Что такое soft skills? Когда и как развивать эти навыки у ребенка?
статья (младшая, средняя группа)

Что такое soft skillsКогда и как развивать эти навыки у ребенка?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soft_skills_statya_dlya_sayta.docx267.24 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое soft skills?

Когда и как развивать эти навыки у ребенка?

Корнеева Наталья Анатольевна,

воспитатель

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 23 Колпинского района Санкт-Петербурга

 e-mail: korneevanatalya71@gmail.com

 Аннотация: благодаря принятию Федерального Государственного Образовательного Стандарта, дошкольный возраст считается первой ступенью образования. И сегодня существует мнение, что даже ключевые профессиональные компетенции формируются в дошкольном и младшем школьном возрасте. Речь, конечно, идет не о технологических навыках и умениях, а о психологических - от умения работать в команде, владеть речью, менять позицию, пользуясь воображением и креативностью… Если в этом возрасте такие способности не сформированы, ни в каком институте это упущение уже не наверстать. Для этого педагогам (да и родителям тоже) необходимо вооружиться soft skills, чтобы передать их новому поколению. Что же такое soft skills и как развивать эти навыки у ребенка? Об этом и расскажет статья.

Ключевые слова: soft skills; навыки; речь; умение. 

У вас есть знакомые, которые были двоечниками в школе, но в жизни достигли больше, чем многие отличники? Такая ситуация не редкость. Дело не только в профессиональных навыках и знаниях. Помимо профессионального опыта важно то, может ли человек строить здоровые отношения, отстаивать свою точку зрения, принимать решения и т.д. Все дело в том, что одних только хороших оценок в жизни недостаточно. Успешные люди обладают навыками, которым не обучают в школе. И за все это отвечают soft skills.
Навыки можно условно разделить на soft skills и hard skills. Hard skills - профессиональные знания, которые мы получаем в школе, университете или в других образовательных учреждениях. Это, например, умение считать или программировать. Soft skills — навыки взаимодействия в команде, умение слушать, навыки ведения переговоров, самопрезентации, владения речью.

Вот некоторые из наиболее востребованных сегодня гибких навыков soft skills:

- Коммуникация: умение общаться адекватно коммуникационной ситуации; считывать намёки и жесты; находить точки соприкосновения собеседником; грамотно начинать и завершать общение; договариваться; подводить итоги разговора.

- Эмоциональный интеллект: умение распознавать чужие эмоции и демонстрировать свои; артикулировать то, что чувствуешь; налаживать эмоциональный контакт для совместной деятельности.

- Работа с информацией: умение собирать, анализировать и оценивать новую информацию; задавать нужные вопросы; пересказывать своими словами без искажений; ориентироваться в широком информационном поле современного мира.

- Аргументация: умение формулировать своё мнение; взвешивать «за» и «против» в той или иной ситуации; обнаруживать противоречия и логические нестыковки; мыслить критически.

- Системное мышление: умение планировать; ставить промежуточные и конечные цели и реализовывать их; анализировать сложные ситуации; находить оптимальные решения.

- Мотивация: умение мотивировать себя и своих подчинённых; понимать чужие мотивы и намерения; преодолевать препятствия и кризисы.

А теперь вопрос. Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок был коммуникабельным и креативным, умел управлять временем и работать в команде, брать на себя ответственность и доводить дело до конца? Ответ очевиден.

Навыки soft skills наиболее эффективно развивать именно с детства, когда ребенок открыт к новому и родители помогают заложить фундамент его будущего.

   

     Вот список вопросов и способов проверки, которые помогут выявить сильные и слабые стороны ребенка и подскажут, над чем нужно поработать.

Коммуникативные навыки:

- Насколько легко он общается с одногодками и взрослыми людьми? Понаблюдайте, комфортно ли он чувствует себя в обществе.

- Может ли он исполнять конкретную роль в командной игре? Организуйте ролевую игру, например, в больницу.

- Может ли он объяснять свои выводы и решения? Насколько они последовательны и логичны? Спросите почему он совершил какой-то поступок.

Управленческие навыки:

- Может ли он сам организовать какой-либо процесс. Приготовьте семейное несложное блюдо, попросите ребенка распределить обязанности и проследить за их выполнением.

Мышление:

- Проявляет ли он креативность в решении разных вопросов? Попросите его принести вам что-то, что ему физически будет сложно достать. Понаблюдайте, какие действия он будет предпринимать.

