завладел вниманием воспитательницы, которую я люблю, другой ребёнок наступил мне на ногу и т.п.

Мышление ребёнка данного возраста носит наглядно-действенный характер. Это означает, что познание окружающего мира происходит в процессе действий (манипуляций) с предметами, соответственно и ведущим типом игры является предметно-манипулятивный. Из предметно-манипулятивной игры вырастают такие взрослые виды творческой деятельности, как непредметное конструирование, то есть архитектура, дизайн, абстрактное изобразительное искусство. Поэтому очень важно для маленьких первооткрывателей поддержать саму мотивацию исследования и познания окружающего мира. От взрослого требуется лишь созвать интересную развивающую обстановку и предоставить детям время и свободу деятельности в ней.

Прежде всего, педагогу необходимо чётко представлять структуру игровой деятельности малыша третьего года жизни.

Как отмечают исследователи (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.), на третьем году жизни завершается первый этап развития игры – овладение ребёнком общественным назначением предметов. От произвольного оперирования с предметами он переходит к использованию игрушки для имитации традиционного способа её употребления: «говорит» по игрушечному телефону, «варит суп» в игрушечной кастрюле и т.п.

Использование предметов в игре ребёнком третьего года жизни можно представить следующим образом: если у него есть кукла – он её просто «покачает», есть тарелочка – он «покормит» куклу, есть коляска – он «вспомнит», что с куклой надо ещё и «погулять». Окружающие предметы словно требуют от малыша совершения с ними определённых действий. Таким образом, количество игровых действий находится в прямой зависимости от количества предметов, общественные способы употребления которых известны малышу. Совокупность предметов, порядок их появления играют решающую роль в отображении в игре знакомых ребёнку явлений.

Развитие целенаправленной деятельности в игре – важное направление педагогической работы. Значение игры для становления целенаправленной деятельности обусловлено тем, что в практической жизни возможности ребёнка самому ставить и реализовывать цели весьма ограничены. В самом деле, какие цели может ставить ребёнок этого возраста в реальной жизни? Собрать пирамидку, самостоятельно одеться, достать какой-то предмет и т. п. Очевидно, что диапазон этих целей очень мал.

В игре диапазон целей существенно расширяется за счёт возможности достигать с их помощью любых ненастоящих средств и способов. Эта возможность позволяет ребёнку через игру приобщаться к взрослым серьезным целям, самостоятельно ставить и реализовывать их, а также связывать цели одну с другой (сначала купить продукты, потом приготовить обед и, наконец, накормить кукол).

По мысли выдающегося отечественного психолога А.Н. Леонтьева, игра принципиально отличается от любых других видов детской деятельности своими целями и способами их достижения.

У детей третьего года жизни имеется два источника игровых целей. Первый источник – действия взрослого, которые вызвали вспышку интереса у ребёнка, привлекли его внимание и побудили к действию, похожему на действие взрослого.

Вторым источником игровых целей могут служить для ребёнка цели, которые специально ставит перед ним взрослый. Этот источник очень важен для развития малыша, потому что собственные игровые цели детей еще очень ограниченны (ребёнок только и делает, что катает машину), а у отдельных детей они отсутствуют совсем. Как же побудить ребёнка к тому, чтобы он принял поставленную педагогом новую игровую цель и начал самостоятельно реализовывать её?

Современная дошкольная педагогика исходит из того, что таким побудителем является готовность ребёнка подражать взрослому. При этом он подражает не только реальным действиям, перенося их в игру, но и игровым, повторяя их в собственной игре. Наблюдая за тем, как взрослый кормит куклу, ребёнок может захотеть сделать то же самое. Однако возникновение у ребёнка интереса к повторению игровых действий взрослого будет прямо зависеть от того, насколько тот ярко, выразительно и привлекательно передаст их. Только в этой ситуации ребёнок захочет повторить их в своей игре.

Итак, ребёнок третьего года жизни черпает свои игровые цели, наблюдая за действиями окружающих его взрослых. Он ставит в игре обычные, вполне реальные цели, как его папа, мама и другие взрослые. Но, хотя эти цели и очень обыденны, ребёнок не может их реализовать. В самом деле, варить суп, управлять машиной, строить дом он может только в игре. Поэтому способы и средства достижения этих целей являются необычными. Ведь в игре обед можно варить из мозаики, помешивая палочкой в крышке от банки. Итак, цель обычная, а пути её достижения явно далеки от реальности. Вот это сочетание настоящих целей и ненастоящих путей их достижения и характеризует игру.

Следующий этап – появление в деятельности ребёнка замещающего действия. Именно ненастоящий способ достижения цели позволяет ребёнку использовать в игре предметы-заместители (кубик вместо мыла, палочка вместо расчески и т. п.) и совершать действия с воображаемыми предметами (мешать кашу в пустом цилиндре и есть несуществующую конфету). Он может уже не просто «говорить по телефону», имитируя действия взрослого, а для реализации создаваемой им воображаемой ситуации, например, «звонит бабушке». Значительную роль в создании воображаемой ситуации (сюжета игры) выполняют игровые предметы. В настоящем примере – это телефон. По мнению Л.С. Выготского, замещающий предмет выступает как опорный, облегчая сдвиг от действия к мысли.

Как отмечалось выше, в игре даже самую обыденную цель можно достичь самым необычным способом, используя самые неподходящие с точки зрения реального мира предметы. Однако возможность использовать для достижения знакомых целей самые неожиданные предметы не дается ребёнку изначально. Поэтому одними из важнейших задач, стоящих перед воспитателем, являются следующие: во-первых, раскрыть детям саму возможность использовать предметы-заместители и научить совершать условные действия с ними; во-вторых, побуждать детей к самостоятельному поиску и применению новых, оригинальных способов достижения игровых целей.

Использование предметов не по назначению развивает воображение детей, а свободный поиск новых, оригинальных игровых способов достижения каких-либо целей – первый шаг в становлении их творческих способностей. Способность ребёнка использовать в игре полифункциональные предметы очень важна, и её надо по возможности развивать».

Сюжетно-отобразительный этап игры детей второго и третьего года жизни создаёт возможность для перехода к сюжетно-ролевой игре. Дети начинают передавать в игре не только отдельные действия, но и элементы поведения тех лиц, которые совершали эти действия в жизни. Появляется «роль в действии». Например, девочка, накрывая на стол, явно подражает маме, но на вопрос: «Кто ты?» – отвечает: «Я Юля». Позднее дети начинают обозначать словом выполняемую в игре роль: «Я шофёр», «Ты мама» и т.п. так происходит становление сюжетно-ролевой игры.

Подготовка ребёнка к принятию роли начинается с 2 лет 6-8 месяцев и совпадает с началом развития его самосознания. В чем же заключается эта подготовка?.. Принять на себя роль – значит суметь вообразить и обозначить себя кем-то другим – зайчиком, шофёром, паровозиком и т.п. Для ребёнка данная ситуация является довольно сложной. С одной стороны, я – это я сам, а с другой стороны, я – это не я, а кто-то иной.

Способность «превращаться в другого» появляется у ребёнка к 3 годам, если проводится соответствующая педагогическая работа. В противном случае умение вообразить себя «другим», как показывает практика, появляется значительно позже.

Итак, чтобы ребёнок овладел сюжетно-ролевой игрой, он должен быть готов к принятию той или иной роли. Отсюда ясна и основная задача педагогической работы – подготовка детей к принятию роли.

Формирование у ребёнка способности «превращаться в другого» – первый и самый важный шаг к формированию ролевой игры. Только своевременная подготовка детей к принятию роли обеспечит и своевременный переход к сюжетно-ролевой игре, имеющей очень большое значение для психического развития ребёнка дошкольного возраста и его воспитания.

И ещё один немаловажный фактор. Если, осуществляя подготовку детей к принятию роли, взрослый раскроет перед малышом веер доступных его пониманию и интересных для него образов, в которые ребёнок может перевоплощаться, то воспитатель с раннего возраста будет ориентировать детей на увлекательную неординарную ролевую игру.

Совершенствование сюжетной игры способствует развитию совместных игр детей, её коллективных форм.

Большое значение имеют индивидуальные игры режиссёрского типа. Содержание их постепенно усложняется: от отображения действий людей с предметами к отображению их взаимоотношений.

Основной игровой целью общения является не сообщение детям новой информации, а выражение отношения. Разумеется, цели общения реализуются в любой игре. Однако в играх они выступают как фон. Например, ребёнок лечит больную куклу и попутно жалеет её или ругает за неосторожность, приведшую к болезни.

Вместе с тем игру можно организовать таким образом, чтобы на первый план выступали не практические цели, а цель общения как выражение отношения. Например, малыш не столько лечит куклу, сколько высказывает ей своё сочувствие.

Своё отношение в игре педагогу следует выражать теми же способами, что и в реальной жизни. Реализация в игре целей общения отличается от реализации практических игровых целей. Так, играя «в день рождения» и высказывая ребёнку множество добрых пожеланий, педагог использует те же средства, что и в реальности, однако сама ситуация дня рождения является воображаемой.

Таким образом, осуществление игровых целей общения отличается от настоящего общения только воображаемой ситуацией, а от осуществления практических игровых целей – отсутствием действий замещения. Следует отметить, что особенно актуальна игра «в общение» в период адаптации ребёнка к детскому саду.

 Игра – доступная и привлекательная для ребёнка деятельность. Она способствует сохранению его душевного равновесия, даёт ощущение психологического комфорта, доставляет радость и удовольствие.

ЛИТЕРАТУРА

  1. От звука к букве. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности дошкольников как предпосылки обучения грамоте / Е.В. Колесникова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2019. - 85 с.
  2. Планирование работы в детском саду с детьми 2-3 лет: методические рекомендации для воспитателей / Т.И. Гризик, Е.В. Глушкова, Т.Н. Доронова и др.; науч. ред. Е.В. Соловьева. – М.: Просвещение, 2010. – 176 с.: ил. – (Радуга). – С. 30-37, 40-69.
  3. Карабанова, О.А. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет: методическое пособие для воспитателей / О.А. Карабанова, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с. – (Радуга).
  4. Кроха: программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др. – М.: Просвещение, 2010. – 80 с. – С. 81-9

Картотека игровой деятельности для детей группы раннего возраста

1.Игра «Пора кушать»

Взрослый показывает детям, как покормить куклу, как напоить куклу из чашки и предлагает сделать то же самое. Постепенно круг действий можно расширять, включая в игру эпизоды, связанные с приготовлением пищи, сервировкой стола, мытьем посуды. Одновременно увеличивая число игровых предметов, персонажей, усложняются сами игровые действия: сварить суп, кашу, компот. Сварить яичко, подуть на него, разбить ложкой, покормить куклу. Поджарить на сковородке котлетку. Помыть посуду, вытереть ее полотенцем.

2.Игра «Ласковая мама»

В этой игре ребенок может изображать маму, папу, бабушку, няню, воспитателя, которые ласкают малыша, забавляют его. Покажите малышам, как можно приласкать куклу, мягкую игрушку:

-бережно взять на руки и поносить по комнате;

-нежно обнять;

-погладить ручки, ножки, головку;

-поцеловать, пощекотать;

-подбрасывать;

-водить за ручку;

-ласково называть;

-поиграть в «Сороку».

3.Игра «Баюшки-баю»

Баюкать куклу, мягкую игрушку могут и самые маленькие дети. Эту игру можно разнообразить такими действиями:

-побаюкать куклу на руках, приговаривая: «а-а-а»;

-положить в кроватку, накрыть одеялом;

-дать соску, бутылочку;

-покачать, покатать;

-завернуть в пеленку, поносить на руках;

-более старшие дети могут раздеть куклу, надеть пижаму;

-спеть колыбельную.

4.Игра «Кукла проснулась»

Воспитатель может сам положить куклу спать, а ребенку предложить разбудить ее и одеть. Побуждайте детей тихим голосом ласково обращаться к куле: «Лялечка, пора вставать». Ребенок может с вашей помощью вынуть куклу из-под одеяла, погладить ее, посадить на «горшок», одеть.

5. Игра «Надо, надо умываться»

Умывать кукол можно перед их кормлением, сном, после сна, прогулки и тогда, когда малыш захочет. Если в игровом уголке есть раковина, малыши умывать кукол будут там. В ходе игры предложите детям:

-искупать куклу в ванночке, используя мыло (кубик);

-вымыть кукле голову с «шампунем»;

-причесать куклу;

-протереть голыша салфеткой;

-почистить кукле зубки.

Игру можно сопровождать  короткими стишками:

«Ай, лады, лады, лады

Не боимся мы воды.

Кто у нас хорошая? Кто у нас пригожая?

Катенька хорошая, Катенька пригожая!»

6.Игра «Кукольный домик»

Для строительства и обустройства кукольного домика можно использовать разнообразные материалы и игрушки: кубики, строительный конструктор, большие и маленькие коробки, кукольную мебель. Для игр с маленькими игрушками пригодятся обувные коробки. В них можно вырезать дверцы, окошки, а из маленьких коробок из-под духов можно сделать мебель.

Около такого домика можно «посадить» сад, сделать игровую площадку и выводить кукол на прогулку.

7.Игра «Мы идем гулять»

Прогулку с куклами, мягкими игрушками можно организовать в группе, на участке. Дети катают кукол в колясках, играют в песочнице, качают их на качелях. Вводите в эту игру разнообразные действия, например:

-катание игрушек на машине, игрушечном велосипеде;

-катание с горки;

-носить куклу на руках. Если ребенок уже хорошо говорит, предложите ему рассказать кукле, что она может увидеть на прогулке.

8. Игра «Домашние заботы»

Дети любят участвовать в домашних делах взрослых (подметать, мыть посуду, протирать стол, стирать платочки, кукольную одежду) все эти действия легко включаются в процессуальные игры малышей. Детям можно предложить:

-постирать куклам одежду;

-погладить белье;

-сложить белье в шкаф;

-помыть игрушечную посуду;

-убраться в комнате;

-починить машинку, стульчик.

9.Игра «Кукла заболела»

Воспитатель предлагает детям выступить в роли врача, пациента, медсестры, шофера скорой помощи. Самым маленьким можно предлагать несколько знакомых им действий, малышам постарше – более разнообразные действия и сюжеты:

-измерить кукле температуру;

-послушать;

-сделать укол, дать таблетку, витаминку;

-напоить горячим чаем с медом;

-помазать ранку;

-наложить повязку;

-поставить горчишники;

-осмотреть и полечить горло и т.д.

Можно устроить больничную палату для нескольких кукол и лечить их. В ходе игр можно читать К.Чуковского «Доктор Айболит».

10. Игра «В магазине»

В этой игре ребенок может быть покупателем, продавцом, шофером. Самый простой вариант: воспитатель раскладывает «товар» и спрашивает у ребенка: «Я продавец, что ты хочешь купить?» Ребенок покупает товар, игра повторяется с другими детьми. Затем можно вводить дополнительные предметы: весы, кассу, счеты, калькулятор. Детей следует побуждать здороваться, спрашивать, какие продукты есть в магазине, благодарить за покупку. Затем можно предложить детям из купленных продуктов приготовить обед.

