Консультация для воспитателей Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития дошкольников.
консультация

Олеся Вячеславовна Рыбченкова

Консультация для воспитателей Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития дошкольников»

Вид деятельности под названием "аппликация" известен давно.

Аппликация (от лат. applicatio — прикладывание) - создание

художественных изображений наклеиванием, нашиванием на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала; изображение, узор, созданный таким способом.

Аппликация - одно из самых любимых занятий детей. Малышам нравится что-то вырезать из бумаги или ткани, клеить, раскрашивать и в итоге получать творение, сделанное своими руками.

Любая творческая деятельность, в частности аппликация, имеет большое значение для умственного развития детей, расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах,

многообразии оттенков цветов.

Итак, аппликация:

•        Развивает художественное воображение и эстетический вкус.

•        Развивает конструктивное мышление – зачастую, во время работы ребенку необходимо из частей собрать целое.

•        Развивает мелкую моторику и тактильные ощущения, особенно, если помимо бумаги используются другие материалы: ткань, крупа,

сухоцветы, соломка.

•        Помогает выучить цвета и формы.

•        Знакомит детей с понятием технология: чтобы получить результат, необходимо выполнить последовательность различных действий: вырезать детали, смазать клеем бумагу, посыпать крупу, размазать пластилин и тому подобное.

По тематике изображения аппликация подразделяется на предметную, сюжетную, пейзажную и декоративную.

По форме аппликация бывает объемной и плоской. По цвету — одноцветная и многоцветная.

Для аппликации можно использовать самые разные материалы: различные виды бумаги, ткани, нитки, соломку, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы.

Современным детям быстро надоедают однотипные занятия. Их жизнь разнообразна, им хочется нового и необычного. С каждым годом у детей увеличивается тяга к познанию и интерес к окружающему миру. Есть

нетрадиционные техники развития мелкой моторики, от которых дети будут в восторге и точно не заскучают.

Нетрадиционные методы изобразительной деятельности развивают моторику и творческие возможности детей. Такие занятия важны особенно для детей, имеющих нарушения в речевой деятельности.

В работе с детьми я стараюсь использовать разнообразные нетрадиционные техники, это и обрывная аппликация, оригами, аппликация из салфеток и ткани, из гофрированной бумаги, из яичной скорлупы, из ниток, из всевозможных круп и многие другие. Остановимся на тех техниках, которые, на мой взгляд, более интересны детям и максимально эффективны для

развития мелкой моторики рук ребенка.

Вот несколько нетрадиционных техник аппликации, которые вы можете использовать в работе с детьми.

1.        Торцевание из бумаги.

С помощью торцевания можно создавать удивительные объѐмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна, интерес к ней объясняется необычным эффектом "пушистости" и лѐгким способом еѐ исполнения.

Данная техника доступна ребенку уже с пяти летнего возраста, и он может освоить ее за одно занятие. В процессе работы с данной техникой у них развивается моторика пальцев рук, точность движений, фантазия, абстрактное мышление, внимание, художественные навыки работы с пластическими материалами. Для выполнения поделок в этой технике нужен минимальный набор инструментов, бумага, клей, ножницы и "торцовочный" инструмент - колпачок от ручки, кисточка, карандаш и т.д.

2.        Объемная аппликация из салфеток

«Пушистая аппликация»

Простой и доступный для любого возраста вид творчества. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: возможность создавать шедевры без ножниц; развитие мелкой моторики маленьких ручек; развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; широкие возможности для проявления креатива. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места.

3.        Оригами

Изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного

складывания и сгибания — увлекательное и полезное занятие для дошкольников, также является хорошим средством развития мелкой мускулатуры кистей рук. Эта работа увлекает дошкольников, способствует развитию воображения, конструктивного мышления.

4.        Модульная аппликация (мозаика)

При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут

использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки, яичная скорлупа.