- Насколько он внимателен к деталям? Попросите его описать какой-либо предмет или придумать о нем загадку. При составлении ему придется подмечать особенности и свойства объекта.

Self-менеджмент:

- Может ли он долго фокусироваться на выполнении задачи? Попросите его полностью раскрасить какую-то объемную картинку.

- Доводит ли он дело до конца? Например, рисунки, сборку моделей.

По результатам такой проверки можно составить собственную программу обучения. Такую проверку можно проводить спустя какое-то время, чтобы отследить прогресс. Вопросы для такого тестирования вы можете дополнять сами.

     Инвестируйте свое время в коммуникацию с ребенком. Не нужно многого. С ребенком просто нужно разговаривать, пока он слушает. Дети впитывают все, как губки. Покажите, что для вас важно развитие, и вы сами развиваетесь и учитесь, делитесь тем, что узнаете, и общайтесь с детьми.

Из важных soft skills, которые следует развивать обязательно, стоит выделить такие. Самопрезентация — умение с достоинством без лишней робости рассказать о себе. При этом не нужно путать скромность с робостью. «Зачем детям уметь презентовать себя?» — спросите вы. Попадут в новый коллектив или будут проходить собеседование, их попросят рассказать о себе. Важно, чтобы ребенок был готов к этому, чтобы не мямлил невнятное: «Ну не знаю, люблю там футбол и все такое…». Самопрезентация — это золотая середина между умеренной бравадой с целью саморекламы и разумной скромностью.

     

Нужно отличать скромность от робости. Первая не мешает, а украшает, а вторая ставит в тупик и не дает раскрыть сильные стороны. Попробуйте искусственно, но ненавязчиво создать ситуацию, где ребенок расскажет о своих сильных сторонах, не красуясь. Понаблюдайте, какая реакция, насколько уверенный голос, находит ли нужные слова. Не давайте советов, послушайте внимательно, без малейшей иронии, даже если захочется улыбнуться. Развить этот навык поможет упражнение «Самые интересные люди страны». Поиграйте с ребенком в игру, где нужно представить, что проходит конкурс на самого интересного человека в стране. И задача — презентовать себя. Рассказать интересно о том, кто ты, что любишь и чем интересен. Не критикуйте. Слушайте. Запишите его выступление на видео и сделайте совместный анализ. Обсудите вместе, что получилось и хочет ли ребенок что-то изменить.

Умение договариваться — здесь объяснения лишние. Как можно развить этот навык? Например, не потакайте каждому желанию ребенка, когда он попросит купить ему что-то «просто так», а просите аргументированно объяснять, почему ему нужны те или иные вещи. Возьмите листок и ручку, четко сформулируйте и запишите обоюдную проблему, зафиксируйте варианты решения. Ребенок увидит, как можно с уважением относиться к чужой позиции, и будет отвечать тем же.

Внятная и связная речь. К сожалению, в нашей системе образования нет уроков ораторского искусства, в отличие от западной системы. Но если ребенок с детства чувствует себя комфортно перед людьми и свободно доносит свои мысли, это добавляет уверенности. 

Основа основ — это правильное дыхание, которое помогает во время выступления. Попробуйте дышать диафрагмально, животом: на вдохе живот надувается, на выдохе в процессе речи живот втягивается обратно.

Такой способ осознанного контролируемого дыхания поможет звучать уверенно, убрать «писклявость» в голосе, говорить на одном дыхании дольше, чем обычно. Освоили диафрагмальное дыхание самостоятельно? Научите этому ребенка. Можно даже посоревноваться, кто будет дольше говорить на одном дыхании. Кстати, эта дыхательная практика поможет справиться со страхом перед выступлением: начинайте думать только о диафрагме, о вдохе и выдохе, отключите голову от предстоящего испытания.

После диафрагмального дыхания переходите к дикции. Массу полезной информации можно найти на YouTube. Речевой аппарат: губы, зубы, язык и челюсть необходимо «прокачивать» с помощью упражнений. Они избавят от «каши во рту» и зажатой челюсти. Также тренируйте внятную речь на чистоговорках. Чистоговорки, а не скороговорки, потому что первостепенная задача — проговаривать не быстро, а четко и понятно.

Можно вместе с ребенком поиграть в диктора центрального телевидения. Скачайте текст чистоговорки и попробуйте прочитать сложновыдуманные слова так, будто передаете горячую новость. При этом проговаривайте слова и доносите смысл, на первый взгляд, бредового текста. Слова будут даваться с трудом, дойти до конца текста непросто, но повод посмеяться от души обеспечен.

Таким образом вы тренируете еще и память. Можете придумать поощрение. Например, если ребенок ни разу не сбился и все четко произнес, он получает приз.

     Если вы поняли, что ребенку нужно подтянуть навыки коммуникации, попробуйте поиграть с ним в игру «Археолог».

1. Составьте компанию малышу, пусть это будет ваша небольшая исследовательская группа, распределите роли. Он – главный археолог, вы выполняете его указания. Спросите его, с чего лучше начать и почему.
2.  Попросите комментировать все действия, чтобы вам был понятен ход его мыслей.
3. Предложите пофантазировать, что вы древние люди, говорите на непонятном языке и вам нужно договориться о чем-то.
4.  Вместе напишите письмо в прошлое древнему человеку (придумайте ему имя), пусть малыш расскажет, что изменилось в мире, задаст ему свои вопросы. Будет интересно, если спустя время вы подготовите ответ на это письмо и напишете его от имени древнего человека).

     Если вы поняли, что лидерские компетенции пока проявляются слабо, то можете усилить их с помощью игры «Доктор». Ниже подсказки, как целенаправленно проработать именно эту категорию.
1. Вообразите, что вы работаете в отделении скорой помощи: ребенок – доктор, а вы – медсестра/медбрат. Объясните, что в каждой работе существует иерархия: руководитель распределяет задачи и контролирует исполнение, подчиненные выполняют поручения.
2. Вместе с малышом поставьте диагноз по рентгеновскому снимку (нарисуйте какой-нибудь смешной «снимок» сами), а потом подскажите, что обязательно нужно проверить его правильность, чтобы не было ошибки.
3. После наложения «гипса» (используйте подручные материалы) попросите ребенка составить памятку аккуратного поведения, которая поможет избежать переломов.
4. Когда «доктор» рассмотрит зубы «пациента» и узнает о причинах появления кариеса, попросите его рассказать о них другому члену семьи. Пусть малыш устроит мини-лекцию и мастер-класс по правильной чистке зубов.

     Это не просто навыки. Это фундамент для успешного старта в будущее. И помните, время летит незаметно. И развитие soft skills не стоит откладывать. Чем раньше вы начнете, тем лучше. Окружение и пример со стороны формируют ребенка с самых ранних лет.1,2,3

___________________

1 - https://promum.com.ua/education/soft-skills-dlya-detey-prihot-ili-neobhodimost-kogda-i-kak-razvivat-eti-navyiki/

2 - https://oysterkit.ru/soft-skills#rec93195241

3 - http://www.psychologies.ru/standpoint/chto-takoe-soft-skills-i-kak-razvit-ih-u-rebenka/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Когда и как развивать связную речь дошкольника"

Развитие связной речи -необходимое условие подготовки ребенка к школьному обучению. Педагогами дошкольных учреждений ведется работа над развитием связной речи ребенка. Однако для некоторой части детей...

Лекторий для родителей. ЧТО ТАКОЕ МЕЛКАЯ МОТОРИКА — КОГДА НАЧИНАТЬ?

ЧТО ТАКОЕ МЕЛКАЯ МОТОРИКА — КОГДА НАЧИНАТЬ?...

Когда и зачем развивать мелкую моторику.

Известно, что существуют дети «маугли», которые не умеют говорить, потому что пропустили благоприятный период для развития речи, а знаете ли Вы, что в жизни каждого ребенка существует уник...

Консультация "Что такое мелкая моторика- когда начинать?"

Мелкая моторика - гимнастика для пальцев рук.Пальчиковые игры....

"Что такое детство?" и "Когда оно заканчивается?"

Детство - волшебная страна, в которой все желания непременно сбываются. Детство - добрая сказка, очутившись в которой начинаешь верить в чудеса. "Что такое детство"? и "Когда оно з...

Статья для родителей: "Как слушать ребенка. Что такое активное слушание. Когда надо слушать ребенка".

Статья для родителей: "Как слушать ребенка. Что такое активное слушание. Когда надо слушать ребенка".                        ...