11.Игра «Приходите в гости к нам»

После игр с сюжетом приготовления пищи поиграйте с детьми в приглашение гостей, которыми могут быть как другие дети, так и воспитатель. Пригласить можно на праздник, день рождение куклы и т.д. сначала с детьми надо обговорить, что они поставят (приготовят) на стол, предложить испечь пирог, пирожки. Когда к приему гостей все будет готово, позовите их, или позвоните по телефону. Затем вместе с малышом начинайте угощать гостей:

-поздоровайтесь с гостями;

-предложите им угощение;

-разложите угощение на тарелки;

- поблагодарите.

12.Игра «В парикмахерской»

Для этой игры подойдут игрушечные наборы «Парикмахер», и настоящие расчески, заколки, резинки. Малыши могут причесывать кукол, других детей, воспитателя:

-усадить на стул, повязать салфетку;

-«вымыть» голову с мылом (кубиком);

-причесать;

-заколоть волосы, завязать бантик;

-побрызгать волосы «лаком»;

-посмотреться в зеркальце;

Побуждайте детей разговаривать от имени парикмахера или клиента. Например, спрашивать: «Красиво?», «Эту заколку хотите?», «Спасибо», «Нравится».

13. Игра «У меня зазвонил телефон»

Эпизоды под названием «Разговор по телефону» могут быть как самостоятельной игрой, так и включаться в любой игровой сюжет. Они способствуют развитию речевого развития и общения ребенка со сверстниками, взрослым, с воображаемым персонажем. Сначала побуждайте малыша говорить с видимым собеседником, например, звоните по телефону и говорите: «Алло, Димочка, я тебе звоню по телефону, ты меня слышишь?». Постепенно взрослый вовлекает малышей в более сложные диалоги, говорить и отвечать на вопросы по телефону:

-рассказать маме о том, в какие игрушки и с кем играл, что кушал и др.

-вызвать врача к больному, рассказать, что у него болит;

-позвонить в магазин, спросить, что у них есть (яблоки, конфеты);

Спрашивайте у малыша, кому он хочет позвонить, организуйте телефонные разговоры между детьми.

14. Игра «Покатаем машинку»

Малыши любят катать машинку по столу, по группе, на участке. Эти действия легко включать в разнообразные сюжеты. Например, предложите малышу: «Смотри, какая машинка, давай ее покатаем». Поиграв с машинкой, скажите: «А теперь машинку нужно отправить в гараж, чтобы она отдохнула. Мы с тобой будем строителями и построим гараж для машины. Гараж строят из кирпичиков, где у нас кирпичики?» Понаблюдайте за малышом, как он строит гараж, спросите: «Где у гаража ворота?», попросите загнать машину в гараж. Если ребенок заинтересован, можно построить мост для машины, парк и т.д.

15.Игра «Маленькие путешественники»

Организуйте игры детей в поездки на разных видах транспорта. В играх используйте реалистические игрушки и возите на них кукол. На разных видах транспорта можно ездить в детский сад, магазин, зоопарк и т.д. В рамках этого сюжета дети:

-покупают билеты в кассе;

-отдают билеты контролеру;

-едут и смотрят в окно;

-заходят и выходят из вагона на остановках.

16. Игра «Я – водитель!»

Играя в водителей, используйте разные виды машин: грузовые и легковые, машины скорой помощи, пожарные, полицейские и др. предлагайте детям выполнить разнообразные действия:

-перевозить продукты в магазин;

-подвозить строительные материалы на стройку;

-устраивать гонки на автомобилях;

-катать игрушки на машинах, везти их в гости, магазин, больницу;

-чинить машину;

-мыть автомобили.

Побуждайте детей сопровождать свои действия звуками «У-у-у!», «Би-би!», «Ту-ту!», «Т-р-р-р!», словами «Поехали», «Стоп!» и др.

17. Игра «Плывет, плывет кораблик»

Эти игры целесообразно организовывать с использованием песка и воды, большого таза или ванночки с водой. Подготовьте плавающие игрушки и кораблики, лодочки. Предложите детям покатать игрушки на кораблике: «Давайте отправимся в плавание по озеру. Мы будем капитанами, а игрушки – пассажирами». Пусть дети опустят в воду рыбок, свои кораблики, они могут подталкивать кораблики и направлять их движения. Побуждать детей говорить от имени игрушек и капитанов: «Плывем на другой берег. Я хочу купаться. Я буду ловить рыбу». Детям постарше предложить построить в песочнице водоем, около него причал и после игры расставить корабли в порту.