5.        Обрывная аппликация

Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и

составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать

контурный рисунок. Это будет сделать проще, если сначала на обратной

стороне цветной бумаги нарисовать контур рисунка. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

6.        Аппликация из ваты, ватных дисков, ниток и тополиного пуха

С помощью аппликаций из ваты, ниток или же тополиного пуха можно

сделать пушистых, объѐмных зверей, снег, изобразить пух растений, облака – простор для фантазии весьма широк. Помните, что вату можно подкрасить акварелью либо гуашью, и тогда простор для творчества и фантазии увеличится в несколько раз. Аппликация из ватных дисков – очень интересный и доступный вид детского творческого. С помощью этого простого материала вы сможете вместе с малышом создавать настоящие шедевры. Для работы вам также понадобятся клей, краски, цветная бумага и фантазия.

7.        Аппликация из конфетти

Нащелканные дыроколом кусочки бумаги люди используют по-разному. Ну, как используют: выбрасывают, либо же отдают играть детворе, а потом все равно выбрасывают. Я предлагаю вам создавать из нее картины самим или вместе с детьми. Все зависит от вашей фантазии и желания. Описание работы:

  • Нарисуйте, например, контур рыбки.
  • Предложите ребенку кисточкой нанести клей по всей поверхности рисунка.
  • Дайте густо посыпать весь лист бумаги конфетти.
  • Пусть ребенок стряхнет лишнее с листа бумаги (можно просто перевернуть лист "вниз головой").
  • Вместе удивитесь возникшей перед вами яркой рыбке.
  • Как вы поняли, работать в этой технике можно с детьми любого возраста.

8.        Аппликация из поролона

Поролон красят краской или берут цветные губки для мытья посуды. Затем рвут на мелкие кусочки. После этого рисуют на бумаге простым карандашом то, что хочется сделать вам или детям. Смазывают клеем и приклеивают поролон.

9.        Аппликацией из крупы

Техника «посыпание» и техника «вдавливание».

Техника «посыпание»

Техника "посыпание" – аппликация из крупы, выполненная на основе

контурного рисунка (шаблона).

  • Рисуем простым карандашом на цветном картоне или находим изображение с четким контуром (контурный рисунок).
  • Крупа подойдет любая. В первый раз лучше сделать самую-самую

простую аппликацию, например, цыпленка из пшена. В этом случае рисунок полностью намазываем клеем ПВА и посыпаем пшеном.

  • Затем можно переходить к аппликациям из разных круп. Принцип простой: для каждой детали мы используем разный по цвету или фактуре материал.
  • Клеем намазываем сначала одну деталь, засыпаем ее крупой, затем другую и т.д.

Техника «вдавливание»

  • Нам понадобится заготовка: цветной рисунок или самая простая

аппликация из бумаги. На фото в качестве заготовки используется именно бумажная аппликация – силуэт грузовика, приклеенный на цветной картон.

  • Затем примазываем детали грузовика из пластилина, аккуратно разравнивая края.
  • Предлагаем ребенку декорировать детали крупой (или зернами кофе, орехами, семечками и т.п.) – вдавить их в пластилин.

10. Аппликация из засушенных растений.

В настоящие время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев, так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна учащимся и детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие.

Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому,

что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе.

Все вышеперечисленные техники способствуют развитию мелкой моторики и координации движений у детей и в целом речевому развитию. На мой взгляд, если систематически их использовать в работе с детьми, то можно добиться определенных положительных результатов. Ведь работа с

нетрадиционными материалами заключает в себе большие возможности для гармоничного развития ребенка. Вместе с тем в нетрадиционных техниках

аппликации заложены колоссальные воспитательные резервы и огромные педагогические возможности, которые влияют на художественно- эстетическое и образно-пространственное восприятие окружающего мира детьми дошкольного возраста, на развитие творчества дошкольников.

Предлагаемые мною нетрадиционные техники могут быть использованы в работе с дошкольниками с нарушениями речи и для детей с нормальным уровнем речевого развития; в детском саду и в домашних условиях. Это

мобильная структура, в которую можно вносить изменения, дополнения, исправления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Нетрадиционные техники аппликации как средство творческого развития дошкольников.

Консультация для воспитателейНетрадиционные техники аппликации как средство творческого развития дошкольников.Автор: Гордеюк Оксана Александровна МБДОУ №10 «Звездочка» г.Тейково Вид дея...

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники аппликации как средство развития дошкольников»

В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир....