Консультации для воспитателей по сенсорному развитию детей дошкольного возраста
консультация

Лесина Татьяна Юсуфовна

Консультации для воспитателей по сенсорному развитию детей раннего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

на тему:

«Развитие восприятия

и сенсорики у детей».

                                                                                               Выполнила:

        Воспитатель: Лесина Т.Ю.

        Учить детей различать предметы на ощупь. Формировать умение выделять признаки в предмете. Учить соотносить предметы по величине. Учить способам распознающего наблюдения. Развивать наблюдательность; учить внимательно и последовательно рассматривать предмет или явление. Помогать осмысливать связь между объектами и воспринимать изображение в целом. Формировать умение составлять из частей целое. Учить выбирать предметы и соотносить их величину по словесному описанию, действовать в соответствии со словесной инструкцией. Различать основные признаки разных времен года. Учить ориентироваться в пространстве с помощью плана-схемы.

Закреплять пространственные представления по картине: слева, справа, вверху, внизу, перед, за, между, рядом. Формировать сенсорные эталоны формы. Способствовать развитию умения анализировать предмет, выделять в нем мелкие детали. Способствовать развитию понимания связи рисунка с действительностью.

Упражнения и игры для развития восприятия и сенсорики

«Перевертыши». Превратить крут, треугольник, квадрат в любой рисунок.

«Как пройти к зайке», «Путешествие по комнате», «Куда пойдешь, что найдешь». Ориентация в пространстве по плану-схеме.

«Звезды на небе». Соотносить схематическое изображение созвездий «Орел», «Лебедь», «Рыба» с художественным.

«Узнай форму». Узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры. «Найди отличия». Учить находить отличия у похожих предметов.

«Построй по росту». Построить предметы в ряд соответственно их высоте.

«Сложи картинку». Составить из частей целую картинку.

«О чем я говорю?». Взрослый описывает какой-либо предмет, а ребенок должен угадать, о каком предмете идет речь,

«Какое время года?». Взрослый называет время года, а ребенок называет его признаки. «Угадай предмет». Взрослый рисует пунктирной линией или точками очертание предмета, ребенок должен узнать предмет

Методические рекомендации для воспитателей по сенсорному воспитанию ребенка раннего возраста .

 Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни малыша.

1. Учите детей рассматривать предметы. Обхватывать их обеими руками, обводить пальцем то одной, то другой руки.

2. В течение дня многократно называйте детям различные свойства предметов, с которыми они манипулируют (цвет, форму, размер, материал).

 3. Знакомство с предметом должно осуществляться с интересом, вызывая у детей положительные эмоции.

 4. Процесс рассматривания предметов необходимо сопровождать словом. Дети запоминают обозначения качеств предметов совместно с их восприятием.

5. Необходимо поощрять проявление у детей самостоятельности и стремление поделиться своими впечатлениями.

6. Чаще задавайте ребенку вопросы.

7. Учите детей действовать в определенной последовательности, т.е. организовывать перцептивное восприятие предметов и объектов по заранее продуманному плану.

 8. В процесс восприятия необходимо включать движения обеих рук ( провести рукой по контуру, обрисовать его).

9. Закреплять полученные при обследовании знания в исполнительской деятельности (рисовании, лепке, аппликации, конструировании).

10. Обогащайте и насыщайте предметный мир ребенка, разнообразьте мир вещей, которые малыш сможет потрогать , обследовать.

11. Учите детей вслушиваться в различные звуки – это обогащает слуховые впечатления.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Карачаевского городского округа  «Детский сад №10 «Тополек»

п. Орджоникидзевский»

Консультация

на тему:

«Сенсорное воспитание детей

в дошкольном учреждении».

                                                                                                 Выполнила:

        Воспитатель: Лесина Т.Ю.

         Для того чтобы воспитать ребёнка полноценной личностью необходимо также осуществлять сенсорное воспитание. Сенсорное в воспитание -  это целенаправленный процесс развития ощущений, восприятия, чувств. Основой сенсорного воспитания являются анализаторы, органы чувств: глаза, уши, нос, язык, тело (кожа), тактильные анализаторы (руки), которые обладают природными способностями определять: глаза (цвет, форму, величину), ухо (звуки); нос (запахи); язык (вкус); тело (внешние качества предмета и температуру, временные отношения).

Существуют задачи сенсорного воспитания. Главными являются:

1. Научить ребёнка наблюдать, рассматривать, прислушиваться, внимательно изучать окружающий мир. Этому можно научить лишь через интерес, загадочность, тайну, которые можно вызвать через:

  • Чтение познавательной литературы. Например: «Золотой луг» Пришвин, «Синичкин календарь» Бианки, «Лисичкин хлеб» Пришвин, детские энциклопедии «Я познаю мир».
  • Через собственный опыт, пример воспитателя и родителей. Например: «Почему крапива жжётся?». (У неё на листьях находятся маленькие иголочки, похожие на ампулки с кислотой. Когда человек задевает крапиву, ампулка ломается и эта кислота нас жжет. Крапива очень полезна при радикулитах, хандрозах.)

2. Научить ребёнка обследовать. Обследование осуществляется в три этапа:

  • Учим ребёнка определять форму предмета в целом. Например: снеговик имеет несколько кругов разных размеров; яблоко-круглое.
  • Учим ребёнка выявлять форму, размер главных частей предмета. Например: у курицы есть голова, туловище, хвост.
  • Учим ребёнка выявлять второстепенные части предмета. Например: у курицы - клюв, глаза, крылья, ноги.

3. Формировать у детей сенсорные эталоны. Это образцы того или иного качества предмета, выработанные человечеством.

Выделяют эталоны:

  • Цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый).
  • Формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т.д.)
  • Величины (большой, маленький, самый маленький и т.д.)
  • Вкуса (сладкий, кислый, горький, солёный).
  • Обоняния (запах гари, аромат духов и т.д.)
  • Эталон звукочастотной чувствительности (громкий, тихий звук; высокий, низкий голос, тон.)
  • Времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето.)
  • Эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т.д.)
  • Эталоны осязания (гладкий, колючий, пушистый и т.д.)

4. Формировать у детей умения использовать свои сенсорные навыки в разных видах деятельности. Например:

  • Математика. Усвоив эталоны величины большой, маленький, ребёнок может посчитать или разбить на две группы большие морковки и маленькие ягодки.
  • Изобразительная деятельность. Усвоив тот или иной цвет в дидактической игре, ребёнок использует его в аппликации, рисовании овощей, фруктов и т.д.
  • Игра. с/р «День рождения». Ребенок, зная какие продукты сладкие, кислые, горькие, соленные будет правильно готовить угощение.

Для решения задач сенсорного воспитания используют разнообразные методы.

1. Обследование предметов. Например: яблоко красное, круглое, большое, сладкое, ароматное.

2. Метод сенсорного развития мотивации обследования. Например: «Зачем надо проверять пальчиком землю у растений перед поливом?» Если земля сухая её надо полить; если земля твёрдая её надо подрыхлить, чтобы дышала земля и лучше проходила вода.

3. Метод вербального обозначения всех качеств предмета. Воспитатель вместе с детьми проговаривает все свойства объекта или предмета при обследовании. Например, яблоко: форма - круглое, окраска- жёлтое, на вкус- сладкое, на запах- душистое, на ощупь- гладкое.

4. Метод сравнения. Например: сравниваем квадрат и круг методом наложения. Круг - круглый, катиться, нет углов. Квадрат - есть углы, все стороны равны, углы одинаковые.

5. Метод упражнения, т.е. многократное повторение. Например, найдите все предметы круглой формы, красного цвета и положите их на красный коврик.

Для сенсорного воспитания детей необходимо создавать нужные условия:

1. Разнообразная содержательная детская деятельность.

2. Богатая предметно - развивающая среда (оснащение уголков).

3. Систематическое руководство сенсорным развитием детей, в результате которого дети должны знать все эталоны системы, уметь обследовать.

4. Наличие в группе материала Монтессори.

5. Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе. Например, в лесу, в парке дети учатся различать окраску осенней листвы: у берёзы она лимонного цвета, у дуба – коричневого, у осины – красного или лилового. Картина осеннего леса, порка воспринимается ярче, если воспитатель предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шорох падающих листьев; учит определять запах грибов, прелой зелени.

Таким образом, чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребёнок в объекте, явлении. Это способствует полноценному развитию ребёнка.

   



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

        КГО «Детский сад №10 «Тополек» п. Орджоникидзевский»        

Консультация

на тему:

«Развитие  мелкой моторики рук

 у детей раннего дошкольного возраста».

Выполнила:

Воспитатель: Лесина Т.Ю.

             «Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

            Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка сначала в детском саду, затем в школе, и для многих видов труда.

             В сенсорном уголке нашей группы мы используем большое количество приобретенного материала: пластмассовые и деревянные конструкторы; «пазлы»; «шнуровки»; «мозаика»; наборы кубиков для сбора картинок; «пирамидки»; бусы — «змейка»; «складная матрешка»; разнообразные логические домики и теремки; часы с передвижными стрелками и многое другое.

           Так же в дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики. Развитие и улучшение речи находится в прямой зависимости от сформированности тонких движений пальцев. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

           Поэтому играя с детьми в дидактические игры, развиваем мелкую моторику, восприятие, внимание, память.

            Для развития мелкой моторики очень хорошо использовать массаж с гранеными карандашами (перекатывая карандаш по всей поверхности ладошек, самомассаж (для этого мы используем обыкновенный лист бумаги, пытаясь его смять и превратить в комок при этом массажируются все точки, находящиеся на ладошках, пальчиковую гимнастику как с речевым сопровождением, так и без него.

           Хорошим помощником в развитии мелкой моторики и сенсорики в нашей группе являются различные развивающие игрушки и дидактические игры, которые мы сделали сами.

Мешочки для развития мелкой моторики.

             Сшили 10 маленьких мешочков и наполнили их горохом, фасолью, рисом и другой крупой. Должно получиться по два-три мешочка с одним и тем же наполнителем. Предлагаем ребенку найти на ощупь одинаковые мешочки. Игра развивает мелкую моторику рук, тактильное восприятие. Делаем массаж пальчиков и кистей рук малыша.

   С мешочками мы изучаем понятия "Легче-тяжелее", "Больше-меньше", "Тише-громче".

Дидактические игры с пуговицами.

Отлично развивают мелкую моторику и точность движений, сенсорное развитие, тактильное восприятие, внимание, мышление, способствуют эмоциональному и творческому формированию. Для этого мы изготовили подушку с пуговицами.

Подушка с пуговицами.

         Перебирая пуговицы, у ребенка можно спросить: какого цвета пуговица, какого она размера (большая - маленькая, какая форма пуговиц - круглая, квадратная, треугольная, Мишка, яблочко, сердечко и т. д.) . Или попросить найти маленькую зеленую, самую большую, железную желтую, самую маленькую, красную квадратную и т. д.

Коробка самых разных пуговиц.

          Пуговки насобирали родители: маленькие и большие, с ножкой и с отверстиями, плоские и выпуклые, золотистые и перламутровые, в форме цветка, различной шероховатости. Чем разнообразнее пуговицы, тем интересней играют малыши. Одна из игр называется:

1.«Разноцветные пуговки».

       Воспитатель предлагает детям:

- разобрать пуговки по цветам: жёлтые, синие, зелёные; по форме и т. д. ;

- положить красную пуговицу, затем – жёлтую, зелёную, синюю (составляем цепочки) ;

- рассортировать пуговицы на 2 баночки: большие – маленькие;

- сгрести в кучу, пересыпать из руки в руку, насыпать в стакан и погреметь, как погремушка;

- взять одну пуговицу – много пуговиц, положить пуговицу далеко – близко, вверх – вниз.

2. «Пуговичная мозаика».

   Воспитатель предлагает выложить из пуговиц какой-то узор или фигуру (можно гусеницу, цветок, вишенку, машинку, виноград и др.).

3. «Дорожка».

Воспитатель просит детей сделать дорожку из пуговиц:

- красная дорожка, зеленая и т. д.

- чередовать пуговицы четырех основных цветов;

- дорожка из маленьких или больших пуговиц;

- сохраняя определенную закономерность:

синяя – белая, синяя - белая и т. д.

Так же нами изготовлены предметы одежды, на которых дети учатся застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки и замочки.

Следующая игра «Матрешки, грибочки и цветочки с пуговицами».

Цель: упражнять детей в назывании цвета, учить пристегивать и отстегивать бабочку на грибочке, одежду для матрешки, лепестки у цветочка, закрепление понятия «один», «много».

«Бабочки».

Цель: развитие мелкой моторики, закрепление понятий «один – много», «вверх – вниз», закрепление умения застёгивать кнопки.

«Найди шарик».

Цель: развитие мелкой моторики, закрепление желтого, красного, синего цвета, умения пользоваться липучками.

Для развития сенсорики и мелкой моторики очень хорошо использовать игры с прищепками.

Игры с прищепками.

Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками — развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста. Также эти игры направлены на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета, в прикреплении и отстегивании. Одна из игр с бельевыми прищепками – это:

«Весёлые фигурки».

Детям предлагают прикрепить прищепки к вырезанной из цветного картона заготовке.

Игра «Рассели по домикам».

Цель: научить различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов, формировать практические действия по цветовому различению.

Игра «Веселая гусеница».

Выкладывание цветных пробок по заданному образцу.

Игра «Упрямые шарики».

Перекладывание теннисных мячиков ложкой из одной емкости в другую.

Игра «Умные шнурочки».

Продевание шнурка в дырочки, составление узоров.

С большим увлечением дети занимаются играми с сыпучими материалами, сортировка, пересыпание. Интересный прием - это рисование по крупе.

Развитие навыков мелкой моторики важно, потому что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Поэтому мы начали в первой младшей группе активную тренировку пальцев ребенка, используя дидактические игры, сделанные своими руками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Одним из определений сенсорного развития можно считать следующее - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.Дошкольный возраст - это период п...

Консультация для воспитателей "Особенности сенсорного развития детей раннего возраста"

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...

Консультация для родителей: "Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста с зпр"

Что такое сенсорного развитие.Какие особенности сенсорного развития свойственны детям с зпр.Примеры игр на развтие сенсорной сферы....

Консультация для родителей: "Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФОП ДО"

Главная цель федеральной программы дошкольного образования — разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. В основе должны лежать...

Консультация для родителей и воспитателей по сенсорному развитию детей дошкольного возраста

В консультации представлена информация об эталонах сенсорного развития и о значении сенсорного развития для детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Значение сенсорного развития детей дошкольного возраста"

Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, сл...

Консультация для родителей "Значимость сенсорного развития детей дошкольного возраста"

Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, сл...