18.Игра «В цирке»

Перед тем как начать игру, спросите у детей, кто был в цирке, кто там выступал, что им понравилось. Затем предложите им отправиться вместе с куклами в цирк. Сообщите детям: «В наш цирк пришли артисты» - и объявляйте возможные варианты выступлений: «Сейчас выступит обезьянка, посмотрите, как она умеет кувыркаться. А теперь выступит мишка – он умеет рубить дрова. Клоун может кувыркаться на лестнице. Петушок – петь». После выступления артистов предложите детям самим поучаствовать в представлении. Можно использовать маски животных, куклы-рукавички.

19.Игра «Зоопарк»

Для этой игры используйте кубики, строительные конструкторы, наборы разных животных. Спросите, кто из детей был в зоопарке, кого они там видели? Предложите малышам построить зоопарк. Рассмотрите животных, спросите, как называется каждое животное. Затем постройте загончики для животных, расставьте в них животных. Спрашивайте, кто здесь будет жить? Где у нас мама-тигр? А где ее малыш? Побуждать произносить звуки за животных. Затем поиграйте в кормление животных, расставьте кормушки. Аналогичным способом можно поиграть с домашними животными в ферму.

20. Игра «Петушок поет»

Подготовьте кубики, конструкторы, игрушечного петушка. Покажите ребенку петушка: «Смотри, Андрюша, петушок проснулся, запел свою песенку «Ку-ка-ре-ку!», хочет всех разбудить. Он любит петь по утрам на заборе. Давай построим ему забор. Где у нас кубики-кирпичики?» Помогите малышу построить забор, предложите посадить петушка на забор. Затем обратитесь к ребенку от имени петушка: «Я хочу заборчик повыше», предложите ребенку достроить забор еще выше. Ребенок строит, сажает петушка на забор. Воспитатель сопровождает игру стихами:

«Рано утром на дворе просыпаюсь на заре,

Ку-ка-ре-ку я кричу – разбудить ребят хочу».

21.Игра «Матрешки ходят в гости»

Подготовьте строительный набор и двухсоставную матрешку. Рассмотрите ее и предложите разобрать. Затем скажите, что каждая матрешка хочет жить в своем домике. Предложите ребенку построить для маленькой матрешки маленький домик, для большой матрешки – большой домик. Помогите малышу построить для матрешек домики, поставьте матрешек рядом с домиками и спросите: «Для кого этот домик? Какая матрешка здесь будет жить – большая или маленькая?» побуждайте малыша строить для матрешек дорожку, мостик и т.д. Затем можно вводить трехсоставную матрешку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста"

Раскрыт опыт работы с детьми раннего возраста о значении игры....

Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста

В раннем возрасте формируются наиболее фундаментальные способности детей, а игра занимает в жизни ребёнка очень большое место. В данной статье рассматриваются цели и задачи, которые должен ставить пер...

Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста

Для социально-личностного развития ребенка большое значение имеет игра. В народной педагогике игра издавна использовалась для воспитания и обучения детей. В играх-потешках, в песенках и стишках,...

Создание условий для развития игровой деятельности у детей раннего возраста

Раннее детство – короткий, но важный период становления личности. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффект...

Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста в условиях внедрение ФГОС.

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования .В тексте стандарта говорится, что реализация Программы должна осуществляться «в формах...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ на 2016г.-2017г. «Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста» .Младшая группа

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2016г.-2017 г. "РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"    ПОДГОТОВИЛ ВОСПИТАТЕЛЬ МЛАДШЕЙ  ГРУППЫ : САМОЙЛОВА Н.С...

Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста.

В данной статье описано, как происходит развитие игровой деятельности у детей раннего возраста....